Научные методы Ф.Бэкона и Р.Декарта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 14:42, реферат

Описание

Родоначальником эмпиризма был английский философ Ф. Бекон. Как и большинство мыслителей его эпохи, Бекон, считая задачей философии создание нового метода научного познания, переосмысливает предмет и задачи науки, как ее понимали в средние. Цель научного знания - в принесении пользы человеческому роду; в отличие от тех, кто видел в науке самоцель, Бекон подчеркивает, что наука служит жизни и практике и только в этом находит свое оправдание. Общая задача всех наук – увеличение власти человека над природой.

Работа состоит из  1 файл

Научные методы Ф.Бэкона и Р.Декарта.docx

— 47.37 Кб (Скачать документ)

     Второй  этап сомнения касается "еще более  простых и всеобщих вещей", каковы протяженность, фигура, величина телесных вещей, их количество, место, где они находятся, время, измеряющее продолжительность их "жизни", и т. д. Сомневаться в них — на первый взгляд дерзостно, ибо это значит ставить под вопрос высоко ценимые человечеством знания физики, астрономии, математики. Декарт, однако, призывает решиться и на такой шаг. Главный аргумент Декарта о необходимости сомнения в научных, в том числе и математических истинах, - это, как ни странно, ссылка на Бога, причем не в его качестве просветляющего разума, а некоего всемогущего существа, в силах которого не только вразумить человека, но и, если ему того захочется, вконец человека запутать. 

     Ссылка  на Бога-обманщика, при всей ее экстравагантности  для веропослушного человека, облегчает  Декарту переход к третьему этапу  на пути универсального сомнения. Этот весьма деликатный для той эпохи  шаг касается самого Бога. "Итак, я предположу, что не всеблагой  Бог, являющийся верховным источником истины, но какой-нибудь злой гений, настолько  же обманчивый и хитрый, насколько  могущественный, употребил все свое искусство для того, чтобы меня обмануть". Сомневаться в истинах, принципах религии и теологии особенно трудно, что хорошо понимал  Декарт. Ибо это приводит к сомнению в существовании мира как целого и человека как телесного существа: "Я стану думать, что небо, воздух, земля, цвета, формы, звуки и все  остальные внешние вещи — лишь иллюзии и грезы, которыми он воспользовался, чтобы расставить сети моему легковерию". Сомнение привело философа к опаснейшему  пределу, за которым — скептицизм и неверие. Но Декарт движется к роковому барьеру не для того, чтобы через  него перешагнуть. Напротив, лишь приблизившись  к этой границе, полагает Декарт, мы можем найти то, что искали достоверную, несомненную, исходную философскую  истину. "Отбросив, таким образом, все то, в чем так или иначе  можем сомневаться, и даже предполагая  все это ложным, мы легко допустим, что нет ни Бога, ни неба, ни земли  и что даже у нас самих нет  тела, — но мы все-таки не можем предположить, что мы не существуем, в то время  как сомневаемся в истинности всех этих вещей. Столь нелепо полагать несуществующим то, что мыслит, в  то время, пока оно мыслит, что, невзирая на самые крайние предположения, мы не можем не верить, что заключение: я мыслю, следовательно, я существую, истинно и что оно поэтому  есть первое и важнейшее из всех заключений, представляющееся тому, кто  методически располагает свои мысли".  
 
 
 
 
 

           Основные  правила научного метода 

      Правило первое: "никогда не принимать  за истинное ничего, что я не познал бы с очевидностью, иначе говоря, тщательно избегать опрометчивости и предвзятости...". Каждому из нас и в любом деле полезно  им руководствоваться. Однако если в  обычной жизни мы еще можем  действовать на основе смутных, путаных  или предвзятых идей (хотя за них  приходится в конце концов расплачиваться), то в науке соблюдать данное правило  особенно существенно. Всякая наука, считает  Декарт, заключается в ясном и  очевидном познании. 

Правило второе: "делить каждое из исследуемых мною затруднений на столько частей, сколько  это возможно и нужно для лучшего  их преодоления". Речь идет о своего рода мыслительной аналитике, о выделении  простейшего в каждом ряде".  

