Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 22:34, реферат
На современном этапе развития наметилась тенденция формирования единой цивилизации, возрастает планетарное единство человечества. Происходит глобализация социальных, культурных, техногенных процессов, что наряду с положительными фактами несет и отрицательную нагрузку, получившую название глобальных проблем современности. Исходя из этого философы настоящего рассматривают их с точки зрения причин возникновения и возможностей и перспектив выживания человечества в целом Глобальные проблемы, прежде всего экологические экономические, демографические, привели к тому, что встал вопрос о поиске новых путей развития современной цивилизации, Современные философы отмечают: «Земля не в состоянии давать пристанище такому типу общества, которое мы строим на ее поверхности с помощью науки и техники» (Ч. Берг, 1979 г.). Объективно возникла необходимость пересмотра человечеством своих отношений с окружающей средой – все эти причины подвигли ученых современности обратиться к творчеству деятелей науки и культуры предшествующего периода с целью найти и наметить пути решения возникших задач; к рассмотрению трудов русских философов конца XIX в.
Введение. 2
Николай Федорович Федоров 4
«Антиномичность русского характера» 4
Иван Александрович Ильин 8
«Трагическая судьба России в XX столетии» 8
Бердяев, Николай Александрович 16
«Судьба России» 16
Заключение. 19
Решить эту задачу
не способно поколение
Быть русским, приходит
к выводу Ильин, - это значит
не только говорить по-русски.
Это значит воспринимать
Здесь же Ильин
поясняет, что понятие "Святая
Русь" возникло далеко не случайно.
Святой она называется не
И в этой жажде
праведности человек
«Россия – страна неслыханного
сервилизма и жуткой покорности, страна,
лишенная сознания прав личности и
не защищающая достоинства личности,
страна инертного консерватизма, порабощения
религиозной жизни
Бердяев, Николай Александрович (1874-1948) - русский философ-идеалист.
Произведение Н.Бердяева
«Судьба России» было создано
в эмиграции, но большинство статей,
вошедших в сборник, были написаны во
время Первой мировой войны до
революционных событий в
Философ видит более
реальную угрозу, чем Германия, угрозу
с Востока. «С Востока, не
арийского и не христианского,
идет гроза на всю Европу. Результатами
войны воспользуются не те, которые
на это рассчитывают. Никто не
победит. Победитель не в
Бердяев прогнозирует,
что после ослабления и
Автор предлагает возрождение
через объединение духовных, христианских
сил против сил
Огромная территория Российской империи оставляет неизгладимый след в русской душе. Она влияет как на конкретного человека, так и на государственное устройство в целом. «Русская душа подавлена необъятными русскими полями и необъятными русскими снегами, она утопает и растворяется в этой необъятности». «Государственное овладение необъятными русскими пространствами сопровождалось страшной централизацией, подчинением свей жизни государственному интересу и подавлением свободных личных и общественных сил». Является закономерной эта взаимосвязь. Ведь при такой территории человек может просто раствориться, пропасть, спрятаться от невзгод, как крепостные бежавшие на Дон, отряды Ермака, завоевывавшие Сибирь. С трудом представляется такое положение вещей в Европе, где государства по размерам бывают меньше нашего района. Это, конечно, накладывает отпечаток на сознание отдельной личности и нации в целом. Автор закономерно сравнивает Россию и Европу: «Над русским человеком властвует русская земля, а не он властвует над ней. Западноевропейский человек чувствует себя сдавленным малыми размерами пространств земли и столь же малыми пространствами души».
«Самобытный тип русской
души уже выработан и навеки
утвержден. Русская культура и
русская общественность могут
твориться лишь из глубины
русской души, из ее самобытной
творческой энергии. Но
Развитие научно-технического
прогресса, уровня образования
населения, закономерно
«Судьба России» - парадоксальная
книга. Она слишком привязана
к определенному времени, но по многим
своим идеям оказывается
Пафос его общественной позиции сводится к вере в то, что потрясения, выпавшие на долю России не случайны. Они – необходимый этап самораскрытия и самопроявления русской души. Придет время, когда скрытые её качества, создадут новый мир и проявят настоящий русский характер, способный повлиять на историю мировой культуры, вызывать горячий отклик в душах иных наций.
Этот пафос созвучен мыслям очаровательного французского писателя – Антуана де Сент-Экзюпери: «На время гонка сама по себе становится важнее цели. Так бывает всегда. Солдат, который покоряет земли для империи, видит смысл жизни в завоеваниях. И он презирает колониста. Но ведь затем он и воевал, чтоб на захваченных землях поселился колонист! Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу – прокладывали железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям. В пору завоеваний мы рассуждали, как солдаты. Но теперь настал черед поселенцев. Надо вдохнуть жизнь в новый дом, у которого еще нет своего лица. Для одних истина заключалась в том, чтобы строить, для других она в том, чтобы обживать».
В заключение хотелось бы еще
раз подчеркнуть общность родовых
черт космического, активно-эволюционного
направления философии и
Список используемой литературы:
Электронные ресурсы: