Миф и мифология в современной культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 20:32, контрольная работа

Описание

На заре истории человечества, когда были еще в силе родовые принципы в хозяйственной и культурной жизни, господствующей формой мировоззрения была мифология. Миф в переводе с греческого- «рассказ», «предание», «слово». Мифологией называется собрание мифов, а также наука о мифах, их изучение, уяснение их места в составе культуры народов мира. Мифология есть результат настоятельной духовной потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Еще не вооруженная наукой и философией пытливая мысль родового человека рвалась к постижению регулятивных сил бытия природы и людей.

Работа состоит из  1 файл

миф.docx

— 46.02 Кб (Скачать документ)

Научная работа:

Тема: Миф и мифология  в современной культуре

Введение

На заре истории человечества, когда  были еще в силе родовые принципы в хозяйственной и культурной жизни, господствующей формой мировоззрения  была мифология. Миф в переводе с  греческого- «рассказ», «предание», «слово». Мифологией называется собрание мифов, а также наука о мифах, их изучение, уяснение их места в составе культуры народов мира. Мифология есть результат  настоятельной духовной потребности  объяснить мир и разобраться  в явлениях природы. Еще не вооруженная  наукой и философией пытливая мысль  родового человека рвалась к постижению регулятивных сил бытия природы  и людей. Мифологическое мышление оперирует  конкретным и персональным. Антропоморфизируя  природу, первобытный человек пришел к олицетворению явлений внешнего мира.

Этот процесс шел через персонифицирование, олицетворение в образах богов, пред которыми человек испытывал  чувства удивления, бессилия и преклонения. Вместе с тем реальная жизнь людей  тесно переплеталась с обитающими на Олимпе образами богов. Им приписывались  даже человеческие пороки. Боги мыслились  не только могущественными, но и капризными, зловредными, преисполненными мстительности. Люди переносили на богов самые причудливые  сексуальные ориентации, приписывая им неуемное любвеобилие, нескончаемые измены, любовные распри и т. п. Cуть  мифологического феномена выявлена метко Г. Гегелем: «Все содержание, приписываемое  богам, должно оказаться вместе с  тем собственной внутренней сущностью  индивидов, так что, с одной стороны, господствующие силы представляются индивидуализированными сами по себе, а с другой стороны, это внешнее для человека начало оказывается имманентным его  духу и характеру».

Человека изначально сопровождали и будут сопровождать мифы: они  ему имманентны по самой его сущности. Без них не жило и, видимо, не может  жить ни одно общество и ни один человек, будь это общество или человек  даже воинствующим атеистом. Это разительно ярко показало и доказало тоталитарное советское общество, жившее в мифах  утопий и идолопоклонства пред вождями.

Мифология являла собой образно-художественный способ объяснения или, говоря строже, попытку объяснения явлений природы  и жизни людей, взаимоотношение  земного и космического начал. Эта  попытка объяснения осуществлялась через олицетворение сил природы, т. е. уподобление их живым существам. Мифология ориентирована на осмысление фундаментальных антиномий человеческого  бытия, на гармонизацию человека, общества и природы. В мифологии происходило  метафорическое сопоставление природных  и социокультурных явлений, очеловечивание окружающей природы, одушевление фрагментов Космоса. Попытки объяснения сводились  к рассказам о происхождении  и творении. Как начальная форма  мировоззрения, мифология выражала не только наивные формы объяснения природных и социальных явлений, но и нравственное и эстетическое отношение к миру.

Мифология в своем возникновении  была наивной философией и наукой или, говоря строже, вненаучной формой познания См.: Лосев А.Ф. Античная мифология  в ее историческом развитии. М., 1957. С.234; Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М., 1989. С.126.. Содержание мифа представлялось рядовому человеку вполне реальным, и  даже в высшем смысле реальным и  являлось не формой реального знания, а предметом веры. Мифы утверждали лично и социально принятую в  данном обществе значимую систему ценностей, которая поддерживала и санкционировала  соответствующие нормы поведения, взаимоотношения людей и их отношение  к миру. Мифологическое мировоззрение  выражалось не только в повествованиях, но и в действиях: обрядах, танцах и т. п. Мифология входит существенной частью в состав религиозного сознания. В качестве нерасчлененного, синкретичного, единого целого мифология включала в себя зачатки не только религии, но и философии, политических воззрений, различных форм искусства и всевозможных форм словесного искусства: сказки, героического эпоса, легенды, исторического предания.

