Обоснование опытного знания. Классификация наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:53, реферат

Описание

Бэкон был подлинным новатором, непримиримым врагом безжизненной и бесплодной схоластики, страстным борцом за освобождение человека от духовного гнета церкви, от средневекового мировоззрения, глашатаем новой, опытной, экспериментирующей науки. Он был одним из первых мыслителей, выдвинувших лозунг «Знание – сила», понявших, что высшая задача науки состоит в служении человеку, что она должна содействовать улучшению жизни людей.

Содержание

Введение 3
§1. Эпоха Бэкона. Его жизнь, деятельность и произведения 4
§2. Обоснование опытного знания. Классификация наук 8
2.1. Наука и религия 8
2.2. Разделение знания 9
2.3. Предмет философии 10
2.4. Наука о природе 11
2.5. Наука о человеке 11
2.6. Значение бэконовской классификации наук 12
§3. Защита линии Демокрита 13
3.1. Природа и материя 13
3.2. Учение об атомах 17
3.3. Учение о формах 19
3.4. Приемы и правила индукции 20
Заключение 22
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Фрэнсис Бэкон.doc

— 112.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

     Введение    3

     §1. Эпоха Бэкона. Его жизнь, деятельность и произведения  4

    §2. Обоснование опытного знания. Классификация наук   8

         2.1. Наука и религия       8

         2.2. Разделение знания       9

         2.3. Предмет философии      10

         2.4. Наука о природе       11

         2.5. Наука о человеке       11

         2.6. Значение бэконовской классификации  наук  12                    

     §3. Защита линии Демокрита                                              13

           3.1. Природа и материя       13

           3.2. Учение об атомах       17

           3.3. Учение о формах       19

           3.4. Приемы и правила  индукции     20

      Заключение         22

     Список  использованной литературы                              24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Среди мыслителей прошлого, подготовивших  возникновение материалистического мировоззрения, одно из самых почетных мест принадлежит великому английскому философу Фрэнсису Бэкону (1561-1626 гг.).

     Бэкон был подлинным новатором, непримиримым врагом безжизненной и бесплодной схоластики, страстным борцом за освобождение человека от духовного гнета церкви, от средневекового мировоззрения, глашатаем новой, опытной, экспериментирующей науки. Он был одним из первых мыслителей, выдвинувших лозунг «Знание – сила», понявших, что высшая задача науки состоит в служении человеку, что она должна содействовать улучшению жизни людей.

     Современник Шекспира, Джордано Бруно, Гарвея, Галилея, Монтеня, философ, ученый, юрист, историк, писатель и политик, он принадлежал  к тем великим разносторонним умам, которые заложили основы науки  и культуры нового времени. 

 

     §1. Эпоха Бэкона. Его жизнь, деятельность и произведения

         Эпоха, в которую жил Френсис Бэкон была переломной в истории Западной Европы. Это был период начавшейся смены феодальных отношений и феодальной идеологии капиталистическими порядками и буржуазным мировоззрением.

     Изменения в экономических отношениях влекли за собой перемены и в духовной жизни.

     Интересы  развития и совершенствования материального  производства властно требовали  изучения природных явлений и  процессов, открытия новых свойств различных веществ, исследования способов их наиболее эффективной обработки. Появилась настоятельная потребность в науке о природе и ее законах. И такая основанная на опыте наука возникает и развивается в XV – XVII веках, вопреки запретам и препятствиям, чинимым церковью и схоластической философией.

     Ненависть к схоластике и средневековым  авторитетам, борьба за свободное научное исследование природы и в то же время привязанность к религиозным догмам, уступки церкви, неспособность окончательно порвать с христианским вероучением характерны для многих передовых мыслителей XVI – XVII столетий.

     В этих противоречиях развивается  и мировоззрение Френсиса Бэкона, который был настоящим родоначальником  английского материализма и всей современной экспериментирующей науки.

     Френсис Бэкон родился 22 января 1561 года в семье Николаса Бэкона, лорда – хранителя печати и первого министра королевы Елизаветы. Юный Бэкон окончил Кэмбриджский университет. Уже в это время у Бэкона начала зарождаться его главная идея, служению которой он посвятил всю свою научную деятельность, идея о том, что все человеческое знание, до сих пор бесплодное по своим практическим результатам, должно быть преобразовано так, чтобы оно способствовало увеличению могущества человека и установлению его власти над природой, чтобы оно позволило создать царство человека на земле.

