Общая характеристика современной зарубежной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:07, контрольная работа

Описание

В современной философии нашли отражение реальные процессы развития общества, науки, культуры: обострение социальных конфликтов, разгул милитаристской психологии, кровавые катаклизмы, стремительное развитие науки и техники, ведущее, с одной стороны, к невиданному росту производительных сил, а с другой - к созданию оружия массового уничтожения, средств манипуляции массовым сознанием, экологическому кризису, отчуждению человека от труда, от других людей и общества. Эти процессы породили в современной философской мысли самые противоречивые тенденции и ориентации.

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика современной зарубежной философии………………….…4
Глава 2. Рационалистические направления……………………………………………….…..6
2.1. Неопозитивизм……………………………………………………………………………...6
2.2. Структурализм………………………………………………………………………………8
2.3. Герменевтика………………………………………………………………………………..9
Глава 3. Антропологическая проблематика в современной философии……….………….11
3.1. Философия жизни………………………………………………………………………….11
3.2. Фрейдизм…………………………………………………………………………………...11
3.3. Экзистенциализм…………………………………………………………………………..13
Глава 4. Антропологическая ориентация современной религиозной философии…….....15
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

КР Философия.docx

— 53.08 Кб (Скачать документ)

Проблема  личностного бытия и «пограничных ситуаций» стоят и во французском  экзистенциализме. Так, А. Камю пишет  об одиночестве и безысходности  человека в «абсурдном мире». Ж. Сартр  и Марсель экзистенциальные понятия  относят не только к отдельному индивиду, но и ко всему человечеству: оно  находится в «пограничной ситуации», охвачено чувством страха перед глобальными  катастрофами. Задача философии экзистенциализма – помочь человеку, который неотделим  от человечества. Пересматривая ценностные ориентации, и мышление, человек  должен создать такие исторические условия, которые обеспечат решения  всех острейших проблем.

 

Глава 4. Антропологическая ориентация современной религиозной философии

Первая половина XX века прошла под  знаком поворота западной философии к человеку. Cегодня философская антропология является не только определенным направлением, но и принципиально новым методом мышления.

В современной философии имеются  различные разновидности антропологии:

  1. биологическая;
  2. культурная;
  3. религиозная.

Религиозно - философское направление по своей сущности принадлежит к традиционалистическому, догматическому типу сознания. Традиционно религиозная философия исповедует теоцентризм. Это значит, что рассмотрение философских вопросов о мире, человеке концентрируется вокруг Бога, идеи божественного блага.

Современная религиозная философия, в целом, не покушаясь на сложившуюся иерархию проблем, все чаще в центре философского рассмотрения выдвигает проблему человека, вопросы социально-этического характера, что свидетельствует о ее переориентации.

Каждое из трех основных направлений христианства (православие, католичество, протестантизм) по - своему решает эти вопросы. Стремление православия сохранить в неприкосновенности учение Иисуса Христа предопределило его строгое отношение к соблюдению основных догматов веры. Человек приобщается к Богу через веру - этот важнейший постулат христианства, прежде всего характеризует православное богословие, где внимание сосредотачивается на комментариях Священного писания, творений святых отцов, разработке нравственной проблематики, аскетике.

Тем не менее, философские  подходы к решению многих проблем, прежде всего социальной направленности, оказались не чужды и православному. Это нашло отражение в философской мысли Греции, Болгарии, Югославии и других стран, где утвердилось православие. С эмиграцией значительной части русских верующих и духовенства после 1917 года за рубеж и с основанием там Русской Зарубежной Православной Церкви обозначилось внимание к вопросам православия в Западной Европе, Америке, Австралии.

Православие стремится дать свою трактовку самым современным, порой трудно объяснимым явлениям, в том числе и тем, где наука испытывает затруднения. Например, контакты с НЛО - не что иное, как современная форма оккультных феноменов, существующих уже долгие века в виде чертей и т.п. Люди отступились от христианства и ждут «спасителей» из Космоса - именно поэтому феномен и дает образы межпланетных кораблей и инопланетян.

Католицизм уже давно сделал обширную религиозную проблематику предметом рационального постижения. Сегодня господствующей школой католической философии является неотомизм. Его влияние во многом, объясняется официальной поддержкой Ватикана, наличием мощной материальной базы. Неотомизм преподается в школах, университетах, специальных учебных заведениях. Он может импонировать интеллигенту, ученому тем, что формально провозглашает права разума и даже выступает под флагом рационализма. Он отвергает иррационализм и провозглашает способность разума доказать некоторые истины, в том числе его способность дать логическое доказательство бытия Бога. Нельзя и недооценивать и того, что, в отличие, например, от неопозитивизма, неотомизм не отрицает философии как мировоззрения и считает ее способной дать целостное мировоззрение.

Что же касается протестантизма, то при всем разнообразии оценок этой разновидности христианства со стороны исследователей (М. Вебера, В. Зомбарта, А. Тойнби, П. Манту, К. Маркса), общим местом является определение ее как буржуазной. Идеологи протестантизма действительно постарались максимально приспособить христианство к интересам буржуазии, убрав из него все, что может как-то сковывать и ограничивать развитие нового способа производства и формирование новых общественных отношений, и привнеся все то, что было необходимо для освящения образа жизни «третьего сословия», его поведения, психологии, морали.

