Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 20:32, контрольная работа
На заре истории человечества, когда были еще в силе родовые принципы в хозяйственной и культурной жизни, господствующей формой мировоззрения была мифология. Миф в переводе с греческого- «рассказ», «предание», «слово». Мифологией называется собрание мифов, а также наука о мифах, их изучение, уяснение их места в составе культуры народов мира. Мифология есть результат настоятельной духовной потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Еще не вооруженная наукой и философией пытливая мысль родового человека рвалась к постижению регулятивных сил бытия природы и людей.
Научная работа:
Тема: Миф и мифология в современной культуре
Введение
На заре истории человечества, когда
были еще в силе родовые принципы
в хозяйственной и культурной
жизни, господствующей формой мировоззрения
была мифология. Миф в переводе с
греческого- «рассказ», «предание», «слово».
Мифологией называется собрание мифов,
а также наука о мифах, их изучение,
уяснение их места в составе культуры
народов мира. Мифология есть результат
настоятельной духовной потребности
объяснить мир и разобраться
в явлениях природы. Еще не вооруженная
наукой и философией пытливая мысль
родового человека рвалась к постижению
регулятивных сил бытия природы
и людей. Мифологическое мышление оперирует
конкретным и персональным. Антропоморфизируя
природу, первобытный человек пришел
к олицетворению явлений
Этот процесс шел через
Человека изначально сопровождали и будут сопровождать мифы: они ему имманентны по самой его сущности. Без них не жило и, видимо, не может жить ни одно общество и ни один человек, будь это общество или человек даже воинствующим атеистом. Это разительно ярко показало и доказало тоталитарное советское общество, жившее в мифах утопий и идолопоклонства пред вождями.
Мифология являла собой образно-художественный
способ объяснения или, говоря строже,
попытку объяснения явлений природы
и жизни людей, взаимоотношение
земного и космического начал. Эта
попытка объяснения осуществлялась
через олицетворение сил
Мифология в своем возникновении
была наивной философией и наукой
или, говоря строже, вненаучной формой
познания См.: Лосев А.Ф. Античная мифология
в ее историческом развитии. М., 1957. С.234;
Тахо-Годи А.А. Греческая мифология.
М., 1989. С.126.. Содержание мифа представлялось
рядовому человеку вполне реальным, и
даже в высшем смысле реальным и
являлось не формой реального знания,
а предметом веры. Мифы утверждали
лично и социально принятую в
данном обществе значимую систему ценностей,
которая поддерживала и санкционировала
соответствующие нормы
1. Понятие мифа
Определений мифа существует приблизительно
столько же, сколько определений
культуры или цивилизации - то есть
практически бесконечное
Существуют и другие, более узкие определения мифа, ограничивающие это понятие лишь документированными свидетельствами о том, каким образом данная общность людей объясняла сотворение вселенной и создание рода людского.
Можно привести еще одно ограничение
определения мифа, принадлежащее
М.И. Стеблин-Каменскому: «Миф - это повествование,
которое там, где оно возникло
и бытовало, принималось за правду,
как бы оно ни было неправдоподобно».
Можно было бы согласиться с этим
утверждением, если бы тот же автор
не сообщал, что уже в V веке до н.э.
некоторые древнегреческие
Удовлетворившись выяснением того обстоятельства, что исчерпывающей и внутренне непротиворечивой дефиниции мифа не существует, перейдем к обзору представлений, существовавших по поводу мифологии в течение двух последующих тысячелетий.
Воззрения античных мыслителей на мифологию
сохранялись вплоть до XVIII века, хотя
в эпоху всеобщего
С отмиранием реальной веры в античных богов, особенно со времен Ренессанса, мифы о них стали неисчерпаемым источником для художественных произведений всех жанров. Знание античной мифологии стало неотъемлемой чертой европейской образованности.
В эпоху строительства великих империй европейцы начали знакомиться с верованиями сотен иных народов, и в 1752 году Фонтенель впервые указал на типологическое сходство античных мифов с мифами первобытных племен. В 1757 году Д. Юм выдвинул предположение, что древние люди, рассматривавшие природу в соответствии со своим образом и подобием как наделенную чувствами и страстями, персонифицировали закономерности природных явлений.
В эпоху романтизма многие деятели
искусства отмечали, что величайшие
художники древности постигали
через мифы некое великое и
таинственное божественное откровение.
В их понимании мир античности
был миром поэзии, поэтических
образов, воплотившихся в греческих
мифах. Поздние романтики стали
черпать вдохновение в
Первая попытка подлинно научного понимания мифа была сделана, очевидно, Г. Гейне, который полагал, что мифы - это попытки осмысления мироздания человеком, который еще не умеет пользоваться абстрактными понятиями и в котором величественные явления природы вызывают изумление и религиозный трепет. В таком состоянии активизируется сила воображения, претворяя объективную реальность в фантастические образы, которые выражают себя в образной словесной форме.
Иные романтики - братья Гримм - сосредоточились
в первую очередь на методическом
собирании мифологического и
сказочного материала. Я. Гримм, ставший
одним из создателей сравнительного
индоевропейского языкознания, надеялся
параллельно этому создать и
сравнительную индоевропейскую
мифологию, предполагая, что некогда
можно будет разработать
Более трезвый взгляд на мифы был у современника братьев Гримм К.О. Моллера, который отверг мысль о неком едином прототипе для всей европейской мифологии. Он полагал, что мифы, создание их - неизбежная ступень развития для каждого народа. Они в эмоциональной форме выражают опыт познания окружающей природы и истории.
Новый этап изучения мифов начался
с массового привлечения
По мнению Дж. Фрэзера, магия, религия и наука являются последовательными этапами развития мировоззрения человека. Мифы для него - интеллектуальное и вербальное осмысление магического действа. Огромное (и как показали впоследствии работы других ученых, излишнее) внимание Фрэзер уделил якобы совершающемуся во все времена и у всех народов ритуалу избиения состарившегося вождя, что, по его мнению, соответствует мифу о смерти божества.
В начале XX века В. Вундт, который пытался
создать науку «психологии
В 20-е годы XX столетия чрезвычайно популярны были труда Л. Леви-Брюля, выдвинувшего тезис о том, что мифы созданы первобытным мышлением, некой совершенно особой стадией развития человеческого мышления вообще. В его теории первобытное мышление опирается на «закон сопричастности» в отличие от более позднего логического мышления, опирающегося на причинно-следственные связи. Интересно, что в конце жизни Леви-Брюль отказался от своей идеи, придя к заключению, что во все времена логическое и первобытное мышление сосуществует параллельно - возможно, к этому выводу его привели наблюдения за изменением политической обстановки в Европе конца 30-х годов.
У Фрейда, создателя учения о подсознательном, толкование мифов получило новое развитие. В его понимании, первобытный человек был невротиком, страдающим эдиповым комплексом. Из этого, согласно Фрейду, и возникают мораль и религия. Еще современники Фрейда пытались робко указывать на то, что обобщение данных, собранных в клинике для богатых немолодых невротичек из Вены, - это одно, а распространение выводов, сделанных на этой основе, на всю историю человечества - это, как минимум, в их понимании излишняя вольность. Фрейд, как известно, полемикой со своими критиками не занимался - он попросту игнорировал их. Ряд его последователей пошли дальше в отождествлении психопатологии современного человека с психикой нормального первобытного человека.
В первую очередь это относится к Юнгу, в работах которого, по словам М.И. Стеблин-Каменского, «научная терминология странно сочетается… с фразеологией религиозного проповедника…». По Юнгу, все люди обладают врожденной способностью генерировать некие общего характера символы, называемые автором «архетипами». Проявляются эти архетипы прежде всего в сновидениях, а по словам автора теории, «Бог говорит, в основном, посредством снов и сновидений». Эти символы-архетипы Юнг обнаруживает в мифах, легендах, сказках, толкуя их как выражение «коллективного бессознательного», то есть той части бессознательного, которая унаследована человеком от тысяч его предков, а не обретена в результате личного опыта. К архетипам Юнг относит ряд зрительных образов, как например, круг, разделенный на четыре части (так называемая, «мандала»), или крест, хотя архетипы, согласно Юнгу, могут принимать самые различные формы, персонифицируя бессознательное в виде ограниченного набора образов.
Ж. Дюмезиль, публиковавшийся в
основном в 40 - 59 гг., попытался вслед
за Гримом выявить структуру
Последнее слово науки в этой
области - это структуралистские
работы школы К. Леви-Стросса. Мифологическое
мышление Леви-Стросс рассматривает
как способное к обобщениям, с
одной стороны, и к логическому
анализу - с другой, и потому являющимся
фактором прогресса эпохи неолита.
В то же время это мышление может
быть конкретным, метафорическим, чувственным.
Ведущую роль в теории Леви-Стросса
играют двоичные противопоставления (верх
- низ, жизнь - смерть, мужское - женское
начала и т. п.), а также идея о
«посредничестве» между этими
Одновременно с видимостью строгой математизации в его работах заметно необычное многословие, обилие метафор и прочих художественных приемов. Тем не менее теория Леви-Стросса и сегодня находится среди наиболее почитаемых См.: Синельченко В.Н., Петров М.Б. В мире мифов и легенд. - СПб.: ООО Издательство «Золотой век», ООО Издательство «Веста», 2001. С. 7-14..
2. Мифология и поэзия
Отождествление мифологии и
поэзии - одно из коренных убеждений
огромной части исследователей. Начиная
с Я. Гримма, очень многие понимают
мифы как поэтические метафоры первобытного
образа мышления. Вопрос об отношении
мифологии и поэзии - действительно
весьма запутанный вопрос. И, конечно,
сходство того и другого бросается
в глаза гораздо скорее, чем
различие. Поэтому, чтобы не сбиться
в сравнительном анализе