Наука как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 09:19, реферат

Описание

Наука как социальный институт возникла с началом цивилизаций и воспринимать её следует как нечто неотъемлемое от культурного и социального развития, нечто генерирующее наши взаимоотношения и исторический процесс. Большинство рассматривают ее как положительный момент для нас, но так ли это на самом деле. Если взглянуть на исторический момент временами науку можно рассматривать как социальное зло, но не всегда, а порой. Например, развитие науки позволило людям со временем истреблять друг другу с большей ожесточенностью производительностью.

Содержание

1. Введение
2. Наука в контексте социально-исторического развития
3. Воздействие научных учреждений на общественную жизнь
4. Социальная роль науки в гражданском обществе
5. Заключение
5. Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат философия.doc

— 148.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации          Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  НЕФТЯНОЙ    ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

            Кафедра «Философии»

 

 

Реферат

на тему «Наука как социальный институт»

 

по дисциплине «Философия и методология науки»

 

 

 

 

Студент группы МСТ33з-12-01                 ____________   Р.И. Кутлиахметов

                                     (подпись,дата)

Преподаватель к.ф.н. доцент              ____________  Г.В. Бондаренко

                                    (подпись, дата)

Уфа 2013

 

 

Оглавление

1. Введение

2. Наука в контексте социально-исторического развития

3. Воздействие  научных учреждений на общественную  жизнь

4. Социальная роль науки в гражданском обществе

5. Заключение

5. Список  использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Философия будет объединять все мыслящие умы для общего научного труда.

И. Кант

Ограничение области  знания лишь небольшой группой людей  ослабляет философский дух народа и ведет к духовному обнищанию.

А.Эйнштейн

Я не могу уйти в одну науку... Заниматься наукой и вести  политическую борьбу!

В.И. Вернадский

 

Наука как социальный институт возникла с началом цивилизаций  и воспринимать её следует как нечто неотъемлемое от культурного и социального развития, нечто генерирующее наши взаимоотношения и исторический процесс. Большинство рассматривают ее как положительный момент для нас, но так ли это на самом деле. Если взглянуть на исторический момент временами науку можно рассматривать как социальное зло, но не всегда, а порой. Например, развитие науки позволило людям со временем истреблять друг другу с большей ожесточенностью производительностью. Да, безусловно в изобретение пенициллина возможно видеть нечто доброе и избавляющее человечество от многих неприятностей. Мое мнение касательно этого то, что наука это щит и меч одновременно. То есть оно порождает своих детей ( благотворные научные исследования, открытие мирного атома, всеобщая телефонизация и т.п.), но оно подобно богу Сатурну и пожирает своих детей ( ядерные взрывы над Хиросимой и Нагасакой). Бесспорно, нельзя судит о науке односторонне,  и воспринимать ее односложно. Необходим комплексный подход для решения сложной проблемы, является ли наука абсолютно прогрессивным явлением в жизни современных людей или стоит пересмотреть отношение к ней в рамках современных реалий. Об этом и будем рассуждать в моей работе.

 

Наука в контексте социально-исторического развития

Наука - это многогранное и многослойное социально-историческое интеллектуальное явление. Представляя собой сложную систему (а не простую сумму) разнообразных знаний, она вместе с тем есть некая форма духовного производства и специфический социальный институт, имеющий сугубо свои организационно-управленческие формы существования. В ходе исторического становления и развития наука как социальный институт постепенно превратилась в относительно самостоятельную сферу интеллектуальнопознавательной жизнедеятельности специально подготовленных людей - ученых-новаторов с их знаниями, квалификацией и опытом. Существование науки в качестве специфического социального и одновременно интеллектуально-творческого института, все более активно включающегося в созидательно-преобразовательную деятельность общества и имеющую свою собственную разветвленную структуру, ныне оказывается в центре внимания истории и философии науки.

Наука - в высшей степени целенаправленная и организованная когнитивная (лат. kognition - знание, познание) деятельность особо творческих и специально подготовленных в сфере получения новых точных знаний людей - ученых. Это их «неустанная многовековая работа мысли» (А. Эйнштейн) по производству точных знаний о природе, обществе и человеке, причинах их взаимодействия продвинула человечество от дикости к цивилизации. Наука, по сути, «открыла» человечеству глаза на мир, представив его как упорядоченную систему саморазвития. Еще сто лет назад отечественный ученый-патолог С.М. Лукьянов заметил: «В мире явлений, изучаемых наукой, царит чрезвычайное разнообразие, величайшая пестрота, неугомонная смена форм и состояний. На первый взгляд кажется, будто бы это сущий хаос. Но первый взгляд нас обманывает. К миру явлений подходит наука и показывает нам, что этот мнимый хаос подчинен