     Потеряв в 18 лет отца и оставшись почти  без средств, Бэкон стремится  сделать политическую карьеру, видя в этом не только способ возвыситься  и достигнуть личного благополучия, но и единственную возможность привлечь внимание королевского двора в своим грандиозным замыслам преобразования наук.

     В 1584 году с помощью своего дяди, лорда  Берли, видного сановника Елизаветы, Бэкон был избран в парламент. Его активная деятельность на стороне представителей так называемого «нового дворянства» и буржуазии и защита интересов и прав парламента вызвали недовольство королевы. При жизни Елизаветы Бэкон так и не получил даже самой скромной государственной должности. Многочисленные обращения Бэкона к королеве и ее министрам с просьбой поддержать его планы создания новых научных учреждений, которые могли бы служить основой для реформы знания, оставались без ответа. В этот период Бэкон был известен лишь как автор небольшого томика «Опытов», то есть очерков на самые разнообразные темы, глубоких по содержанию и написанных с большим литературным мастерством, которые были изданы в 1597 году.

     Только  при преемнике Елизаветы, Якове  I, вступившем на престол в 1603 году, Бэкон стал играть видную политическую роль. В 1607 году Бэкон назначается на пост генерального солиситора (солиситор – адвокат, стряпчий), затем получает обещанную Елизаветой еще 19 лет назад должность в Звездной палате и привлекается к работе Тайного совета при короле; в 1613 году он становится генеральным прокурором Англии.

     Вместе  с политическим возвышением возрастает научная и литературная активность, получившая свое первое выражение в опубликованной в 1605 году работе «Две книги Френсиса Бэкона о преуспеянии и прогрессе знания, божественного и человеческого» - вполне зрелое произведение, излагающее материалистическую философскую концепцию Бэкона.

     Это было первое значительное философское  произведение, написанное на английском языке. Суть науки, по Бэкону, в правильном отображении объективного мира, ее цель – польза и увеличение благосостояния человеческого рода.

     Бэкон гневно клеймит схоластическую, чисто  словесную ученость, сильную в  спорах, но бесплодную в делах. Он  разоблачает рабскую привязанность схоластов к текстам Аристотеля и других авторитетов, их неспособность и нежелание мыслить самостоятельно и делать новые научные открытия. Признавая заслуги мыслителей прошлого, Бэкон призывает обратиться к опыту, изучать «азбуку природы» и идти вперед, ибо «истина дочь времени, а не авторитета».

     Вторая  книга содержит обзор и классификацию существующего знания и указание на те науки, которые пока что отсутствуют, но которые должны быть созданы в будущем.

     Примерно  в 1607 году перед Бэконом стали вырисовываться наметки его главного труда, всеобъемлющего «Великого восстановления наук»и и его центральной части – учения о методе.

     Новая концепция науки, выдвинутая Бэконом, предполагала отказ от идеалистической  философии, созданной Платоном и  Аристотелем и воспринятой схоластами, и принятие материалистического учения о мире и его отражении в сознании человека.

     Возрождению и защите «линии Демокрита» в философии  и было посвящено произведение Бэкона «О мудрости древних», опубликованное в 1609 году. В этой книге Бэкон воспользовался приемом, нередко применявшимся философами, политическими мыслителями и поэтами: под видом толкования мифов и басен древних поэтов изложить свои собственные политические и философские взгляды. Наряду с «Опытами» это произведение еще при жизни автора приобрело наибольшее число читателей.

     В 1612 году Бэкон выпустил второе издание «Опытов», в котором к первоначальным десяти очеркам были добавлены тридцать новых. В «Опытах» издания 1612 года в центре внимания Бэкона находятся политические проблемы. Будучи крупным государственным деятелем и выдающимся мыслителем, Бэкон сформулировал основные принципы политики капитализирующихся слоев Англии в тот период, когда они закладывали основы своего экономического и политического могущества.

