Мифология и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 10:37, реферат

Описание

Для понимания сути того или иного явления важно знать, как оно возникло, на смену чему пришло, чем отличались его ранние стадии от последующих, более зрелых. Конкретные люди приходят к философским раздумьям разными путями. Но есть также путь, по которому когда-то пришло к философии человечество. Для раскрытия специфики философии важно хотя бы в общем виде представить себе этот путь, обратившись к первым шагам, истокам философского мышления, а также к мифологическому и религиозному миропониманию как предпосылке философии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3

Мифы. Мифология………………………………………………..………........…6

Взаимосвязь философии и религии…………………………..……………….....8

Основные функции религии……………………………………..……………...10

Ранние формы существования религии…………………………….…..…….....12

Религии современного мира……………………….…………………………....14

Заключение…………………………………………………………………….....17

Литература………………………………………………………….…………....18

Работа состоит из  1 файл

Мифология и религия философия реферат.docx

— 59.85 Кб (Скачать документ)

Религия - это сложное совокупное понятие, включающее в себя определенную мифологию, систему догматов, культовые  и обрядовые действия, социализированные  религиозные институты, конкретные формы взаимоотношений между  верующими и религиозной организацией и многое другое. Для каждой религии  все эти моменты имеют свое специфическое смысловое наименование, свою историю возникновения и  дальнейшего существования, свое, каждый раз особенное, преломление через  этническую, национальную, классовую  и индивидуально-личностную призму. Вместе с тем эта проблематика имеет и другой общефилософский  аспект, связанный с изучением  различных форм общественного сознания.

Нет ни одного народа, который не знал бы религии и, следовательно, возникновение  и развитие религиозных представлений, вне зависимости от их конкретного  смыслового наполнения, связано с  какими то социально- психологическими свойствами и потребностями человека, которые, так или иначе, удовлетворяются  различными вариантами конкретных религий. В этом смысле и принято говорить о религиозном сознании как об одной из форм общественного сознания. Понятие религиозной формы общественного  сознания, таким образом, подчеркивает тот факт, что наличие религиозных  представлений соответствует духовным потребностям человека - это с одной  стороны, а с другой - религия как  форма общественного сознания является отражением реальных сторон общественного  бытия. В общем виде общественное бытие можно представить как  совокупность действий и отношений, складывающихся на определенном этапе  исторического развития общества. Содержанием  общественного бытия являются во - первых, отношения между людьми складывающиеся в процессе совместного  производства, обмена и потребления, во - вторых, это непосредственная связь  людей с природой, со средствами производства материальных благ, в - третьих, отношения индивидуальные, семейные, групповые, национальные, религиозные.

В самой общей форме можно  сказать, что религия есть сфера  духовной жизни общества, группы, индивида, что она есть особый способ практически - духовного освоения мира и область  духовного производства. По отношению  к обществу в целом религия  предстает как общественная подсистема, сложное образование, в котором  осуществляется деятельность, складывается сложная структура.

Корни религиозного мировоззрения  имеют различный характер

Социальные корни связаны с  условиями общественного бытия  человека. Они выражают зависимость  человека от сложившихся на данном историческом этапе социальных отношений, из которых он не может вырваться самостоятельно, с помощью только своих собственных сил.

Гносеологические корни связаны  с определенным уровнем развития сознания человека, появлением абстрактного мышления, которое таит в себе возможность  отрыва мысли от действительности. Человек научается воображать, представляя  в своих фантазиях даже то, чего нет в реальной действительности. Кроме того, возникновение религии  связано и с недостаточностью знаний, накопленных к тому времени  человеком, что лишало его возможности  рациональным образом объяснить  многие природные явления и процессы.

Психологические корни связаны  с тем, что человек во многих случаях  своей жизни оказывался бессильным перед природой, что вызывало страх  перед ее необъяснимыми силами, побуждало  к поиску средств, с помощью которых  он мог бы им противостоять. Еще древние  мыслители говорили, что страх  породил богов. Но было бы неправильным преувеличивать роль страха и других отрицательных эмоций в формировании религиозных верований. Фейербах заметил, что “для объяснения религии необходимо брать не только отрицательные, но и  положительные мотивы, не только невежество и страх, но и чувства противоположные  страху - положительные чувства радости, благодарности, любви и почитания  ”. Фейербах Л. Избранные философские  произведения. Т2. - М., 1959. - С. 524-525

Основные функции религии

Любая система и ее подсистемы не могут быть сведены к какому - либо одному элементу и не могут  рассматриваться вне взаимосвязи  этих элементов, а их взаимосвязь  осуществляется, прежде всего, в процессе функционирования. Являясь подсистемой  общества, религия занимает в нем  различное, меняющееся в ходе истории  место и выполняет, сообразно  с конкретно - исторической ситуацией, определенные функции:

Мировоззренческая функция

Религиозное мировоззрение дает систему  координат, в рамках которой осмысливается  мир, общество, человек, оно дает цель и смысл жизни. Придание смысла бытию  человека предоставляет возможность  верующему вырваться за пределы  ограниченности бытия, поддерживать надежду  на лучшую жизнь в будущем, на избавление от страданий, несчастий и т.п.

