Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:07, контрольная работа
В современной философии нашли отражение реальные процессы развития общества, науки, культуры: обострение социальных конфликтов, разгул милитаристской психологии, кровавые катаклизмы, стремительное развитие науки и техники, ведущее, с одной стороны, к невиданному росту производительных сил, а с другой - к созданию оружия массового уничтожения, средств манипуляции массовым сознанием, экологическому кризису, отчуждению человека от труда, от других людей и общества. Эти процессы породили в современной философской мысли самые противоречивые тенденции и ориентации.
Введение
Глава 1. Общая характеристика современной зарубежной философии………………….…4
Глава 2. Рационалистические направления……………………………………………….…..6
2.1. Неопозитивизм……………………………………………………………………………...6
2.2. Структурализм………………………………………………………………………………8
2.3. Герменевтика………………………………………………………………………………..9
Глава 3. Антропологическая проблематика в современной философии……….………….11
3.1. Философия жизни………………………………………………………………………….11
3.2. Фрейдизм…………………………………………………………………………………...11
3.3. Экзистенциализм…………………………………………………………………………..13
Глава 4. Антропологическая ориентация современной религиозной философии…….....15
Библиографический список
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет технологии и управления имени К.Г.Разумовского» в г.Угличе Ярославской области
Кафедра Гуманитарных и социально – экономических наук
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Философия
Тема: Общая характеристика современной зарубежной философии
Выполнила студентка 1 курса
Лапшина Нина Николаевна
Института (факультета): Т.М.
Спец. (направление) 100800
Шифр: 000150
2011
Содержание
Введение
Глава 1. Общая характеристика современной зарубежной философии………………….…4
Глава
2. Рационалистические
направления……………………………………………….
2.1. Неопозитивизм……………………………………………
2.2. Структурализм……………………………………………
2.3. Герменевтика………………………………………………
Глава 3. Антропологическая проблематика в современной философии……….………….11
3.1. Философия
жизни…………………………………………………………………
3.2. Фрейдизм…………………………………………………………
3.3. Экзистенциализм………………………………………
Глава 4. Антропологическая ориентация современной религиозной философии…….....15
Библиографический список
Введение
Понятием современная философия принято обозначать философскую мысль, начиная с 90-х годов XIX в. и до наших дней.
В современной философии нашли отражение реальные процессы развития общества, науки, культуры: обострение социальных конфликтов, разгул милитаристской психологии, кровавые катаклизмы, стремительное развитие науки и техники, ведущее, с одной стороны, к невиданному росту производительных сил, а с другой - к созданию оружия массового уничтожения, средств манипуляции массовым сознанием, экологическому кризису, отчуждению человека от труда, от других людей и общества. Эти процессы породили в современной философской мысли самые противоречивые тенденции и ориентации.
Составной частью этой философии становится критика философской классики с ее культом разума, верой в возможности его совершенствования, убежденностью в том, что именно разум - лучший инструмент преобразования жизни.
Вместе с тем, антиклассической критике противостоит множество идейных движений, направленных на защиту и развитие основных принципов и ценностей классической философии.
Несокрушимой вере ученых в силу человеческого разума и обязательность общественного прогресса был нанесен первый удар Французской революцией 1879 г. Террор, гражданская война заставили многих философов задуматься над действительными возможностями разума и науки.
Надлом классической философии произошел уже в учениях А.Шопенгауэра, Ф. Ницше и их последователей. Эти выдающиеся философы показали, что познание и процесс добывания истины доступны далеко не всем и каждому, мир вовсе не является рациональной единой системой, а прогресс наук привел к ужасным для человечества последствиям. Если кратко определить основные тенденции современного философского мышления на Западе, то надо назвать сциентизм, антропологизм, возврат к основам мистико-религиозной философии.
Глава 1. Общая характеристика современной зарубежной философии.
В современной философии обычно выделяют такие типы философских направлений, как сциентистские (от английского science -наука) или рационалистические, антропологические и религиозно-философские.
Сциентистские направления разрабатывают в основном философскую проблематику науки. Антропологические исследуют философские проблемы человека, сущности его бытия. Религиозно - философские ориентированы на философское обоснование религии и связанных с ней проблем. На основе проблематики этих философских школ, а частично и их опровержения возникли и самые современные философские школы, такие как структурализм, герменевтика и другие.
Современная западная философия отличается от классической рядом особенностей. Классическая философия выдвинула требование познания природы и общества с целью их разумного преобразования. Считалось вполне возможным постигать законы природы и общества и господствовать над ними.
В ХХ веке выдвигается целый ряд смелых и новых идей, удачно конкурирующих с «классической» философией.
