Образовательная деятельность М.В. Ломоносова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 14:04, контрольная работа

Описание

19 ноября 2011 года состоялось празднование 300-летия великого российского учёного и просветителя Михаила Васильевича Ломоносова. Его имя мы называем одним из первых в ряду самых замечательных представителей отечественной науки и культуры. “Ломоносов был великий человек … Он создал первый университет, вернее сказать, сам был первым русским университетом”. Так охарактеризовал гениального русского учёного-энциклопедиста великий русский поэт А.С.Пушкин. Многие идеи Ломоносова опередили науку его времени на столетие. Ломоносов оказал громадное влияние на развитее науки и культуры России. Считая науку одним из главных факторов развития общества, он стремился использовать её на благо экономического и культурного процветания родины. Забота о могуществе Российского государства обратила Ломоносова к воспитательным проблемам, к вопросам подготовки молодой научнойсмены.

Содержание

Введение 2
ГЛАВА 1. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ИДЕИ М.В. ЛОМОНОСОВА 4
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ 7
ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИЗМА, ГУМАНИЗМА И НАРОДНОСТИ 9
ГЛАВА 4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЛОМОНОСОВА И СОВРЕМЕННОСТЬ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 15

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ.docx

— 87.63 Кб (Скачать документ)

    Но  не все так плохо. Развитие педагогических идей М. В. Ломоносова в современном  российском образовании все же существует. Мы можем наблюдать это на примере создания образовательной модели – гимназии "Школа Ломоносова". Разработка и обоснование образовательной модели - гимназии – это концептуальная идея создания единого образовательного пространства, представляющего собой целостную систему урочно-внеурочной деятельности, основанную на развитии педагогических идей М.В.Ломоносова и обеспечивающую эффективные условия для воспитания гимназиста-исследователя в самом широком смысле.

    При  изучении педагогического наследия М. В. Ломоносова, была проанализирована возможность его использования и развития в современной российской школе, выявлены основные педагогические идеи, которые могут быть положены в основу личностно-ориентированной образовательной модели:

    1. идеи о том, что основная цель воспитания юношества - это воспитание образованного человека, патриота с высокими нравственными качествами;
    2. идеи о развитии таланта, заложенного в каждом ребенке;
    3. идеи о фундаментальности образования, включающем в себя классическое, естественнонаучное и реальное;
    4. идеи о том, что разнообразие применяемых методов обучения должно быть направлено на воспитание творчества, самостоятельности мышления, исследовательского подхода.

    Сначала были разработаны организационно-педагогические основы проектирования модели: цель, содержание образования, структура и др. Потом  выявлены особенности контингента  учащихся, сформулированы критерии профессиональных и личностных качеств учителя, разработаны концептуальные аспекты подготовки гимназиста по направлениям «гуманитарий-исследователь» и «широко образованный естественник-исследователь». В итоге, проведенный анализ результативности деятельности гимназии подтвердил высокую эффективность разработанной нами образовательной модели. Установлено, что при переходе на новую модель значительно повышается уровень обученности, воспитанности учащихся, их креативности, мотивации к учению и исследовательской деятельности, наблюдается высокий уровень психологического комфорта в коллективе.

    Таким образом, образовательная модель - гимназия "Школа Ломоносова", в основу которой положены педагогические идеи М. В. Ломоносова, действительно обеспечивает эффективные условия реализации личностного потенциала учащихся.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    Ключевой  в системе взглядов Михаила Васильевича  была безмерная преданность Родине. Он считал необходимым учитывать  опыт Запада, но следовать своему, российскому  пути. Желание служить благу народа и государства, побуждало его  совершенствовать русскую систему  образования и на основе национальной системы развивать науку.

    М.В. Ломоносов выступил борцом за создание национальной науки и культуры, сторонником широкого народного просвещения. Острый, наблюдательный ум естествоиспытателя позволил ему в эпоху российского просвещения на высоком научном уровне поставить такие проблемы, как предмет педагогики, сущность воспитания и образования, организация обучения, его содержание.

    Историческое  значение Ломоносова в частности  состоит в том, что он настойчиво добивался широкого развития образования  в России, привлечения в науку  способных людей из народа показав  на личном примере на какие подвиги способны люди ради Родины.

    История, конечно, не повторяется. И, вероятно, уже  не будет людей с таким универсальным  диапазоном научной деятельности, как  у Ломоносова. Науки сейчас ушли далеко вперед, и одному человеку просто невозможно достичь вершин одновременно в нескольких областях познания. И  всегда Михаил Васильевич Ломоносов  ученый, философ, поэт будет вызывать глубокий интерес как личность, продемонстрировавшая силу человеческого разума, как борец  с тьмой и невежеством.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Буторина Т.С. М.В. Ломоносов и педагогика. – Архангельск, 2004.-223с.
  2. Ломоносов М.В. «О воспитании и образовании». (Сост. Буторина Т.С.) - М.: 1991г.
  3. Карпеев Э.П. М.В. Ломоносов – великий русский ученый-энциклопедист ( К 275-летию со дня рождения). – Л.: Знание, 1996. – 32с.
  4. “Московский университет в воспоминаниях современников”. Москва “Современник” 1999 год.
  5. Педагогическая  деятельность М. В. Ломоносова// История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  6. Сборник Ученые школьнику. А.Ю. Ишлинский Г.Е. Павлова. М.В. “Ломоносов великий русский ученый”. Москва “Педагогика” 1996 год.
  7. Черняховский Ф.И. Михайло Васильевич Ломоносов. 1711-1761. – Архангельск, 2001. – 78с.

    Электронные ресурсы

    http://www.qwas.ru/russia/kprf/I-I-Melnikov-o-predateljah-i-naslednikah-tradicii-M-V-Lomonosova-v-sovremennoi-obrazovatelnoi-politike-Rossii/ 


Информация о работе Образовательная деятельность М.В. Ломоносова