1. Понятие мифа

Определений мифа существует приблизительно столько же, сколько определений  культуры или цивилизации - то есть практически бесконечное множество. Наиболее широкое и расхожее определение  дал И.М. Дьяконов: «Миф - это античные, библейские и другие старинные сказки о сотворении мира и человека, а  также рассказы богов и героев - поэтические, иной раз причудливые; каждый знает, что иметь о них  представление для образованного  человека желательно, даже необходимо, так как, составляя часть культурного (преимущественного книжного) наследия европейского мира, эти рассказы служили  сюжетами для произведений изобразительного искусства, а их мотивы и образы были материалом для сюжетов, образов  и сравнений художественной литературы вплоть до девятнадцатого и даже двадцатого века».

Существуют и другие, более узкие  определения мифа, ограничивающие это  понятие лишь документированными свидетельствами  о том, каким образом данная общность людей объясняла сотворение вселенной  и создание рода людского.

Можно привести еще одно ограничение  определения мифа, принадлежащее  М.И. Стеблин-Каменскому: «Миф - это повествование, которое там, где оно возникло и бытовало, принималось за правду, как бы оно ни было неправдоподобно». Можно было бы согласиться с этим утверждением, если бы тот же автор  не сообщал, что уже в V веке до н.э. некоторые древнегреческие философы занимались трактовками мифов, рассматривая их то как аллегории природных  явлений, качеств или отвлеченных  понятий, то как иносказательные  нравоучения: скажем, мифы, в которых  бог или богиня нарушают супружескую  верность, из чего в дальнейшем проистекают  различные катастрофические последствия, толковались как поучения, что  супружескую верность нарушать не следует. К тому же периоду относится истолкование мифов как аллегорий философских  концепций (скажем, учение неоплатоников  о переселении душ) и эвгемеристических (по имени греческого автора Эвгемера, рассматривающего богов как древних  правителей, которые либо обожествляли себя сами, либо были обожествлены своими современниками или потомками). То есть, как можно заметить, в середине I тысячелетия до н. э. то, что рассказывалось в мифе, не воспринималось как реальный факт, по крайне мере, образованной частью данной этнической общности.

Удовлетворившись выяснением того обстоятельства, что исчерпывающей  и внутренне непротиворечивой дефиниции  мифа не существует, перейдем к обзору представлений, существовавших по поводу мифологии в течение двух последующих  тысячелетий.

Воззрения античных мыслителей на мифологию  сохранялись вплоть до XVIII века, хотя в эпоху всеобщего распространения  христианства в Европе они значительно  видоизменились. В первые века христианства боги античной мифологии были объявлены  идолами, злыми демонами, противостоящими  истинному, общему для всего человечества Богу. Ряд богов в это время  был «разжалован» и устойчиво  вписался в народную или «низшую» мифологию, иногда противоречащую христианскому  мировоззрению и осуждаемую церковью.

С отмиранием реальной веры в античных богов, особенно со времен Ренессанса, мифы о них стали неисчерпаемым  источником для художественных произведений всех жанров. Знание античной мифологии  стало неотъемлемой чертой европейской  образованности.

В эпоху строительства великих  империй европейцы начали знакомиться  с верованиями сотен иных народов, и в 1752 году Фонтенель впервые  указал на типологическое сходство античных мифов с мифами первобытных племен. В 1757 году Д. Юм выдвинул предположение, что древние люди, рассматривавшие  природу в соответствии со своим  образом и подобием как наделенную чувствами и страстями, персонифицировали  закономерности природных явлений.