      Правило третье: "придерживаться определенного  порядка мышления, начиная с предметов  наиболее простых и наиболее легко  познаваемых и восходя постепенно к познанию наиболее сложного, предполагая  порядок даже и там, где объекты  мышления вовсе не даны в их естественной связи".  
Правило четвертое: составлять всегда перечни столь полные и обзоры столь общие, чтобы была уверенность, в отсутствии упущений".  
Декарт затем конкретизирует правила метода. Важнейшая философская конкретизация состоит в том, чтобы понять процедуру выделения простейшего именно в качестве операции интеллекта. "...Вещи должны быть рассматриваемы по отношению к интеллекту иначе, чем по отношению к их реальному существованию", "Вещи", поскольку они рассматриваются по отношению к интеллекту, делятся на "чисто интеллектуальные" (сомнение, знание, незнание, воление), "материальные" (это, например, фигура, протяжение, движение), "общие" (существование, длительность и т. д.)  
Речь здесь идет о принципе, важнейшем не только для картезианства, но и для всей последующей философии. Он воплощает кардинальный сдвиг, происшедший в философии нового времени в понимании материальных тел, движения, времени, пространства, в осмыслении природы в целом, в построении философской и вместе с тем естественнонаучной картины мира и, следовательно, в философском обосновании естествознания и математики.
 

 

Единство  философии, математики и физики в учении Декарта  

     К числу сфер знания, где можно наиболее плодотворно применять правила  метода, Декарт относит математику и физику, причем он с самого начала, с одной стороны, "математизирует" философию и другие науки (которые  становятся отраслями и приложениями универсальной математики), а с  другой стороны, делает их как бы разновидностями  расширенно понятой "философской  механики". Впрочем, первая тенденция  просматривается у него более  ясно и проводится более последовательно, чем вторая, тогда как попытка  все и вся "механизировать" относится скорее к следующему столетию. Правда, и математизация, и механизация ~ тенденции, которые применительно  к Декарту и философии XVII-XVIII вв. часто трактуются слишком буквально, чего не имели в виду сами авторы того периода. Вместе с тем механицистские и математизирующие уподобления  в XX столетии обнаружили свою невиданную прежде функциональность, о которой  не могли и мечтать Декарт и  его современники. Так, создание и  развитие математической логики, широчайшая математизация и естественнонаучного, и гуманитарного, и особенно технического знания сделала более реалистичным идеал, а имплантация искусственных (механических в своей основе) органов  в человеческий организм придала  куда больший смысл Декартовым метафорам, вроде той, что сердце — всего  лишь насос, да и вообще утверждению  Картезия о том, что человеческое тело — мудро созданная Богом  машина.  

 

Литература

1Декарт Р. Сочинения в двух томах

2. Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней.

3. Субботин А.Л. Фрэнсис Бэкон. - М.: Мысль.

4. Философия в системе культуры. Ч.1: Исторические типы философии. Вып.1/Ильин В. В, Базалин В.Г., Бушуева В.В. и др.; Под. ред.В. В. Ильина. - М.: Изд. МГТУ им Н.Э. Баумана. 

 

Содержание

  1. Введение – 2
 
  1.  Френсис Бекон – 3
 
  1. Критика идеала знания алхимиков, традиционной философии  и традиционной логики. Бэконовский  замысел «Великого восстановления наук» - 5
 
  1. "Антиципации  природы" и "интерпретации  природы"  - 7
 
  1. Теория "идолов" – 8
 
  1. Индукция  путем элиминации – 10
 
  1. Учение  о методе и его влияние на философию XVII в. - 12 
  2. Учение о методе и его влияние на философию XVII в.  - 13
 
  1. Рене Декарт – 14
 
  1. Процедуры, пути и результаты сомнения - 15
 
  1. Основные  правила научного метода – 17
 

12) Единство философии, математики и физики в учении Декарта - 18 

13) Литература - 19 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 

Информация о работе Научные методы Ф.Бэкона и Р.Декарта