Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 10:40, реферат
В своем реферате я бы подробно хотел рассказать именно о мифах, науке и преднауке, раскрыв каждое из этих понятий, их общее, их противоречия.
Введение 3
Причины возникновения науки 4
Предпосылки развития науки 4
Периодизация науки 4
Предыстория современной науки 5
Человек-наука-миф 6
Преднаука и наука: две стратегии порождения знаний. Наука в античной культуре.9
Заключение 13
Список используемой литературы 14
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Реферат по философии на тему:
Миф. Преднаука. Наука.
Выполнил:
Номер зачетки:
Казань 2012
Оглавление
Введение 3
Причины возникновения науки 4
Предпосылки развития науки 4
Периодизация науки 4
Предыстория современной науки 5
Человек-наука-миф 6
Преднаука и наука: две стратегии порождения знаний. Наука в античной культуре.9
Заключение 13
Список используемой литературы 14
Введение
Важнейшей характеристикой научного знания является его динамика, т.е. его рост, изменение, развитие и т.п. Развитие знания – сложный процесс, включающий качественно различные этапы. Так, этот процесс можно рассматривать как движение: от мифа к логосу, от логоса к «преднауке», от «преднауки» к науке, от классической науки и неклассической и далее к постнеклассической, от незнания к знанию, от неглубокого, неполного знания к более глубокому и совершенному.
В западной философии науки второй половины XX в проблема роста, развития знания является центральной и представлена особенно ярко в таких течениях, как эволюционная (генетическая) эпистемология и постпозитивизм.
Эволюционная эпистемология – направление в западной философско-гносеологической мысли, основная задача которого – выявление генезиса и этапов развития познания, его форм и механизмов в эволюционном ключе, в частности построение на этой основе теории эволюции единой науки.
Динамика научного знания может быть представлена как процесс формирования первичных теоретических моделей и законов. И.Лакатос отмечал, что процесс формирования первичных теоретических моделей может опираться на программы троякого рода – Евклидову программу (система Евклида), эмпиристскую и индуктивистскую, причем все три программы исходят из организации знания как дедуктивной системы.
Формирование научных
законов, а также перерастание частных
законов в проблемы предполагает,
что обоснованная экспериментально
или эмпирически гипотетическая
модель превращается в схему. Причем
теоретические схемы вводятся вначале
как гипотетические конструкции, но
затем адаптируются к определенной
совокупности экспериментов и в
этом процессе обосновываются как обобщение
опыта. Далее следует этап применения
гипотетической модели к качественному
многообразию вещей, т.е. качественное
расширение, затем – этап количественного
математического оформления в виде
уравнения или формулы, что знаменует
фазу появления закона. Таким образом,
рост научного знания можно представить
в виде следующей схемы: модель–схема–качественные
и количественные расширения – математизация-формулирование
закона. При этом одной из наиболее
важных процедур в науке является
обоснование теоретических
По отношению к логике научного открытия весьма распространена позиция, связанная с отказом поисков рациональных оснований научного открытия. В логике открытий большое место отводится смелым догадкам, часто ссылаются на переключение гештальтов («образцов») на аналоговое моделирование, указывают на эвристику и интуицию, которая сопровождает процесс научного открытия.
Итак, механизм порождения нового знания включает в себя единство эмпирического и теоретического, рационального и интуитивного, конструктивного и моделируемого компонентов познания.
В своем реферате я бы подробно хотел рассказать именно о мифах, науке и преднауке, раскрыв каждое из этих понятий, их общее, их противоречия.
Причины возникновения науки
Первой и главной причиной
возникновения науки является формирование
субъектно-объектных отношений
Второй причиной формирования
науки является усложнение познавательной
деятельности человека. «Познавательная»,
поисковая активность характерна и
для животных, но в силу усложнения
предметно-практической деятельности
человека, освоения человеком различных
видов преобразующей
Предпосылки развития науки
Развитие науки было составной частью общего процесса интеллектуального развития человеческого разума и становления человеческой цивилизации. Нельзя рассматривать развитие науки в отрыве от следующих процессов:
Формирование речи;
Развитие счёта;
Возникновение искусства;
Формирование письменности;
Формирование мировоззрения (миф);
Возникновение философии.
Периодизация науки
К одной из первоочередных проблем истории науки относят проблему периодизации. Обычно выделяют следующие периоды развития науки:
Преднаука — зарождение науки в цивилизациях Древнего Востока: астрологии, доевклидова геометрия, грамоты, нумерологии.
Античная наука — формирование первых научных теорий (атомизм) и составление первых научных трактатов в эпоху Античности: астрономия Птолемея, ботаника Теофраста, геометрия Евклида, физика Аристотеля, а также появление первых протонаучных сообществ в лице Академии.
Средневековая магическая наука — формирование экспериментальной науки на примере алхимии Джабира.
Научная революция и классическая наука — формирование науки в современном смысле в трудах Галилея, Ньютона, Линнея.
