Обоснование опытного знания. Классификация наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:53, реферат

Описание

Бэкон был подлинным новатором, непримиримым врагом безжизненной и бесплодной схоластики, страстным борцом за освобождение человека от духовного гнета церкви, от средневекового мировоззрения, глашатаем новой, опытной, экспериментирующей науки. Он был одним из первых мыслителей, выдвинувших лозунг «Знание – сила», понявших, что высшая задача науки состоит в служении человеку, что она должна содействовать улучшению жизни людей.

Содержание

Введение 3
§1. Эпоха Бэкона. Его жизнь, деятельность и произведения 4
§2. Обоснование опытного знания. Классификация наук 8
2.1. Наука и религия 8
2.2. Разделение знания 9
2.3. Предмет философии 10
2.4. Наука о природе 11
2.5. Наука о человеке 11
2.6. Значение бэконовской классификации наук 12
§3. Защита линии Демокрита 13
3.1. Природа и материя 13
3.2. Учение об атомах 17
3.3. Учение о формах 19
3.4. Приемы и правила индукции 20
Заключение 22
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Фрэнсис Бэкон.doc

— 112.00 Кб (Скачать документ)

     При дальнейшей классификации наук Бэкон  предложил исходить из способностей человеческого разума, являющегося средоточием всего знания. Таких способностей Бэкон различал три: память, воображение и рассудок. На основе памяти возникает история, воображение порождает поэзию, рассудок дает начало философии.

     Предмет истории составляют индивидуальные явления природы и общественной жизни. Поэзию Бэкон рассматривает как особую отрасль знания, которая также занимается единичными предметами, но вымышленными, созданными в подражание тем, которые описываются в истинной истории. Философия не занимается ни единичными вещами, ни впечатлениями, полученными непосредственно от них. Ее предмет составляют извлеченные из этих впечатлений абстрактные понятия, которые она соединяет и разъединяет в соответствии с законами природы и фактами.

     Особо важной Бэкон считает историю  механических искусств, тесно связанную  с практикой, способствующую более  глубокому познанию причин и свойств вещей. Ибо «природа обнаруживает себя гораздо легче, если она подвергается испытаниям и мучениям со стороны искусств, чем когда она предоставлена самой себе».

     Вторая  главная часть всего совокупного  знания – поэзия разделяется на поэзию повествовательную (эпическую), драматическую и параболическую. Для лирической поэзии в бэконовской классификации места не нашлось. 

     2.3. Предмет философии

     Предмет философии, по Бэкону, троякий: бог, природа  и человек. Поэтому философия делится на учение о боге («естественная теология»), учение о природе («естественная философия») и учение о человеке.

     Кроме того, Бэкон признает еще одну универсальную  науку, которую он называет первой философией или просто мудростью. Она должна быть хранилищем таких аксиом или положений, которые общи многим наукам, как, например, «если две величины равны третьей, то они равны между собой».

     Первая  философия исследует также то, что Бэкон называет «случайными условиями» существования вещей, например: многое, немногое; сходное несходное; возможное, невозможное, а также бытие и небытие и т.д.

     Хотя  сам термин «первая философия» явно указывает на происхождение ее от «первой философии» Аристотеля, Бэкон вкладывает в аристотелевский термин иное содержание. В метафизике (или первой философии) Аристотеля категории рассматривались как наиболее абстрактные логические понятия. Бэкона же интересует совершенно конкретные естественнонаучные вопросы, например: «Почему одни вещи в природе находятся и могут быть в таком изобилии, а другие – столь малочисленны?»

     Что качается «естественной теологии», то согласно Бэкону, ее назначение состоит лишь в том, чтобы опровергнуть атеизм, подводя к признанию существования бога на основании рассмотрения его творений. 

     2.4. Наука о природе

     Науку о природе, или «естественную философию», Бэкон подразделяет «на исследование причин и на производство результатов: на теоретическую и практическую». Теоретическая часть естественной философии включает физику и метафизику. Физика изучает действующую и материальную причины, метафизика – формальную и целевую (конечную). Иначе говоря, различие между физикой и метафизикой, согласно Бэкону, состоит в том, сто физика изучает разнообразные и многочисленные частные причины, которые в каждом отдельном случае порождают ту или иную вещь или ее свойства, метафизика же есть знание гораздо большей степени общности, ибо она проникает до самой сущности или закона изучаемого свойства или его формы. Бэкон включает в метафизику также и изучение конечных причин или целей, тем самым резко отделяя ее от физики. «Физика предполагает в природе только существование, движение и естественную необходимость, в то время как метафизика предполагает также разум и намерение.