Это идея изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа. Также, идея, что у человека есть не только «разум» и «сознание», но и «подсознание» («бессознательное»), которое вместе с интуицией становится в центр исследований современной антропологии. А сознание и разум отдельного человека, и общественное сознание не понимается теперь как независимые структуры. Напротив, объявляется, что они оказываются объектом манипуляции со стороны различных сил (государств, партий). И наконец, активно проводится идея существования и взаимодействия двух не пересекающихся линий человеческого знания – научного и философского, имеющих своим конечным продуктом «научную истину» и «философскую правду».
Это дало возможность возникновения
принципиально новой
Новая картина мира поставила в центр истории человека, а не безликие силы. Культурное развитие человека отстало от энергетических и технических возможностей общества. Выход видится в развитии культуры и формировании новых человеческих качеств. Новыми качествами (основой нового гуманизма) являются: глобальность мышления, любовь к справедливости, отвращение к насилию. Это позволило сформулировать и новые задачи человечества:
Философия ХХ века представляет собой
сложное духовное образование. Ее плюрализм
объясняется как развитием
Она включает с себя различные направления. Среди них такие, как идеализм и материализм, антропоцентризм и натурализм, рационализм и иррационализм, сциентизм и антисциентизм.
Сциентизм
– философско-
Антисциентизм не отрицает силы воздействия науки на общественную жизнь и человека. Это влияние истолковывается ими как негативное. Антисциентизм подвергает пересмотру такие понятия, как истина, рациональность, социальное согласие и т.д.
Эти два
направления развития философии
ХХ в. органически связаны с
Основными моделями современного философского мышления, философскими школами и течениями являются позитивизм, структурализм, неотомизм, экзистенциализм, «философия жизни», психоанализ, герменевтика.
Глава 2 Рационалистическое направление: неопотивизм, структурализм, герменевтика
2.1. Неопозитивизм
Неопозитивизм является одним из основных направлений буржуазной философии ХХ в. Оно возникло и развивалось как течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско - методологических проблем, выдвинутых развитием современной науки, - роли знаково - символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, природы и функции математизации и формализации знания. Однако неопотивизм не дал и не мог дать действительного решения этих проблем ввиду несостоятельности своих исходных философских установок. В то же время некоторые представители неопотивизма имеют определённые заслуги в разработке современной формальной логики, семиотики и специальных вопросов методологии науки.
Являясь современной формой
потивизма, неопотивизм разделяет
исходные принципы последнего, отрицая
возможность философии как
Впервые идеи неопотивизма получили чёткое выражение в деятельности так называемого «Венского кружка», на основе которого сложилось течение логического позитивизма. Именно здесь были сформулированы основные идеи неопозитивистской философии науки, завоевавшие в 1930 - 40-х гг. значительную популярность в кругах буржуазной научной интеллигенции - сведение философии к логическому анализу языка науки, принцип верификации, предполагающий, что каждое научно осмысленное высказывание должно быть доступно эмпирической проверке, трактовка логики и математики как формальных преобразований в языке науки. С этих позиций критическому анализу подвергалась вся классическая философия.
Эти взгляды составили основу того идейного и научно - организационного единства неопотивизма, которое сложилось в 1930-х гг. и к которому, помимо логических позитивистов, примыкал ряд американских представителей философии науки (Ч. Моррис, П. Бриджмен, Маргенау и др.), львовско - варшавской школы в логике (А. Тарский, К. Айдукевич), упсальской школы в Швеции, мюнстерской логической группы в Германии.
Однако уже в 1950-е
гг. достаточно ясно обнаружилось, что
«революция в философии», провозглашенная
неопотивизмом, не оправдывает надежд,
возлагавшихся на неё буржуазными
философами. Классические проблемы философии,
преодоление и снятие которых
обещал неопотивизм, воспроизводились
в новой форме в ходе его
собственной эволюции. С ослаблением
влияния логического
Критика логического позитивизма в 1950—60-х гг. ведётся и сторонниками так называемого логического прагматизма в США (У. Куайн и др.), также обвиняющих логический позитивизм в чрезмерном сужении задач философии, сведении её только к логике науки. Одновременно с развитием этих кризисных явлений внутри самого неопотивизма снижается и авторитет его в системе буржуазной философии и идеологии в целом. Уход от жизненно важных социальных и идеологических проблем, обосновываемый концепцией деидеологизации философии, чрезмерный академизм, абсолютизация логической и языковой проблематики вызывают падение популярности неопотивизма, сопровождаемое усилением влияния антипозитивистских течений в буржуазной философии (экзистенциализм, философская антропология).
Информация о работе Общая характеристика современной зарубежной философии