МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ, МОЛОДЕЖЫ И СПОРТА УКРАИНЫ
ДДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра философии
Реферат
по дисциплине: «Философия
науки, техники и образования. Болонский
процесс»
На тему «Многообразие философских
концепций науки»
Выполнила:
__________ ст.гр. БТД-11м
(дата, подпись) Волкова
Н.П.
Проверил:
__________ д.ф.н. профессор
(дата, подпись) Додонов Р.А.
Г. Донецк 2012
План
Введение………………………………………………………………………3
1. Концепция Карла Поппера..........................................................................4
2. Концепция Томаса Куна…………………………………………………11
3. Концепция Пола Фейерабенда…………………………………………..17
4. Концепция Имре Лакатоса………………………………………………20
Заключение ………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………….24
Введение
Философия и наука
– две взаимосвязанные деятельности,
направленные на изучение мира
и людей, живущих в этом мире.
Философия стремится познать
всё: видимое и невидимое, ощущаемое
органами чувств человека и
нет, реальное и нереальное. Для
Философии нет границ – она
стремится понять всё, даже
иллюзорное. Наука же изучает
только то, что можно увидеть,
потрогать, взвесить и т.п. Но
изучение это происходит по
сравнению с изучением этого
же философией хотя и однобоко,
но более тщательно.
Философия и наука
тесно взаимосвязаны, они изучают
картину мира, взаимно дополняя
друг друга. С развитием науки,
как правило, происходит прогресс
философии: с каждым делающим
эпоху открытием в естествознании,
как отмечал еще Ф. Энгельс,
материализм должен менять свою
форму. Но нельзя видеть и
обратных токов от философии
к науке. Достаточно указать
на идеи атомизма Демокрита,
оставившие неизгладимый след
в развитии науки.
Многие философы науки
пытались выдвинуть свои философские
концепции науки, раскрыть свой
личный определенный способ понимания
и восприятия науки. К основным
концепциям данного вида относятся
концепции Карла Поппера, Томаса
Куна, Пола Фейерабенда, Имре Лакатоса.
Целью моего реферата
является объяснение концепций
науки каждого из философов,
показать их различия, раскрыть
понятие и смысл их теорий.
Для выполнения заданной
цели необходимо будет выполнить
ряд задач, таких как: сбор
необходимой информации, анализ
полученных данных, выборка необходимого
материала, а далее уже раскрытие
смыслов основных философских
концепций науки.
1 Концепция Карла Поппера
Карл Раймунд Поппер
cчитается одним из крупнейших философов
науки ХХ века. Он был также социальным
и политическим философом крупного масштаба,
заявившим о себе как о "критическом
рационалисте", убеждённом противнике
всех форм скептицизма, конвенционализма
и релятивизма в науке и вообще в человеческих
делах, верный защитник "Открытого общества",
и непримиримый критик тоталитаризма
во всех его формах. Одна из многих выдающихся
черт философии Поппера - масштаб его интеллектуального
влияния. Из-за того, что в работах Поппера
можно найти социальные и собственно научные
элементы – фундаментальное единство
его философского видения и метода в значительной
степени рассеяно. События последних лет
открыли читателю Карла Поппера как обществоведа
и политического философа. В 1992 и 1993 годах
выходят его книги, посвященные критике
идейных предпосылок идеологии тоталитарного
общества, книги, заостренные в своей политической
части против марксизма, а также против
национал-социализма. Однако с самого
начала своей научной карьеры Поппер был
философом науки. По его собственному
свидетельству, философия науки составляла
дело его жизни. Первая опубликованная
книга К. Поппера “Logik der Forschung” (Логика
исследования. Вена, 1934) была книгой по
философии науки. При этом важнейшая черта
творчества Поппера заключается в том,
что, занимаясь философией науки, он не
оставлял в стороне проблемы общественного
развития; с этими проблемами его связывали
темы научной рациональности и критицизма,
преломляющие в философии науки тему духовной
свободы человека. Книга “Квантовая теория
и раскол в физике” занимает в творческом
наследии Поппера особое место, которое
определяется не только творческой индивидуальностью
Поппера, всегда проявлявшего к квантовой
механике интерес не стороннего наблюдателя,
но и активного участника, конструктивно
вторгавшегося в теоретическую физику,
предлагавшего мысленные эксперименты
и интерпретационные модели. Место философии
квантовой механики в философии науки
К.Поппера определяется также и той ролью,
которую играет этот раздел в философии
науки. А именно: философия квантовой механики
— один из наиболее разработанных и изощренных
разделов философии науки, раздел, где
эта дисциплина непосредственно контактирует
с самой наукой, причем контактирует не
только предлагая те или иные формулировки
и решения трудных вопросов, встающих
в науке, но и осваивая математические
и концептуальные методы самой науки.
