Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 22:34, реферат
На современном этапе развития наметилась тенденция формирования единой цивилизации, возрастает планетарное единство человечества. Происходит глобализация социальных, культурных, техногенных процессов, что наряду с положительными фактами несет и отрицательную нагрузку, получившую название глобальных проблем современности. Исходя из этого философы настоящего рассматривают их с точки зрения причин возникновения и возможностей и перспектив выживания человечества в целом Глобальные проблемы, прежде всего экологические экономические, демографические, привели к тому, что встал вопрос о поиске новых путей развития современной цивилизации, Современные философы отмечают: «Земля не в состоянии давать пристанище такому типу общества, которое мы строим на ее поверхности с помощью науки и техники» (Ч. Берг, 1979 г.). Объективно возникла необходимость пересмотра человечеством своих отношений с окружающей средой – все эти причины подвигли ученых современности обратиться к творчеству деятелей науки и культуры предшествующего периода с целью найти и наметить пути решения возникших задач; к рассмотрению трудов русских философов конца XIX в.
Введение. 2
Николай Федорович Федоров 4
«Антиномичность русского характера» 4
Иван Александрович Ильин 8
«Трагическая судьба России в XX столетии» 8
Бердяев, Николай Александрович 16
«Судьба России» 16
Заключение. 19
Иван Александрович Ильин,
видный философ, ученый, правовед, культуролог,
оратор и литературный критик, родился
28 марта 1883 года в Москве. В 1922 году вместе
с другими выдающимися
Книги и статьи
Ивана Александровича Ильина, написанные
более полувека назад,
Размышляя о трагической
судьбе России в XX веке и
о ее роли в мировом
Вслед за Ф.М. Достоевским Ильин утверждал, что без веры в бессмертие души человеческой бытие земное становится неестественным, немыслимым, невыносимым.
Ильин постоянно
подчеркивал уникальность
Интернационал-большевики
не желали считаться с "
Величайшим бедствием
обернулась для России вера
ее прозападно настроенной
Исключительное место
в творчестве Ильина периода эмиграции
занимают его многочисленные статьи
о России, ее прошлом, настоящем и
будущем. Есть среди них немало и
таких, которые посвящены обустройству
государства – особенно это касается
цикла статей «О грядущей России»[3].
И разумеется, говоря о России, Ильин
не мог не писать о ее государственно-
В основе учения Ильина о федерации лежат его представления о государстве вообще, о его природе. А природа эта, по Ильину, двояка: государство является одновременно и корпорацией, и учреждением. «Государство в своем здоровом осуществлении всегда совмещает в себе черты корпорации с чертами учреждения: оно строится - и сверху, и снизу, и по принципу властной опеки, и по принципу самоуправления». Учреждение подразумевает, как сказали бы в наши дни, чисто «вертикальные», иерархические методы управления; корпорация же, напротив, характеризуется «горизонтальными», слабоиерархическими, сетевыми методами.
Предпочтение той или
иной модели государства зависит
от того, какие функции ему предстоит
осуществлять. По мнению Ильина, «есть
государственные дела, в которых
уместно и полезно
В государственном строительстве, по мнению Ильина, необходимо учитывать т.н. условия жизни, которые и предопределяют выбор той или иной властной парадигмы – учреждения либо корпорации, а также форму их сочетания. Такими условиями жизни, по Ильину, являются:
Значительное число и вариабельность «условий жизни» приводит Ильина к выводу о том, что любое государство должно сочетать в себе признаки и корпорации, и учреждения. Из этого можно заключить, что Ильин – противник «крайних» форм государственного управления, «несостоятельных и опасных» по его мнению: «Тот, кто попытается делать все «сверху» - убьет творческую самостоятельность своего народа, отвратит его от себя, ожесточит его, изолирует себя, захлебнется в сетях формальной и продажной бюрократии и подорвет жизненную силу своего государства, независимо от того, будет ли он левым или правым тоталитаристом. Тот, кто попытается строить все «снизу» - разложит государство на систему маленьких и бессильных общинок, сделает невозможным единение и правопорядок, даст преобладание дурному количеству над творческим качеством, захлебнется в волнах демагогии и смуты и очнется под пятой у тирана». Грядущей России придется искать свою собственную, особую «оригинальную государственную форму», такое сочетание «учреждения» и «корпорации», которое соответствовало бы русским национальным историческим реалиям, начиная с уровня правосознания и кончая национальной территорией.
Размышляя о трагической
судьбе России в XX столетии, Ильин
пишет об её "одинокости" и
"непонятности" для остальных
народов, которые боятся нашей
огромности и потому всячески
стремятся к её ослаблению
и растлению. М.В. Ломоносов
и А.С. Пушкин, считал Ильин,
первые поняли своеобразие
Нам нужны трезвость и зоркость, чтобы противостоять врагам, пытающимся ослабить и расчленить Россию. Проекты "международной закулисы", связанные с расчленением России, Ильин называет близорукими и авантюристическими: пагубные последствия их человечество будет ощущать на протяжении весьма длительного времени.
Воинствующий экспансионизм
России, категорически заявил Ильин,
- это злостное и намеренное
преувеличение, выдуманное
Рассуждая о федеративном
политическом устройстве, Ильин
подчеркивал, что "право на
односторонний выход из
Кризис, охвативший
Россию в XX столетии, по мнению
Ильина, не просто политический
или экономический - это прежде
всего кризис духовный. Чтобы
преодолеть его, необходимы
Необходимо помнить,
что русский человек со времен
Крещения Руси крепко держался
за веру в Бога и за
Урок, который должны
извлечь русские люди, прошедшие
через безбожие, бесчестие и дьявольскую
ложь, заключается в том, что
страдания и унижения русского
народа должны "умудрить и очистить
его, открыть ему новые земные
горизонты и новые небесные
высоты, пробудить его сердце
и укрепить его волю. Весь наш
душевный уклад должен быть
обновлён: в этой трагедии должен
завязаться и окрепнуть новый
русский национальный характер,
укоренённый во Христе, сердечный
и волевой, достойный и прямой,
без изворотливо-лживой
Нужна новая идея
религиозная по истоку и
Русская идея в
этом смысле - это идея сердца,
а любовь есть основная
Русской идее изначально
чужды как химеричность
Крайний национализм
или шовинизм утверждает
Всё это возникло
совершить творчески акт
Главное, что необходимо
усвоить русскому