Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 10:37, реферат
Для понимания сути того или иного явления важно знать, как оно возникло, на смену чему пришло, чем отличались его ранние стадии от последующих, более зрелых. Конкретные люди приходят к философским раздумьям разными путями. Но есть также путь, по которому когда-то пришло к философии человечество. Для раскрытия специфики философии важно хотя бы в общем виде представить себе этот путь, обратившись к первым шагам, истокам философского мышления, а также к мифологическому и религиозному миропониманию как предпосылке философии.
Введение……………………………………………………………………...……3
Мифы. Мифология………………………………………………..………........…6
Взаимосвязь философии и религии…………………………..……………….....8
Основные функции религии……………………………………..……………...10
Ранние формы существования религии…………………………….…..…….....12
Религии современного мира……………………….…………………………....14
Заключение…………………………………………………………………….....17
Литература………………………………………………………….…………....18
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский
государственный университет
Группа 611 Курс 2
Шифр студенческого билета: 31005
Проверил(а) ____________
Содержание
Введение…………………………………………………………
Мифы. Мифология………………………………………………..…
Взаимосвязь философии
и религии…………………………..………………...
Основные функции
религии……………………………………..……………..
Ранние формы
существования религии………………………
Религии современного мира……………………….…………………………....14
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Для понимания сути того или иного
явления важно знать, как оно
возникло, на смену чему пришло, чем
отличались его ранние стадии от последующих,
более зрелых. Конкретные люди приходят
к философским раздумьям
Религия, как и философия, является мировоззрением, правда специфическим, и одновременно включает в себя определенное поведение и действия, которые основываются на вере в существование нескольких (политеизм) или одного (монотеизм) богов, т. е. такого начала, которое является «священным», сверхъестественным, недоступным пониманию человеческим разумом.
“...Всякая религия, -- отмечал Ф. Энгельс, -- является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, -- отражением, в котором земные силы принимают форму неземных”. Философский словарь. Под ред. И.Т.Фролова.- М.: Политиздат,1986. - С.425
Религия возникает в истории
человечества вместе с осознанием человеком
самого себя и противопоставлением
себя окружающей действительности. Долгое
время считалось, что религия -- плод
невежественности первобытного человека,
не знавшего законов природы и
испытывавшего страх перед
Таким образом объясняют
Мифы. Мифология
Термин “мифология” имеет два значения. В первом значении (от греч. mifos - предание, сказание и logos - слово, понятие, учение) - форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Введение в философию. - М., 1986.-С.30. Во втором, “наука, изучающая мифы, их происхождение и отражение в них действительности”. Философский словарь. Под ред. И.Т.Фролова.- М.: Политиздат,1986. - С.286.
Место мифотворчества в культурно-историческом процессе разные философы определяли по-разному. Так, например, Гегель и Маркс считали, что миф, мифотворчество - это давно пройденный этап культуры. С их точки зрения миф и философия были непосредственно связаны в истории лишь один раз - в момент возникновения философии из мифологии; в последствии их пути разошлись, они стали антиподами.
Другую точку зрения выражали Дж. Вико и Ф. Ницше. Они придерживались идеи циклического возвращения мифотворчества в культурно-исторический процесс. Миф был действительностью, и может быть опять будет, когда все интеллектуальные возможности будут исчерпаны.
За всем этим многообразием значений термина “миф”, “мифологическое” и существованием взаимоисключающих трактовок места мифотворчества кроется не только обстоятельство, что миф как проблема науки недостаточно прояснен. Дело в том, что “миф все еще является не только проблемой науки, но и философской тайной”. Найдыш В.М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма. - М.: Градарики, 2002. - С. 22 “Миф - это первое издание “умственного словаря” человечества, - отмечал Д. Вико”. Рычков А.К, Яшин Б.Л. Философия. Гуманитарное издательство центра “ВЛАДОС”, 2002. -С.12
Мифы существовали у всех народов
мира. В духовной жизни первобытного
общества мифология доминировала, выступала
как универсальная форма
Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил. Существовали также мифы (их называют эсхатологическими), описывающие грядущую гибель мира, в ряде случаев с последующим его возрождением.
