Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:13, реферат
Тайна — это то, что нельзя узнать, а нужно прожить: любовь — это тайна, смерть — это тайна, будешь умирать — узнаешь. Мы знаем, сколько клеток в нашем головном мозгу, какие там происходят процессы, но как к нам в голову приходит мысль — это тайна. Если бы мы ее знали, мы бы все были гениями. Самой большой тайной является сам человек, и вся его история — это процесс выяснения, что он есть такое. Как только он это выяснит, история, возможно, закончится. И главную роль в этом выяснении играет философия.
Введение…………………………………….………………………………………………………………………3
Принцип философии.…………….…………………………………………………………………………..7
Общая характеристика функций философии………………………………….………………..8
Метод и методология………………………………………………………………………….……….….10
Методологическая функция……………………………………………………….……………………16
Заключение……………………………………………………….………………………….…………..………21
Список литературы……………………………………………………………………………..……..…….24
Методологические функции
Эвристическая функция (от греч. «эвриско» — отыскиваю, открываю) состоит в содействии приросту научных знаний, выработке творческих принципов. Любые научные положения, в особенности теории, возникают не только на основе прежних теорий и эмпирических (опытных) данных, но и определённых вненаучных, т. е. философских предпосылок. Эти философские основания науки могут осознаваться, а могут и не осознаваться самими учёными, но они обязательно имеют место в научном поиске. Например, развитие фундаментальной для всего естествознания атомно-молекулярной теории и связанные с нею многообразные экспериментальные исследования в физике и химии XIX века основывались на выдвинутой ещё философами древности идее о том, что мир состоит из атомов — неделимых частиц материи. Кстати, более двух тысяч лет эта философская идея была не востребована наукой.
Ещё пример: Допустим, врач изучает факторы, обусловливающие возникновение какого-либо заболевания. Этих факторов много, но они неравнозначны. Согласно диалектике (в данном случае философской теории детерминации), в возникновении любого следствия могут участвовать 3 фактора: причина, условия и повод. Чтобы разработать подлинно научную теорию о причинах болезни (она именуется этиологией), врач должен, во-первых, знать о том, что имеется 3 детерминирующих фактора, и, во-вторых, он должен знать критерии отличия этих трёх факторов друг от друга. Нужно подчеркнуть, что всё это предпосылочное знание в рамках самой медицины не разрабатывается, оно разрабатывается философией. Если его не будет, то врач создаст не этиологическую теорию, а простую сводку данных об участии различных факторов в возникновении заболевания, что, кстати, нередко и случается.
Таким образом, научная теория для своего создания требует определённых философских категорий, положений, принципов. Не только приведённые в данном примере философские категории причины, следствия, условий вплетаются в ткань науки, но и все другие (пространство, время, движение, качество, количество, противоречие, случайность, необходимость, часть, целое и т. д.). При этом категории и принципы философии подсказывают, определяют наиболее общие правильные направления познавательного поиска при частно-научных исследованиях, задают наиболее общую их программу. В этом смысле философия в совокупности её категорий, принципов и законов выполняет функцию общего метода познания для всей науки и всех других сфер культуры.
Выше имелся в виду тот случай,
когда содержание самих категорий
и принципов философии
Заключение
Таким образом, принципы философии, будучи применены к построению научных теорий, включаются в их состав в качестве гносеологического основания. Частные науки нуждаются в логике, гносеологии и всеобщей методологии - данные потребности обеспечивает диалектика как логика. Это придает практическую значимость общеметодологической функции философии, которая не только задает ориентиры познавательной деятельности, но и оказывает влияние на результат научных исследований.
Подводя итог рассмотрению содержания
предмета философии и ее основных
функций, необходимо отметить, что роль
философии не ограничивается собственно
сферой познания - философия является
не только самым общим интегратором
научного знания, но и предельно
общим началом, реально объединяющим
социокультурное бытие и в
частности формирующим его
На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому объект исследуется преимущественно со стороны своих внешних связей и отношений, доступных живому созерцанию. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность — характерные признаки эмпирического познания.
Эмпирическое
исследование направлено
Мы, оказывается, сами
«делаем» наш опыт. Именно теоретик
указывает путь
Специфику теоретического
научного познания определяет
преобладание рационального
Методологическая функция философии состоит в том, что философия активно участвует в формировании методологии познания окружающего мира. Методом называется совокупность приёмов и операций теоретического или практического познания действительности. Философия взаимодействует с наукой в разработке научной методологии познания мира. Не случайно гносеология нацелена выработку путей и средств достижения истинного знания. Философы, особенно это заметно начиная с 17 в., участвовали в разработке и теоретическом обосновании таких операций как индукция и дедукция, анализ и синтез, наблюдение и эксперимент, аналогия, моделирование и пр. Важную роль философия играет, выполняя эвристическую функцию, помогая свершению научных открытий и технических изобретений.
Источники:
1. интернет-ресурс: http://www.bestreferat.ru/
2. интернет-ресурс: http://works.tarefer.ru/91/
3. интернет-ресурс: http://www.nuru.ru/philos/002.
4.интернет-ресурс: http://www.studfiles.ru/dir/
5. интернет-ресурс: http://eurasialand.ru/txt/
6. интернет-ресурс: http://uy.by/page/