Общественное сознание и его структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 18:17, реферат

Описание

Сознание – это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношению к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Сознание состоит из чувственных образов, предметов являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупность ощущений, запечатлённых в памяти, и обобщений созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.

Содержание

Введение
Понятие общественного сознания его соотношение с индивидуальным сознанием
Структура общественного сознания
Обыденное и научное сознание
Общественная психология и идеология
Заключение

Работа состоит из  1 файл

философия.docx

— 39.11 Кб (Скачать документ)

Наиболее полно эстетическое отношение  к действительности воплощается  в искусстве, в котором эстетическое превращается в основную цель деятельности. Искусство отражает действительное с помощью своих специфических  средств: художественных образов, в  которых обобщение сочетается с  наглядностью, и художественных приёмов. Эстетическое отношение присутствует как побочный элемент во всех формах деятельности.

Научное сознание – важнейшая форма  общественного сознания – представляет собой совокупность объективных  знаний о той или иной области  природы или общественной жизни. Социальная обусловленность науки  чрезвычайно многогранна. Прежде всего  следует учитывать важнейшие  моменты научного познания

1)  Выделение научного познания в качестве самостоятельного вида человеческой деятельности.

2)  Дальнейший процесс дифференциации и интеграции науки.

3)  Появление различных форм рефлексии о науке (эпистемология, методология науки, науковедение).

Особое место в системе научного знания принадлежит общественным и  гуманитарным наукам, предметом которых  являются различные стороны жизни  общества и законы их развития. В  этом дополнительная ценность гуманитарных и общественных наук. Так как они  формируют общественные взгляды  о самом обществе, и одновременно трудность их развития, поскольку  классовые интересы могут исказить картину социальной реальности и  затормозить процесс в целом.

Как уже отмечалось , в качестве особой формы общественного сознания предстает и философское сознание. Философия является основой мировоззрения, "несущим каркасом" духовной культуры, и этим определяется её значение и  место в ряду других форм общественного  сознания.

Важность философии как формы  общественного сознания в том, что  она раскрывает общие закономерности природного и общественного бытия  и познания.

Исследуя структуру и динамику общественного сознания, специфику  и взаимосвязь отдельных форм общественного сознания, философия  выполняет важную функцию по интеграции общественного сознания, стимулированию развития духовной культуры в целом.

Таким образом, общественное сознание в единстве и многообразии своих  структурных элементов обеспечивает познание условий общественной жизни  и ориентацию отдельных людей  и социальных групп в конкретных ситуациях.

 

 

3 Обыденное и научное сознание

Обыденное сознание - это низший уровень  общественного сознания, его неотъемлемая часть, подсистема общественного сознания. Оно отражает простые, зримые отношения  между людьми, между людьми и вещами, человеком и природой. Повседневная практика людей позволяет устанавливать  на эмпирическом уровне отдельные причинно-следственные связи между явлениями, позволяет  строить простые умозаключения, вводить новые понятия, открывать  простые истины. Однако на уровне обыденного сознания невозможно глубоко проникнуть в сущность вещей, явлений, подняться  до глубоких теоретических обобщений. В первый период жизни людей обыденное  сознание являлось единственным и главным. По мере развития общества возникает  необходимость в более глубоких обобщениях, а обыденное сознание становится недостаточным для удовлетворения возросших потребностей. Тогда возникает  теоретическое сознание. Возникая на основе обыденного сознания, оно направляет внимание людей на отражение сущности явлений природы и общества, побуждая к более глубокому их анализу. Через обыденное сознание теоретическое  сознание связано с общественным бытием.

Теоретическое сознание делает жизнь  людей более осознанной, способствует более глубокому развитию общественного  сознания, поскольку раскрывает закономерную связь и сущность материальных и  духовных процессов. 
Обыденное сознание складывается из обыденного знания и общественной психологии. Теоретическое сознание несет в себе научные знания о природе и обществе. Обыденное знание - это знание элементарных условий бытия людей, позволяющее человеку ориентироваться в его непосредственном окружении. Это знание об использовании простых орудий труда, простых природных явлениях, нормахотношенийдругс другом.

