Методологическая функция философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:13, реферат

Описание

Тайна — это то, что нельзя узнать, а нужно прожить: любовь — это тайна, смерть — это тайна, будешь умирать — узнаешь. Мы знаем, сколько клеток в нашем головном мозгу, какие там происходят процессы, но как к нам в голову приходит мысль — это тайна. Если бы мы ее знали, мы бы все были гениями. Самой большой тайной является сам человек, и вся его история — это процесс выяснения, что он есть такое. Как только он это выяснит, история, возможно, закончится. И главную роль в этом выяснении играет философия.

Содержание

Введение…………………………………….………………………………………………………………………3
Принцип философии.…………….…………………………………………………………………………..7
Общая характеристика функций философии………………………………….………………..8
Метод и методология………………………………………………………………………….……….….10
Методологическая функция……………………………………………………….……………………16
Заключение……………………………………………………….………………………….…………..………21
Список литературы……………………………………………………………………………..……..…….24

Работа состоит из  1 файл

методолог. функц. философии.docx

— 44.12 Кб (Скачать документ)

 

Министерство  образования и науки, молодежи и  спорта Украины

Одесская  Национальная Морская Академия

 

 

 

Кафедра философии

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Философские проблемы научного познания

              на тему: Методологическая функция  философии

 

 

 

                                                                                                      Выполнил:   курсант группы 1250                                                                                                   

Калиниченко А.И.

                                                                                                    

 

 

 

 

Одесса 2013

 

Содержание

Введение…………………………………….………………………………………………………………………3

Принцип философии.…………….…………………………………………………………………………..7

Общая характеристика функций философии………………………………….………………..8

Метод и методология………………………………………………………………………….……….….10

Методологическая функция……………………………………………………….……………………16

Заключение……………………………………………………….………………………….…………..………21

Список литературы……………………………………………………………………………..……..…….24

 

Введение

Философия — греческое слово  и в переводе на русский язык означает «любовь к мудрости». Это древнейшая наука, и в то же время она всегда молодая, потому что идеи, выдвинутые мыслителями, никогда не устаревают. Устаревать могут знания, а мудрость — это умение удивляться миру, видеть его таким, каким не видит никто, понять смысл собственного существования  и смысл существования человеческого  общества, смысл истории. Все это  и означает философствовать. Люди философствуют  всегда, поскольку они живут среди  других людей, поскольку постоянно  нужно выбирать между добром и  злом, между честью и бесчестием, поскольку принимать самые главные  решения относительно собственной  жизни приходится чаще всего самому. Люди не были бы людьми, если бы не философствовали. Но чаще всего мы философствуем стихийно, руководствуясь здравым смыслом  или житейской интуицией, которые  нас часто подводят.

Изучение философии позволяет  нам узнать мудрые советы относительно осмысленной жизни, относительно добра  и зла, понять свое собственное место  и предназначение в обществе и  место человека в мироздании, выработать свое отношение к таким феноменам, как судьба, счастье, любовь, смерть. Ни физика, ни биология, ни лингвистика  таких советов не дают — изучение этих дисциплин делает человека специалистом, а изучение философии может сделать  человека умным. Быть умным — значит уметь правильно распоряжаться  своей жизнью, уметь предусматривать  последствия своих поступков, уметь  быть счастливым и влюбленным в жизнь  человеком.

Духовная культура человека покоится на четырех основаниях — это наука, религия, искусство и философия. Как нельзя себе представить общество без науки или искусства, так  нельзя его представить без философии. Невозможно общество, где нет философов, то есть людей, которые ищут последние причины существования человека, общества, мира в целом, пытаются понять — куда идет человеческое общество, есть ли прогресс в истории, ожидает ли человечество конец или разум всегда будет существовать во Вселенной; что такое сама Вселенная и как может человек постигнуть ее бесконечность в пространстве и во времени, ее законы, — будучи сам ничтожной, исчезающею малой величиной в сравнении с се величием. Без этих поисков человеческое общество прекратило бы развиваться.

Философски мыслящим должен быть физик, изучающий законы происхождения  и развития Вселенной; биолог, пытающийся понять, как возникла жизнь и чем  живое отличается от неживого; лингвист, постигающий тайное родство человеческих языков и приходящий к мысли, что  не мы говорим языком, а он, язык, говорит нами и через нас. Но философски мыслящим должен быть каждый человек, если он не хочет жить подобно заведенному  автомату, марионетке в чужих руках, а хочет сам докопаться до сути своего дела, своих отношений с  другими людьми, хочет быть самобытным человеком, который сам свободно строит свою жизнь.