Можно сказать, что философия квантовой
механики служит парадигмой, по меньшей
мере, философии физики. Одна из проблем,
существенно определивших развитие философии
науки в начале нашего века, получила название
проблемы демаркации (этот термин был
введен Карлом Поппером). Речь идет об
определении границ между наукой и ненаукой.
Сам Поппер характеризует свои интересы
в этой области следующим образом: "В
то время меня интересовал не вопрос о
том, "когда теория истинна?", и не
вопрос, «когда теория приемлема?" Я
поставил перед собой другую проблему.
Я хотел провести различие между наукой
и псевдонаукой, прекрасно зная, что наука
часто ошибается и что псевдонаука может
случайно натолкнуться на истину."[1]
Наиболее распространенный
ответ на этот вопрос состоял
в том, что наука отличается
от псевдонауки или от "метафизики"
своей опорой на факты, своим
эмпирическим методом. Концепция,
которая в это время активно
развивалась в рамках так называемого
"Венского кружка" и шла от
одного из крупнейших философов
начала века Л.Витгенштейна, утверждала,
что к науке принадлежат только
те предложения, которые выводятся
из истинных предложений наблюдения
или, что-то же самое, могут
быть верифицированы с помощью
этих предложений. Отсюда следовало,
что любая теория, претендующая
на то, чтобы быть научной, должна
быть выводима из опыта. Поппер
с полным основанием не принимает
этого тезиса. Наблюдение, с его
точки зрения, уже предполагает
некоторую теоретическую установку,
некоторую исходную гипотезу. Нельзя
просто наблюдать, не имея для
этого никаких предпосылок. Наблюдение
всегда избирательно и целенаправленно:
мы исходим из определенной задачи и наблюдаем
только то, что нужно для решения этой
задачи. Бессмысленность "чистых"
наблюдений Поппер иллюстрирует следующим
образом. Представьте себе человека, который
всю свою жизнь посвятил науке, описывая
каждую вещь, попадавшуюся ему на глаза.
Все это "бесценное сокровище" наблюдений
он завещает Королевскому обществу. Абсурдность
ситуации не нуждается в комментариях.
Более того, демаркация “ортодоксальная
и неортодоксальная интерпретации принята
сейчас в литературе по философии квантовой
механики. Из сказанного уже ясно, что
реализм Поппера, так сказать, аскетический.
Он не только не видит в объективной реальности
книги, написанной на каком-нибудь, пусть
самом абстрактном языке, но и структуры,
направляющей познание. Свой реализм он
называет “третьей точкой зрения”.
“Всякий раз, когда
мы приступаем к объяснению
некоторого предположительного
закона посредством новой предположительной
теории более высокой степени
универсальности, — пишет К.Поппер,
— мы открываем нечто большее
о мире, мы проникаем глубже
в его секреты. И всякий раз,
когда нам удается фальсифицировать
теорию этого рода, мы совершаем
важное новое открытие. Ибо эти
фальсификации наиболее важны.
Они учат нас неожиданности.
И они снова убеждают нас
в том, что наши теории, хотя
они сотворены нами, хотя они
наши изобретения, являются тем
не менее подлинными утверждениями
о мире: ведь они сталкиваются
с тем, что нами никогда не
создавалось.”[2]
Карл Поппер также
стал первым, кто обратил внимание
на слабость позитивистской доктрины
логического анализа научных
знаний. Он заметил, в частности,
что наука в основном имеет
дело с идеализированными объектами,
которые, с точки зрения позитивистского
понимания научного познания, не
могут быть верифицированы с
помощью протокольных предложений,
а значит, объявляются бессмысленными.
Поппер признает за философией
функцию формирования и развития
научного знания. Наука, по Попперу,
- динамическая система, предполагающая
непрерывное изменение и рост знания.
Это положение детерминировало иную роль
философии науки в научном познании: отныне
задача философии сводилась не к обоснованию
знания, как это было в неопозитивизме,
а к объяснению его изменения на основе
критического метода. Так, в "логике
научного открытия" Поппер пишет: "центральной
проблемой теории познания всегда была
и остается проблема роста знания, а наилучший
же способ изучения роста знания – изучение
роста научного знания". [3]
Объявив задачей методологии
изучение механизмов роста научного
знания, Поппер основывается на
понятой и воспринятой реальности,
из которой состоит сфера научного
познания. По его глубокому убеждению,
наука не может иметь дело
с истиной, ибо научно-исследовательская
деятельность сводится к выдвижению
гипотез о мире, предположений
и догадок о нем, построению
вероятностных теорий, и законов.
Поэтому было бы, мягко говоря,
несерьезно какие-то из этих
представлений принимать за истинные,
а от каких-то отказаться, т.е.
