Методологическая функция философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:13, реферат

Описание

Тайна — это то, что нельзя узнать, а нужно прожить: любовь — это тайна, смерть — это тайна, будешь умирать — узнаешь. Мы знаем, сколько клеток в нашем головном мозгу, какие там происходят процессы, но как к нам в голову приходит мысль — это тайна. Если бы мы ее знали, мы бы все были гениями. Самой большой тайной является сам человек, и вся его история — это процесс выяснения, что он есть такое. Как только он это выяснит, история, возможно, закончится. И главную роль в этом выяснении играет философия.

Содержание

Введение…………………………………….………………………………………………………………………3
Принцип философии.…………….…………………………………………………………………………..7
Общая характеристика функций философии………………………………….………………..8
Метод и методология………………………………………………………………………….……….….10
Методологическая функция……………………………………………………….……………………16
Заключение……………………………………………………….………………………….…………..………21
Список литературы……………………………………………………………………………..……..…….24

Работа состоит из  1 файл

методолог. функц. философии.docx

— 44.12 Кб (Скачать документ)

Основная функция метода - внутренняя организация и регулирование  процесса познания или практического  преобразования того или иного объекта. Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система  предписаний, принципов, требований, которые  должны ориентировать в решении  конкретной задачи, достижении определенного  результата в той или иной сфере  деятельности. Он дисциплинирует поиск  истины, позволяет (если правильный) экономить  силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Истинный метод служит своеобразным компасом, по которому субъект  познания и действия прокладывает свой путь, позволяет избегать ошибок.

Методология – учение о принципах, методах  познания и преобразования мира. В  каждой науке используются свои методы познания. В философии тоже формулируются  свои методы познания. В настоящее  время философия изучает различные  формы и методы познания. К ним  следует отнести: анализ и синтез, индукцию и дедукцию, гипотезу и  теорию, наблюдение и эксперимент, аналогию и моделирование, историческое и  логическое, верификация и парадигма  и ряд других.

Методологическая  функция заключается в обосновании  необходимости общих принципов  и методов познания мира, в обосновании  учета общих принципов самоорганизации  и развития мира при изучении любых  частных объектов познания. Речь идет не о навязывании философских  догм. Речь идет лишь о том, чтобы исследователь не попадал в плен устаревших, отвергнутых временем принципов в понимании мира и общей картины познания.

В науке  различают эмпирический и теоретический  уровни исследования. Это различение имеет своим основанием:

1. - методов  познавания активности;

2. - характер  достигаемых результатов. 

Эмпирическое  исследование предполагает выработку  программы исследований, организуют наблюдения и экспериментов, описание и обобщение экспериментальных  данных, их классификацию, первичное  обобщение.

Словом  для эмпирическое познания характерна фактофиксирующая активность. Теоретическое  познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Здесь орудием  выступают понятия, категории, законы, гипотезы...

Исторически эмпирическое познание предшествует теоретическому, но только этим путем нельзя достигнуть полного и истинного знания. Эмпир  исследование, выявляет все новые  данные наблюдения и экспериментов, ставит перед теоретическим мышлением  новые задачи, стимулирует его  к дальнейшему совершенствованию. Однако и обогащающееся теоретическое  знание ставит перед наблюдением  и экспериментом все более  сложные задачи. Всякое наблюдение начинается не со сбора фактов, а  с попытки решения какой-то задачи, в основе которой всегда лежит  известное предположение, догадка, постановка проблемы.

Постановка проблемы и исследования программа. Люди стремятся познать то, чего они не знают. Проблема - это вопрос, с которым мы обращаемся к самой природе, к жизни, к практике и теории. Поставить проблему порой не менее трудно, чем найти ее решение: правильная постановка проблемы в известной мере направляет поисковую активность мысли, ее устремленность. Когда ученый ставит проблему и пытается решить ее, он неизбежно разрабатывает и исследует программу, строит план своей деятельности. При этом он исходит из предполагаемого ответа на свой вопрос. Этот предполагает ответ выступает в виде гипотезы.

Наблюдение и эксперимент. Наблюдение - это преднамеренное, направленное восприятие, имеющее целью выявление существенных свойств и отношений объекта познания. Наблюдение приобретает научное значение, когда оно в соответствии с исследуемой программой позволяет отобразить объекты с наиб точностью и может быть многократно повторено при варьировании условий. Но человек не может ограничиться ролью только наблюдателя: наблюдение только фиксирует то, что дает сама жизнь, а исследование требует эксперимента, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенным образом заданные условия, отвечающие целям исследования. В ходе эксперимента исследователь активно вмешивается в исследуемый процесс. В процессе научного познания применяется и мысленный эксперимент, когда ученый в уме оперирует определенными образами, мысленно ставит объект в определенные условия.