единообразным железным законам» (1)

Современное научное  исследование нельзя успешно развивать, как говорят в народе, в свободное  от основной работы время, хотя в нем  почти нет времени, свободного от работы. Наука не может развиваться  в порядке самодеятельной творческой инициативы по изысканию истины. Необходима целенаправленная, хорошо организованная совместная работа разных ученых и специалистов. Занятия наукой требуют высокого уровня профессионального знания и специальной подготовки. Поэтому всякое научное исследование всегда общественно и государственно обеспечено, как и любой социальный институт, отвечающий потребностям и интересам общества в материальном и духовном производстве необходимых ему новых ценностей и тем самым оправдывающий свое объективное существование и неотъемлемое право на саморазвитие. В связи с этим исключительно все науки, и в том числе медицинские, стали уникальным социально-научным институтом.

Основными элементами социального института стали научные сообщества и научные коллективы. Они-то, будучи субъектами науки, целенаправленно исследуют разные свойства, стороны и отношения объектов и их классов (материальных и духовных) в конкретных условиях и в определенное время. Научная деятельность людей в недрах этого социального института потребовала и создания у себя же своей организации специфической подготовки исследователей, которые обязаны сообществом осваивать предшествующий и современный им концептуальный материал, сложившиеся средства и методы его постижения. Ими стали научные школы различного уровня и профиля деятельности. Их целевые задачи - распространение определенной системы общественных и корпоративных ценностей, мировоззренческих и нравственных ориентаций и целевых философско-методологических установок, специфических именно для данной сферы или области научного познания мира, общества, да и самого человека.

 Занятия наукой уже в античности, но особенно в Новое время постепенно становились в глазах социокультурной общественности самостоятельной, а главное, вполне достойной, более того, даже респектабельной сферой человеческой жизни и деятельности. Иначе говоря, формирование и развитие науки как социально-интеллектуального института происходило в самой структуре культурно развивающегося

общества. В  этот период становления науки как  нового социального образования вызревали необходимые материальные и интеллектуальные предпосылки для осуществления синтеза науки и техники, создавался необходимый для этого нового явления творческо-интеллектуальный климат, вырабатывался соответствующий строй философского мышления древних ученых. Вплоть до XVIII века наука и философия не рассматривались в обществе как разные области познания. Более того, они в виде натурфилософии были источником единения ученых мира.

Натурфилософия  отражает первую форму теоретического познания природы. И не только потому, что философия и теоретическое знание в целом зародились, прежде всего, как знания о природе, но и потому, что общее тогда понималось как некое отдельное вещество (вода, воздух, огонь, земля и т.д.), прямо и непосредственно связывающее все явления воедино. По словам Ф. Энгельса, «в многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения почти все позднейшие типы мировоззрений. Поэтому и теоретическое естествознание, если оно хочет проследить историю возникновения и развития своих теперешних общих положений, вынуждено возвращаться к грекам» (2) 

По существу, именно тогда, в середине первого  тысячелетия до н.э., в античной Греции свершилась интеллектуальная революция, ярким выражением которой стало зарождение формы мышления - философского, которое изначально ориентировало людей на познание естественных процессов в природе и обществе.

 Это принципиально новое духовное явление означало еще и получение достоверного знания в лоне любомудрия. Древних мыслителей интересовали вопросы устройства космоса и бытия в нем человека. Законы жизни тогда уже перестали рассматриваться в виде неких божественных интенций, а следовательно, их стали коллективно обсуждать, спорить и формулировать. Тогда сложились первичные структурные элементы в научном исследовании мира как социальный институт, представленный людьми профессионально занимающимися математикой, физикой, геометрией, медициной и т.д., но только пока в лоне натурфилософии. По мнению В.И. Вернадского «основной неоспоримый вечный остов науки (т.е. ее твердое ядро) включает в себя следующие главные элементы (стороны): 1) математические науки; 2) логические науки почти всецело; 3) научные факты в их системе и 4) философское обоснование нового знания» (3)

Исключительную роль в становлении и развитии античной натурфилософии (но особенно зарождавшейся в ее недрах науки) сыграли первые (по большей части культовые) сообщества мыслителей, среди которых особое место занимали первые в истории человечества научные и образовательные школы, такие, как: Академия Платона, основанная в Афинах в 388 г. до н.э. и просуществовавшая почти тысячу лет, затем Ликей, основанный учеником Платона Аристотелем в 334 г. до н.э. также в Афинах и активно действовавший на протяжении столетий вплоть до конца эры античности. Эти и другие школы античного мира стали прообразом становления науки как социального института. Затем будет создано много знаменитых научных школ, но то, что произошло в античной Греции, бесценно, ибо наука становилась коллективным делом.