нет универсального механизма,
который бы мог выявить из
многообразия существующих знаний
какие из них истинные, а какие
являются ложными. Поэтому задача
философии заключается в том,
чтобы найти такой способ, который
бы позволил нам приблизиться
к истине.
В логико-методологической
концепции Поппера находится
такой механизм в виде принципа
фальсификации. Философ считает,
что научными могут быть только
те положения, которые опровергаются
эмпирическими данными. Опровержимость
теорий фактами науки, следовательно,
признается в "логике научного
открытия" критерием научности
этих теорий. На первый взгляд
это положение воспринимается
как бессмыслица: если выяснилось
бы, что все те наши умозрительные
конструкции, которые мы строим
относительно мира опровергаются
нашим же эмпирическим опытом,
то, исходя их здравого смысла,
следовало бы их признать ложными
и выбрасывать как несостоятельные.
Однако попперовские рассуждения
строятся на ином логическом
смысле. Доказать можно все, что
угодно. Именно в этом проявлялось,
например, искусство софистов. Поппер
считает, что научные положения,
констатирующие о наличие материальных
объектов, относятся не к классу подтверждаемых
опытом, а, наоборот, - опровергаемых опытом,
ибо логика мироустройства и нашего мышления
подсказывает нам, что научные теории,
опровергаемые фактами, действительно
несут в себе информацию об объективно
существующем мире. Этот же методологический
механизм, позволяющий в научном познании
приблизиться к истине, т.е. принцип фальсификации
теорий, путем их опровержения фактами,
принимается Поппером в качестве критерия
демаркации описательных наук.
Теории, сменяющие друг
друга, не имеют между собой
преемственной связи, напротив, новая
теория потому новая, что максимально
дистанцируется от старой теории.
Поэтому теории не подвержены
к эволюции и в них не
происходит развитие; они всего
лишь сменяют друг друга, не
сохраняя между собой никакой
эволюционной "ниточки". В таком
случае, в чем же видит Поппер
рост научного знания и прогресс
в теориях? Смысл и ценность
новой, сменившей старую, теории
он видит в ее проблеморазрешающей
способности. Если данной теорией
решается проблемы, отличные от
тех, которые она призвана была
решить, то, безусловно, такая теория
признается прогрессивной. "Наиболее
весомый вклад в рост научного
знания, - пишет Поппер, - который
может сделать теория, состоит
из новых проблем, порождаемых
ею."[4]
По Попперу, во Вселенной
можно выделить три реалии:
Мир 1 – мир физических
явлений, будь то атомы, поля
и силы или «твёрдые материальные
тела» - деревья, столы и т.п.
– это реальность, существующая
объективно.
Мир 2 – мир ментальных
или психических состояний –
субъективных состояний сознания,
диспозиции и т.п. - состояние сознания
и его активность.
Мир 3 – мир объективного
содержания мышления и продуктов
человеческого сознания. Это гипотезы,
проблемы, научные теории, проекты,
материализованные в виде машин,
скульптур, зданий, лежащие в библиотеках
книги, которые, возможно, никем
не будут прочитаны, и даже
возможные в будущем следствия
из имеющихся теорий. [5]
Третий мир создается
человеком, но результаты его
деятельности начинают вести
свою собственную жизнь. Третий
мир - это "универсум объективного
знания", он автономен от других
миров. Поппер писал: "С нашими
теориями происходит то же, что
и с нашими детьми: они имеют
склонность становиться в значительной
степени независимыми от своих
родителей. С нашими теориями
может случиться то же, что
и с нашими детьми: мы можем
приобрести от них большее
количество знания, чем первоначально
вложили в них".
Фактически, одной из
фундаментальных заслуг Поппера
является обоснование особой
техники мышления, которая строится
на следующих принципах:
1. Индукции (возведения от
частного к общему) не существует.
Индукция перечисления - вообще рутина
и банальность: из множества
белых лебедей еще не следует,
что все лебеди белые. Из
множества русских воров еще
не следует, что все русские
вороваты. Индукция отвержения (отвергая
ложные теории, можно найти одну
истинную), также непродуктивна.
Число отвергаемых теорий бесконечно,
перечислением можно заниматься
до скончания века. Истины через
индукцию найти невозможно. Поппер
писал: "Тот факт, что для каждой
проблемы существует бесконечное
множество логически возможных
решений, имеет ключевое значение
для науки вообще, поэтому научные
приключения и напоминают азартную
игру. Там, где рутина, не может
быть науки. Рискованные идеи
и воображение в ней необходимы,
как, разумеется, и суровый контроль".
2. Если не допустимы
произвольные обобщения, не менее
порочен и так называемый "беспристрастный
анализ". Ум, очищенный от предрассудков,
будет пустым, а не девственным.
Даже животное рождается с
множеством подсознательных ожиданий,
что соответствует своего рода
гипотетическому знанию.