Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 14:42, реферат
Родоначальником эмпиризма был английский философ Ф. Бекон. Как и большинство мыслителей его эпохи, Бекон, считая задачей философии создание нового метода научного познания, переосмысливает предмет и задачи науки, как ее понимали в средние. Цель научного знания - в принесении пользы человеческому роду; в отличие от тех, кто видел в науке самоцель, Бекон подчеркивает, что наука служит жизни и практике и только в этом находит свое оправдание. Общая задача всех наук – увеличение власти человека над природой.
Второй этап сомнения касается "еще более простых и всеобщих вещей", каковы протяженность, фигура, величина телесных вещей, их количество, место, где они находятся, время, измеряющее продолжительность их "жизни", и т. д. Сомневаться в них — на первый взгляд дерзостно, ибо это значит ставить под вопрос высоко ценимые человечеством знания физики, астрономии, математики. Декарт, однако, призывает решиться и на такой шаг. Главный аргумент Декарта о необходимости сомнения в научных, в том числе и математических истинах, - это, как ни странно, ссылка на Бога, причем не в его качестве просветляющего разума, а некоего всемогущего существа, в силах которого не только вразумить человека, но и, если ему того захочется, вконец человека запутать.
Ссылка
на Бога-обманщика, при всей ее экстравагантности
для веропослушного человека, облегчает
Декарту переход к третьему этапу
на пути универсального сомнения. Этот
весьма деликатный для той эпохи
шаг касается самого Бога. "Итак,
я предположу, что не всеблагой
Бог, являющийся верховным источником
истины, но какой-нибудь злой гений, настолько
же обманчивый и хитрый, насколько
могущественный, употребил все свое
искусство для того, чтобы меня
обмануть". Сомневаться в истинах,
принципах религии и теологии
особенно трудно, что хорошо понимал
Декарт. Ибо это приводит к сомнению
в существовании мира как целого
и человека как телесного существа:
"Я стану думать, что небо, воздух,
земля, цвета, формы, звуки и все
остальные внешние вещи — лишь
иллюзии и грезы, которыми он воспользовался,
чтобы расставить сети моему легковерию".
Сомнение привело философа к опаснейшему
пределу, за которым — скептицизм
и неверие. Но Декарт движется к роковому
барьеру не для того, чтобы через
него перешагнуть. Напротив, лишь приблизившись
к этой границе, полагает Декарт, мы
можем найти то, что искали достоверную,
несомненную, исходную философскую
истину. "Отбросив, таким образом,
все то, в чем так или иначе
можем сомневаться, и даже предполагая
все это ложным, мы легко допустим,
что нет ни Бога, ни неба, ни земли
и что даже у нас самих нет
тела, — но мы все-таки не можем предположить,
что мы не существуем, в то время
как сомневаемся в истинности
всех этих вещей. Столь нелепо полагать
несуществующим то, что мыслит, в
то время, пока оно мыслит, что, невзирая
на самые крайние предположения,
мы не можем не верить, что заключение:
я мыслю, следовательно, я существую,
истинно и что оно поэтому
есть первое и важнейшее из всех
заключений, представляющееся тому, кто
методически располагает свои мысли".
Основные
правила научного
метода
Правило первое: "никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы с очевидностью, иначе говоря, тщательно избегать опрометчивости и предвзятости...". Каждому из нас и в любом деле полезно им руководствоваться. Однако если в обычной жизни мы еще можем действовать на основе смутных, путаных или предвзятых идей (хотя за них приходится в конце концов расплачиваться), то в науке соблюдать данное правило особенно существенно. Всякая наука, считает Декарт, заключается в ясном и очевидном познании.
Правило второе: "делить каждое из исследуемых мною затруднений на столько частей, сколько это возможно и нужно для лучшего их преодоления". Речь идет о своего рода мыслительной аналитике, о выделении простейшего в каждом ряде".
Правило
третье: "придерживаться определенного
порядка мышления, начиная с предметов
наиболее простых и наиболее легко
познаваемых и восходя
Правило четвертое: составлять всегда
перечни столь полные и обзоры столь общие,
чтобы была уверенность, в отсутствии
упущений".
Декарт затем конкретизирует правила
метода. Важнейшая философская конкретизация
состоит в том, чтобы понять процедуру
выделения простейшего именно в качестве
операции интеллекта. "...Вещи должны
быть рассматриваемы по отношению к интеллекту
иначе, чем по отношению к их реальному
существованию", "Вещи", поскольку
они рассматриваются по отношению к интеллекту,
делятся на "чисто интеллектуальные"
(сомнение, знание, незнание, воление),
"материальные" (это, например, фигура,
протяжение, движение), "общие" (существование,
длительность и т. д.)
Речь здесь идет о принципе, важнейшем
не только для картезианства, но и для
всей последующей философии. Он воплощает
кардинальный сдвиг, происшедший в философии
нового времени в понимании материальных
тел, движения, времени, пространства,
в осмыслении природы в целом, в построении
философской и вместе с тем естественнонаучной
картины мира и, следовательно, в философском
обосновании естествознания и математики.
Единство
философии, математики
и физики в учении
Декарта
К
числу сфер знания, где можно наиболее
плодотворно применять правила
метода, Декарт относит математику
и физику, причем он с самого начала,
с одной стороны, "математизирует"
философию и другие науки (которые
становятся отраслями и приложениями
универсальной математики), а с
другой стороны, делает их как бы разновидностями
расширенно понятой "философской
механики". Впрочем, первая тенденция
просматривается у него более
ясно и проводится более последовательно,
чем вторая, тогда как попытка
все и вся "механизировать"
относится скорее к следующему столетию.
Правда, и математизация, и механизация
~ тенденции, которые применительно
к Декарту и философии XVII-XVIII вв.
часто трактуются слишком буквально,
чего не имели в виду сами авторы
того периода. Вместе с тем механицистские
и математизирующие уподобления
в XX столетии обнаружили свою невиданную
прежде функциональность, о которой
не могли и мечтать Декарт и
его современники. Так, создание и
развитие математической логики, широчайшая
математизация и
Литература
1. Декарт Р. Сочинения в двух томах
2. Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней.
3. Субботин А.Л. Фрэнсис Бэкон. - М.: Мысль.
4. Философия
в системе культуры. Ч.1: Исторические типы
философии. Вып.1/Ильин В. В, Базалин В.Г.,
Бушуева В.В. и др.; Под. ред.В. В. Ильина.
- М.: Изд. МГТУ им Н.Э. Баумана.
Содержание
12) Единство философии,
математики и физики в учении Декарта -
18
13) Литература -
19