Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:10, реферат
В реферате идет речь о выявлении тех изменений в онтологических представлениях, какие имеют место сегодня в связи с формированием нелинейной постнеклассической науки. Один из важнейших аспектов нелинейной постнеклассической науки сопряжен с тем, что объекты, прежде казавшиеся уже постигнутыми с помощью средств, предлагаемых классической (и неклассической) наукой, оказались куда сложнее, чем предполагалось. Направленные на выявление специфики существования таких объектов наличные способы познания уже не столько дают ответы, сколько ставят новые вопросы. Как раз в силу того, что устоявшиеся приемы описания срабатывают далеко не всегда, появился термин «сверхсложные объекты».
Введение 3
Нелинейная наука 5
Нелинейное мышление 9
Образцы нелинейного мышления 13
На пути к единению 24
Список используемых источников 26
Удивительна возможность — хотя бы на некоторых этапах и в некотором приближении зеркального обращения хода процессов в открытых нелинейных средах, т. е. как обращения стрелы времени. Мир пульсирующий, мир, имеющий свои «ритмы жизни», подверженный периодическим колебаниям типа инь - ян, предположительно в большей или меньшей степени — на всех уровнях его иерархической организации, такая картина мира соответствует синергетическому видению.
Классический, традиционный подход к управлению сложными системами основывался на линейном представлении об их функционировании. Согласно этому представлению, результат внешнего управляющего воздействия есть однозначное и линейное, предсказуемое следствие приложенных усилий, что соответствует схеме: управляющее воздействие - желаемый результат. Чем больше вкладываешь энергии, тем больше будто бы и отдача. Однако оказывается, что многие усилия бывают тщетными, «уходят в песок» или даже приносят вред, если они противостоят собственным тенденциям саморазвития сложноорганизованных систем. Можно резонансно возбуждать правильные структуры в нелинейной среде, которые почти идеальны, близки к аттракторам эволюции. Причем резонанс — это не привычное нам взаимное усиление, параллельных воздействий, движений, колебаний, а эффективность малых, но топологически правильных; воздействий.
Реформаторскую деятельность поэтому следует понимать не как произвольное сочетание и перераспределение элементов инертного социального материала по какому-то измышленному проекту, а как инициирующее возбуждение среды субъектом и последующее самовыстраивание и самодостраивание структуры (в соответствии с внутренними потенциями среды) в направлении к одному из аттракторов — базисных макросоциальных состояний. Порядок «железный» и порядок живой «Две опасности не перестанут угрожать миру: порядок и беспорядок» —- это предупреждение, высказанное французским поэтом и мыслителем П. Валери в 1919 году, вряд ли когда-либо потеряет свою актуальность.
Действительно, общество всегда испытывает страх перед беспорядком. Большинство российского населения сегодня пугает нарастающий социальный хаос, увеличение дезорганизованности, вызванное разрушением привычных геополитических и экономических связей. Тревожат непредсказуемость развития кризисной ситуации и то. что экономическая и политическая реформы еще не стали всецело необратимыми. Состояние хаоса в Поднебесной, народного волнения, бунта представлялось чрезвычайным, недопустимым в древних китайских государствах, управляемых по строгим предписаниям конфуцианства. Хорошо известны слова В. Гёте о том, что лучше несправедливость, чем беспорядок.
Это утверждение может быть понято так, что социальный беспорядок может породить только наихудшую несправедливость, наибольшее беззаконие. Однако не меньшую опасность для общества представляет и порядок - жесткий порядок тоталитарной общественной системы. Ибо этот порядок строится на подавлении элементарных проявлений свободы и самостийности индивидов, действий, расходящихся с жестко установленными образцами поведения. Если использовать терминологию Г. Хакена, то можно сказать, он строится на «порабощении» элементов системы «параметрами порядка», а именно — на порабощении человека надиндивидуальными структурами. На сегодняшний день понятие «социальный порядок» недостаточно прояснено. Необходимо отойти от примитивных представлений о социальном порядке и от спекуляций вокруг этого понятия сторонников авторитаризма. Существуют порядок авторитарного общества, порядок, основанный на тотальном контроле над обществом, с одной стороны, и порядок, возникающий как следствие нестесненного осуществления процессов социальной самоорганизации и саморазвития,- с другой. Порядок на уровне макросоциального состоятия может основываться на максимальной свободе, самостийном действии, разнонаправленности интересов и их реализаций на микроуровне, т. е. на уровне индивидов. Именно последний тип социального порядка дает возможность обществу динамично функционировать и развиваться.