Поэтому древний мудрец Сократ сравнивал  философию с оводом, который постоянно  летает над людьми, жалит их и  не дает им спать, то есть жить бездумно и бессмысленно. Философия говорит  человеку: думай, старайся понять, зачем  ты живешь, в чем твое предназначение, в чем причина твоих бед  и несчастий, кто виноват в  них — общество или ты сам; ищи  то дело, которое ты можешь сделать  лучше всех; не поддавайся ненависти  и злобе, старайся жить в любви  и во что бы то ни стало делать добро; не будь сытой и всем довольной  скотиной, мучайся своим несовершенством, своим неумением, своей трусостью  и постоянно выковывай из себя человека; умей посмотреть на себя искренно — ведь большую часть своих  достоинств и добродетелей ты сам  себе придумал, ведь еще никому не стало  теплее от твоего существования, никому ты еще не сделал добра, потому что делать добро — это искусство, а благими намерениями вымощена дорога в ад.

Таким образом, философия учит человека быть человеком, учит искусству жизни, искусству познания мира, искусству  жить среди людей, искусству не бояться  смерти и мужественно глядеть  в лицо своей судьбе. Изучая философию, мы и постигаем это особое и, возможно, самое важное искусство.

Не только философия учит человека быть человеком, этим же занимаются литература, живопись, музыка, этим же занимается религия, воспитывая человека и смягчая его  нравы. В отличие от них, философия  пытается найти методы познания природы  и общества, обобщить духовный опыт человечества и выявить в его  истории некоторые закономерности. При этом философия пытается выразить свои прозрения и откровения через  понятия, систему категорий, и здесь  она уподобляется любой конкретной науке, такой, например, как физика или  биология, и это часто дает повод  называть философию наукой. Но если понимать под наукой наличие строгих  и четких, логически связанных  и верифицируемых (проверяемых на опыте) понятий и законов, то философия, конечно, совершенно особая область  знания. Большинство философских  положений опытом не доказываются и  из опыта не вытекают: нельзя доказать опытным путем, что жизнь и  разум возникли из развивающейся  природы, нельзя доказать, что Бог  есть основа мира, нельзя доказать, что  человеческая свобода с необходимостью вытекает из человеческой природы и  т.д.

Человеку было бы намного проще  жить, если бы самые главные вопросы  его существования могли бы быть однажды доказаны раз и навсегда.

Такими главными философскими вопросами  великий немецкий философ Иммануил Кант считал следующие: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я могу надеяться? 4. Что такое  человек?

На эти вопросы нельзя никогда  дать окончательного ответа, каждая эпоха  их решает по-своему, и каждый человек  пытается на них по-своему ответить. Если физика со времен античности ушла далеко вперед в разгадке тайн материи, то философия снова и снова возвращается к этим «проклятым» вопросам, и только мучаясь над ним и пытаясь на них ответить, человечество продолжает существовать.

Попытки построения философии, — считал другой, не менее выдающийся немецкий философ А. Шопенгауэр, — были столь  долго безуспешными потому, что ее пытались создать на пути науки, а  не искусства (в данном случае имеется  в виду искусство не как художественная деятельность, а как искусство  жить, искусство познавать, искусство  делать добро). Для философа категории  и понятия — то же самое, что  мрамор для скульптора, но так как  всякое изложение в понятиях есть знание, то в этом смысле философия  — наука: собственно говоря, считал Шопенгауэр, она есть нечто среднее  между искусством и наукой или, вернее, нечто, объединяющее и то, и другое.

В той мере, в какой философия  пытается быть наукой, подражать науке, брать на вооружение научные обороты  и понятия, она является носителем  знаний. Но знаний в философии мало: мы знаем годы жизни тех или  иных философов, знаем основные понятия  и категории, в которых пытались выразить свои идеи античные или средневековые  мыслители. В той мере, в какой  философия является искусством, она  является носителем тайны.

Тайна — это то, что нельзя узнать, а нужно прожить: любовь — это  тайна, смерть — это тайна, будешь умирать — узнаешь. Мы знаем, сколько  клеток в нашем головном мозгу, какие  там происходят процессы, но как  к нам в голову приходит мысль  — это тайна. Если бы мы ее знали, мы бы все были гениями. Самой большой  тайной является сам человек, и вся  его история — это процесс  выяснения, что он есть такое. Как  только он это выяснит, история, возможно, закончится. И главную роль в этом выяснении играет философия.

 

Принцип философии

Философия – есть мировоззрение, то есть совокупность взглядов на мир  в целом и на отношение человека к этому миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что  относится, прежде всего, к научной  сфере общественного сознания(хотя не только к ней), а внутри нее  имеются специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем  развитии не на оду какую либо научную  дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества. Сущность философии - в размышлении  над всеобщими проблемами, в системе  «Мир-Человек».

