Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 10:37, реферат
Для понимания сути того или иного явления важно знать, как оно возникло, на смену чему пришло, чем отличались его ранние стадии от последующих, более зрелых. Конкретные люди приходят к философским раздумьям разными путями. Но есть также путь, по которому когда-то пришло к философии человечество. Для раскрытия специфики философии важно хотя бы в общем виде представить себе этот путь, обратившись к первым шагам, истокам философского мышления, а также к мифологическому и религиозному миропониманию как предпосылке философии.
Введение……………………………………………………………………...……3
Мифы. Мифология………………………………………………..………........…6
Взаимосвязь философии и религии…………………………..……………….....8
Основные функции религии……………………………………..……………...10
Ранние формы существования религии…………………………….…..…….....12
Религии современного мира……………………….…………………………....14
Заключение…………………………………………………………………….....17
Литература………………………………………………………….…………....18
Магия как средство практического
воздействия на мир связана с
конкретными формами
Религии современного мира
К национально-государственным
Иудаизм возникает как религия древних евреев, которые в начале 2-го тысячелетия поселились в Палестине. Это одна из немногих религий мира, которая дошла да нас в почти неизменном виде. Иногда ее называют религией Моисея, по имени вождя еврейских племен. Данная религия знаменует собой переход от многобожия к единобожию. Богом выступает Яхве как управитель - всего мира. Основным источником является наиболее древняя часть Библии - Ветхий Завет. В Ветхом Завете излагаются нравственные нормы взаимоотношений между людьми. Одним из центральных моментов иудаизма была идея спасения как результата следования божьей воле и мысль о приходе Спасителя человечества - мессии, который должен построить на земле царство божье.
Индуизм - одна из наиболее распространенных
форм религии, которая возникает
в 1-м тысячелетии н.э. как результат
соперничества между
В Древнем Китае наиболее распространенными
религиями были даосизм и конфуцианство.
Конфуцианство по многим признакам
может считаться религией, хотя по
этому поводу существуют споры. Некоторые
исследователи считают Конфуция
только философом. Однако сам факт того,
что он исполнял религиозные обряды,
был обожествлен и в честь
него император Китая совершал обряды,
позволяет считать
Древнейшей мировой религией является буддизм, возникший в V в. до н.э. Число исповедующих данную религию сегодня составляет несколько сот миллионов. По древнейшим преданиям основателем данной религии является индийский принц Сиддхартха Гаутама, живший в V в. до н.э. и получивший имя Будда (просвещенный, просветленный). Основой буддизма является нравственное учение, с помощью которого человек становится совершенным. Первоначально моральные заповеди буддизма строятся в негативной форме (что характерно для ранних религий) и носят запрещающий характер: не убивать, не брать чужой собственности и т.д. Для стремящихся к совершенству эти заповеди приобретают абсолютный характер. Так, запрещение убийства распространяется вообще на все живое, запрет на брачные измены доходит до требования полного целомудрия и т.д. Следуя учению Будды, человек, пройдя все этапы совершенствования (медитация, йога), погружается в нирвану - небытие. Рассчитывать он должен не на богов, а только на самого себя: даже Будда никого не спасает лично, а лишь указывает путь спасения.
Буддизм разделяется на два течения: 1. Хинаяна (малая колесница) - более жесткий вариант буддизма, основанный на строжайшем соблюдении запретов. Здесь нет понятия бога как существа. 2. Махаяна (большая колесница) - классический вариант мировой религии, со свойственными ей атрибутами. Если первая разновидность доступна лишь немногим, избранным, то вторая рассчитана на обычных людей. В этой разновидности есть бог, в нем существует также культ множества будд.
В Тибете буддизм развивается как тантризм. Здесь особое значение придается магии и заклинаниям, посредством которых можно "сократить" путь к нирване Елисеев Г.А. История религии 10-11кл. М.: Просвещение, 1999. - С. 256 .
Христианство - самая распространенная на сегодняшний день религия, ее приверженцами являются более миллиарда человек. В центре христианского вероучения - богочеловек Иисус Христос, проповедовавший своим последователям развернутое вероучение. Основной книгой является Библия с включением в нее Нового Завета, излагающего жизнь и страдания Христа, его проповеди и деяния, сказания о Деяниях святых апостолов и их послания, а также Откровение святого Иоанна Богослова, в котором рисуется картина Страшного Суда, который ожидает человечество.
Из большого числа сект и течений сложилась единая христианская церковь, постепенно отошедшая от простоты раннего христианства и создавшая культ, сопровождаемый сложной системой обрядов. Самые важные культовые обряды - это крещение и причащение.
Ислам (мусульманство) как третья мировая религия, возник в VII в., и его основателем является Мухаммед. Исповедуют эту религию арабоязычные народы, а также жители Северной Африки и большей части Азии. Основной книгой ислама является Коран, который представляет собой собранные записи изречений и поучений Мухаммеда. Система догм ислама строится на абсолютной вере в Аллаха как единственного бога, пророком которого и был Мухаммед. Признается, что бог посылал людям и других пророков, но Мухаммед выше их. Обряды связаны с пятикратной ежедневной молитвой, омовением перед ней, уплатой налога для бедных, ежегодным постом, совершением хотя бы один раз в жизни паломничества в Мекку.
Заключение
Мифология, религия и философия
тесно взаимосвязаны между
Религия представляет собой один из основных вариантов существования системы нравственных норм. Религиозное мышление фокусируется на пограничных жизненных ситуациях, когда для человека более важным может стать утешение и сострадание, а не рациональная аргументация, доказывающая, что смерть, к примеру, естественный и необходимый процесс. В ней формулируются абсолютно истинные нравственные заповеди, которым человек должен следовать в жизни. С одной стороны, это вроде бы ущемление свободы человека, признание его "тварью божьей", абсолютно зависимой от высшего существа. С другой стороны, религия есть консолидирующий фактор общественной жизни, регулирующий взаимоотношения между людьми, что особо важно для обществ, в которых человек воспринимает свою свободу как вседозволенность.
Что же касается мифологии, то она
является очень важной составной
частью системы философского знания.
Становление мифологии
В историческом развитии философии
мифологии от античности до эпохи
романтизма сложился целый ряд трактовок
сущности мифа: подлинная реальность,
божественное откровение, бессмысленный
полет фантазии, пустое воображение,
неправильно истолкованное
Литература
1. Введение в философию. - М.,1999.
2. Елисеев Г.А. История религии 10-11кл. - М.: Просвещение, 2000.
3. Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции. - Владивосток. Издательство Дальневосточного университета, 1986.
4. Маркс
К. Энгельс Ф. Избранные
5. Найдыш
В.М. Философия мифологии. От
античности до эпохи
6. Рычков А.К. Яшин Б.Л. Философия. - Гуманитарное издательство центра “ВЛАДОС”, 2002.
7. Фейербах
Л. Избранные философские
8. Философия.
Учебник. Под. Ред.
9. Философский
словарь. Под ред. И.Т.