Компенсаторная функция восполняет зависимость и бессилие людей  перед обстоятельствами. Давление необходимости, ограниченность возможностей преодолевается "свободой в духе", социальное неравенство превращается в "равенство" в греховности, в страдании, разобщенность  и изоляция заменяются братством  в общине, разобщенность, безразличие людей в быту возмещаются личностным богообщением и общением в религиозной группе. Важным является психологический аспект компенсации снятие стресса, угнетения.

Коммуникативная функция религии  включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком, общением его с богом.

Регулятивная функция состоит  в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, мнений, традиций, обычаев осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием  и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет  система предписаний норм религиозного права и морали. Верующий должен стремиться подражать в жизни  примерам подвижников и персонажам преданий.

Воспитательная функция - способствует формированию у индивида чувства  любви и доброты к другому  человеку, терпимости и милосердия, сочувствия и сострадания, чувства  долга и справедливости.

Функции - это способы действия религии в обществе, но реализоваться  они могут только во взаимодействии элементов религии как структуры. Элементы и структуры религии  складываются и изменяются в ходе истории. В обществе на ранних ступенях ее развития религия как самостоятельное  образование не выделялась, она была вплетена в живую ткань бытия. В дальнейшем, став относительно самостоятельной  областью духовной жизни, она все  более дифференцировалась, в ней  выделялись элементы, формировались  связи этих элементов. В религии  выделяются религиозное сознание, деятельность, отношение, институты и организации.

Религиозное сознание имеет два  уровня - обыденное и концептуальное. Обыденное сознание предстает в  виде образов, представлений, стереотипов, настроений и чувств, привычек и  традиций, которые являются непосредственными  отражениями условия бытия людей. На этом уровне доминирующую роль играют эмоции - чувства и наслаждения, сознание обличено в наглядно образные формы.

Концептуальный уровень - это специально разрабатываемая область понятий, идей, принципов, рассуждений, концепций. В ее состав входит: учение о боге, как ядро любой религии; религиозно - этические, эстетические, правовые и  прочие концепции; религиозная философия. Интегрирует все это богословие (теология).

Религиозная деятельность может быть культовая и внекультовая (написание  богословских произведений, преподавание богословских дисциплин, управленческая, выступления в средствах массовой информации и т.п.). Важнейшим видом  религиозной деятельности является культ. Его содержание определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями, догматами. Предметами культовой деятельности становятся различные объекты, осознаваемые в форме религиозных образов. В качестве предметов культа в религиях разных типов, в разных религиозных направлениях выступали материальные вещи, животные и растения, лес, горы, реки, Солнце, Луна. Разновидностями культа бывают обряды, богослужения, проповеди, молитвы, праздники, паломничество. Средствами культа являются молитвенные дома, храмы, церкви; религиозное искусство (живопись, музыка); культовые предметы (крест, свечи).

Религиозные организации делятся  по их отношению к обществу и как  они определяют свое место в "миру". Если организация не противопоставляет  себя миру, если приемлет его культуру, то можно говорить, что она является церковью.

Секта, напротив, осуждает и не приемлет мир, она стремится стать общиной "избранных". Как правило, секты  представлены отколовшимися от церкви группами, оспаривающими или учение или культовую деятельность церкви.

Деноминация является промежуточным  между церковью и сектой организацией. В то время как церкви стремятся  охватить своим влиянием всех членов общества, а секты лишь "избранных", деноминации не претендуют на всеобщий охват, но и не замыкаются только внутри своей религиозной группы (например, баптизм). Рычков А.К. Яшин Б.Л. Философия. Гуманитарное издательство центра “ВЛАДОС”, 2002. -С.15

Ранние формы существования  религии

Характеризуя возникновение религии, необходимо указать на предпосылки  ее возникновения и ранние формы  ее существования. Религиозное мировоззрение  возникает в первобытном обществе сначала как вера в магическую родственную связь между человеком  и каким-либо животным, растением, явлением природы или предметом - тотемом. Каждое племя, каждый род и даже каждый отдельный член этих общностей может  иметь свой собственный тотем. В  Древнем Египте, например, почитали корову, шакала, кошку, змею, пчелу, водяную  лилию, жука-скоробея и т.д. Близость между человеком и его тотемом  выражалась, прежде всего, в запрете  убивать и использовать в пищу животное - тотем, уничтожать тотем - растение. С точки зрения религионоведов, тотемизм возник как фантастическое отражение  в сознании людей складывающихся родовых отношений. Философия. Учебник. Под. Ред. Кохановского В.П. Ростов - на - Дону,1996. - С.183

Тотемистические представления лежат  в основе всех мифов, волшебных сказок и входят в качестве особых ритуальных предметов в развитые религии.

Более высокой формой первобытных  верований является анимизм - вера в  духов и душу, т.е. всеобщую одухотворенность природы. Первобытный человек населяет духами весь окружающий его мир, а душой наделяет животных и растения, явления и предметы природы и быта. У древнеславянских племен широко была распространена вера в духов, покровительствующих семье и дому (домовой), лесу (леший), водной стихии (водяной) и т.п.

Вера в самостоятельную жизнь  освободившейся от телесной оболочки души порождает веру в возможность  контакта с умершими душами. В основе этого лежит особенность первобытного мышления, связанная с неразличимостью  объективного, того, что находится  вне человека, и субъективного, того, что является продуктом его разума. Так, например, образы, видимые человеком  во сне, воспринимались столь же реально, как и окружающий его мир, и  то и другое было объективно значимо. Поэтому общение во сне с умершими или отсутствующими людьми воспринималось так же, как встреча с живыми, что закрепилось в особых ритуалах и обрядах.

В то же время боязнь явления умерших  душ порождает целую систему  предохранительных обрядов, цель которых - не позволить им являться в виде призраков. Это можно наблюдать  в обряде похорон (особый порядок  выноса тела из дома, положение тела при захоронении, сам факт обязательного  захоронения, поминальные обряды и  т.д.).

Привидения являются живым людям  в виде призраков, т.е. бесплотных теней. Особенно часто и непрошено являются призраки тех душ, тела которых не были погребены согласно обычаю, а  также души самоубийц или насильно убитых. Признаки анимизма в той  или иной форме присутствуют во всех религиях.

Следующая форма верований - фетишизм - вера в сверхъестественные свойства особых предметов (фетишей), в качестве которых могло выступать что  угодно - от камня необычной формы, куска дерева или части животного  до изображения в виде статуэтки (идолы). С.Л.Токарев отмечает, что  фетишизм, по-видимому, возникает как  форма "индивидуализации религии" и связан с распадом старых родовых  связей. "Отдельная личность, чувствуя себя недостаточно защищенной родовым  коллективом и его покровителями, ищет для себя опоры в мире таинственных сил'" Философия. Учебник. Под. Ред. Кохановского В.П. Ростов - на - Дону,1996. - С.185.

Фетиши развиваются в систему  талисманов, в качестве которых выступают  статуэтки богов, которые помещались в жилище, или амулетов - предметов  для ношения на теле с различными заклинаниями, которые также выполняли  защитные функции. Наделение талисмана  волшебными излечивающими функциями  связано с первобытными представлениями  о том, что в ряде предметов  может воплощаться дух болезни. Люди носят талисманы, веря в их таинственную силу. Постепенно это приобретает  характер традиции, когда изначальное значение талисмана забывается, и он превращается в предмет украшения.

Первобытным представлением о возможности  сверхъестественного воздействия  злых или добрых сил на других людей, домашний скот, жилище и т.д. является магия. В основе веры в магические силы и средства лежит способность  человеческого сознания к ассоциациям, которая позволяет соединять  в мышлении вещи, несоединимые в  реальности. В результате создается  система связей, вымышленных закономерностей, благодаря которым можно воздействовать на мир. Субъективные переживания и  базирующаяся на них вера в существование  злых и добрых духов были для человека столь же реальны, как и его  окружающий мир. И так же как человек  строил свои взаимоотношения с реальным миром, он пытался их построить и  с миром духов.

Магическое знание носит неявный, тайный характер. Результат магических действий не мог носить общезначимого  характера, он был всегда индивидуален и выполнял магическое действие лишь посвященные в это люди. Поэтому  эффективность магических действий и заклинаний определялась лишь по результату, т.е. задним числом, а в  случае негативного результата всегда можно было сослаться на невыполнение каких-то магических действий или просто более сильное противодействие  других духов.

Информация о работе Мифология и религия