В эпоху романтизма многие деятели  искусства отмечали, что величайшие художники древности постигали  через мифы некое великое и  таинственное божественное откровение. В их понимании мир античности был миром поэзии, поэтических  образов, воплотившихся в греческих  мифах. Поздние романтики стали  черпать вдохновение в мифологических мотивах не только античных народов, но и народов собственных - кельтов, германцев, славян. В качестве примера  можно привести «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя.

Первая попытка подлинно научного понимания мифа была сделана, очевидно, Г. Гейне, который полагал, что мифы - это попытки осмысления мироздания человеком, который еще не умеет  пользоваться абстрактными понятиями  и в котором величественные явления  природы вызывают изумление и религиозный трепет. В таком состоянии активизируется сила воображения, претворяя объективную реальность в фантастические образы, которые выражают себя в образной словесной форме.

Иные романтики - братья Гримм - сосредоточились  в первую очередь на методическом собирании мифологического и  сказочного материала. Я. Гримм, ставший  одним из создателей сравнительного индоевропейского языкознания, надеялся параллельно этому создать и  сравнительную индоевропейскую  мифологию, предполагая, что некогда  можно будет разработать обширную таблицу, в которой, скажем, по горизонтали  будут расчерчены названия различных  индоевропейских этносов, а по вертикали - «должности», занимаемые божествами. В клеточках таблицы должны были красоваться имена божеств всех индоевропейских этносов. Невоплотимость этой идеи, казалось бы, давно показана, тем не менее в специальной  литературе продолжают встречаться (хотя в последние десятилетия все  реже) похожие таблички.

Более трезвый взгляд на мифы был  у современника братьев Гримм  К.О. Моллера, который отверг мысль  о неком едином прототипе для  всей европейской мифологии. Он полагал, что мифы, создание их - неизбежная ступень  развития для каждого народа. Они  в эмоциональной форме выражают опыт познания окружающей природы и  истории.

Новый этап изучения мифов начался  с массового привлечения этнографического материала. С середины XIX века начали издавать систематические изложения  мифов, созданные неевропейскими племенами. Своей кульминации этот этап исследований достиг в работе Дж. Фрэзера «Золотая ветвь» (первое издание - 1890 год; двенадцатитомное издание - 1907 - 1915гг.). В исследовании Дж. Фрэзера собран и обработан  огромный материал, почерпнутый автором  из самых различных источников - от древних рукописей до личных сообщений  этнографов и миссионеров.

По мнению Дж. Фрэзера, магия, религия  и наука являются последовательными  этапами развития мировоззрения  человека. Мифы для него - интеллектуальное и вербальное осмысление магического  действа. Огромное (и как показали впоследствии работы других ученых, излишнее) внимание Фрэзер уделил якобы совершающемуся во все времена и у всех народов  ритуалу избиения состарившегося вождя, что, по его мнению, соответствует  мифу о смерти божества.

В начале XX века В. Вундт, который пытался  создать науку «психологии народов», указал связь мифа с эмоциональностью человека, на «мощные аффекты, близкие  эстетическому сопереживанию, которое  является умеренной формой мифологического  олицетворения». Приведем авторскую  цепочку ассоциаций: «душа-дыхание-плывущее облако-птица-птица-мертвец-корабль-душ». По мнению Вундта, поэты вносили  свой вклад в мифотворчество, изменяя  отдельные детали, облагораживая  внешнюю форму мифа, однако внутренняя основа его оставалась неизменной, будучи защищенной соответствующим  культом и ритуалом.

В 20-е годы XX столетия чрезвычайно  популярны были труда Л. Леви-Брюля, выдвинувшего тезис о том, что  мифы созданы первобытным мышлением, некой совершенно особой стадией  развития человеческого мышления вообще. В его теории первобытное мышление опирается на «закон сопричастности»  в отличие от более позднего логического  мышления, опирающегося на причинно-следственные связи. Интересно, что в конце  жизни Леви-Брюль отказался от своей идеи, придя к заключению, что во все времена логическое и первобытное мышление сосуществует параллельно - возможно, к этому выводу его привели наблюдения за изменением политической обстановки в Европе конца 30-х годов.

