Мыслители ХХ века Бердяев Ильин Федоров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 22:34, реферат

Описание

На современном этапе развития наметилась тенденция формирования единой цивилизации, возрастает планетарное единство человечества. Происходит глобализация социальных, культурных, техногенных процессов, что наряду с положительными фактами несет и отрицательную нагрузку, получившую название глобальных проблем современности. Исходя из этого философы настоящего рассматривают их с точки зрения причин возникновения и возможностей и перспектив выживания человечества в целом Глобальные проблемы, прежде всего экологические экономические, демографические, привели к тому, что встал вопрос о поиске новых путей развития современной цивилизации, Современные философы отмечают: «Земля не в состоянии давать пристанище такому типу общества, которое мы строим на ее поверхности с помощью науки и техники» (Ч. Берг, 1979 г.). Объективно возникла необходимость пересмотра человечеством своих отношений с окружающей средой – все эти причины подвигли ученых современности обратиться к творчеству деятелей науки и культуры предшествующего периода с целью найти и наметить пути решения возникших задач; к рассмотрению трудов русских философов конца XIX в.

Содержание

Введение. 2
Николай Федорович Федоров 4
«Антиномичность русского характера» 4
Иван Александрович Ильин 8
«Трагическая судьба России в XX столетии» 8
Бердяев, Николай Александрович 16
«Судьба России» 16
Заключение. 19

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 46.78 Кб (Скачать документ)

   Решить эту задачу  не способно поколение безответственных  шкурников и честолюбцев, лишённых  духовных сил, необходимых для  возрождения Святой Руси. Решить  эту задачу могут лишь "свободные  умы, зоркие люди и новые  религиозно укоренёные творческие  идеи".

   Быть русским, приходит  к выводу Ильин, - это значит  не только говорить по-русски. Это значит воспринимать Россию  сердцем, любить её душой, видеть  её самобытность и понимать, что  это Дар Божий. И наконец,  быть русским - это значит "верить  в Россию так, как верили  в неё все великие люди, все  гении и её строители". Только  на этой вере может состояться  успешная борьба за возрождение  России.

   Здесь же Ильин  поясняет, что понятие "Святая  Русь" возникло далеко не случайно. Святой она называется не потому, что в других странах нет  святости, не потому, что на Руси  нет греха и порока, а поэтому,  что в ней живет глубокая, неутолимая  и неистощимая жажда праведности,  желание приблизиться и прикоснуться  к ней. 

   И в этой жажде  праведности человек православен  и свят при всей своей обыденной  греховности.

Бердяев, Николай Александрович

«Судьба России»

«Россия – страна неслыханного сервилизма и жуткой покорности, страна, лишенная сознания прав личности и  не защищающая достоинства личности, страна инертного консерватизма, порабощения  религиозной жизни государством, страна крепкого быта и тяжелой плоти»

Бердяев, Николай Александрович (1874-1948) - русский философ-идеалист.

Произведение Н.Бердяева «Судьба России» было создано  в эмиграции, но большинство статей, вошедших в сборник, были написаны во время Первой мировой войны до революционных событий в России. В предисловии автор с грустью  констатирует: «Великой России уже  нет и нет стоявших перед ней  мировых задач, которые я старался по-своему осмыслить». Но новое время  требует пересмотра реакций живого духа на все происходящее в мире. Революция и выход из войны  расценивается как падение и  бесчестье, способствовавшее военным  успехам Германии. Но с другой стороны  Бердяев считает, что «Германия  есть в совершенстве организованное и дисциплинированное бессилие. Она  надорвалась, истощилась и принуждена скрывать испуг перед собственными победами».

