Общая характеристика современной зарубежной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:07, контрольная работа

Описание

В современной философии нашли отражение реальные процессы развития общества, науки, культуры: обострение социальных конфликтов, разгул милитаристской психологии, кровавые катаклизмы, стремительное развитие науки и техники, ведущее, с одной стороны, к невиданному росту производительных сил, а с другой - к созданию оружия массового уничтожения, средств манипуляции массовым сознанием, экологическому кризису, отчуждению человека от труда, от других людей и общества. Эти процессы породили в современной философской мысли самые противоречивые тенденции и ориентации.

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика современной зарубежной философии………………….…4
Глава 2. Рационалистические направления……………………………………………….…..6
2.1. Неопозитивизм……………………………………………………………………………...6
2.2. Структурализм………………………………………………………………………………8
2.3. Герменевтика………………………………………………………………………………..9
Глава 3. Антропологическая проблематика в современной философии……….………….11
3.1. Философия жизни………………………………………………………………………….11
3.2. Фрейдизм…………………………………………………………………………………...11
3.3. Экзистенциализм…………………………………………………………………………..13
Глава 4. Антропологическая ориентация современной религиозной философии…….....15
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

КР Философия.docx

— 53.08 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Филиал  ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет технологии и управления имени К.Г.Разумовского» в г.Угличе Ярославской области

 

 

Кафедра Гуманитарных и социально – экономических наук

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине: Философия

Тема: Общая характеристика современной зарубежной философии

 

 

 

Выполнила студентка 1 курса

Лапшина Нина Николаевна

Института (факультета): Т.М.

Спец. (направление) 100800

Шифр: 000150

 

 

 

 

2011

 

Содержание

Введение

Глава 1. Общая характеристика современной зарубежной философии………………….…4

Глава 2. Рационалистические направления……………………………………………….…..6

2.1. Неопозитивизм……………………………………………………………………………...6

2.2. Структурализм………………………………………………………………………………8

2.3. Герменевтика………………………………………………………………………………..9

Глава 3. Антропологическая проблематика в современной философии……….………….11

3.1. Философия жизни………………………………………………………………………….11

3.2. Фрейдизм…………………………………………………………………………………...11

3.3. Экзистенциализм…………………………………………………………………………..13

Глава 4. Антропологическая ориентация современной религиозной философии…….....15

Библиографический список

 

Введение

Понятием современная  философия принято обозначать философскую мысль, начиная с 90-х годов XIX в. и до наших дней.

В современной философии  нашли отражение реальные процессы развития общества, науки, культуры: обострение социальных конфликтов, разгул милитаристской психологии, кровавые катаклизмы, стремительное развитие науки и техники, ведущее, с одной стороны, к невиданному росту производительных сил, а с другой - к созданию оружия массового уничтожения, средств манипуляции массовым сознанием, экологическому кризису, отчуждению человека от труда, от других людей и общества. Эти процессы породили в современной философской мысли самые противоречивые тенденции и ориентации.

Составной частью этой философии  становится критика философской  классики с ее культом разума, верой в возможности его совершенствования, убежденностью в том, что именно разум - лучший инструмент преобразования жизни.

Вместе с тем, антиклассической критике противостоит множество идейных движений, направленных на защиту и развитие основных принципов и ценностей классической философии.

Несокрушимой  вере ученых в силу человеческого  разума и обязательность общественного прогресса был нанесен первый удар Французской революцией 1879 г. Террор, гражданская война заставили многих философов задуматься над действительными возможностями разума и науки.

Надлом  классической философии произошел  уже в учениях А.Шопенгауэра, Ф. Ницше и их последователей. Эти  выдающиеся философы показали, что  познание и процесс добывания истины доступны далеко не всем и каждому, мир вовсе не является рациональной единой системой, а прогресс наук привел к ужасным для человечества последствиям. Если кратко определить основные тенденции современного философского мышления на Западе, то надо назвать сциентизм, антропологизм, возврат к основам мистико-религиозной философии.

 

Глава 1. Общая характеристика современной зарубежной философии.

В современной философии  обычно выделяют такие типы философских направлений, как сциентистские (от английского science -наука) или рационалистические, антропологические и религиозно-философские.

