Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 10:40, реферат
В своем реферате я бы подробно хотел рассказать именно о мифах, науке и преднауке, раскрыв каждое из этих понятий, их общее, их противоречия.
Введение 3
Причины возникновения науки 4
Предпосылки развития науки 4
Периодизация науки 4
Предыстория современной науки 5
Человек-наука-миф 6
Преднаука и наука: две стратегии порождения знаний. Наука в античной культуре.9
Заключение 13
Список используемой литературы 14
Поэтому люди, далекие от науки, нередко пытаются «достраивать» картину мира на свой лад, преодолевая неясное и непонятное с помощью воображения.
Как отмечал еще К. А. Тимирязев, в процессе научного исследования можно выделить три основных этапа: вначале интуиция (догадка), затем доказательство и, наконец, эксперимент. «На двух последних этапах мифу места нет (выделено авт.), — отмечают исследователи мифотворчества. — Современный околонаучный миф рождается, вырастая из научного знания в той области, где точное знание кончается, то есть в области догадок и сомнений».
Необходимо учитывать и то обстоятельство, что современному человеку интересны не только знания «сами по себе», скажем знания об элементарных частицах или «черных дырах», их занимает и «человеческий» аспект этих знаний, их значение для решения мировоззренческих проблем.
Околонаучная мифология
удовлетворяет и эту
В последние десятилетия околонаучное мифотворчество в большей степени развивается вокруг вопросов, так или иначе связанных с космизацией различных сторон человеческой деятельности. Природа подобной направленности совершенно ясна. Человек всегда стремился осознать свое место в мироздании, а в эпоху успешного освоения космического пространства и бурного развития космической техники это стремление стало особенно сильным.
В то же время те области
современного естествознания, которые
связаны с изучением Вселенной
и различных космических
Любопытно отметить, что в механизме формирования научных гипотез и околонаучных мифов есть нечто общее. И гипотезы и мифы возникают в результате необходимости преодоления недостатка конкретных данных, фактов, неполноты информации, отсутствия точных знаний о каком-либо предмете, попыток распространения имеющихся знаний на неизведанные области.
Однако на этом аналогия и заканчивается. Если научные гипотезы подвергаются многократной, всесторонней, объективной, тщательной проверке, то с мифом дело обстоит иначе — любые новые факты сторонники мифа сремятся истолковать в его пользу. И так может продолжаться до тех пор, пока в науке не будет получено достаточно полное решение той проблемы, которая послужила источником мифа, и это решение не будет освоено массовым сознанием. Когда это происходит, миф обычно умирает.
У современного околонаучного мифотворчества есть и глубокие социальные корни. Мы живем в сложном и быстро меняющемся мире, вписаться в который человеку с каждым годом становится все труднее. Над человечеством нависла угроза самоубийственной термоядерной войны, уничтожения окружающей природной среды. Все это и заставляет некоторых людей искать утешения в мифологических иллюзиях.
Особенно благоприятная обстановка для мифотворчества складывается в капиталистическом мире, где в результате усиления гонки вооружений, роста безработицы и инфляции у человека возникает неуверенность в завтрашнем дне. С другой стороны, правящие классы западных государств всевозможными околонаучными сенсациями стараются отвлечь людей от острых социальных проблем. Этим объясняется то обстоятельство, что большинство современных околонаучных мифов родилось именно на Западе.
А в условиях нашего социалистического общества околонаучные мифы полезны или вредны?
На протяжении веков мифологические представления, подкрепленные авторитетом религии, во многом формировали восприятие человеком окружающей действительности. И тем не менее доминировал всегда рациональный способ мировосприятия, ибо только такое отношение к действительности может направлять человеческую деятельность к достижению реальных практических результатов. Свое высшее выражение рациональное мировосприятие находит в научном подходе к пониманию и освоению мира; характерной особенностью такого подхода является переработка уже имеющейся информации для получения новой.
Мифы же, в том числе и околонаучные, не несут в себе никакой новой информации и не могут ее нести, поскольку сами являются плодом необоснованного воображения, которое в значительной степени возбуждается и направляется верованиями, близкими к религиозным.
Но, с другой стороны, вероятно, было бы не совсем правильно, противопоставляя мифологическое рациональному, полностью отвергать мифологическое мировосприятие. В конце концов процесс научного исследования осуществляется не ради самого процесса, а ради человека, для удовлетворения его практических и духовных потребностей. А человек нуждается не только в научном знании, у него существуют еще и эстетические и художественные потребности, которые относятся не к сфере рационального, а к сфере чувств, эмоций. Это также является причиной того, что, несмотря на развитие человеческого общества и прогресс науки, мифологическая составляющая в общественном сознании все же сохраняется и по сей день.
Материалисты не отвергают
мифы, но они ценят их только в
той мере, в какой они обладают
художественными достоинствами, удовлетворяют
эмоциональные потребности
Но околонаучные мифы, безусловно, вредны, если воспринимаются как непогрешимая истина, противопоставляются науке, вопреки твердо установленным научным данным, если они отвлекают человека от полезной деятельности, уводят в мир заведомо несбыточных иллюзий. В этом случае такие мифы приобретают околорелигиозный характер, а иногда и сами превращаются в своего рода религию. Научное и художественное познание дополняют друг друга, помогая формированию в сознании человека единого гармоничного образа реального мира. Однако всякий «перекос» в сторону эмоционального восприятия и постижения действительности, связанный с околонаучным мифотворчеством, чрезвычайно опасен, особенно когда эмоциональное восприятие вступает в явное противоречие с наукой, ведет к формированию ложных представлений о реальности, по своему характеру весьма близких к религиозным.
Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что в кокой-то степени околонаучное мифотворчество служит также удовлетворению извечной потребности человека в игре, которая восходит к глубокой древности и, по-видимому, была унаследована людьми от животных. Ведь известно игра — это не только забава, не только спортивное состязание. Игровой метод находит применение при решении многих серьезных задач, в том числе возникающих в процессе научного исследования. Существует, например, математическая теория игр, дающая возможность отыскания наиболее выгодного решения различных задач в ситуациях, когда имеется много вариантов выбора и, следовательно, множество решений. Игровой метод в научных исследованиях с успехом можно применять и в тех случаях, когда решаемая проблема очень сложна и путь к ее решению неоднозначен, а также тогда, когда по тому или иному вопросу нет достаточной информации.
Характерная особенность игрового метода состоит в том, что он сталкивает различные, иногда противоположные точки зрения и обеспечивает борьбу между ними. Иначе говоря, у каждой играющей стороны имеется противник — явный или неявный. В процессе игры могут ставиться, возникать и обсуждаться такие вопросы, которые при обычном, «неигровом» развитии процесса научного исследования по тем или иным причинам могли бы вообще не появиться. Между тем анализ и обсуждение подобных вопросов нередко приносит науке немалую пользу.
Однако, занимаясь околонаучным мифотворчеством или определяя свое отношение к нему, ни в коем случае нельзя забывать, что это только околонаучная игра, которая может помочь четче определить подлежащие решению проблемы, но не в состоянии самостоятельно эти проблемы решать и не должна подменять собой науку! Современные околонаучные мифы, в отличие от древней мифологии, как бы объединявшей науку и искусство, функционируют только в области «полузнания», т. е. в той области, в которой имеются еще не решенные научные проблемы. Пока существует безоговорочная вера в реальность событий, которые описываются в мифе, он остается мифом. Когда же эта вера исчезает, миф либо умирает, либо превращается в сказку, эпос, художественное произведение.
Преднаука и наука: две стратегии порождения знаний. Наука в античной культуре.
Как своеобразная форма познания (специфический тип духовного производства и социальный институт) наука возникла в Европе в Новое время (16-17вв). Произошла дифференциация единого ранее знания на философию и науку. Наука начинает развиваться относительно самостоятельно, постоянно связана с практикой, опредмечивается, материализуется в ней.
В первом вопросе обратите внимание на две стадии в возникновении научных знаний. Первая стадия характеризует зарождающуюся науку (преднауку), вторая – науку в собственном смысле слова. Зарождающаяся наука изучает преимущественно те вещи и способы их изменения, с которыми человек многократно сталкивался в производстве и обыденном опыте, переход к науке в собственном смысле слова был связан с двумя переломными состояниями развития культуры и цивилизации. Во-первых, с изменениями в культуре античного мира, которые обеспечили применение научного метода в математике и вывели ее на уровень теоретического исследования, во-вторых, с изменениями в европейской культуре, произошедшими в эпоху Возрождения и переходу к Новому времени, когда собственно научный способ мышления стал достоянием естествознания.
В преднауке зарождаются предпосылки науки. Этап преднауки завершается когда наряду с эмпирическими правилами и закономерностями формируется теория, позволяющая получить эмпирические зависимости как следствия из теоретических постулатов. Наука в своем развитии проходит три основных этапа: классический (17-19 в.в.), неклассический (первая пол. 20 в) и постнеклассический (вторая пол. 20 в. – начало 21 в.. Каждый из этих этапов имеет свою парадигму, картину мира, фундаментальные идеи. Классический (механика, жесткий детерменизм), неклассический (относительность, дискретность, вероятность) и постнеклассический (самоорганизация, синергетика).
Преднаука в своем развитии опирается на обыденную практику и производственную деятельность. Предпосылкой возникновения научных знаний считается миф. Здесь происходит отождествление различных предметов, для этого необходимо овладеть операцией выделения существенных признаков, сопоставлять различные предметы. Это сыграло роль в формировании научной методологии. Характерной чертой преднауки является преемственность знаний от поколения к поколению. Преднаука изучает те вещи и способы их изменений, с которыми человек сталкивается в своей практической деятельности. Деятельность мышления, формирующаяся на основе практики, представляет типичную схему практических действий. На этапе преднауки первичные идеальные объекты и их отношения выводятся непосредственно из практики, затем внутри созданной системы знания формируются новые объекты. Научное знание ориентируется на поиск предметных структур, которые не могут быть выявлены в обыденной практике.
Вообще наука по отношению
к современному мифу выполняет двойную
роль: с одной стороны, она помогает
его рождению, участвует в его
создании, с другой - сразу же, не
успел миф по-настоящему родиться,
начинает работу по его разрушению.
У "марсианских каналов" было немало
противников среди ученых-
Искусство тоже не только помогает рождению мифов нашего времени, но и получает из мифов огромный запас образов, ибо те образные модели действительности, которые рождаются в мифах, используются затем в искусстве, начинают жить в нем в ином качестве, уже не в виде непосредственно информационных структур, они дают основу для условных, иносказательных построений, переплетаясь при этом с прежней традицией сказочной, средневековой, романтической фантастики. Миф, как всегда, дарит искусству "арсенал" образных средств.
Однако отношения между наукой, искусством и новым мифом в тех областях, где этот миф формируется, этим не ограничиваются, и общая картина оказывается довольно сложной. Ведь рождаясь в недрах искусства и науки, формирующийся миф практически от них не отделим. Мы это видели уже на примере проблемы внеземных цивилизаций и дискуссий вокруг нее.