Теория самоорганизации показывает несостоятельность идеи о возможности полного и всеохватывающего упорядочения и контроля над социальными процессами субъектом управляющей и реформаторской деятельности. Любой социальный субъект всегда имманентен социальной системе. Всякое управляющее воздействие со стороны субъекта лишь включается в процесс социальной самоорганизации. Оно вносит определенное возмущение в социальный процесс, но никогда полностью неподчиняет этот процесс.
Более того, включение в социальный процесс субъектного управляющего воздействия может внести дополнительную степень дисбаланса и неурегулированности в естественные связи, а также в процессы самоорганизации. Прямое организующее воздействие, даже успешное по каким-то одним выбранным показателям, может в то же время увеличивать степень дезорганизации по ряду других параметров.
Необходимы постоянный разброс и разнообразие элементов (подсистем), неурезанный, относительно противоречивый спектр индивидуальных и групповых интересов и действий, которые потенциально содержат в себе формы приспособления к различным вариантам будущего. Разнообразие обеспечивает гибкость системы, возможность быстро реагировать и адаптироваться к изменяющимся внешним условиям. Разнообразие элементов в системе делает ее устойчивой к многовариантному будущему. Данный вывод не есть следование политической конъюнктуре и популярному умонастроению в социуме, как это может показаться на первый взгляд. Нам хотелось бы подчеркнуть, что за ним лежит улавливаемая еще тысячелетия назад объективная закономерность мироустройства вообще и социальной организации в частности.
Говоря о конструктивности рыночных механизмов, мы вовсе не хотим убедить читателя в том, что рынок является панацеей от всех бед. Напротив, мы хотим показать разные, противоречивые стороны рыночного хаоса, разные механизмы эволюции, в том числе - в некотором смысле - и альтернативы рынку. Ясно, что чисто стихийный, нерегулируемый рынок недостаточен, и требуется включение механизмов его регулирования. Во-первых, рыночный хаос слеп. В качестве одного из путей эволюции в открытой неравновесной системе (среде) остается термодинамическая ветвь, т. е. именно то состояние теплового хаоса, к которому, согласно второму началу термодинамики, идут процессы в замкнутых системах. Во-вторых, запустив рыночные механизмы, можно долго (в течение десятилетий) ждать спонтанного выхода на желаемые структуры-аттракторы. В-третьих, нерегулируемый рынок слишком опасен в неустойчивом, разбалансированном мире в условиях грозящих глобальных катастроф — экологической, биологической (СПИД), ядерной и т. д. Живой порядок самоорганизации — это порядок пульсаций, балансирования, колебаний между относительным доминированием государственного централизованного начала и стихией рынка, между кооперативностью, обобществлением собственности и ростом форм выражения автономного интереса и действия. Это следует из глубокой методологии разделения по времени двух противоположных начал мира, двух режимов развития процессов и необходимости их периодического переключения.
Иными словами, можно предположить неизбежность периодического чередования тенденций социализации экономики и социальных отношений (коллективизма, обобществления форм собственности, уравнительного распределения через социальные фонды) и их капитализации (индивидуализации), тенденций интеграции в среду, в класс, в человечество и обособления, локализации, личного интереса. На политическом уровне это может выражаться, как об этом свидетельствует история, в виде периодической смены, чередования относительного преобладания демократических и республиканских умонастроений, парламентских фракций и т. п., лейбористов и консерваторов, либералов-рыночников и этатистовтоталитаристов.
Резонансное возбуждение. Условия быстрого нелинейного роста, жесткий закон конкуренции, отбора, выживания сильнейших лежит в основе механизма выхода на устойчивые формы социальной организации. Диссипативные процессы, «выедание», затухание «ненужного», «нежизнеспособного» на хаотической основе конструктивны для вывода социальной системы (среды) на структуры-аттракторы эволюции. Так протекала в течение сотен миллионов или даже нескольких миллиардов лет биологическая эволюция. Такова многовековая история становления современных рыночных обществ Запада. Но этот путь, судя по всему, не является железной необходимостью.