 Все то, что произошло в античности, где-то в середине первого тысячелетия до н.э. всегда занимало лучшие умы человечества. Современный ученый и философ Б. Рассел (1872-1970) был одним из них. Как и многие историки и философы науки, он называл это явление великим интеллектуальным чудом. «Во всей истории нет ничего более удивительного и ничего более трудного для объяснения, - утверждал он, - чем внезапное возникновение цивилизации в Греции... Чего они достигли в искусстве и литературе, известно каждому, но то, что они сделали в чисто интеллектуальной области, является даже еще более исключительным. Они изобрели математику, науку и философию. они свободно рассуждали о природе мира и целях жизни, не обремененные путами какого-либо ортодоксального учения» (4)

В процессе становления  и развития науки менялись ее функции  в социальной сфере. В эпоху зарождения естествознания наука отстаивала в  борьбе с религией право участвовать  в формировании нового мировоззрения. Этот процесс привел в итоге к  становлению научной картины мира, которая стала де-факто самостоятельной формой знания. Научная картина мира и связанные с нею конкретные знания различных дисциплин (физики, химии, биологии, медицины) постепенно превратились в основу системы массового образования. Развитие науки как познавательной и образовательной деятельности сопровождалось появлением соответствующих форм ее социальной институализации, связанной с организацией научных исследований и способами распространения научных знаний среди широкой общественности. В это время и стали складываться первые научные общества, академии и университеты как особые структурные единицы социального института. Они представляли собой новые типы научной и просветительской коммуникации ученых.

 В 973 г. в Каире был основан первый университет, берущий начало от платоновской Академии и аристотелевского Ликея. Спустя некоторое время и в Европе открылись первые университеты: сначала в Болонии (1088), а затем в Париже, Оксфорде, Кембридже, Падуе, Неаполе, Монпелье, Вене, Гейдельберге. В них, правда, превалировали еще теологические факультеты, но тем не менее на философских факультетах уже активно развивалась наука в современном смысле. Д.И. Менделеев сто лет назад писал: «В университетах, как вообще в школах, учащиеся находятся под влиянием не только профессоров, но и своих товарищей, а разнообразие специальностей, которыми занимаются эти товарищи, ведет к тому, что каждый получает большую широту просвещения, чем при следовании за отдельным, хотя бы и высоким учителем» (5)

Эпоха Возрождения, возникшая в недрах средневековья, характеризуется открытием все новых и новых университетов и первых собственно научных школ. Новая эпоха дала мощный импульс развитию гуманитарного и особенно естественно-научного знания, что привело к формированию многих наук как самостоятельных дисциплин. Науки, выделяемые из натурфилософии, все более дифференцировались, ограничивая и детализируя предмет своего научного исследования. Зарождающиеся новые научные предметы расширили область соприкосновения познанного с непознанным, увеличивая сферу философских проблем. И не случайно в XVI веке Н. Коперник (1473-1543) совершил мировоззренческую революцию, возродив и научно обосновав античную гипотезу гелиоцентризма. А Г. Галилей (1564-1642) опроверг общепризнанную тогда концепцию Птолемея (прибл. 90-168) и его традиционные взгляды, опирающиеся на библейские догмы.

 Фактически университеты поменяли традиционную систему научного познания, но особенно образования. Именно в них возникла качественно иная сеть учебных предметов, включающих кроме традиционных (медицинских и гуманитарных) дисциплин

также естественно-научные  и технические. Под их влиянием стали  открываться и новые центры подготовки специалистов, как, например, Политехническая школа в Париже (1795). Впервые начинают функционировать институты целенаправленной специализированной подготовки научных кадров. Ученые стали объединяться в некие научно-исследовательские институты - академии. Наряду с национальными академиями наук формируются и новые ассоциации ученых Европы.

В России Академия наук была открыта только в 1725 году, а Университет - в 1755, но они сразу же заняли одно из первых мест среди научных и учебных заведений Европы. Через пять лет в Академии уже состояло 158 членов. А в университете открылись три факультета: философский, юридический и медицинский. На них готовились ученые, специалисты высокой квалификации и научнопедагогические кадры. При университете была создана и гимназия для подготовки абитуриентов. Наиболее заметно научное движение активизировалось в советское время. Если к началу 1917 года в России насчитывалось 100 тысяч научных и научно-педагогических кадров, то к 1990 году их число выросло до 2 миллионов человек. Правда, в настоящее время оно составляет менее полумиллиона.

Информация о работе Наука как социальный институт