Общество как объект философского анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 12:44, контрольная работа

Описание

Целью исследования является изучение темы "Общество как объект философского анализа" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели мною были поставлены и решения следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Общество как объект философского анализа";
2. Сказать об актуальности проблемы "Общество как объект философского анализа" в современных условиях;
3. Изложить возможности решения тематики "Общество как объект философского анализа";
4. Обозначить тенденции развития тематики "Общество как объект философского анализа";

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
Формирование представлений об обществе…………………………………………..4
Человек и его деятельность…………………………………………………………….8
Объективные закономерности общественного развития и субъективная деятельность людей……………………………………………………………………………………12
Общество как система………………………………………………………………….15
Проблемы крупномасштабного деления истории……………………………………19
Заключение……………………………………………………………………………...21
Список используемой литературы…………………………………………………….22

Работа состоит из  1 файл

Философия.docx

— 48.81 Кб (Скачать документ)

 

Современные исследования в  области теоретической биологии, физики, космологии, синергетики показали роль и значение случайности в  эволюционном процессе. В соответствии с выводами, сделанными в перечисленных  науках, следует признать, что возникновение  биологического вида homo sapiens в значительной мере сопряжено также и со случайными факторами. Некоторые исследователи  полагают, что вероятность благоприятного для возникновения человека стечения различных условий (космических, биологических, природных и других) составляет довольно малую величину (0,05). Выдвигаются  гипотетические предположения о  существовании энергоинформационного  поля нашей планеты, в котором  копится информация о различных  формах проявления жизни на Земле, в  том числе и индивидуальной. Высказывается  предположение о корректирующем воздействии этого поля на процессы возникновения и развития жизни. В целом вопрос об антропогенезе  открыт для дальнейших исследований и путь к истине еще впереди.

Философские размышления  о человеке не обходят и вопроса  о соотношении биологического и  социального. Человек, несомненно, принадлежит  к биологическим существам и  располагает анатомическими, физиологическими, психическими особенностями организма, которые наряду с другими составляют биологические основы специфического отношения человека к миру как  социального существа. В тоже время "биология" человека несет на себе признаки "социальности". Так, например, тело человека, без сомнения, данное природой, многократно отражает социальность, общественность индивида. "Чистого" природного тела не существует. Оно  выступает как носитель социальных признаков и качеств личности, как единство органического и  социально-исторического, культурного  развития. Одежда, украшения, татуировка, позы, жестикуляция, внешний облик, отправление естественных надобностей, удовлетворение физиологических потребностей - все это несет неизгладимый облик  определенной социокультуры. Для Канта  и Гегеля закон (право) возникает  тогда лишь, когда появляется смертная казнь, т.е. в деструкции тела проявляется  абсолютная власть нормы и буквы  закона (социальное качество).

Можно сделать вывод о  том, что в процессе антропогенеза  и возникновения сугубо социальных функций (трудовая деятельность, сознание) происходит социализация и биологических  функций. "Очеловечиваются" природные  проявления и факторы. Человеческий глаз и ухо неизмеримо тоньше и  глубже воспринимают социальный мир, нежели это способны сделать животные.

 

 

 

 

 

 

 

Объективные закономерности общественного развития. Субъективная деятельность людей.

 

Из факта того, что человек  одновременно и предпосылка и  результат исторического процесса можно сделать вывод о том, что его деятельность одновременно и предопределена и свободна. Попытаемся описать более подробно эту ситуацию через соотношение объективных  закономерностей общественного  развития и субъективной деятельности людей.

Законы общественного  развития, как и законы природы, объективны, т.е. они существуют независимо от воли и сознания людей. Несмотря на то, что  рабовладельцы, а затем и феодалы  пытались продлить социально-экономические  условия своего бытия, это существенным образом не повлияло на ход исторического  развития. Любые реформаторы должны учитывать объективность законов  общественного развития, соизмерять с ними цели и задачи намечаемых преобразований. Так, пренебрежение  такой важной закономерностью, как  преемственность развития общества может привести (что показывает пример нашей страны) к трудно поправимым отрицательным последствиям. Общечеловеческие моральные ценности, рыночные отношения, традиционные нормы демократического устройства не могут быть автоматически  перенесены из одной страны в другую. Общечеловеческие достижения должны быть органично вписаны в определенную культуру с учетом пройденного исторического  пути.

