Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 14:04, контрольная работа
19 ноября 2011 года состоялось празднование 300-летия великого российского учёного и просветителя Михаила Васильевича Ломоносова. Его имя мы называем одним из первых в ряду самых замечательных представителей отечественной науки и культуры. “Ломоносов был великий человек … Он создал первый университет, вернее сказать, сам был первым русским университетом”. Так охарактеризовал гениального русского учёного-энциклопедиста великий русский поэт А.С.Пушкин. Многие идеи Ломоносова опередили науку его времени на столетие. Ломоносов оказал громадное влияние на развитее науки и культуры России. Считая науку одним из главных факторов развития общества, он стремился использовать её на благо экономического и культурного процветания родины. Забота о могуществе Российского государства обратила Ломоносова к воспитательным проблемам, к вопросам подготовки молодой научнойсмены.
Введение 2
ГЛАВА 1. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ИДЕИ М.В. ЛОМОНОСОВА 4
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ 7
ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИЗМА, ГУМАНИЗМА И НАРОДНОСТИ 9
ГЛАВА 4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЛОМОНОСОВА И СОВРЕМЕННОСТЬ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 15
Не менее интересные идеи были высказаны М.В. Ломоносовым о методике преподавания естественных наук. Главное внимание он уделял обучению практическим навыкам, умениям владеть физическими и химическими приборами.
Великому русскому академику принадлежит приоритет в решении многих дидактических проблем, которые позднее получили развитие в русской педагогике.
В тесной связи с дидактическими вопросами Ломоносов рассматривал проблемы воспитания. Его волновали постановка обучения, содержание образования молодежи, приобщение ее к науке. В занятиях наукой он видел богатейшие возможности для воспитания у молодежи нравственности. Ломоносов отрицал распространенную в те времена мысль о том, что русские не способны к наукам. Он полагал, что наукой следует овладевать всем членам общества. Поэтому требовал отмены сословных ограничений в образовании, расширения сети учебных заведений, широкого общего образования юношества.
Ломоносов
подготовил основательный проект деятельности
академической гимназии. В нем
Ломоносов регламентировал не только
учебный процесс, но и всю воспитательную
работу этого заведения. Проект отличался
наличием специальных глав об обязанностях
учителей, инспекторов, ректора, в которых
речь шла и о требованиях к
ним. Ломоносов разработал и более
подробный учебный план для этой
гимназии. «Кормилицей Университета
или его кладовой и поставщицей
является Академическая гимназия. Здесь
следует воспитывать более
Ломоносов предлагал использовать поощрения и наказания. Особо отличившихся награждали золотыми и серебряными медалями, книгами, математическими приборами «в присутствии всей Гимназии». В качестве наказаний Ломоносов применял выговоры, угрозы. За «постыдные шалости» наказание осуществлялось на глазах всех учащихся. Распространенные в школах телесные наказания, по сложившейся традиции, применялись и Ломоносовым, хотя он рекомендовал использовать их как исключительную меру, в отдельных случаях, не причиняя этим вреда здоровью детей.
Как метод и как условие воспитания и обучения Ломоносов расценивал порядок и дисциплину. Соблюдение гимназистами и студентами прочного распорядка дня, чистоты в учебных помещениях и общежитии, правил поведения способствует воспитанию «нравов».
В воспитании и образовании Ломоносов считал важными такие методы, как убеждение и пример. «Добрые» и «приличные» поступки взрослых (ректора, инспекторов, учителей) являются необходимыми в становлении ребенка.
В подготовке «просвещенного юношества» особую роль Ломоносов отводил учителю. Он боролся за то, чтобы не допускать к обучению детей тех иностранцев, которые кроме своего «природного языка» ничего не знают. Ученый разработал требования к личности и деятельности учителя, заложив основы педагогической этики. Он считал, что педагог, прежде всего, должен любить Родину, быть образцом нравственности для учащихся: «Учители с учениками не должны поступать ни гордо, ни фамилиарно. Первое производит к ним ненависть, второе — презрение. Умеренность не даст места ни тому, ни другому, и, словом, учитель должен не токмо словами учения, но и поступками добрый пример показывать учащимся».
Таким
образом, Ломоносов четко
поставил проблему методов воспитания
и обучения. Его своеобразный педагогический
подход к постановке реального образования
проявился в отборе учебного материала.
В его методах обучения ярко выделяются
элементы политехнического образования.
Он знакомил учащихся и студентов не только
с теоретическими вопросами, но и с их
практическим обоснованием и воплощением.
Включение молодежи в непосредственный
производственный процесс, совместный
научный поиск, обучение будущих ученых
методике исследования были характерными
для Ломоносова-педагога.
Демократизм
Ломоносова выразился, прежде всего, в
стремлении распространить образование
во всех слоях русского общества. Он
отстаивал мысль о расширении
сети школ, числа обучающихся детей
в них, а также выступил за единую
бессословную систему образования,
доступную всем. Он предусмотрел привлечение
к обучению детей из «простонародья»,
заботился о создании материальных
условий для получения
Целью воспитания Ломоносов считал формирование человека-патриота, качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение на благо Родины. Идеал воспитания ученый видел в разносторонне развитом, высокообразованном и культурном человеке.