     Для буржуазных симпатий Бэкона характерны его советы монарху держать высшее дворянство, то есть феодальную знать, на почтительном расстоянии и опираться на «дворян второго ранга», которые лучше всего могут умерять недовольство народа. Купечеству Бэкон отводит особо важное место в государстве и называет его главной веной политического тела. В простом народе Бэкон видит вечный источник «смут и мятежей». Понимая, что главная причина народных волнений – разорение масс, он считает необходимым заботиться об устранении голода и нищеты.

     Политические  идеи, развитые Бэконом в «Опытах», в значительной мере основывались на опыте его собственной государственной деятельности и были теми принципами, которые он сам стремился проводить в жизнь и на основе которых давал советы королю.

     Бэкон, очень близко стоявший к королю, был вынужден поддерживать политику Якова I, даже если она противоречила его убеждениям. Услуги его королю не прошли даром: в 1617 году Бэкон был назначен лордом – хранителем печати, а некоторое время спустя стал лордом – канцлером Англии. Присвоение    титула барона Веруламского (1618 г.) и виконта Сен-Олбэн (1621 г.) ознаменовало высшую точку политической карьеры Бэкона.

     Именно  в это время, в 1620 году, он опубликовал  свою самую знаменитую, хотя и незаконченную философскую работу «Новый Органон». В 1622 году им были опубликованы «История Генриха VII» и «История ветров», в 1623 году латинское издание работы 1605 года под названием «О достоинстве и усовершенствовании наук», в 1625 году – третье, дополненное издание «Опытов». Ряд произведений, над которыми он работал в последние годы, остался незаконченным и был опубликован посмертно.

     Умер  Бэкон 9 апреля 1626 года, простудившись  во время опыта, с помощью которого он хотел проверить, можно ли использовать снег для замораживания и сохранения мяса.

      

     §2. Обоснование опытного знания. Классификация наук. 

     2.1. Наука и религия

         Выдвинув задачу коренной реформы знания и создания действенной науки, Бэкон прежде всего считал необходимым дать обзор всего существующего знания. Первая проблема, с которой он при этом столкнулся, была проблема отношения науки к религии, знания к вере. Во всех высказываниях Бэкона к этому вопросу обнаруживается двойственность. Бэкон был убежден в том, что религия является «главной связующей силой общества», что ее нужно принимать в том виде, в каком она преподносится признанной в государстве церковью. Он писал: «Я скорее готов поверить всем басням Легенды, Талмуда и Алкорана, нежели согласиться с тем, чтобы великая машина Вселенной, в которой я вижу такой вечный порядок, действовала сама собой, без всякого участия в ней какого-нибудь разума». Во многих произведениях Бэкон настойчиво повторял, что «поверхностная философия склоняет ум человека к атеизму, но более глубокая философия возвращает ум к религии».

     В то же время Бэкон ненавидел любые  проявления религиозного фанатизма, как католического, так и протестантского,  и считал, что суеверие гораздо хуже атеизма. Он решительно отвергал право церкви на какое бы то ни было вмешательство  в дела науки.

     Подобно многим передовым ученым и философам  эпохи он принимал выдвинутую еще  в средние века теорию так называемой «двойственной истины» и стремился совершенно отделить научное исследование от веры. Согласно этой теории догмы церкви или «истины откровения» не подлежат обсуждению и критике со стороны разума. В свою очередь наука и философия могут признавать в качестве своих истин такие положения, которые противоречат истинам веры. 

     2.2. Разделение знания

     «Человеческое знание подобно водам, - говорит Бэкон. – Они либо падают с неба, либо бьют из земли; подобным же образом первое разделение наук тоже должно вытекать из их источников. Один из этих источников расположен в небесах, другой – здесь на  земле. Ибо все знание обосновано на двоякого рода сведениях: одни внушаются божественным откровением, другие ведут свое начало от органов чувств… Поэтому я разделяю знание на теологию и  философию». Под теологией в данном случае Бэкон имеет в виду «священную» или «откровенную» теологию, то есть богословие, которому учат служители церкви. Под философией он понимает здесь всю совокупность человеческого знания, приобретенного естественным путем, то есть посредством чувств и разума.

Информация о работе Обоснование опытного знания. Классификация наук