В тоже время законы общества осуществляются по иному, нежели законы природы. В природе действуют  слепые, стихийные силы - общественные же закономерности возникают, развиваются  и исчезают только лишь через деятельность людей, и носят естественноисторический  характер: подобно законам природы  они объективны, но в тоже время  носят исторический характер, т.е. проявляются  в деятельности людей, преследующих свои цели. Люди выступают одновременно и как актеры, и как соавторы всемирной драмы, называемой историей. Можно привести и другую аналогию и представить социальное поведение  человека как игру. Правила игры определяют поведение играющих, но в тоже время за ними остается право свободного выбора игровых ситуаций. Использование игровых моделей в объяснении поведения не редкость в психологии, социологии и других науках. Подобный подход в социальной философии позволяет выделить более наглядно роль и значение субъективного фактора в историческом процессе. Субъективный фактор - это сознательная, целеустремленная деятельность различных социальных групп и общностей, отдельных личностей, направленная на изменение или сохранение объективных условий и тенденций общественного развития.

Взаимодействие объективного и субъективного факторов социального  развития, таким образом, означает, что в истории люди действуют  не по своему произволу - они ограничены рамками определенных исторических объективных условий. Чем полнее учитываются эти условия при  определении целей и задач  деятельности, тем успешнее осуществляются намерения людей. Отсюда определение  свободы, сформулированное Спинозой. Свобода - это познанная необходимость: чем  глубже и всесторонне познаны  законы природы и общества, тем  свободнее человек в своих  поступках и действиях. Лишь познав законы земного притяжения, люди смогли преодолеть их и подняться в воздух. Свобода понимается не как абсолютный произвол, а как понимание необходимости действовать в соответствии с объективными условиями.

В истории философии абсолютизация  свободы воли человека, или, напротив, объективных условий приводила  соответственно к волюнтаризму и  фатализму. Первый получил широкое  распространение не только в античности и средневековье, но и в наше время. Под влиянием позитивизма возник целый ряд школ и направлений, отрицающих объективную закономерность в истории. К ним можно отнести теории В.Виндельбанда, Г.Риккерта, М.Вебера (Германия); Б.Рассела, А.Тойнби (Англия); Д.Дьюи, Э.Богардуса (США). Общая направленность этих теорий выдержана в требованиях неокантианства и означает, что социальная философия в исторических исследованиях использует различные мыслительные конструкции в виде "гипотез", "идеальных типов", "общих представлений" как средства познания исторического развития, принципиально не заключающего в себе никаких законов и закономерностей.

Последователи фатализма  абсолютизируют объективность общественных законов, упускают из виду их историчность, фатализм в его различных видах (мифологический, теологический, рационалистический) широко распространен и связан с  мировоззренческими аспектами. Рационалистический фатализм в чистом виде характерен для Демократа, Гоббса представителей механистического детерминизма.

Влияние теологического фатализма  прослеживается в философских взглядах Л.Н.Толстого, который в стихийных "роевых" действиях миллионов  людей видел осуществление провиденциального  хода исторических событий.

Дополнением закономерного  развития истории является случайность. Последняя - необходимый компонент любого развития, но в истории ей принадлежит особая роль. Случайность в общественном развитии персонифицируется или принимает форму единичного, уникального факта, придает социальному движению необратимый характер, делает его "историческим", придает определенный смысл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общество как  система.

 

Анализ социального развития выявляет целостный характер общества, его системность. Возникает вопрос о том, что же составляет элементы этой системы. В качестве последних, неразложимых "атомов", "клеточек" общества в истории философии  рассматривались: индивид, семья, родовая  община и т.д. Нетрудно заметить, что  перечисленные социальные образования  сами располагают сложной системной  структурой и поэтому поиски в  этом направлении приводили к  тупиковой ситуации.

Плодотворным оказалось  рассмотрение общества как системы  взаимодействий между людьми, складывающихся в процессе их жизнедеятельности. Производя  вещи, ценности, идеи люди одновременно создают и саму общественную связь. По мере развития общества связи складываются в систему общественных отношений. Историческое развитие можно представить  как процесс усложнения связей между  людьми, объединяющих отдельных индивидов  в обществе.

Наиболее последовательно  эти идеи были развиты в учениях, достаточно различающихся по времени  и концептуальным позициям - К.Маркса и П.Сорокина (выдающегося русского социолога, депортированного из России в 1922 году). Эти авторы в качестве первичного элемента общественной системы  рассматривали общественные отношения.

В ходе своей деятельности человек с необходимостью вступает в самые разнообразные отношения  с субъектом исторического процесса (другими людьми, различными социальными  общностями, государственными и социальными  институтами и т.д.). Эти многочисленные и разнообразные отношения (существенные и несущественные, материальные и  духовные, личностные и опосредствованные, длинные и короткие) порождены  деятельностью и являются ее формой. Если содержательная сторона деятельности, проявляющаяся как совпадение ее результатов и целей, осмысливается  человеком, является основой для  коррекции своих устремлений, то изменения общественных отношений  с точки зрения их формы являются объективными, т.е. независимыми от целенаправленной деятельности людей. Общественные отношения - это объективная реальность, независимая от воли и сознания людей, производящих и воспроизводящих их в процессе своей деятельности.

