Общая характеристика современной зарубежной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:07, контрольная работа

Описание

В современной философии нашли отражение реальные процессы развития общества, науки, культуры: обострение социальных конфликтов, разгул милитаристской психологии, кровавые катаклизмы, стремительное развитие науки и техники, ведущее, с одной стороны, к невиданному росту производительных сил, а с другой - к созданию оружия массового уничтожения, средств манипуляции массовым сознанием, экологическому кризису, отчуждению человека от труда, от других людей и общества. Эти процессы породили в современной философской мысли самые противоречивые тенденции и ориентации.

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика современной зарубежной философии………………….…4
Глава 2. Рационалистические направления……………………………………………….…..6
2.1. Неопозитивизм……………………………………………………………………………...6
2.2. Структурализм………………………………………………………………………………8
2.3. Герменевтика………………………………………………………………………………..9
Глава 3. Антропологическая проблематика в современной философии……….………….11
3.1. Философия жизни………………………………………………………………………….11
3.2. Фрейдизм…………………………………………………………………………………...11
3.3. Экзистенциализм…………………………………………………………………………..13
Глава 4. Антропологическая ориентация современной религиозной философии…….....15
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

КР Философия.docx

— 53.08 Кб (Скачать документ)

 Важную роль в  развенчивании претензий неопотивизма  на роль современной философии  науки сыграла критика его  с позиций марксизма, основной  вклад в которую был внесён  советскими философами. Главная  тенденция эволюции неопотивизма  в этих условиях состояла в  попытках либерализации своей  позиции, в отказе от широковещательных  программ и измельчании проблематики. Само понятие неопотивизма начиная  с 1950-х годов всё больше вытесняется  понятием аналитической философии. В области философии в 1960—1970-х гг. развивается течение, которое, сохраняя определённую связь с общими установками неопотивизма, в то же время выступает против неопозитивистского понимания задач методологического анализа науки (Г. Кун, И. Лакатос, П. Фейера, С. Тулмин и др.). Сторонники этого течения, в частности, отвергают абсолютизацию методов логической формализации, подчёркивают, в противоположность неопотивизма, значение исследования истории науки для методологии науки, познавательную значимость «метафизики» в развитии науки. Это течение частично находится под влиянием идей К. Поппера, который в ряде вопросов отходит от ортодоксального неопотивизма.

 Все эти явления  свидетельствуют о глубоком идейном  кризисе современного неопотивизма, по существу не являющегося  уже целостным и последовательным  философским направлением.

2.2. Структурализм

Это общее название некоторых направлений в социокультурном знании ХХ в., связанных с выявлением структуры, то есть совокупности отношений между элементами целого, детерминированых взаимодействием всех элементов между собой. Основные представители структурализма: К. Леви – Строс, М.П. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Лакан, К. Барт. Структурализм как конкретный метод исследования обращается к процессам деятельности, опосредуемым общением их участников с помощью знаковых систем, прежде всего естественного языка, а также социальных и культурных структур.

Применение  метода системно – структурного анализа  конкретными науками дало положительные  результаты. Например, в лингвистике  с помощью этого метода были решены задачи, связанные с описанием  бесписьменных языков.

В 60-е  годы не только изучается и используется системно – структурный метод, но происходит его возведение в ранг философской системы. Такой процесс  определяется потребностями развития науки и практики. Например, характерной  чертой социальных концепций структурализма является исследование различных форм общественного сознания, как определяющих социальных структур.

Структуралисты  – философы поставили целый ряд  интереснейших проблем: возникновения  и развития языка, мифологии, религии, культуры и их влияния на социальные структуры; взаимосвязей психического и социального, структуры личности и ее самосознания. Философия структурализма развивается в русле позитивизма, является его модификацией.

2.3. Герменевтика

Направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Свое название герменевтика получила от имени греческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми – истолковывал волю богов людям и доносил пожелания людей богам. Главная идея герменевтики: существовать – значит быть понятым. Предметом исследования, как правило, является текст.

К фундаментальным  понятиям герменевтики относятся:

  1. «герменевтический треугольник»;
  2. «герменевтический круг».

Первыми герменевтиками были средневековые  теологи – схоласты, которые занимались «расшифровкой» смысла божественных идей, заложенных в тексте Библии. К числу  философов – герменевтиков можно  отнести Ф. Шлейермахера, Г. Гадамера, П. Рикера.

Согласно  Шлейермахеру при толковании текста возможны два метода - грамматический и психологический. С помощью первого выявляется «дух языка», с помощью второго – «дух автора». Герменевтика (толкование текста) имеет смысл при родственности душ автора и читателя. Если автор слишком далек от читателя, текст никогда не будет понят до конца при всех усилиях герменевтики, однако при полном сходстве автора и читателя в тексте не остается скрытого смысла и он не будет нуждаться в толковании.

 

Понимание осуществляется двумя путями (их совокупностью):

  1. дивинации – искусственного «вживания» в душу автора текста;
  2. сравнения – сопоставления фактов, других данных.

Дивинация должна чередоваться со сравнением и наоборот. Когда читатель окончательно поймет и логику языка, и душу автора, текст будет полностью понят.

 

 

Глава 3. Антропологическая проблематика в современной философии

3.1. Философия жизни 

Иррационализм ХХ в. представлен «философией  жизни» (Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель, А.Бергсон), психоаналитической философией (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм), экзистенциализмом.

«Философия жизни» обозначает систему представлений о смысле и ценности жизни, ставит социально – этические, ценностные вопросы в центр внимания. Представители «философии жизни» само понятие жизнь понимают по - разному: как биологическое явление («воля к власти»), космологическое («жизненный порыв»), культурно – историческое (поток культурно – исторически обусловленных переживаний). В зависимости от этого можно выделить следующие направления: биолого – натуралистическое (Ницше, Клагес), космологическое (Берсон), культурно – историческое (Дильтей, Зиммель, Шпенглер).

Немецкий  философ В. Дильтей считал, что  философия является «наукой наук»  и поэтому не дает познания сверхчувственных сущностей. Науки делятся на «науки о природе» и «науки о духе». Предметом  последних является общественная жизнь, которая постигается «описательной  психологией». Человек, по В. Дильтею, сам  есть история, которая постигается  психологией как «понимающей» связи  всей душевной жизни человека, ее мотивов, выбора.

3.2. Фрейдизм

Направление названное по имени австрийского психолога З. Фрейда, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии. Возникнув как концепция объяснения и лечения неврозов, фрейдизм в дальнейшем возвел свои положения в ранг общего учения о человеке, обществе и культуре, приобретя большое влияние. Ядро фрейдизма образует представление об извечной тайной войне между скрытыми в глубинах индивида бессознательными психическими силами (главной из которых является сексуальное влечение - либидо) и необходимостью выжить во враждебной этому индивиду социальной среде. Запреты со стороны последней (создающие "цензуру" сознания), нанося душевную травму, подавляют энергию бессознательных влечений, которая прорывается на обходных путях в виде невротических симптомов, сновидений, ошибочных действий (оговорок, описок), забывания неприятного и т.п.

Психические процессы и явления рассматривались  во фрейдизме с трех основных точек  зрения: топической, динамической и  экономической. Первоначально топическая система душевной жизни была представлена у Фрейда тремя инстанциями: бессознательным, предсознательным и сознанием, взаимоотношения между которыми регулировались цензурой. С начала 20-х гг. Фрейдом выделяются иные инстанции: «Я» (Ego), «Оно» (Id) и «Сверх - Я» (Super ego). Две последние системы локализовались в слое "бессознательное". Динамическое рассмотрение душевных процессов предполагало их изучение как форм проявлений определенных (обычно скрытых от сознания) целенаправленных влечений, тенденций и т.п., а также с точки зрения переходов из одной подсистемы душевной структуры в другую.

Экономическое рассмотрение означало анализ психических  процессов с точки зрения их энергетического  обеспечения (в частности, энергией либидо). Энергическим источником, согласно Фрейду, является Оно (Ид).

Id (Оно) - средоточие слепых инстинктов, либо сексуальных, либо агрессивных, стремящихся к немедленному удовлетворению независимо от отношений субъекта к внешней реальности. Приспособлению к этой реальности служит ego.

Ego (Я) - сфера сознательного, которое выделяется из «Оно» в силу противоречий, возникающих между бессознательными влечениями к удовольствиям и внешней социальной и природной необходимостью. «Я» стремится обуздать бессознательные влечения «Оно» и направить их в русло одобряемого обществом поведения. Фрейд сравнивает «Я» со всадником, который должен управлять существом более могущественным, чем он сам - «Оно». Ego воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма, сохраняет ее в памяти и регулирует ответные действия индивида в интересах его самосохранения.

Super ego (Сверх - я) включает моральные стандарты, запреты и поощрения, усвоенные личностью большей частью бессознательно в процессе воспитания, прежде всего от родителей. Возникая благодаря механизму идентификации ребенка со взрослым (отцом), оно проявляется в виде совести и может вызвать чувства страха и вины. Поскольку требования к Ego со стороны Id,  и внешней реальности (к которой индивид вынужден приспосабливаться) несовместимы, он неизбежно пребывает в ситуации конфликта.