У нас сложилось ограниченное и  неверное представление о массовом сознании, трактовавшемся как низкопробная, примитивная часть обыденного сознания определенной части трудящихся и  прежде всего молодежи. Но массовое сознание есть более сложный феномен. По подсчетам социологов, каждый человек  является членом как минимум 5-6 только малых и не менее 10-15 больших и "средних" формальных и неформальных групп. Эта масса людей, будучи реальной, естественной общностью, объединяется каким-то действительным (пусть хотя бы кратковременным) социальным процессом, осуществляет общую деятельность, демонстрирует  совместное поведение. Более того, сам  феномен массы не возникает, если подобная общая, совместная деятельность или подобное поведениеотсутствуют.

4 Общественная психология и идеология

Общественная психология – это совокупность чувств, эмоций, несистематизированных взглядов, настроений, обычаев, традиций, привычек, складывавшихся под влиянием непосредственного общественного бытия.

Над общественной психологией возвышается  идеология. Идеология – это совокупность идей, взглядов, теорий, отражающих общественные отношения в более или менее  стройной системе. Идеология включает в себя политические и правовые взгляды, теории, философию, мораль, искусство, религию.

Общественная психология не способна подняться до глубоких научно-теоретических  обобщений. Она отражает общественное бытие поверхностно, хотя и более  тесно связана с ним, чутко  реагируя на всякие его изменения. Идеология, глубже отражая суть общественного  бытия, способствует, более кардинальным изменениям на основе использованиянаучных данных.Между общественной психологией  и идеологией существует органическое и диалектическое единство. Идеология, анализируя и обобщая результаты практической деятельности людей, позволяет  установить основные тенденции в  развитииисторическихпроцессов.

Общественное сознание представляет собой очень сложное в структурном  отношении образование. В связи  с этим его деление на структурные  элементы может быть проведено по разным основаниям. Во-первых, таким  основанием может служить специфика  тех сторон действительности, которые  отражаются общественным сознанием, и  тогда мы говорим о его формах; во-вторых, деление может быть проведено  в связи с субъектами сознания, и тогда наряду с сознанием  всего общества должно рассматривать  сознание больших социальных групп  и даже индивидуальное сознание. И  наконец, структура общественного  сознания может рассматриваться  под углом зрения уровня, глубины  отражения общественным сознанием  социальной действительности, и тогда  в качестве основных структурных  элементов выделяются общественная психология и идеология. С характеристики этих элементов мы и начнем структурный  анализ общественного сознания.

Общественное сознание каждой исторической эпохи (исключая первобытно – общинный строй) имеет два уровня: психологический  и идеологический.

Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного  общества в целом и для каждой из больших социальных групп (класса, нации и т. д.). Общественная психология вырастает непосредственно под  влиянием конкретно-исторических условий  социального бытия. И поскольку  эти условия для каждой из больших  групп различны, неизбежно различаются  между собой и их социально-психологические  комплексы. Эти специфические черты  особенно ощутимы в классовом  обществе. Разумеется, в социально-психологических  комплексах противоположных классов  имеются в каждой стране и общие  черты, связанные с ее историческими  особенностями, национальными традициями, культурным уровнем. Не случайно мы говорим  об американской деловитости, немецкой пунктуальности, российской необязательности и т. д.

Идеология есть система теоретических  взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных  его сторон, и, как таковая, она  представляет более высокий по сравнению  с общественной психологией этап, уровень общественного сознания — уровень теоретического отражения  мира. Если при анализе психологии социальных групп мы пользуемся эпитетом “общественная”, ибо существуют еще  психология возрастная, профессиональная и т. п., то понятие “идеология”  в таком дифференцирующем эпитете  не нуждается: нет идеологии индивидуальной: она всегда носит общественный характер.

Необходимо иметь в виду, что  понятие “идеология” употребляется  в социальной философии в еще  одном, более узком смысле — как  система теоретических взглядов одной большой социальной группы, прямо или опосредованно отражающая ее коренные интересы. Таким образом, если в первом случае доминирует познавательный аспект, выясняется уровень общественного  сознания, то при втором варианте применения акцент смещается в сторону аксиологического (ценностного) аспекта, причем оценка тех  или иных социальных явлений и  процессов дается с узкогрупповых  позиций.

