Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 10:37, реферат
Для понимания сути того или иного явления важно знать, как оно возникло, на смену чему пришло, чем отличались его ранние стадии от последующих, более зрелых. Конкретные люди приходят к философским раздумьям разными путями. Но есть также путь, по которому когда-то пришло к философии человечество. Для раскрытия специфики философии важно хотя бы в общем виде представить себе этот путь, обратившись к первым шагам, истокам философского мышления, а также к мифологическому и религиозному миропониманию как предпосылке философии.
Введение……………………………………………………………………...……3
Мифы. Мифология………………………………………………..………........…6
Взаимосвязь философии и религии…………………………..……………….....8
Основные функции религии……………………………………..……………...10
Ранние формы существования религии…………………………….…..…….....12
Религии современного мира……………………….…………………………....14
Заключение…………………………………………………………………….....17
Литература………………………………………………………….…………....18
Религия - это сложное совокупное
понятие, включающее в себя определенную
мифологию, систему догматов, культовые
и обрядовые действия, социализированные
религиозные институты, конкретные
формы взаимоотношений между
верующими и религиозной
Нет ни одного народа, который не знал
бы религии и, следовательно, возникновение
и развитие религиозных представлений,
вне зависимости от их конкретного
смыслового наполнения, связано с
какими то социально- психологическими
свойствами и потребностями человека,
которые, так или иначе, удовлетворяются
различными вариантами конкретных религий.
В этом смысле и принято говорить
о религиозном сознании как об
одной из форм общественного сознания.
Понятие религиозной формы
В самой общей форме можно сказать, что религия есть сфера духовной жизни общества, группы, индивида, что она есть особый способ практически - духовного освоения мира и область духовного производства. По отношению к обществу в целом религия предстает как общественная подсистема, сложное образование, в котором осуществляется деятельность, складывается сложная структура.
Корни религиозного мировоззрения имеют различный характер
Социальные корни связаны с условиями общественного бытия человека. Они выражают зависимость человека от сложившихся на данном историческом этапе социальных отношений, из которых он не может вырваться самостоятельно, с помощью только своих собственных сил.
Гносеологические корни
Психологические корни связаны с тем, что человек во многих случаях своей жизни оказывался бессильным перед природой, что вызывало страх перед ее необъяснимыми силами, побуждало к поиску средств, с помощью которых он мог бы им противостоять. Еще древние мыслители говорили, что страх породил богов. Но было бы неправильным преувеличивать роль страха и других отрицательных эмоций в формировании религиозных верований. Фейербах заметил, что “для объяснения религии необходимо брать не только отрицательные, но и положительные мотивы, не только невежество и страх, но и чувства противоположные страху - положительные чувства радости, благодарности, любви и почитания ”. Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т2. - М., 1959. - С. 524-525
Основные функции религии
Любая система и ее подсистемы не
могут быть сведены к какому -
либо одному элементу и не могут
рассматриваться вне
Мировоззренческая функция
Религиозное мировоззрение дает систему координат, в рамках которой осмысливается мир, общество, человек, оно дает цель и смысл жизни. Придание смысла бытию человека предоставляет возможность верующему вырваться за пределы ограниченности бытия, поддерживать надежду на лучшую жизнь в будущем, на избавление от страданий, несчастий и т.п.
Компенсаторная функция
Коммуникативная функция религии включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком, общением его с богом.
Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, мнений, традиций, обычаев осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система предписаний норм религиозного права и морали. Верующий должен стремиться подражать в жизни примерам подвижников и персонажам преданий.
Воспитательная функция - способствует формированию у индивида чувства любви и доброты к другому человеку, терпимости и милосердия, сочувствия и сострадания, чувства долга и справедливости.
Функции - это способы действия
религии в обществе, но реализоваться
они могут только во взаимодействии
элементов религии как
Религиозное сознание имеет два
уровня - обыденное и концептуальное.