Мы знаем, что для всякой сложноорганизованной системы путь эволюции, как правило, неединственен. Кроме того, мы не должны забывать о том, что живая природа научилась многократно сокращать время выхода на нужные структуры посредством матричного дублирования - ДНК. Подобный механизм для открытых нелинейных систем называется резонансным возбуждением.
В принципе, существует
возможность строить формы
Может быть, основная ошибка в практике построения социализма состояла в том, что осуществлялась попытка построить на социальной среде нечто ей не свойственное, те структуры, к которым она еще не готова, которые не адекватны этой среде, не могут устойчиво в ней функционировать. При изменении социальной (экономической, политической) среды, по-видимому, должны меняться и спектр возможных в ней структур-аттракторов, а также формы и характер объединения простых структур в сложную систему. На новой среде могут открываться новые пути эволюции, делаться возможными новые формы объединения, новые комплексы структур. По всей вероятности, можно перестраивать социальную среду, специально готовить ее для последующего резонансного возбуждения желаемых структур. А перестроить социальную среду - значит изменить ее функционирование в каждой точке, в каждой локальной области.
Синергетика свидетельствует о том, что некоторые элементарные правила поведения в каждой ячейке среды могут определять картину ее макрозастройки. Существует глубокая связь микро- и макроуровня. Структура, например, может иметь фрактальный характер: ее часть (фрагмент) самоподобна более крупной части (фрагменту) и структуре в целом. Социальной монадой, или «атомом», является, по-видимому, человек как самостийный индивид, как гражданское лицо. Или в качестве социальной монады может выступать также семья. Изменение умонастроений и устремлений индивида и/или изменение климата в семье может вести к изменению социально-психологического климата всего общества. В качестве неотъемлемой части нынешнего процесса модернизации, реформирования российского общества необходимо укоренение либералистского сознания. То есть демократическая социальная система может возникнуть, если будет иметь в качестве своего базиса либералистское сознание каждого индивида, его соответствующее отношение к государству и к другим социальным структурам. В отличие от стран Азии, в том числе бывших советских республик.
Средней Азии, в которых частично сохранились остатки патриархальных и клановых отношений, для России характерна по преимуществу атомизированная и непатриархальная семья. Отсутствие патриархальности способствует развитию чувства свободы индивида в семейных отношениях. Но известен и другой, противоположный, пример —это Япония. Следование традициям, почитание своего рода, своих корней, развитое чувство семейственности и частичное перенесение коллективистских, в некотором роде семейных, отношений на свое предприятие, свою фирму - не это ли дает преимущество японцам в их экономическом соревновании с США и странами Западной Европы? Судя по всему, элементарные структуры в обществе, в частности тип организации семьи, существенно определяют характер макросоциальных процессов. Именно микроповедение людей, этические регулятивы, которым они следуют в повседневной жизни, влияют на возникающие макросоциальные структуры, на их устойчивость. Вместе с тем остается открытым вопрос о том, какого рода базовые элементы, какого рода семья в большей степени выступают в качестве стимулов для устойчивого и динамичного социального развития. Синергетика дает — правда, пока только на математических моделях - еще одно мировоззренчески важное представление. А именно, представление о том, как можно было бы инициировать процессы ускоренного и самостимулирующегося экономического роста. Определить условия быстрого роста - одно из настоятельных требований сегодняшнего дня.
Можно сформулировать некоторые правила, соблюдение которых необходимо для установления режимов с объемной нелинейной положительной обратной связью, т. е. режимов самоподстегиваюшегося развития процессов и усиления их интенсивности по всему пространству среды. Владея немногими ключевыми параметрами сложной системы и контролируя их, а также зная эти правила в общем виде, можно стимулировать бурные процессы роста, аналоги «экономического и технического чуда».
Как свидетельствует опыт уже имевших место в истории экономических скачков, для этого нужно прежде всего крупное первоначальное вливание капитала за достаточно короткое время. Таковым было, к примеру, вливание американского капитала в послевоенные годы в экономику Японии, а также, согласно известному плану Маршалла, и в экономику стран Западной Европы. Кроме того, для быстрого развития самостоятельных предприятий и фирм необходимо, чтобы скорость роста капитала была пропорциональна не первой степени капитала, а, по крайней мере, капиталу в квадрате (нелинейный рост). Тогда развитие происходит по асимптотическому закону: «бесконечность» достигается за конечное время, скажем, за несколько лет, и развитие начинает само себя поддерживать и стимулировать.