     Двум  теоретическим наукам: физике и метафизике соответствуют и две практические. Физика, исследующая действующие и материальные причины, служит основой механики, а метафизика в качестве исследования формальных причин дает начало особой практической науке, направленной на коренное преобразование природы на благо человеку. Бэкон называет ее натуральной магией. 

     2.5. Наука о человеке

     Науку о человеке Бэкон считал лишь частью науки о природе. Он разделял ее на науку об отдельном человеке, или антропологию, и науку о человеке, объединенном в общество, или гражданскую философию. Антропологию распадается на науку о теле и науку о душе.

     При описании Бэконом науки о душе снова обнаруживается теологическая непоследовательность, присущая его философии. Наука о душе, согласно Бэкону, состоит из двух частей: «Одна имеет предметом разумную, божественную душу; другая – неразумную, общую нам с животными».

     Чувственная, или неразумная, душа понимается Бэконом  как «телесная субстанция, разжиженная  теплотой и ставшая вследствие этого  невидимой… родственная воздуху  и огню». Разумная же душа ведет свое происхождение от божественного дыхания, познание ее сущности недоступно науке и относится к сфере религии. Делом науки остается познание лишь проявлений и способностей разумной души.

     В учении о способностях души Бэкон  выделяет науку об интеллекте, или  логику, и науку о воле, или этике.

     Этика разделяется на учение о природе  блага и учение о путях его  достижения. Бэкон полагает, что человек подобно всякой отдельной вещи стремится к личному, индивидуальному благу. В то же время, будучи частью более обширного целого, он влечется и к общему благу, которому Бэкон отдает преимущество. Из двух путей достижения блага, из двух образов жизни – созерцательного и деятельного Бэкон в отличие от Аристотеля решительное предпочтение отдает жизни деятельной. 

     Несмотря  на то, что общественное благо Бэкон ставит выше блага личного, этика его остается индивидуалистической. Источник и обоснование нравственных правил и этических понятий Бэкон ищет не в общественных отношениях людей, а в природе вещей.

     Последний раздел бэконовской классификации занимает гражданская наука, или учение об общественной жизни. Начало  всего знания об обществе, это «знание… об индивидууме». 

     2.6. Значение бэконовской классификации наук

     Предложенный  Бэконом принцип разделения знания в зависимости от познавательных способностей разума носит  субъективный характер и не отвечает требованиями современной науки. Еще в XIX веке ученые отказались от него.

     Но  в XVII веке он сыграл большую положительную роль, так как не только позволил охватить в единой системе все отрасли существовавшего и уже довольно разветвленного теоретического знания, но и указать на имеющиеся в нем проблемы,  на те области, куда следовало направить усилия ученых.

     Созданная Бэконом классификация наук наглядно показывает, что главную роль он отводит изучению природы: «естественная философия» признается им в качестве фундамента всего остального знания.

     Бэконовская классификация наук, несмотря на все  свои недостатки, была выдающимся достижением  научно-философской мысли нового времени и оказала огромное влияние на науку XVII – XVIII столетий. 

                                   §3. Защита линии Демокрита

         В произведении «О мудрости древних» Бэкон исходит из убеждения, что древнейшие мыслители и поэты были материалистами, что первоначальное и естественное мировоззрение людей – это материализм, наиболее последовательными и глубокими представителями которого являются ранние греческие натурфилософы и прежде всего атомисты.

     Лишь  впоследствии учение Демокрита и  его единомышленников, глубже всех проникших в суть природы, было вытеснено, по выражению Бэкона, поверхностными, но крикливыми идеалистическими учениями Платона и Аристотеля. Свою собственную философию Бэкон рассматривал как непосредственное продолжение материалистических учений древности. Не случайно главный труд своей жизни Бэкон назвал «Великим восстановлением». 

     3.1. Природа и материя

     Наибольшее  философское значение в «Мудрости  древних» имеет истолкование Бэконом тех мифов, которые, по его мнению, дают объяснение природы и учение о строении материи. Это «Пен или природа», «Небо или происхождение вещей», Протей или материя» и «купидон или атом». К толкованию мифа о Купидоне (или Амуре) по своему содержанию примыкает и чрезвычайно важная, но незаконченная и опубликованная посмертно работа «О принципах и началах».

