Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 18:17, реферат
Сознание – это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношению к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Сознание состоит из чувственных образов, предметов являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупность ощущений, запечатлённых в памяти, и обобщений созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.
Введение
Понятие общественного сознания его соотношение с индивидуальным сознанием
Структура общественного сознания
Обыденное и научное сознание
Общественная психология и идеология
Заключение
Индивидуальное сознание – это
сознание отельного индивида, отражающее
его отдельное бытие и через
посредство его в той или иной
степени общественное бытиё. Общественное
сознание является совокупностью индивидуальных
сознаний. Наряду с особенностью сознания
отдельных индивидов оно несёт
в себе общее содержание, присущее
всей массе индивидуальных сознаний.
Как совокупное сознание индивидов,
выработанное в процессе их совместной
деятельности, общения, общественное сознание
может быть определяющим только по
отношению к сознанию данного
индивида. Это не исключает возможности
выхода индивидуального сознания за
пределы наличного
Каждое индивидуальное сознание формируется
под сознанием индивидуального
бытия, образа жизни и общественного
сознания. При этом важнейшую роль
играет индивидуальный образ жизни
человека, посредством которого преломляется
содержание общественной жизни. Другим
фактором формирования индивидуального
сознания является процесс усвоения
индивидом общественного
Два основных уровня индивидуального сознания;
1) Начальный (первичный) – «пассивный», «зеркальный». Формируется под воздействием на человека внешней среды, внешнего сознания. Главные формы понятия и сознания в целом. Главные факторы формирования индивидуального сознания: воспитательная деятельность окружающей среды, образовательная деятельность общества, познавательная деятельность самого человека.
2)Вторичный – «активный», «творческий». Человек организует и преобразовывает мир. С этим уровнем связано понятие интеллекта. Конечным продуктом этого уровня и сознания в целом являются идеальные объекты, возникающие в человеческих головах. Основные формы: цели, идеалы, вера.
Между первым и вторым существует промежуточный «полуактивный» уровень. Главные формы: феномен сознания – память, которая носит избирательный характер, она всегда востребована, мнения, сомнения.
2. Структура общественного сознания
Общественное сознание имеет сложную структуру. В условно "вертикальном" ракурсе её принято делить на уровни, а "горизонтальном" - на формы.
В свою очередь в вертикальном ракурсе применяют гносеологический и социологический подходы. Гносеологический аспект анализа предполагает выяснение того, что и как отражает общественное сознание в общественном бытии. При таком подходе выявляют обыденный и теоретический уровни общественного сознания.
Обыденное сознание охватывает и обобщает в основном внешние связи и отношения, не проникая в сущность вещей. Оно включает в себя всю форму знаний и заблуждений, предрассудков и суеверий, связанных с повседневной деятельностью людей в сфере производства, быта и т.д. обыденное сознание возникает как осознание повседневных потребностей людей.
Более глубокое отражение общественного бытия, на уровне сущности, дает теоретическое сознание, существующее в виде системы идей, понятий, законов. Эти два уровня общественного сознания тесно взаимодействуют, причем ведущая роль принадлежит теоретическому сознанию. Вместе с тем здравый смысл в силу его цельности и непосредственности отражения действительности представляет определённую ценность, и он способен корректировать теоретические идеализации, подчас сильно упрощая действительные связи и отношения.
При социологическом подходе
Общественная психология включает три основных элементва:
1) Мысли и представления. Порождённые практической деятельностью определённого класса (социальной группы) и всего общества, а также унаследованные от прошлых поколений.
2) Чувства, стремления, настроения, выражающие эмоциональные отношения класса (социальной группы) к другим классам (социальным группам) и побуждающие людей к определённым действиям.
3) Традиции. Обычаи и нравы, представляющие собой "материальное" закрепление мыслей и чувств соответствующих социальных групп.
Общественная психология представляет
собой исходную структуру общественного
сознания, непосредственно вырастающего
из общественного бытия. На формирование
взглядов и чувств людей решающее
влияние оказывают
Идеология дальше отстоит от условий
повседневной жизни людей, но отражает
их полнее и глубже. Она выступает
как самосознание соответствующего
класса (социальной группы). В учебной
и научной литературе идеология
часто характеризуется как
В "горизонтальном" плане выделяют
такие формы общественного
1) По объекту отражения
2) По способу отражения
3) По социальной роли
Они взаимодействуют друг с другом, исторически изменяются. Кратко характеризуем важнейшие из них.
Экономическое сознание отражает деятельность
людей и их отношения в процессе
производства, распределения, обмена и
потребления. Его характерная особенность,
по сравнению с другими формами
общественного сознания, заключается
в наиболее тесной связи с повседневным
бытом людей. Необходимость экономического
сознания вытекает из самого существования
экономики как сферы
Политическое сознание – особая
форма общественного сознания, посредством
которой отражаются и отчасти
регулируются политические отношения
(т.е отношения по поводу власти)
между классами, нациями, государствами.
Политические отношения обусловлены
экономическими. Политическое сознание
не однородно. На идеологическом уровне
оно выступает в виде системы
политических взглядов, идей, теорий. Программ,
лозунгов, выражающих коренные интересы
различных классов, наций, государств.
На уровне общественной психологии политическое
сознание выступает в виде несистематизированных
политических взглядов, чувств, настроений,
представлений людей о
Правовое сознание (правосознание)
– совокупность взглядов, теорий, представлений
людей по отношению к существующему
праву как системе
Сущность религиозного сознания состоит
в том, что в нём происходит
как бы удвоение мира, поскольку
на ряду с реальным провозглашается
наличие потустороннего, где якобы
могут быть разрешены все противоречия
земного бытия. Главный признак
религиозности – вера во сверхъестественные
силы. Противоположное религии
Будучи сравнительно удалённым от материальной жизни общества, религиозное сознание свежее подвержено воздействию природных и социальных явлений. В связи с этим выделяют социальные, гносеологические и психологические корни религии. Социальные корни состоят в несвободе людей, их бессилии перед объективными условиями жизни. Гносеологические корни заключаются прежде всего в способности сознания отрываться от действительности, порождать "превратные" отражения, фантастические образы. К психологическим корням религии относятся страх перед смертью и одиночеством, потребность в преодолении неблагоприятных эмоциональных воздействий и т.д.
Религия выполняет иллюзорно-
Нравственное (моральное) сознание возникло ещё в первобытном обществе. Человеку для его выживания нужны не только средства труда, но и определённые правила совместной жизни. Эти правила воплощены в морали, которая выполняет прежде всего регулятивную функцию, и в этом отношении она близка к праву. Но в отличии от него моральные нормы поддерживаются силой привычки, общественного мнения.
Отношения между людьми, регулируемые посредством морали (нравственности) или оцениваемые с её помощью, представляют собой нравственные отношения. Нравственное сознание и есть осознание существующей морали и нравственных отношений. Социально-психологический уровень морального сознания включает в себя моральные чувства (честь, достоинство, совесть, долг), эмоции и представления о моральном и аморальном, выработанные исходя из опыта жизни коллектива и общества. На идеологическом уровне моральное сознание представляет собой совокупность принципов, норм, идеалов людей. Идеологический уровень морального сознания закреплён в этических учениях.
Социальная неоднородность обуславливает
разнообразие моральных норм в разные
эпохи, а также у различных
народов и социальных групп. Вместе
с тем в них заключено
Эстетическое сознание – форма общественного сознания, отражающая действительность с точки зрения совершенства (или несовершенства) явлений природы и общества.