Исходя
из принципов гуманизма и
Ломоносов
очень ценил такое качество, как
милосердие. Он призывал помнить христианскую
заповедь: «Буде же ты человек, то помни,
что ты такое»— и считал, что
«кто милосерд, следовательно, тот бесчеловечно
не поступает», «где добродетели господствуют,
тут порокам нет места». Ломоносов
защищал обиженных, стремился помочь
обездоленным, сиротам. Он первым предложил
открыть специальный
Высоко ценил Ломоносов трудолюбие: «Или трудом бессмертную славу приобретать, либо, препровождая жизнь свою в роскоши и нерапении, бесславного конца ожидать должно». Он подчеркивал роль труда в развитии нравственного потенциала молодежи: «Рассуждая о благополучии жития человеческого, слушатели, не нахожу того совершеннее, как ежели кто приятными и беспорочными трудами пользу приносит». Он был противником безделья и праздности: «Роскошь и праздность, как два сосца всех пороков, вливают под видом сладости бедственную язву в душу и тело, наносят несносные оскорбления, бедность и смертоносные болезни». Ломоносов как педагог и ученый призывал творчески относиться к труду. Основным видом труда молодых людей он считал учение, постижение наук, поэтому, прежде всего, советовал не «терять золотое младых лет время без приобретения той пользы, которая зрелым и престарелым летам большую приятность и веселие принести может чрез науки, нежели в юношестве игры и праздность».
Следуя традициям гуманизма, Ломоносов считал, что человек должен быть счастливым. В понятие «счастье» он вкладывал особый смысл, подразумевая под ним не столько удовлетворенность своей жизнью, сколько возможность служить на благо отечества. «Не для того мы живем на свете, чтобы насыщаться, но для того насыщаемся, чтобы жить». Осознание счастья приходит к человеку через трудности и лишения: «Ежели бы небо благословило, чтобы человек препровождал жизнь свою безбедно, то бы он своего счастия не мог чувствовать».
Ломоносов считал нравственность одной из величайших ценностей, «ибо в единой токмо добродетели состоит человеческое совершенство. Един добродетельный совершенно богат, что больше богатства не желает, всем изобилен, что добродетельно все недостатки наполняет, во всем честен, ибо добродетель есть сама себе честь и похвала; она есть в недостатках довольство и в нищете изобилие».
По мнению ученого, интенсивное нравственное воспитание детей осуществляется в семье и школе. В публицистических работах Ломоносов заметил, что во многих семьях дети не получают хорошего воспитания. Он предлагал оградить молодых людей от вредного влияния семьи и заниматься воспитанием «просвещенного юношества» в условиях учебных заведений. Основой нравственного воспитания Ломоносов считал родной язык. Он высоко ценил его богатство, красоту, музыкальность.
Мы часто слышим споры о роли тех или иных личностей в истории. Если говорить о Ломоносове, то нет никаких сомнений: это ключевая фигура в истории российского образования. Заложив основы классического университетского образования в России, он дал возможность сформироваться как учёным тысячам талантливых людей, гений Ломоносова стал источником мощнейшего просветительского импульса. Его идеи стали ценностным базисом для того, что мы сегодня называем «традициями отечественной системы образования». Заложенные им принципы демократизма, патриотизма, фундаментальности и энциклопедичности знаний были провозглашены несколько столетий назад, но остаются самыми верными.
Поэтому болезненным, кощунственным и просто предательским выглядит бездумный и лёгкий уход с указанного Ломоносовым пути сегодняшней капиталистической России.
На паре примеров мы сейчас рассмотрим, что такое подходы великого Ломоносова и что такое политика современного российского образования.
Во-первых, Ломоносов был убежден, что для успешного экономического и культурного развития страны необходимы тысячи образованных людей, он первым поднял вопрос массовости образования. Следовательно, в интересах государства, его могущества, по замыслу Михаила Васильевича, необходимо было сделать образование доступным для разных слоёв населения. Идея просвещения широких народных масс является для Ломоносова определяющей, поскольку в его эпоху огромные слои населения Российской Империи не владели грамотой. Чрезвычайно важным Ломоносов считал обустройство общежитий для учащихся и зачисление на стипендию детей неимущих родителей. При этом, при отборе как студентов, так и профессоров, он предлагал руководствоваться принципом «потребности государства» в лицах той или иной профессии.
В то же время сегодняшняя власть по существу исповедует принцип «достаточности» образованных людей. Власти не интересно и то, какие специалисты нужны государству: открыто заявляется, что хорошо образованных должно быть ровно столько, сколько нужно так называемому «рынку». Естественно, чтобы образованных людей было меньше, последовательно реализуется курс на сокращение доступности образования.
За 15 лет из-за введения «подушевого финансирования» число школ сократилось более чем на 20 тысяч. Массово погибают сельские школы. Вне школьной системы остаётся более 2 миллионов детей. Реализуется курс на сокращение числа вузов. Идёт слом уникальной системы педагогического образования. Законом о двухуровневой системе высшего образования по существу включен «ценз платности», ведь для получения полноценных знаний в большинстве вузов страны нужно платить за магистратуру.
Во-вторых, Ломоносов выступил истинным реформатором средней школы. Он считал, что основой обучения детей в начальной и средней школе является родной язык и отечественная литература. Его усилиями в гимназии Академии наук были созданы особые классы русского языка, которые стали исходными в системе обучения, на их основе велось обучение другим наукам. Это был настоящий прорыв, ведь до этого преподавание на родном русском языке просто отсутствовало.
Михаил Васильевич настаивал на том, чтобы в средней школе образование носило характер энциклопедичности, то есть преподавались все базовые науки, как естественные, так и гуманитарные.
Что
же происходит сейчас? Вместо русского
языка и литературы предлагают начать
образование с физкультуры и
ОБЖ. Энциклопедичности
Информация о работе Образовательная деятельность М.В. Ломоносова