Эксперимент двусторонен. С одной  стороны он способен подтвердить  или опровергнуть гипотезу, а с  другой - содержит возможность выявления  неожиданных новых данных. Т.о. экспериментальная  деятельность обладает сложной структурой:

  • теоретические основы эксперимент - научные теории, гипотезы;
  • мат основа - приборы; непосредственное осуществление эксперимента;
  • экспериментальное наблюдение;
  • количество и качество анализ результат эксперимента, их теоретическое обобщение.

Необходимым условием научного исследования является установление фактов. Факт, от factum - сделанное, совершившееся. Факт - это явление материального или  духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего сознания, зафиксированность  какого-либо предмета, явления, свойства или отношения. “Факты - это воздух ученого”, - говорил Павлов. Самое  характерное для научного факта - его достоверность. Факт должен быть осмыслен, обоснован. Факты всегда оказываются  опосредованными нашим пониманием, интерпретацией. Например, свидетельские  показания. Люди говорят об одном  и том же, но как по разному. Т.о. очевидность отнюдь не является полной гарантией реальной достоверности  факта. Факты сами по себе не составляют науки. Факты должны быть подвергнуты  отбору, классификации, обобщению и  объяснению, тогда они включатся  в ткань науки. Факт содержит немало случайного. Поэтому основой для  научного анализа является не просто единичный факт, а множество фактов, отражающих основную тенденцию. Только во взаимной связи и цельности  факты могут служить основанием для теоретического обобщения. Из соответственно подбора фактов можно построить  любую теорию.

Описание, и объяснение. В ходе наблюдения и эксперимента осуществляется описание, протоколирование. Основное н. требование к описанию - его достоверность, точность воспроизведения данных наблюдений и эксперимента. Объяснение - это мыслит операция, ориентированная на выявление причинной зависимости объекта исследования, постижение закономерностей его функционирования и развития и, наконец, раскрытие его сущности. Объяснить - значит осмыслить объект в свете уже существующих, исторически накопленных знаний, определенных принципов, законов, категорий. Гипотеза. Ни одна н теория не родилась в готовом виде. Сначала она существовала как гипотеза. При этом сама гипотеза возникает не сразу, она проходит определенной стадии формирования. Сначала это предположение, догадка, вытекающая из наблюдения новых фактов. Она может подвергаться изменениям, модификациям... В развороте формирования сама гипотеза как наиболее вероятное предположение. Гипотеза есть предположение, исходящее из фактов, умозаключение, пытающееся проникнуть в сущность еще недостаточно изученной области мира. Обоснование и доказательство гипотезы проводится на основании анализа накопленного знания, сопоставления его с уже известными фактами, с установленными новыми фактами и теми фактами, которые могут быть установлены в будущем. Иначе говоря, обоснование гипотезы предполагает ее оценку с точки зрения эффективности в объяснении имеющихся фактов и предвидении новых. Гипотеза выступает как определенное обобщение имеющегося знания. Но она принципиально носит вероятностный характере. Степень ценности гипотезы определяется уровнем ее вероятности. (Фрейд. Ядро Земли из мармелада).

Теории. Теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, причинно-следственные связи, определяющие характер функционирования и развития определенной области реальности. Теория может меняться путем включения в нее новых идей и фактов. Когда в рамках данной теории выявляется противоречие, неразрешимое в ее рамках, то его разрешение ведет к построению новой теории. Сердцевину новой теории составляют входящие в нее законы. В теории выделяют такие существенные моменты: исходную эмпирическую основу (факты, данные эксперимента); различного рода допущения, постулаты, аксиомы; логику теории, допустимые в рамках теории правила логических выводов и доказательств; совокупность выведенных утверждений с их доказательствами; законы наук, а также предвидение.

Различают описательные теории, математизированные, интерпретационные и дедуктивные  теории. Поворотными пунктами в истории  науки становятся научные революции. Революция в науке выражаются в качеств изменении ее исходных принципов, понятий, категорий, законов, теорий., т.е. в смене научной парадигмы. Под парадигмой понимают: выработанные и принятые в данном научном сообществе нормы, образцы эмпирического и  теоретического мышления, приобретшие  характер убеждений; способ выбора объекта  исследования и объяснения определенной системы фактов в форме достаточно обоснованных принципов и законов, образ логически непротиворечивую теорию.

 

Методологическая функция

 Под методом в самом общем виде понимается такое знание и основанная на нем система действий, с помощью которых можно получать новое знание. Философия обладает своими особыми методами и своим особым языком.