У Фрейда, создателя учения о подсознательном, толкование мифов получило новое  развитие. В его понимании, первобытный  человек был невротиком, страдающим эдиповым комплексом. Из этого, согласно Фрейду, и возникают мораль и религия. Еще современники Фрейда пытались робко  указывать на то, что обобщение  данных, собранных в клинике для  богатых немолодых невротичек из Вены, - это одно, а распространение  выводов, сделанных на этой основе, на всю историю человечества - это, как минимум, в их понимании излишняя вольность. Фрейд, как известно, полемикой  со своими критиками не занимался - он попросту игнорировал их. Ряд  его последователей пошли дальше в отождествлении психопатологии современного человека с психикой нормального  первобытного человека.

В первую очередь это относится  к Юнгу, в работах которого, по словам М.И. Стеблин-Каменского, «научная терминология странно сочетается…  с фразеологией религиозного проповедника…». По Юнгу, все люди обладают врожденной способностью генерировать некие общего характера символы, называемые автором  «архетипами». Проявляются эти архетипы прежде всего в сновидениях, а  по словам автора теории, «Бог говорит, в основном, посредством снов и  сновидений». Эти символы-архетипы Юнг обнаруживает в мифах, легендах, сказках, толкуя их как выражение  «коллективного бессознательного», то есть той части бессознательного, которая унаследована человеком  от тысяч его предков, а не обретена в результате личного опыта. К  архетипам Юнг относит ряд  зрительных образов, как например, круг, разделенный на четыре части (так  называемая, «мандала»), или крест, хотя архетипы, согласно Юнгу, могут принимать  самые различные формы, персонифицируя бессознательное в виде ограниченного  набора образов.

Ж. Дюмезиль, публиковавшийся в  основном в 40 - 59 гг., попытался вслед  за Гримом выявить структуру гипотетической праиндоевропейской мифологической системы, использовав понятие троичности. Таковая, по его мнению, отмечается в кастовом делении первобытных  общества жрецов, воинов и скотоводов-земледельцев, с одной стороны, и выделении  божеств «по специализации» на аналогичные  троицы с другой.

Последнее слово науки в этой области - это структуралистские  работы школы К. Леви-Стросса. Мифологическое мышление Леви-Стросс рассматривает  как способное к обобщениям, с  одной стороны, и к логическому  анализу - с другой, и потому являющимся фактором прогресса эпохи неолита. В то же время это мышление может  быть конкретным, метафорическим, чувственным. Ведущую роль в теории Леви-Стросса  играют двоичные противопоставления (верх - низ, жизнь - смерть, мужское - женское  начала и т. п.), а также идея о  «посредничестве» между этими противопоставлениями, которая позволяет преодолеть противоречия, коренящиеся в самом человеческом сознании. Миф разлагается им на составные части, из которых выделяются различные «коды», такие, как «этнический», «социологический», «астрономический»  и пр.

Одновременно с видимостью строгой  математизации в его работах  заметно необычное многословие, обилие метафор и прочих художественных приемов. Тем не менее теория Леви-Стросса  и сегодня находится среди  наиболее почитаемых См.: Синельченко  В.Н., Петров М.Б. В мире мифов и  легенд. - СПб.: ООО Издательство «Золотой век», ООО Издательство «Веста», 2001. С. 7-14..

2. Мифология и поэзия

Отождествление мифологии и  поэзии - одно из коренных убеждений  огромной части исследователей. Начиная  с Я. Гримма, очень многие понимают мифы как поэтические метафоры первобытного образа мышления. Вопрос об отношении  мифологии и поэзии - действительно  весьма запутанный вопрос. И, конечно, сходство того и другого бросается  в глаза гораздо скорее, чем  различие. Поэтому, чтобы не сбиться  в сравнительном анализе мифического  и поэтического образа, укажем сначала  главнейшие черты сходства. Это дает нам возможность и более ярко разграничить обе сферы. Мелетский  Е.М. предлагает следующие основания  для сравнения мифологии и  поэзии:

Информация о работе Миф и мифология в современной культуре