Методологическая функция философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:13, реферат

Описание

Тайна — это то, что нельзя узнать, а нужно прожить: любовь — это тайна, смерть — это тайна, будешь умирать — узнаешь. Мы знаем, сколько клеток в нашем головном мозгу, какие там происходят процессы, но как к нам в голову приходит мысль — это тайна. Если бы мы ее знали, мы бы все были гениями. Самой большой тайной является сам человек, и вся его история — это процесс выяснения, что он есть такое. Как только он это выяснит, история, возможно, закончится. И главную роль в этом выяснении играет философия.

Содержание

Введение…………………………………….………………………………………………………………………3
Принцип философии.…………….…………………………………………………………………………..7
Общая характеристика функций философии………………………………….………………..8
Метод и методология………………………………………………………………………….……….….10
Методологическая функция……………………………………………………….……………………16
Заключение……………………………………………………….………………………….…………..………21
Список литературы……………………………………………………………………………..……..…….24

Работа состоит из  1 файл

методолог. функц. философии.docx

— 44.12 Кб (Скачать документ)

Методологические функции связаны  с влиянием философии на способы  достижения цели в познавательной и практической деятельности. Метод (от греч. «методос» — путь к чему-либо) — способ достижения цели, совокупность приёмов и операций теоретического и практического освоения действительности.

Эвристическая функция (от греч. «эвриско» — отыскиваю, открываю) состоит в содействии приросту научных знаний, выработке творческих принципов. Любые научные положения, в особенности теории, возникают не только на основе прежних теорий и эмпирических (опытных) данных, но и определённых вненаучных, т. е. философских предпосылок. Эти философские основания науки могут осознаваться, а могут и не осознаваться самими учёными, но они обязательно имеют место в научном поиске. Например, развитие фундаментальной для всего естествознания атомно-молекулярной теории и связанные с нею многообразные экспериментальные исследования в физике и химии XIX века основывались на выдвинутой ещё философами древности идее о том, что мир состоит из атомов — неделимых частиц материи. Кстати, более двух тысяч лет эта философская идея была не востребована наукой.

Ещё пример: Допустим, врач изучает  факторы, обусловливающие возникновение  какого-либо заболевания. Этих факторов много, но они неравнозначны. Согласно диалектике (в данном случае философской  теории детерминации), в возникновении  любого следствия могут участвовать 3 фактора: причина, условия и повод. Чтобы разработать подлинно научную теорию о причинах болезни (она именуется этиологией), врач должен, во-первых, знать о том, что имеется 3 детерминирующих фактора, и, во-вторых, он должен знать критерии отличия этих трёх факторов друг от друга. Нужно подчеркнуть, что всё это предпосылочное знание в рамках самой медицины не разрабатывается, оно разрабатывается философией. Если его не будет, то врач создаст не этиологическую теорию, а простую сводку данных об участии различных факторов в возникновении заболевания, что, кстати, нередко и случается.

Таким образом, научная теория для  своего создания требует определённых философских категорий, положений, принципов. Не только приведённые в данном примере философские категории причины, следствия, условий вплетаются в ткань науки, но и все другие (пространство, время, движение, качество, количество, противоречие, случайность, необходимость, часть, целое и т. д.). При этом категории и принципы философии подсказывают, определяют наиболее общие правильные направления познавательного поиска при частно-научных исследованиях, задают наиболее общую их программу. В этом смысле философия в совокупности её категорий, принципов и законов выполняет функцию общего метода познания для всей науки и всех других сфер культуры.

Выше имелся в виду тот случай, когда содержание самих категорий  и принципов философии адекватно (правильно) отражает мир. Если же содержание категорий и принципов философии  неадекватно, то они могут заводить научное познание в тупик или даже блокировать целые научные направления, как это было, например, с генетикой в СССР в 1948 г., когда она была объявлена лженаукой.

 

Заключение

Таким образом, принципы философии, будучи применены к построению научных  теорий, включаются в их состав в  качестве гносеологического основания. Частные науки нуждаются в  логике, гносеологии и всеобщей методологии - данные потребности обеспечивает диалектика как логика. Это придает  практическую значимость общеметодологической функции философии, которая не только задает ориентиры познавательной деятельности, но и оказывает влияние на результат  научных исследований.

Подводя итог рассмотрению содержания предмета философии и ее основных функций, необходимо отметить, что роль философии не ограничивается собственно сферой познания - философия является не только самым общим интегратором научного знания, но и предельно  общим началом, реально объединяющим социокультурное бытие и в  частности формирующим его мотивационную  сферу.

   На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому объект исследуется преимущественно со стороны своих внешних связей и отношений, доступных живому созерцанию. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность — характерные признаки эмпирического познания.

    Эмпирическое  исследование направлено непосредственно  (без промежуточных звеньев) на  свой объект. Оно осваивает его  с помощью таких приемов и  средств, как сравнение, измерение,  наблюдение, эксперимент, анализ, индукция (об этих приемах — ниже). Однако  не следует забывать, что опыт  никогда, тем более в современной  науке, не бывает слепым: он  планируется, конструируется теорией,  а факты всегда так или иначе  теоретически нагружены. Поэтому  исходный пункт, начало науки  — это, строго говоря, не сами  по себе предметы, не голые  факты (даже в их совокупности), а теоретические схемы, «концептуальные  каркасы действительности». Они  состоят из абстрактных объектов («идеальных конструктов») разного  рода — постулаты, принципы, определения,  концептуальные модели и т.  п. 

   Мы, оказывается, сами  «делаем» наш опыт. Именно теоретик  указывает путь экспериментатору. Причем, теория господствует над  экспериментальной работой от ее первоначального плана и до последних штрихов в лаборатории. Соответственно, не может быть и «чистого языка наблюдений», так как все языки «пронизаны теориями», а голые факты, взятые вне и помимо концептуальных рамок, не являются основой теории.

   Специфику теоретического  научного познания определяет  преобладание рационального момента  — понятий, теорий, законов и  других форм и «мыслительных  операций». Живое созерцание здесь  не устраняется, а становится  подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса. Теоретическое познание отражает  явления и процессы со стороны  их универсальных внутренних  связей и закономерностей, постигаемых  с помощью рациональной обработки  данных эмпирического знания. Эта  обработка включает в себя  систему абстракций «высшего  порядка», таких, как понятия,  умозаключения, законы, категории,  принципы и др.

    Методологическая функция философии состоит в том, что философия активно участвует в формировании методологии познания окружающего мира. Методом называется совокупность приёмов и операций теоретического или практического познания действительности. Философия взаимодействует с наукой в разработке научной методологии познания мира. Не случайно гносеология нацелена выработку путей и средств достижения истинного знания. Философы, особенно это заметно начиная с 17 в., участвовали в разработке и теоретическом обосновании таких операций как индукция и дедукция, анализ и синтез, наблюдение и эксперимент, аналогия, моделирование и пр. Важную роль философия играет, выполняя эвристическую функцию, помогая свершению научных открытий и технических изобретений.

 

 

Источники:

1. интернет-ресурс: http://www.bestreferat.ru/referat-172127.html

2. интернет-ресурс: http://works.tarefer.ru/91/100407/index.html

3. интернет-ресурс: http://www.nuru.ru/philos/002.htm

4.интернет-ресурс:  http://www.studfiles.ru/dir/cat10/subj171/file12489/view126696.html

5. интернет-ресурс: http://eurasialand.ru/txt/sotsio/05.htm

6. интернет-ресурс: http://uy.by/page/metodologicheskie-funkcii-filosofii


Информация о работе Методологическая функция философии