Философия выступает в двух ипостасях:

1. как информация о мире в  целом и отношении человека  к этому миру.

2. как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности.

Следует разделение функций философии  на мировоззренческие и методологические. Соотношение мышления к бытию, отношение  человека к миру. Проблемы философии  всеобщи, предельны – предельны  для бытия человека, для его  общей программы деятельности, для  всей человеческой культуры. Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Более широких проблем, чем мировоззрение не бывает. Понятие материи, пространства, времени, движения, причины, возможности, необходимости и т.п. – предельные. Так как они находятся в основаниях любого рода человеческой деятельности.

В качестве предельных понятий философские  категории и принципы не подлежат уяснению в собственных терминах. Именно поэтому они исторически  явились предельными, наиболее универсальными основаниями целостно- связной совокупности многообразных форм отношений человека к миру. Отсюда субъектно-объектный  способ их уяснения как предельных оснований культуры. Предельная широта философских проблем и понятий  связанна, как мы видим, с их фундаментальностью для общего понимания мира, жизни, отношения человека к миру. Главным  предметом экзистенциализма является бытие индивидуального человеческого  субъекта.

Центральной проблемой экзистенциализма – мир человеческой личности. Экзистенциализм  не просто «Восстанавливает» в правах проблему бытия, возвращаясь тем  самым к мета физике (в отличие  от позитивизма): он трансформирует проблему бытия в проблему смысла вопросов о бытие, то есть находит возможность  «Перенести центральные тяжести» метафизичной проблематики с объекта на субъекта- так как только субъект и является «Генератором смыслов».

 

Общая характеристика функций  философии

 говоря обыденным языком, функции  философии - это те обязанности,  которые предписаны философии  самим предметом философского  познания. Иначе, функции философии  - это обязанности философии перед  человеком, если он в познании полагается на философию: как своеобразный алгоритм познания философия должна обеспечить определенный результат познавательной деятельности, к примеру, дать достоверные представления о мире и месте в нем человека.

Более строго, мы можем определить понятие "функция" следующим образом: это способ действия, способ проявления активности системы философского знания. В этом смысле, Гете (1749-1832) определял  понятие "функция" как "существование, мыслимое нами в действии". Функции  философии подразделяются на две  группы: мировоззренческие и методологические. Такое деление вытекает из самого определения философии как мировоззрения.

Мировоззренческие функции философии

1. Гуманистическая функция: заключается  в преодолении факторов, способствующих  духовной деградации личности, которая,  в свою очередь, является предпосылкой  антропологической катастрофы. В  ряду таких факторов отмечаются, в настоящее время, такие как  рост специализации во всех  отраслях человеческой деятельности, усиление технизации общества, рост  анонимного научного знания, что  в совокупности складывается  в такие черты мировоззрения  современного человека как техницизм и сциентизм.

Отмеченные черты выражают внутри культурную тенденцию к абсолютизации  роли техники и науки в контексте  социальной жизни. Отстаивание гуманистического, духовного, собственно человеческого  начала как в социальной жизни, в  системе культуры, так и в самом  человеке, и представляет собственное  содержание гуманистической функции  философии (А.Швейцер);

2. Социально-аксиологическая функция - представляет систему подфункций, таких как:

    • конструктивно-ценностная – предполагает разработку представлений о ценностях, управляющих как жизнью индивидуума, так и жизнью всего общества (социальный идеал);
    • интерпретаторская - предполагает истолкование социальной действительности;
    • критическая - представляет критику реальных социальных структур, общественных институтов, состояний общества, социальных действий;

3. Культурно-воспитательная функция:  предполагает не только воспитание  человека в качестве субъекта  культурного пространства и, как  следствие, таких его качеств  как самокритичность, критичность,  но и формирование диалектического  мышления;

4. Отражательно-информационная функция:  выражает основное назначение  специализированного теоретического  знания – адекватно отражать  свой объект, выявлять его содержательные  элементы, структурные связи, закономерности  функционирования, способствовать  углублению знаний, служить источником  достоверной информации о мире, которая аккумулируется в философских  понятиях, категориях, общих принципах,  законах, образующих целостную  систему. 

 

Метод и методология

Деятельность людей в любой  ее форме (научная, практическая и т.д.) определяется целым рядом факторов. Конечный ее результат зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект), но и от того, как совершается  данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются. Это  и есть проблемы метода. 
Метод (греч. methodos) - в самом широком смысле слова - "путь к чему-либо", способ деятельности субъекта в любой ее форме. Понятие "методология" имеет два основных значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.

Информация о работе Методологическая функция философии