Многообразие различных  социальных связей и взаимодействий в течение длительного времени  затрудняло адекватное описание общественного  функционирования и развития. Материалистическое понимание истории (о чем говорилось в начале темы) дало возможность  создать стройную систему общественных отношений.

Основными сферами жизни  общества являются: экономическая, социальная, политическая, духовная. Каждая из них  соответственно изучается такими науками, как экономика (общая и социальная), социология, политология, философские  дисциплины. Постараемся кратко рассмотреть  основное содержание этих сфер.

Экономическая сфера охватывает процессы хозяйственной жизни общества, взаимодействие различных отраслей экономики, а также международное  экономическое сотрудничество. Базовым  пространством экономического пространства является воспроизводство - повторяющаяся  последовательность процессов производства, распределения, обмена и потребления  материальных благ, обеспечивающих существование  человеческой общности. В этой сфере  реализуются экономические потребности, интересы людей из экономического сознания в целом, осуществляется управление экономическими процессами со стороны  общества. По степени значимости для  жизни общества эта сфера является основополагающей.

Социальная сфера заключает  взаимодействие различных социальных групп и классов, а также национальных общностей, по поводу социальных условий  их жизни и деятельности. Под социальными  условиями понимается создание нормальных условий производства и быта, решение  проблем здравоохранения, народного  образования и социального обеспечения, соблюдение социальной справедливости при реализации каждым человеком  своих конституционных прав на труд, распределение и потребление  материальных и духовных благ, создаваемых  в обществе. Социальная политика государства  ориентируется на уровень благосостояния людей и эффективность деятельности социальной сферы.

Политическая сфера характеризуется  политической деятельностью классов, партий, движений, социальных групп, национальных общностей, государств. Главная цель субъектов политики - овладение властью, расширение и реализация своих политических прав и свобод. Каждый участник политических отношений стремится умножить свою деятельность по упрочнению или устранению той или иной властной структуры. В результате образуется поле политической борьбы, где происходит сопряжение многочисленных интересов, целей, подходов, соглашений и компромиссов. Большое  значение принадлежит межгосударственным отношениям - составной части политической деятельности, которые определяются правящей элитой в интересах определенных политических целей.

Политические процессы тесно  связаны с развитием политического  сознания, ростом активности людей, усилением  роли политической сферы в общественной жизни.

Духовная сфера связана  с отношениями людей по поводу создания, распространения и усвоения духовных ценностей. Это самый высокий  уровень жизнедеятельности общества и человека. Здесь создается и  воплощается в жизнь то, что  отличает человека от других существ - духовность, ценностно-смысловое отношение  к миру. Духовная жизнь общества завершила длительный процесс выделения  человека из природы, придала социуму  окончательную, завершенную форму.

 

В духовной сфере осуществляется удовлетворение духовных потребностей людей в нравственном совершенствовании, удовлетворении чувства прекрасного, постижении истины. В этих целях  возникает уникальная отрасль духовного  производства, важнейшей функцией которого является совершенствование, развитие всех остальных сфер общественной жизни (экономической, социальной, политической). Распространение духовных ценностей  осуществляется системой образования, культурно-просветительными учреждениями, средствами массовой информации.

Духовное производство оказывает  решающее воздействие на формирование общественного мнения, которое зачастую выступает как побудительный  момент практической деятельности людей, оказывающих предпочтение определенной политической партии, философской системе, мировосприятию.

Совокупным продуктом  духовного производства является общественное сознание. Структура и содержание этого социального феномена было подробно рассмотрено ранее.

Перечисленные общественные сферы составляют социальную систему - самоуправляемую целостность разнообразных  общественных отношений, субъектом  которых является индивид, различные  социальные общности (группы, классы, нации, государства и другие). С.Э.Крапивенский выделяет следующие черты социальной системы: сложный иерархический  характер, который определяется многоуровневостью  взаимодействий и взаимоотношений, их значимостью в процессе жизнедеятельности всей системы в целом, интегративный характер, универсальным компонентом социальной системы является человек, социальная система, относясь к разряду высокоорганизованных, обладает качеством самоуправления, т.е. имеет механизм регулирования своей жизнедеятельности. Процесс саморегулирования носит объективный характер в любой высокоорганизованной системе (органическая и неорганическая природа, общество, искусственно созданные технические системы и т.д.), но в человеческом обществе, где действуют люди, наделенные волей и сознанием, чрезвычайно важно более или менее полное совпадение социальных устремлений людей с нуждами и потребностями системы в целом. "Рассогласование" этих сторон социальной действительности может привести к тяжелым, непредсказуемым последствиям. Так, к насущным интересам всего человеческого сообщества можно отнести сохранение природы как естественного лона его жизнедеятельности. Поэтому экологический подход к развитию всех сторон своей жизнедеятельности должен заменить традиционный экономический. Но реальное осуществление этого объективного требования еще далеко.

Информация о работе Общество как объект философского анализа