Мифы слагались в ту историческую эпоху, когда звери представлялись равными богам, боги -- людям, а люди -- зверям. В те далекие времена человек не отделял себя ещё от природы и не проводил чёткого различия между разными сферами своей деятельности. Мифология того периода включала всю культуру первобытного человека. Лишь позднее из неё выделились религия, наука, искусство. В муках познания и преобразования природы люди сами создавали себе богов, одновременно полагаясь на их защиту, поддержку и всевидение. Мифологическое познание передавалось через ритуальные посвящения особо подготовленным лицам и само по себе, как полагается, обладало некой сверхъестественной силой.
Наряду с интересом к
Первые значимые попытки осмыслить
своеобразие и природу
В течение многих столетий развитие мифологии было тесно связано с искусством и религией. На этом тысячелетнем пути не раз изменялись не только философские концепции мифа, но и цели и задачи мифологии.
Миф как наиболее ранняя форма духовной культуры человечества объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельное развитие. Миф выступал как единая, универсальная форма сознания. Он выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание эпохи, в которую он создавался. В мифологическом сознании запечатлено поэтическое богатство и мудрость различных народов.
В мифологии сближались явления природы и культуры, человеческие черты переносились на окружающий мир, олицетворялись, очеловечивались космос и другие природные силы. В мифологии отсутствовали отчетливые разграничения мира и человека, мысли и эмоций, знаний и художественных образов - все было слитно, не расчленено. Это целостное миропонимание, в котором различные представления связаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции.
Миф выполнял многообразные функции.
Главной же функцией мифа являлось
не повествование о прошлом, а
иногда и будущем, а обоснование
существующего в природе и
обществе миропорядка, и, как следствие,
- регулирование сложившихся
Через легенды, исторические предания, мифологические образы, сюжеты вошли гуманитарную культуру различных народов. Мифами наполнены мировые религии - христианство, ислам, буддизм.
С мифом и мифологией тесно связана и религия. Их содержание на начальных этапах развития человечества во многом совпадает, поскольку они обусловлены уровнем освоения индивидом окружающего мира, степенью его зависимости от природы и социального бытия. Но мифы, в отличие от религии, не требуют веры в реальность представлений и апеллируют не только к чувству, но и к разуму.
С угасанием первобытных форм общественной
жизни миф как особая ступень
развития общественного сознания сошел
с исторической сцены. Но не прекратился
начатый мифологическим сознанием
поиск ответов на особого рода
вопросы - о происхождении мира, человека,
культурных навыков, тайны рождения
и смерти - коренные вопросы всякого
мировоззрения. Их унаследовали от мифа
две важнейшие формы
Взаимосвязь философии и религии
Религия (от лат. religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил, при которых земные силы принимают вид неземных. Маркс К. Энгельс Ф. Т. 20 - С. 328.
Специфической особенностью религиозного
мировоззрения является формирование
в сознании человека особого ирреального,
сверхъестественного и
Вера - способ существования религиозного сознания, особое настроение, характеризующее его внутреннее состояние. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ - система утвердившихся ритуалов, догматов.
Религия - социально организованная вера человеческих сообществ, форме их поклонения “высшим силам”, а тем самым воплощенным в них наиболее почитаемым данным обществом ценностям. Таинственные силы природы и истории (рока, судьбы) осмысливались как “высшие силы”. В представлении о “высших силах” сплетались начала добра и зла, демонические и божественные стороны религии долгое время развивались параллельно. Отсюда смешанное чувство страха и уважения верующих по отношению к “высшим силам”. От кошмара злых духов верующие искали спасения в обращении к божественным силам. Поклонение “высшим силам” постепенно приводит к понятию (образу) бога - высшего существа, достойного поклонения. Бог мыслится и как блюститель обычая, традиции, нравственности, связующих людей культурных уз, почитаемых в обществе духовных ценностей.
Религия - сложное духовное образование
и общественно-историческое явление,
которое не укладывается в однозначные
характеристики. Одной из исторических
миссий религии, приобретающих в
современном мире небывалую актуальность,
выступало и выступает