Если общественная психология формируется  стихийно, непосредственно под воздействием тех жизненных обстоятельств, в  которых находится класс, то идеология  преимущественно выступает как  продукт теоретической деятельности “особо уполномоченных” данного  класса — его идеологов, которые, по выражению Маркса, теоретически приходят к тем же самым выводам, к которым класс в целом  приходит практически. Очень важно  отметить, что по своему социальному  положению идеологи класса могут  и не принадлежать к данному классу, но, выражая на языке идеологии  интересы класса, идеологи служат ему, составляют его интеллигенцию.

Соотношение между общественной психологией  и идеологией предопределено тем, что  первая является эмоциональным, чувственным, а вторая — рациональным уровнем  общественного сознания.

Известно, что чувственное познание вообще есть недостаточный (поверхностный), но необходимый этаж сознания, поскольку  только благодаря ему, наш мозг может  получить первичную информацию о  мире и из нее синтезировать знание о сущности вещей. Общественная психология есть то непосредственное отражение  внешних проявлений социальной действительности, которое составляет своеобразный базис  для возникновения соответствующей  идеологии. Идеология проясняет  то, что смутно схвачено психологией, глубоко проникает в сущность явлений.

Отношение между идеологией и общественной психологией весьма сложно. С одной  стороны, формируясь, идеология базируется на определенных чертах психологии данной социальной группы. С другой стороны, идеология не есть простое пассивное  отражение особенностей общественной психологии. Появившись на свет, она  способствует усилению одних психологических  черт своего класса и ослаблению, введению к минимуму других.

В философской и исторической литературе очень часто встречаются понятия  “обыденное сознание” и “массовое  сознание”. И хотя, как следует  из названий, понятия эти предназначены  для характеристики разных сторон общественного  сознания, до настоящего дня они  в самой значительной степени  совпадают по своему объему и могут  быть определены как эмпирическое, стихийно возникающее в процессе повседневной житейской практики и  характерное для основной массы  членов общества сознание. Сложнее  выглядит их соотношение с общественной психологией и идеологией. Нередко  можно встретиться с попыткой свести все содержание обыденного и  массового сознания исключительно  к социально – психологическому. В особенности это неверно  по отношению к современному обществу, обыденное и массовое сознание членов которого уже заметно теоретизировано  и идеологизировано.

На всех этапах исторического развития социально-психологический фактор играет активную роль. Можно, например, четко проследить закономерности психологического вызревания социальных революций, равно  как и те психологические факторы, которые позволяют стабилизировать  послереволюционное общество. Так, при  анализе перехода от рабовладения к  феодализму Энгельсом была прослежена обратная связь психологического фактора  и социально-экономического переворота. “Рабство, — отмечал он, — перестало  окупать себя и потому отмерло. Но умирающее рабство оставило свое ядовитое жало в виде презрения свободных  к производительному труду. То был  безвыходный тупик, в который  попал римский мир: рабство сделалось  невозможным экономически, труд свободных  считался презренным с точки зрения морали. Первое уже не могло, второй еще не мог быть основной формой общественного производства”. Таким  образом, переход к новым производственным отношениям (“выбор” их) определяется не только экономическим фактором (уровнем  производительных сил), но и фактором психологическим: насколько тот  или иной уклад морально правомерен или осужден в глазах общества.2

Заключение

Переход к сознанию представляет собой  начало нового, высшего, этапа развития психики. Сознание отражения в отличие  от психического отражения, свойственного  животным, - это отражение предметной действительности в её отдельности  от наличных отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее её объективные  устойчивые свойства.

В сознании образ действительности не сливается с переживанием субъекта: в сознании отражаемое выступает  как «предстоящее» субъекту. Общественное и индивидуальное сознание находятся  в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носит  объективный характер. Каждый индивид  на протяжении всей своей жизни, через  отношения с другими людьми, путём  обучения и воспитания испытывает влияние  общественного сознания, хотя и относится  к этому влиянию не пассивно, а  избирательно, активно. Общественные нормы  сознания духовно влияют на индивида, формируют его мировоззрение, нравственные установки, эстетические представления. Общественное сознание можно определить, как общественный разум, который  развивается и функционирует  по своим законам.


Информация о работе Общественное сознание и его структура