     «Пан  представляет и обозначает вселенную  или всю совокупность вещей» (Пан – у древних греков божество, олицетворявшее природу. Изображался в виде человеческого существа с козлиными ногами, рогами и бородой). Миф, говорит Бэкон, не упоминает о любовных историях Пана, кроме его брака с нимфой Эхо. Это не удивительно, ибо любовь означает потребность в чем-то, а вселенная довольствуется и наслаждается собой и не нуждается ни в чем, кроме, может быть, отражения себя в речи и рассуждении, - потребность, которую и удовлетворяет Эхо, в которой Бэкон видит образ истинной философии.

     Миф наделяет Пана рогами, широкими при  основании и острыми у вершины, поднимающейся к небу. Но ведь природа  как раз и подобна пирамиде и как бы остроконечна: бесчисленные индивиды составляют ее основание, они соединяются во множество видов, в свою очередь объединенных родами все большей и большей общности, так, что под конец природа как бы завершается единством, выражаемым вершиной пирамиды.

     Единство  природы проявляется и в связи и в переходах видов друг в друга. Подобно тому, как тело Пана состоит из двух частей (человеческой и козлиной), так и в природе, говорит Бэкон, не существует такого вида, который мог бы рассматриваться как простой. Каждый вид как бы составлен из двух. «Так, в человеке есть нечто от животного, в животном – кое-что от растения, а в растении – кое-что от неодушевленного тела.

     Идея  единства природы, отсутствия в ней  резких и тем более непереходимых граней подчеркивается Бэконом во многих его произведениях и составляет одну из его значительных диалектических догадок. Вместе с древними натурфилософами, в том, что все природные вещи представляют собой превращения материи. Эта мысль, по мнению Бэкона, выражена в мифе о Протее.

     Протей  – старик-пастух, обладающий удивительным даром прорицания. Но заставить его отвечать на вопросы можно было только крепко связав его. Стремясь освободиться, Протей превращался в огонь, в воду, в диких зверей и в другие вещества. Но если его держали крепко, он снова принимал свой первый и настоящий образ и делал предсказания.

     По  мысли Бэкона, Протей – это и  есть материя. Превращения связанного и подвергшегося насилия Протея означают, что никакое применение силы не может уничтожить ни одной крупицы материи; оно может только заставить материю бесконечно изменять свои формы, принимать различные облики, оставаясь в сущности той же самой, поскольку, завершив весь круг превращений, она возвращается к себе самой.

     В миф о Небе Бэкон вкладывает объяснение происхождения вещей и возникновения  мира.

     Небо (или Уран) – это сфера, охватывающая всю материю, которую в данном случае олицетворяет его сын Сатурн, согласно мифу свергнувший отца, оскопивший его и отнявший у него всякую способность  к порождению. «Ибо вся сумма материи  остается всегда одной и той же, и абсолютная величина природы не может не увеличиться, ни уменьшиться».

     Первоначальные  возбуждения и движения материи  породили несовершенные и плохо составленные структуры, которые не могли сохраниться, своего рода «пробные миры». Лишь с течением времени выработались структуры, способные сохранить свои формы.

     В первый период силы разъединения, или  раздор, держали верх над согласием и вся совокупность материи в целом подвергалась бурным и глубоким изменениям. Во второй период беспорядочность в порождениях прекратилась, а согласие и порядок взяли верх над раздором. Теперь все изменения совершаются постепенно, без нарушения системы или ткани целого. Но миф не случайно говорит о том, что Сатурн был только свергнут Юпитером, но не уничтожен, ибо, как предполагали Демокрит и Лукреций, мир снова может возвратиться к состоянию хаоса и раздора.

     После того как мир в целом приобрел устойчивость, части его все же не сразу пришли в спокойное состояние. Сперва происходили мощные перевороты в небесные сферах («война с титанами»), а затем и в подлунном мире: наводнения, бури, ветры, землетрясения потрясли землю («война с гигантами»). Постепенно и здесь воцарилось согласие, и все процессы стали происходить упорядоченно и гармонично.

     Изложение гипотезы о возникновении мира Бэкон заканчивает характерной для его теории двойственной истины формальной оговоркой. Он заявляет, что приведенные выше соображения не более как выдумка, ибо вера учит нас тому, что «мир, то есть и материя и ее структура, на самом деле есть дело Творца». Примерно через четверть века аналогичную оговорку сделал и Декарт, предпослав ее своей гораздо более разработанной чисто механической теории происхождения мира.

Информация о работе Обоснование опытного знания. Классификация наук