Сциентистские направления  разрабатывают в основном философскую  проблематику науки. Антропологические исследуют философские проблемы человека, сущности его бытия. Религиозно - философские ориентированы на философское обоснование религии и связанных с ней проблем. На основе проблематики этих философских школ, а частично и их опровержения возникли и самые современные философские школы, такие как структурализм, герменевтика и другие.

Современная западная философия отличается от классической рядом особенностей. Классическая философия  выдвинула требование познания природы и общества с целью их разумного преобразования. Считалось вполне возможным постигать законы природы и общества и господствовать над ними.

В ХХ веке выдвигается целый ряд  смелых и новых идей, удачно конкурирующих  с «классической» философией.

Это идея изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа. Также, идея, что у человека есть не только «разум» и «сознание», но и «подсознание» («бессознательное»), которое вместе с интуицией становится в центр исследований современной антропологии. А сознание и разум отдельного человека, и общественное сознание не понимается теперь как независимые структуры. Напротив, объявляется, что они оказываются объектом манипуляции со стороны различных сил (государств, партий). И наконец, активно проводится идея существования и взаимодействия двух не пересекающихся линий человеческого знания – научного и философского, имеющих своим конечным продуктом «научную истину» и «философскую правду».

Это дало возможность возникновения  принципиально новой философской  картины мира и нового стиля мышления. Например, социально-экологический  тип мышления и картины мира, определяющие современную науку и культуру.

Новая картина  мира поставила в центр истории  человека, а не безликие силы. Культурное развитие человека отстало от энергетических и технических возможностей общества. Выход видится в развитии культуры и формировании новых человеческих качеств. Новыми качествами (основой  нового гуманизма) являются: глобальность мышления, любовь к справедливости, отвращение к насилию. Это позволило  сформулировать и новые задачи человечества:

  1. сохранение культурного наследия;
  2. создание мировой сверхгосударственной общности;
  3. сохранение естественной среды обитания;
  4. увеличение эффективности производства;
  5. правильное использование ресурсов природы;
  6. развитие интеллектуальных, сенситивных, соматических способностей человека.

Философия ХХ века представляет собой  сложное духовное образование. Ее плюрализм  объясняется как развитием науки  и практики, так и развитием  предшествующей философии XIX века.

Она включает с себя различные направления. Среди них такие, как идеализм и материализм, антропоцентризм и натурализм, рационализм и иррационализм, сциентизм и антисциентизм.

Сциентизм – философско-мировоззренческая  ориентация, связанная с обоснованием способности науки решить все  социальные проблемы. Сциентизм лежит  в основе многочисленных теорий и  концепций технологического детерминизма, концепций неопозитивизма (прежде всего  философии науки).

Антисциентизм не отрицает силы воздействия науки на общественную жизнь и человека. Это влияние истолковывается ими как негативное. Антисциентизм подвергает пересмотру такие понятия, как истина, рациональность, социальное согласие и т.д.

Эти два  направления развития философии  ХХ в. органически связаны с рационализмом  и иррационализмом, антропологизмом  и натурализмом. Рационализм и  иррационализм в ХХ  столетии предстают как философское осмысление важнейших средств познания мира, управления человеческой деятельностью  и воздействия на развитие общества.

Основными моделями современного философского мышления, философскими школами и течениями  являются позитивизм, структурализм, неотомизм, экзистенциализм, «философия жизни», психоанализ, герменевтика.

 

 

Глава 2 Рационалистическое направление: неопотивизм, структурализм, герменевтика

2.1. Неопозитивизм

Неопозитивизм является одним из основных направлений буржуазной философии ХХ в. Оно возникло и развивалось как течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско - методологических проблем, выдвинутых развитием современной науки, - роли знаково - символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, природы и функции математизации и формализации знания. Однако неопотивизм не дал и не мог дать действительного решения этих проблем ввиду несостоятельности своих исходных философских установок. В то же время некоторые представители неопотивизма имеют определённые заслуги в разработке современной формальной логики, семиотики и специальных вопросов методологии науки.