Обыденное сознание предстает в
виде образов, представлений, стереотипов,
настроений и чувств, привычек и
традиций, которые являются непосредственными
отражениями условия бытия
Концептуальный уровень - это специально
разрабатываемая область
Религиозная деятельность может быть
культовая и внекультовая (написание
богословских произведений, преподавание
богословских дисциплин, управленческая,
выступления в средствах
Религиозные организации делятся по их отношению к обществу и как они определяют свое место в "миру". Если организация не противопоставляет себя миру, если приемлет его культуру, то можно говорить, что она является церковью.
Секта, напротив, осуждает и не приемлет мир, она стремится стать общиной "избранных". Как правило, секты представлены отколовшимися от церкви группами, оспаривающими или учение или культовую деятельность церкви.
Деноминация является промежуточным между церковью и сектой организацией. В то время как церкви стремятся охватить своим влиянием всех членов общества, а секты лишь "избранных", деноминации не претендуют на всеобщий охват, но и не замыкаются только внутри своей религиозной группы (например, баптизм). Рычков А.К. Яшин Б.Л. Философия. Гуманитарное издательство центра “ВЛАДОС”, 2002. -С.15
Ранние формы существования религии
Характеризуя возникновение
Тотемистические представления лежат в основе всех мифов, волшебных сказок и входят в качестве особых ритуальных предметов в развитые религии.
Более высокой формой первобытных верований является анимизм - вера в духов и душу, т.е. всеобщую одухотворенность природы. Первобытный человек населяет духами весь окружающий его мир, а душой наделяет животных и растения, явления и предметы природы и быта. У древнеславянских племен широко была распространена вера в духов, покровительствующих семье и дому (домовой), лесу (леший), водной стихии (водяной) и т.п.
Вера в самостоятельную жизнь
освободившейся от телесной оболочки
души порождает веру в возможность
контакта с умершими душами. В основе
этого лежит особенность
В то же время боязнь явления умерших душ порождает целую систему предохранительных обрядов, цель которых - не позволить им являться в виде призраков. Это можно наблюдать в обряде похорон (особый порядок выноса тела из дома, положение тела при захоронении, сам факт обязательного захоронения, поминальные обряды и т.д.).
Привидения являются живым людям в виде призраков, т.е. бесплотных теней. Особенно часто и непрошено являются призраки тех душ, тела которых не были погребены согласно обычаю, а также души самоубийц или насильно убитых. Признаки анимизма в той или иной форме присутствуют во всех религиях.
Следующая форма верований - фетишизм
- вера в сверхъестественные свойства
особых предметов (фетишей), в качестве
которых могло выступать что
угодно - от камня необычной формы,
куска дерева или части животного
до изображения в виде статуэтки
(идолы). С.Л.Токарев отмечает, что
фетишизм, по-видимому, возникает как
форма "индивидуализации религии"
и связан с распадом старых родовых
связей. "Отдельная личность, чувствуя
себя недостаточно защищенной родовым
коллективом и его
Фетиши развиваются в систему талисманов, в качестве которых выступают статуэтки богов, которые помещались в жилище, или амулетов - предметов для ношения на теле с различными заклинаниями, которые также выполняли защитные функции. Наделение талисмана волшебными излечивающими функциями связано с первобытными представлениями о том, что в ряде предметов может воплощаться дух болезни. Люди носят талисманы, веря в их таинственную силу. Постепенно это приобретает характер традиции, когда изначальное значение талисмана забывается, и он превращается в предмет украшения.
Первобытным представлением о возможности
сверхъестественного
Магическое знание носит неявный, тайный характер. Результат магических действий не мог носить общезначимого характера, он был всегда индивидуален и выполнял магическое действие лишь посвященные в это люди. Поэтому эффективность магических действий и заклинаний определялась лишь по результату, т.е. задним числом, а в случае негативного результата всегда можно было сослаться на невыполнение каких-то магических действий или просто более сильное противодействие других духов.