Это создает  невыносимое напряжение, от которого индивид спасается с помощью "защитных механизмов" - вытеснения, рационализации, сублимации, регрессии. Важную роль в  формировании мотивации фрейдизма  отводит детству, которое якобы  однозначно определяет характер и установки  взрослой личности. Задача психотерапии усматривается в том, чтобы выявить  травмирующие переживания и освободить от них личности путем катарсиса, осознания вытесненных влечений, понимания причин невротических  симптомов. Для этого используется анализ сновидений, метод "свободных ассоциаций" и др. В процессе психотерапии врач наталкивается на сопротивление пациента, которое сменяется эмоционально позитивной установкой пациента по отношению к врачу, трансфером, благодаря чему возрастает "сила Я" пациента, который осознает источник своих конфликтов и изживает их в "обезвреженной" форме. Фрейдизм ввел в психологию ряд важных проблем - бессознательной мотивации, соотношения нормальных и патологических явлений психики, ее защитных механизмов, роли сексуального фактора, влияния детских травм на поведение взрослого, сложного строения личности, противоречий и конфликтов в психической организации субъекта. В трактовке этих проблем он отстаивал встретившие критику со стороны многих психологических школ положения о подчиненности внутреннего мира и поведения человека асоциальным влечениям, всесилии либидо (пансексуализм), антагонизме сознания и бессознательного. Неадекватно интерпретированный психический фактор предстал в виде определяющего как для телесной, так и для социальной жизни. Подчинив этому фактору историю общества и культуры, фрейдизм, по существу, мистифицировал ее.

Наиболее  распространенным и актуальным течением философии иррационализма является экзистенциализм или философия  существования. Эта философия возникает  как антропологическая по своей  направленности. Ее проблемой является проблема человека, его существования  в мире.

3.3 Экзистенциализм

Возникает как пессимистическое философское мировоззрение, которое поставило вопрос, волнующий человека в условиях современной цивилизации: «Как жить человеку в мире острейших противоречий и исторических катастроф?» Экзистенциалисты пытаются дать ответ на данный вопрос для чего обращаются к предшествующей философской мысли и к изучению современных форм человеческого бытия, культуры, к исследованию переживаний субъекта, его внутреннего мира. Среди экзистенциалистов имеются не только философы – профессионалы, но также и писатели, художники, кинорежиссеры и др. В философии экзистенциализма различают две основные школы – немецкую, возникшую в 20 - е годы ХХ в., представленную К. Ясперсом и М. Хайдеггером, и французскую, возникшую в годы Второй мировой войны (Ж.П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель).

Возникнув в периоды мировых войн, экзистенциализм  отразил драматизм эпохи, самочувствие человека, поставленного между жизнью и смертью, бытием и небытием. Главная  его проблема – отчуждение индивида от общества.

Особенно  глубоко экзистенциализм анализирует  субъективные переживания отчуждения личности от внешнего мира: чувство  апатии, одиночества, равнодушия, страха. М. Хайдеггер считает, что бытие  внешнего мира формируется через  бытие мира внутреннего, личностного. В работе «Бытие и время» Хайдеггер  вводит термин «экзистенция», обозначающий различные выражения состояния  бытия. Он выстраивает целую систему  экзистенций: «бытие-в-мире», «бытие-с-другим», «бытие-здесь» и т.д. Для того чтобы  понять смысл любой формы бытия, человек должен отрешиться от всех практических целевых установок, осознать свою смертность, «бренность». Обретение  смысла личностного бытия возможно лишь потому, что обретение бытия  идет от человека, через поиски его  собственного Я.

У К. Ясперса  личностное бытие связывается с  поисками человеком своей индивидуальности, которая раскрывается в коммуникации, общении. Экзистенция  проявляется  в свободе, которая в свою очередь  связывается с трансценденцией. К. Ясперс создает вариант религиозного экзистенциализма. Обретение человеком  сущности, свободы возникает в  «пограничных ситуациях»: перед лицом  смерти, в страданиях, через чувство  вины. Это дает возможность человеку постичь себя как экзистенцию, именно она помогает человеку понять иллюзорность своего бытия, соприкоснуться с Богом. Экзистенциализм оправдано исходит  из того, что «пограничные ситуации»  действительно заставляют людей  задумываться о смысле и содержании своей жизни, переоценивать свои ценности.

Информация о работе Общая характеристика современной зарубежной философии