Язык философии — это язык категорий, тех предельно общих  понятий (дух — материя; необходимость  — случайность; добро — зло; прекрасное — безобразное; истина — заблуждение  и т.д.), на котором формулируются  ее вечные предельные вопросы и на них же даются рациональные ответы.

Пары философских категорий  образуют предельные полярные полюса мысли, замыкающие в своем «логическом  пространстве» все возможное  богатство других рациональных понятий  и доказательств. Базовые философские  категории наполняются различным  содержанием в разные исторические эпохи и выступают в роли явного или неявного смыслового фундамента различных научных дисциплин.

 Любая наука в любой исторический  период использует категории  количества и качества, причины  и следствия, сущности, закона  и т.д., сознательно или бессознательно  заимствуя их категориальные  смыслы из философии. Благодаря  системе своих всеобщих категорий  философия помогает наукам осмыслить  и, самое главное, целенаправленно  сформировать собственные философские  основания, адекватные их предмету  и задачам. 

Одним из важнейших и древнейших методов философии является диалектический. Диалектика — это умение осмыслить  предмет в его целостности  и развитии, в единстве его базовых  противоположных свойств и тенденций, в многообразных связях с другими  предметами. Диалектика неотделима от философского диалога, от умения выслушивать  и учитывать мнения как соратников, так и оппонентов.

К важнейшим методам философии  могут также быть отнесены метод  философской рефлексии, как направленности мысли на собственные неявные  основания, герменевтические методы адекватной интерпретации философских текстов  и чужих смыслов, феноменологический метод исследования сознания, а также  систематическое использование  всего арсенала общелогических методов  познания — индукции, дедукции, аналогии, формально-логического анализа терминов, логических схем и контекстов рассуждений. Напомним, что в диалогической  форме написано множество философских  произведений, в частности, большинство  произведений великого Платона.

Философский метод есть система  наиболее общих принципов подхода  к теоретическому исследованию действительности. Принципы же эти, разумеется, могут быть совершенно различны. Можно, например, подойти к одному и тому же изучаемому явлению как развивающемуся, а можно подойти к нему как к неизменному, раз навсегда данному. В зависимости от этого и результаты теоретического исследования и практические выводы из него будут существенно различаться.

В истории философии прослеживаются два основных философских метода диалектика и метафизика. Принципиальные различия между ними как двумя  противоположными концепциями взаимосвязи  и развития можно представить  следующим образом:

1. Диалектика исходит из всеобщей, универсальной взаимосвязи явлений и процессов в окружающем нас мире, метафизика признает только связи случайные, возводя в абсолют автономность, самостоятельность вещи.

2. Диалектика исходит из принципа развития, качественных изменений явлений и процессов, метафизика сводит все изменения в мире только к количественным.

3. Диалектика исходит из внутренней противоречивости, закономерно присущей любому явлению или процессу, метафизика же считает, что противоречия свойственны только нашему мышлению, но отнюдь не объективной действительности.

4. Диалектика исходит из того, что именно борьба внутренне присущих явлениям и процессам противоположностей представляет собой главный источник их развития, метафизика же переносит этот источник вне исследуемого предмета.

Философский метод выступает как  отражение определенного уровня научного познания мира. Это становится очевидным, как только мы пытаемся ответить на вопрос: в чем причина, почему в истории философии диалектика и метафизика сменяли друг друга в качестве господствующих философских методов? Смена эта происходила закономерно, в связи с качественными изменениями в характере самой науки, и прежде всего естествознания.

Так, античная диалектика, превосходившая метафизику в объяснении мира в целом, вынуждена была уступить свое первенство, как только конкретные науки занялись детальным, скрупулезным исследованием  каждого явления в отдельности  и в его статике. На этом этапе (а он длился сотни лет) метафизика как нельзя лучше отвечала духу тогдашней  науки. Но затем наступил новый этап, когда научное знание из описывающего, собирающего начало превращаться в  сравнивающее, классифицирующее, систематизирующее (вспомним то, что сделал Карл Линней в виде системы растительного  и животного мира, Дарвин своей  эволюционной теорией, Менделеев — периодической системой элементов и т. д.). Духу такого научного знания может соответствовать только диалектический метод.

Подытоживая, можно выделить следующие  линии взаимодействия философии  и частных наук:

а) на каждом историческом этапе развития науки философский метод синтезируется из достижений частных, конкретных наук, отражая дух науки своего времени, ее качественную специфику;

б) в свою очередь каждая из конкретных наук использует философский метод в качестве системы общих принципов подхода к изучению интересующих ее явлений и процессов.

Информация о работе Методологическая функция философии