 Философ видит более  реальную угрозу, чем Германия, угрозу  с Востока. «С Востока, не  арийского и не христианского,  идет гроза на всю Европу. Результатами  войны воспользуются не те, которые  на это рассчитывают. Никто не  победит. Победитель не в состоянии  уже будет пользоваться своей  победой. Все одинаково будут  побеждены». Как это перекликается  с происходящими в настоящее  время в мире событиями (11 сентября, Ирак, «Аль-Кайда», Чечня), которые спровоцированы  религиозными, политическими разногласиями в мире, что может привести к религиозной войне в планетарном масштабе, где уже точно не будет победителей и побежденных. «И тогда кара придет из Азии. На пепелище старой христианской Европы, истощенной, потрясенной до самых оснований собственными варварскими хаотическими стихиями, пожелает занять господствующее положение иная чужая нам раса, с иной верой, с чуждой нам цивилизацией. По сравнению с этой перспективой вся мировая война есть лишь семейная распря».

 Бердяев прогнозирует, что после ослабления и разложения  Европы и России «воцарится  китаизм и американизм, две  силы которые могут найти точки  сближения между собой. Тогда  осуществится китайско-американское  царство равенства, в котором  невозможны уже будут никакие  восхождения и подъемы». В настоящее  время мы имеем лишь две  супердержавы – США и Китай.  США стремится к превращению  России в свой сырьевой придаток, свалку радиационных отходов,  страну «третьего мира». Китай,  который своим бурным развитием,  захватом мирового рынка, предоставлением  дешевой рабочей силы, развитием  высокоточных технологий, превратился  в страну с огромным потенциалом  и острой нехваткой территории, проводит тихую экспансию Дальнего  Востока России. Целенаправленно  производится заселение наших  территорий китайцами, их ассимиляция,  все это наглядно подтверждает  мысль автора. Если пророчества  автора сбудутся, то противостоять  этой Империи не сможет ни  одно государство мира.

 Автор предлагает возрождение  через объединение духовных, христианских  сил против сил антихристианских  и разрушительных. Он верит, что  «раньше или позже в мире  должен возникнуть «священный  союз» всех творческих христианских  сил, всех верных вечным святыням»,  но сам же добавляет: «Мир  вступает в период длительного  неблагополучия и великих потрясений. Но великие ценности должны  быть пронесены через все испытания.  Для этого дух человеческий  должен облечься в латы, должен  быть рыцарски вооружен». Бердяев  видит только один способ позитивного  развития общества – его развитие  через духовное самосовершенствование  и развитие внутреннего мира  отдельно взятой личности.

Огромная территория Российской империи оставляет неизгладимый след в русской душе. Она влияет как на конкретного человека, так  и на государственное устройство в целом. «Русская душа подавлена  необъятными русскими полями и необъятными  русскими снегами, она утопает и  растворяется в этой необъятности». «Государственное овладение необъятными  русскими пространствами сопровождалось страшной централизацией, подчинением  свей жизни государственному интересу и подавлением свободных личных и общественных сил». Является закономерной эта взаимосвязь. Ведь при такой  территории человек может просто раствориться, пропасть, спрятаться от невзгод, как крепостные бежавшие на Дон, отряды Ермака, завоевывавшие Сибирь. С трудом представляется такое положение  вещей в Европе, где государства  по размерам бывают меньше нашего района. Это, конечно, накладывает отпечаток  на сознание отдельной личности и  нации в целом. Автор закономерно  сравнивает Россию и Европу: «Над русским  человеком властвует русская  земля, а не он властвует над ней. Западноевропейский человек чувствует  себя сдавленным малыми размерами пространств  земли и столь же малыми пространствами души».

 «Самобытный тип русской  души уже выработан и навеки  утвержден. Русская культура и  русская общественность могут  твориться лишь из глубины  русской души, из ее самобытной  творческой энергии. Но русская  самобытность должна, наконец, проявиться  не отрицательно, а положительно, в мощи, в творчестве, в свободе».    

 Развитие научно-технического  прогресса, уровня образования  населения, закономерно сказывается  на уменьшении проблем больших  расстояний и приводит к консолидации  нации, ее объединению.