Являясь современной формой потивизма, неопотивизм разделяет  исходные принципы последнего, отрицая  возможность философии как теоретического познания, рассматривающего коренные проблемы миропонимания и выполняющего в системе знания особые функции, которые не осуществляются специально - научным знанием. Противопоставляя науку философии, неопотивизм считает, что единственно возможным знанием является только специально - научное знание. Третируя классические проблемы философии как неправомерную «метафизику», неопотивизм отрицает и постановку основного вопроса философии об отношении материи и сознания и с этих позиций претендует на преодоление «метафизического», как он утверждает, противопоставления материализма и идеализма. В действительности же неопотивизм продолжает в новых формах традиции субъективно-идеалистического эмпиризма и феноменализма, восходящие к философии Дж. Беркли и Д. Юма. Вместе с тем неопотивизм является своеобразным этапом в эволюции позитивизма. Так, он сводит задачи философии не к суммированию или систематизации специально-научного знания, как это делал классический позитивизм XIX в., а к разработке методов анализа знания. В отличие от юмизма и позитивизма XIX в., ориентировавшихся в исследовании познавательных процессов на психологию, неопотивизм делает предметом своего рассмотрения формы языка - научного, философского или повседневного - и пытается осуществлять анализ знания через возможности выражения его в языке. При этом, если для предшествовавшего позитивизма в качестве «непосредственно данного», выход за пределы которого оценивался в качестве неправомерной «метафизики», выступала сфера чувств и переживаний субъекта, то для неопотивизма в качестве подобного предела выступают, в конечном счете, не феномены сознания, а формы языка. «Метафизика» рассматривается не просто как ложное учение, а как учение в принципе невозможное и лишённое смысла с точки зрения логических норм языка, причём источники её усматриваются в дезориентирующем воздействии языка на мысль. Всё это позволяет говорить о неопотивизме как о своеобразной логико - лингвистической форме позитивизма, в которой сложные и актуальные проблемы современной логики и языкознания трактуются в духе субъективизма и конвенционализма. Своё учение о философии как об анализе языка, свободном от какой - либо «метафизики», неопотивизм считает «революцией в философии» и противопоставляет его всем остальным философским течениям - как традиционным, так и современным.

Впервые идеи неопотивизма получили чёткое выражение в деятельности так называемого «Венского кружка», на основе которого сложилось течение логического позитивизма. Именно здесь были сформулированы основные идеи неопозитивистской философии науки, завоевавшие в 1930 - 40-х гг. значительную популярность в кругах буржуазной научной интеллигенции - сведение философии к логическому анализу языка науки, принцип верификации, предполагающий, что каждое научно осмысленное высказывание должно быть доступно эмпирической проверке, трактовка логики и математики как формальных преобразований в языке науки. С этих позиций критическому анализу подвергалась вся классическая философия.

Эти взгляды составили  основу того идейного и научно - организационного единства неопотивизма, которое сложилось в 1930-х гг. и к которому, помимо логических позитивистов, примыкал ряд американских представителей философии науки (Ч. Моррис, П. Бриджмен, Маргенау и др.), львовско - варшавской школы в логике (А. Тарский, К. Айдукевич), упсальской школы в Швеции, мюнстерской логической группы в Германии.

Однако уже в 1950-е  гг. достаточно ясно обнаружилось, что  «революция в философии», провозглашенная  неопотивизмом, не оправдывает надежд, возлагавшихся на неё буржуазными  философами. Классические проблемы философии, преодоление и снятие которых  обещал неопотивизм, воспроизводились в новой форме в ходе его  собственной эволюции. С ослаблением  влияния логического позитивизма  сравнительно большой вес приобретает  течение английских аналитиков (лингвистическая философия), последователей Дж. Мура (а впоследствии и позднего Л. Витгенштейна), которые разделяют общую антиметафизическую направленность неопотивизма, а также его эмпиризм, но не придерживаются господствующей в неопотивизме исключительной ориентации на философию науки и подвергают критике теорию верификации.

Критика логического позитивизма  в 1950—60-х гг. ведётся и сторонниками так называемого логического прагматизма в США (У. Куайн и др.), также обвиняющих логический позитивизм в чрезмерном сужении задач философии, сведении её только к логике науки. Одновременно с развитием этих кризисных явлений внутри самого неопотивизма снижается и авторитет его в системе буржуазной философии и идеологии в целом. Уход от жизненно важных социальных и идеологических проблем, обосновываемый концепцией деидеологизации философии, чрезмерный академизм, абсолютизация логической и языковой проблематики вызывают падение популярности неопотивизма, сопровождаемое усилением влияния антипозитивистских течений в буржуазной философии (экзистенциализм, философская антропология).

Информация о работе Общая характеристика современной зарубежной философии