Теоретическая доктрина протестантизма благословила все возможные виды предпринимательской деятельности, молчаливо закрыв глаза на те из них, которые явно расходились с христианскими представлениями о нравственности, - например, ростовщичество, спекуляцию, различные финансовые махинации.

В последнее время предпринимаются  попытки еще более заземлить протестантизм на практические дела. Немецкий теолог Д. Бонхеффер призывает преодолеть бессмысленность мира путем активных социальных действий, что практически превращает протестантизм из веры в обычную светскую идеологию.

На реализацию этих установок  протестантизм направляет огромные материальные средства, деятельность многочисленных пасторов. Главное внимание уделяется привлечению к протестантизму молодежи, особенно в странах православного вероисповедания. Однако это уже далеко от теории, как, впрочем, и от веры в ее традиционном понимании.

Ключевой идеей для исламских мыслителей является представление о постоянном общественном регрессе в смысле все большего отклонения человечества от истинного пути, его углубляющегося духовного кризиса.

Для традиционно мыслящего мусульманина «прогресс» - есть движение не к лучшему, а к худшему. Ведь если общество все глубже погружается в грехи и пороки, то это означает близость его окончательного нравственного падения, которое неминуемо повлечет за собой благодатное Божественное вмешательство. Другими словами, история представляет собой последовательную смену повторяющихся циклов, которые заканчиваются (или начинаются) пришествием очередного пророка.

Главным и по сути дела единственным критерием направленности исторического процесса исламская общественная мысль считает мораль, понимаемую в духе шариата (комплекс закрепленных Кораном нравственных предписаний).

Совершенное общество - это  общество не обязательно богатое, не обязательно научно технически и экономически развитое, но непременно добродетельное, строго следующее высшим нормам морали и принципам социальной справедливости. Это такое общество, где человек чувствует себя защищенным в самом широком смысле слова: экономически (от крайних форм нищеты), социально (от крайней степени имущественного расслоения), политически (от захвата власти лицами и организациями, чуждыми данному народу по духу, культуре, вере), нравственно (от насаждения зла в виде того, что противоречит выработанным народом представлениям о нравственной норме, оскорбляет его нравственное чувство).

Поэтому установившиеся на Западе критерии общественного прогресса для исламской традиции неприемлемы. Она отвергает искусственное стимулирование материального потребления за счет снижения духовности, манипулирование личностью с помощью средств массовой информации, отчуждение человека от природной и социальной среды. Подобные настроения нашли отражения в концепциях Г.А. Насера, Сукарно, а в последнее время в «Зеленой книге» М. Каддафи в виде учений  о народовластии (джамахирия), исламской демократии (мубая), исламской экономике (иктисаба), всемирной религиозной общине (умма).

Следует также отметить определенный интерес, проявляемый в последнее  время к индуизму и буддизму. Их традиционное внимание к человеку и его месту в мироздании сегодня трансформируется в нравственную и экологическую тематику. Решение глобальных проблем связывается с вниманием к природной сущности человека, естественной морали, простому образу жизни. Идеи восточных религий направлены на: противодействие разрушительным тенденциям цивилизации, неприятие психологии потребительства, обращение к глубинам духовной жизни, сохранение самоценности природы.

Исходным  пунктом нового антропологического философствования является человек  в конкретной ситуации (исторической, социальной, экзистенциальной, психологической).

Таким образом, философская антропология является частью философии, в которой специфическим образом изучается человек как особый род сущего. Здесь осмысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия, анализируются модусы человеческого существования, выявляется потенциал антропологической картины мира.

 

Библиографический список

  1. Введение в философию: В 2 тт. Т.1. /Под ред. И. Т. Фролова. - М., 1989. - Глава IV.
  2. Захаров А. В. Дидактические материалы курса "Философия". Раздел 1 "Фундаментальная философия". Часть 1. Для студентов заочного отделения историческрго факультета. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2001. - 57 с.
  3. Кармин А. С., Бернацкий Г. Г. Философия. Учебник для вузов. 2-е. - М.:издательство НОРМА, 2000. - 250 с.
  4. Красников А. Н., Гаврилина Л. М., Элбякан Е. С. Проблемы философии религии и религиоведения: Учебное пособие. - Калининград: Изд-во КГУ, 2003. - 153 с.
  5. Крюков В. В. Философия: Учебник для студентов технических ВУЗов. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006. - 219 с.
  6. Основы современной философии. Издание 2-е, дополненное / Под ред. проф. М. Н. Росенко. - СПб.: Издательство "Лань", 1999. - 352 с.
  7. Основы философии: Учебное пособие для вузов / Рук. автор. колл. и отв. ред. Е. В. Попов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 320 с.
  8. Сидорина Т. Ю. Парадоксы кризисного сознания М.: РГГУ, 2002. - 240 с.
  9. Стрелец Ю. Ш. Смысл жизни человека в философско-антропологическом измерении: Учебное пособие. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. - 139 с.
  10. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. - СПб., 1994.
  11. Терехова Г. Л., Дробжева Г.М. Введение в философию. История философских учений. Учебно-методическое пособие. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2004. - 44 с.
  12. Философия. Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. - М.,2003. - 250 с.
  13. Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1990.
  14. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. - М., 1992.

 


Информация о работе Общая характеристика современной зарубежной философии