«Судьба России» - парадоксальная книга. Она слишком привязана  к определенному времени, но по многим своим идеям оказывается кодексом истин, применимых как к прошлому, так и к будущему. Бердяев, по мнению многих исследователей, заслуживает  звания философа-пророка, поскольку  видел в изначальных глубинах души своего народа такие психологические  доминанты, которые не исчезают с  изменениями форм общественной жизни. Это поистине пророческий дар. Дар, который позволяет видеть сквозь напластования обыденных, порою отвратительных событий нечто значительное и грандиозное, содержащее в себе неизмеримые потенции необходимые для решительного обновления жизни. Подобное видение не может быть свойственно просто философу. Для такого фокуса зрения необходимы острая любовь к своему народу и рыцарская доблесть, не позволяющая прикрываться льстивым славословием в его честь. Можно сказать, что пророк не свободен от тех истин, которые провозглашает, он должен быть этими истинами. Тут мало просто таланта, чернил и бумаги. И Бердяев имел личное мужество разделять судьбу своих идей. Видимо потому они так заражают, что вибрируют токами реальной жизни исходящими от человека, имевшего дерзость вместить в себя трагическую судьбу русского народа.

Пафос его общественной позиции  сводится к вере в то, что потрясения, выпавшие на долю России не случайны. Они  – необходимый этап самораскрытия  и самопроявления русской души. Придет время, когда скрытые её качества, создадут новый мир и проявят  настоящий русский характер, способный  повлиять на историю мировой культуры, вызывать горячий отклик в душах  иных наций.

Этот пафос созвучен мыслям очаровательного французского писателя – Антуана де Сент-Экзюпери: «На время гонка сама по себе становится важнее цели. Так бывает всегда. Солдат, который покоряет земли для империи, видит смысл жизни в завоеваниях. И он презирает колониста. Но ведь затем он и воевал, чтоб на захваченных землях поселился колонист! Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу – прокладывали железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям. В пору завоеваний мы рассуждали, как солдаты. Но теперь настал черед поселенцев. Надо вдохнуть жизнь в новый дом, у которого еще нет своего лица. Для одних истина заключалась в том, чтобы строить, для других она в том, чтобы обживать».

 

Заключение.

 

В заключение хотелось бы еще  раз подчеркнуть общность родовых  черт космического, активно-эволюционного  направления философии и научного поиска, осуществленного в России в конце ХХ в. Это и понимание  восходящего характера эволюции, роста в ней разума и признание  необходимости нового, сознательно-активного  ее этапа, получившего название –  «регуляции природы». Пришло и понимание  несовершенства, «промежуточности»  нынешней природы человека, но вместе - и высокое его достоинство, преобразовательная роль в мироздании. На человека теперь необходимо смотреть не только как  на исторического и социального  деятеля или биологический субъект, но и на существо развивающееся, эволюционизирующее, космическое. Однако субъектом планетарного и космического преобразования признается не отдельный человек, а сборная  совокупность сознательных, чувствующих  существ, все человечество в единстве своих поколений. Заслуга Федорова состоит в том, что, обосновывая  необходимость регуляции природы, он открыл космические перспективы  развития человечества, способствовал  экологизации естествознания и наметил  оригинальный подход к глобальной проблематике, активно обсуждаемой в наши дни. Н. Федоров в своих разработках  во многом предвосхитил эти события, которые глядят не только в современные, но и в значительно более далекие  времена. В наши дни, озабоченные  поисками принципиально нового типа мышления, которое могло бы открыть  горизонты коллективной, планетарной  надежде, наследие русских космистов  и основателя этой ветви философии  Н.Федорова приобретает особую притягательную силу.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Н.А.Бердяев «Судьба России», М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 333.
  2. И. А. Ильин. О России. Три речи. 1926-1933. София, изд.
  3. Семенова С.Г. «Николай Федоров: Творчество жизни». М.,1990.
  4. «Философия» - под ред.В.Н. Лавриненко, ВЗФЭИ – М;Экономическое образование, 1994.

Электронные ресурсы:

  1. http://www.modernlib.ru/books/ilin_ivan_aleksandrovich/o_rossii_tri_rechi/read_1/
  2. http://www.russdom.ru/oldsayte/2003/200303i/20030322.html

 


Информация о работе Мыслители ХХ века Бердяев Ильин Федоров