Неклассическая наука
— наука эпохи кризиса
Возможно другое деление на периоды:
доклассический (ранняя античность, поиск абсолютной истины, наблюдение и размышление, метод аналогий)
классический (XVI—XVII вв., появляется планирование экспериментов, введён принцип детерминизма, повышается значимость науки)
неклассический (конец XIX в, появление мощных научных теорий, например, теории относительности, поиск относительной истины, становится ясно, что принцип детерминизма не всегда применим, а экспериментатор оказывает влияние на поиск эксперимента)
постнеклассический (конец XX в., появляется синергетика, расширяется предметное поле познания, наука выходит за свои рамки и проникает в другие области, поиск целей науки).
Предыстория современной науки
Накопление знаний происходит с появлением цивилизаций и письменности; известны достижения древних цивилизаций (египетской, месопотамской и т. д.) в области астрономии, математики, медицины и др. Однако в условиях господства мифологического, дорационального сознания эти успехи не выходили за чисто эмпирические и практические рамки. Так, например, Египет славился своими геометрами; но если взять египетский учебник геометрии, то там можно увидеть лишь набор практических рекомендаций для землемера, изложенных догматически («если хочешь получить то-то, делай так-то и так-то»); понятие же теоремы, аксиомы и особенно доказательства было этой системе абсолютно чуждо. Действительно, требование «доказательств» показалось бы почти кощунством в условиях, предполагавших авторитарную передачу знания от учителя к ученику.
Можно считать, что истинный фундамент классической науки был заложен в Древней Греции, начиная примерно с VI в. до н. э., когда на смену мифологическому мышлению впервые пришло мышление рационалистическое. Эмпирия, во многом заимствованная греками у египтян и вавилонян, дополняется научной методологией: устанавливаются правила логических рассуждений, вводится понятие гипотезы и т. д., появляется целый ряд гениальных прозрений, как например теория атомизма. Особенно важную роль в разработке и систематизации как методов, так и самих знаний сыграл Аристотель. Отличие античной науки от современной состояло в её умозрительном характере: понятие эксперимента было ей чуждо, учёные не стремились соединять науку с практикой (за редкими исключениями, например, Архимеда), а наоборот гордились причастностью к чистому, «бескорыстному» умозрению. Отчасти, это объясняется тем, что греческая философия предполагала, что история циклично повторяется, и развитие науки бессмысленно, так как оно неизбежно закончится кризисом этой науки.
Распространившееся в Европе христианство упразднило взгляд на историю, как на повторяющиеся периоды (Христос, как историческая личность, явился на земле только единственный раз) и создало высокоразвитую богословскую науку (родившуюся в ожесточённых богословских спорах с еретиками в эпоху Вселенских Соборов), построенную на правилах логики. Однако, после разделения церквей в 1054 году, в западной (католической) части обострился кризис богословия. Тогда интерес к эмпирике (опыту) был совершенно отброшен, а наука стала сводиться к толкованию авторитетных текстов и развитию формально-логических методов в лице схоластики. Однако труды античных учёных, получивших статус «авторитетов» — Евклида в геометрии, Птолемея в асторономии, его же и Плиния Старшего в географии и естественных науках, Доната в грамматике, Гиппократа и Галена в медицине и, наконец, Аристотеля, как универсального авторитета в большинстве областей знаний — донесли основы античной науки до Нового Времени, послужив реальным фундаментом, на котором было заложено всё здание современной науки.
В эпоху Возрождения происходит поворот к эмпирическому и свободному от догматизма рационалистическому исследованию, во многом сравнимый с переворотом VI в. до н. э. Этому способствовало изобретение книгопечатания (середина 15-го века), резко расширившего базу для будущей науки. Прежде всего происходит становление гуманитарных наук, или studia humana (как называли их в противоположность богословию — studia divina); в середине XV в. Лоренцо Валла издаёт трактат «О подложности Константинова дара», заложив тем самым основы научной критики текстов, сто лет спустя Скалигер закладывает основы научной хронологии.
Параллельно идёт стремительное
накопление новых эмпирических знаний
(особенно с открытием Америки
и началом эпохи Великих
Человек-наука-миф
Мифологический стиль
мышления, тесно связанный с
В обыденном понимании с понятием мифа связывается прежде всего представление о вымысле, не соответствующем реальной действительности. Именно такое содержание вкладывают в слово «миф» ученые по отношению ко всякого рода околонаучным построениям, не имеющим под собой научной почвы, а иногда и вступающим в прямое противоречие с твердо установленными и подтвержденными практикой научными данными.
Как и любое общественное явление, современное околонаучное мифотворчество имеет вполне определенные объективные причины. Правда, вырастает оно не в результате очеловечивания природы, а вследствие необоснованного фантастического «раздувания» некоторых данных современного естествознания.
Хотя всегда находятся
отдельные «энтузиасты», которые
по тем или иным соображениям (нередко
корыстного характера) занимаются активной
поддержкой и распространением околонаучных
мифов, над их созданием, по сути дела,
работают не одиночки, а целое поколение
людей. Именно это обстоятельство и
заставляет с особенной серьезностью
отнестись к околонаучному
Одна из главных причин,
породивших во второй половине XX столетия
очередную волну