Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 12:44, контрольная работа
Целью исследования является изучение темы "Общество как объект философского анализа" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели мною были поставлены и решения следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Общество как объект философского анализа";
2. Сказать об актуальности проблемы "Общество как объект философского анализа" в современных условиях;
3. Изложить возможности решения тематики "Общество как объект философского анализа";
4. Обозначить тенденции развития тематики "Общество как объект философского анализа";
Введение…………………………………………………………………………………3
Формирование представлений об обществе…………………………………………..4
Человек и его деятельность…………………………………………………………….8
Объективные закономерности общественного развития и субъективная деятельность людей……………………………………………………………………………………12
Общество как система………………………………………………………………….15
Проблемы крупномасштабного деления истории……………………………………19
Заключение……………………………………………………………………………...21
Список используемой литературы…………………………………………………….22
Современные исследования в
области теоретической
Философские размышления о человеке не обходят и вопроса о соотношении биологического и социального. Человек, несомненно, принадлежит к биологическим существам и располагает анатомическими, физиологическими, психическими особенностями организма, которые наряду с другими составляют биологические основы специфического отношения человека к миру как социального существа. В тоже время "биология" человека несет на себе признаки "социальности". Так, например, тело человека, без сомнения, данное природой, многократно отражает социальность, общественность индивида. "Чистого" природного тела не существует. Оно выступает как носитель социальных признаков и качеств личности, как единство органического и социально-исторического, культурного развития. Одежда, украшения, татуировка, позы, жестикуляция, внешний облик, отправление естественных надобностей, удовлетворение физиологических потребностей - все это несет неизгладимый облик определенной социокультуры. Для Канта и Гегеля закон (право) возникает тогда лишь, когда появляется смертная казнь, т.е. в деструкции тела проявляется абсолютная власть нормы и буквы закона (социальное качество).
Можно сделать вывод о том, что в процессе антропогенеза и возникновения сугубо социальных функций (трудовая деятельность, сознание) происходит социализация и биологических функций. "Очеловечиваются" природные проявления и факторы. Человеческий глаз и ухо неизмеримо тоньше и глубже воспринимают социальный мир, нежели это способны сделать животные.
Объективные закономерности общественного развития. Субъективная деятельность людей.
Из факта того, что человек
одновременно и предпосылка и
результат исторического
Законы общественного
развития, как и законы природы, объективны,
т.е. они существуют независимо от воли
и сознания людей. Несмотря на то, что
рабовладельцы, а затем и феодалы
пытались продлить социально-экономические
условия своего бытия, это существенным
образом не повлияло на ход исторического
развития. Любые реформаторы должны
учитывать объективность
В тоже время законы общества
осуществляются по иному, нежели законы
природы. В природе действуют
слепые, стихийные силы - общественные
же закономерности возникают, развиваются
и исчезают только лишь через деятельность
людей, и носят
Взаимодействие объективного и субъективного факторов социального развития, таким образом, означает, что в истории люди действуют не по своему произволу - они ограничены рамками определенных исторических объективных условий. Чем полнее учитываются эти условия при определении целей и задач деятельности, тем успешнее осуществляются намерения людей. Отсюда определение свободы, сформулированное Спинозой. Свобода - это познанная необходимость: чем глубже и всесторонне познаны законы природы и общества, тем свободнее человек в своих поступках и действиях. Лишь познав законы земного притяжения, люди смогли преодолеть их и подняться в воздух. Свобода понимается не как абсолютный произвол, а как понимание необходимости действовать в соответствии с объективными условиями.
В истории философии
Последователи фатализма абсолютизируют объективность общественных законов, упускают из виду их историчность, фатализм в его различных видах (мифологический, теологический, рационалистический) широко распространен и связан с мировоззренческими аспектами. Рационалистический фатализм в чистом виде характерен для Демократа, Гоббса представителей механистического детерминизма.
Влияние теологического фатализма
прослеживается в философских взглядах
Л.Н.Толстого, который в стихийных
"роевых" действиях миллионов
людей видел осуществление
Дополнением закономерного развития истории является случайность. Последняя - необходимый компонент любого развития, но в истории ей принадлежит особая роль. Случайность в общественном развитии персонифицируется или принимает форму единичного, уникального факта, придает социальному движению необратимый характер, делает его "историческим", придает определенный смысл.
Общество как система.
Анализ социального развития выявляет целостный характер общества, его системность. Возникает вопрос о том, что же составляет элементы этой системы. В качестве последних, неразложимых "атомов", "клеточек" общества в истории философии рассматривались: индивид, семья, родовая община и т.д. Нетрудно заметить, что перечисленные социальные образования сами располагают сложной системной структурой и поэтому поиски в этом направлении приводили к тупиковой ситуации.
Плодотворным оказалось рассмотрение общества как системы взаимодействий между людьми, складывающихся в процессе их жизнедеятельности. Производя вещи, ценности, идеи люди одновременно создают и саму общественную связь. По мере развития общества связи складываются в систему общественных отношений. Историческое развитие можно представить как процесс усложнения связей между людьми, объединяющих отдельных индивидов в обществе.
Наиболее последовательно эти идеи были развиты в учениях, достаточно различающихся по времени и концептуальным позициям - К.Маркса и П.Сорокина (выдающегося русского социолога, депортированного из России в 1922 году). Эти авторы в качестве первичного элемента общественной системы рассматривали общественные отношения.
В ходе своей деятельности
человек с необходимостью вступает
в самые разнообразные
Многообразие различных социальных связей и взаимодействий в течение длительного времени затрудняло адекватное описание общественного функционирования и развития. Материалистическое понимание истории (о чем говорилось в начале темы) дало возможность создать стройную систему общественных отношений.
Основными сферами жизни общества являются: экономическая, социальная, политическая, духовная. Каждая из них соответственно изучается такими науками, как экономика (общая и социальная), социология, политология, философские дисциплины. Постараемся кратко рассмотреть основное содержание этих сфер.
Экономическая сфера охватывает
процессы хозяйственной жизни общества,
взаимодействие различных отраслей
экономики, а также международное
экономическое сотрудничество. Базовым
пространством экономического пространства
является воспроизводство - повторяющаяся
последовательность процессов производства,
распределения, обмена и потребления
материальных благ, обеспечивающих существование
человеческой общности. В этой сфере
реализуются экономические
Социальная сфера заключает
взаимодействие различных социальных
групп и классов, а также национальных
общностей, по поводу социальных условий
их жизни и деятельности. Под социальными
условиями понимается создание нормальных
условий производства и быта, решение
проблем здравоохранения, народного
образования и социального
Политическая сфера
Политические процессы тесно
связаны с развитием
Духовная сфера связана
с отношениями людей по поводу
создания, распространения и усвоения
духовных ценностей. Это самый высокий
уровень жизнедеятельности
В духовной сфере осуществляется удовлетворение духовных потребностей людей в нравственном совершенствовании, удовлетворении чувства прекрасного, постижении истины. В этих целях возникает уникальная отрасль духовного производства, важнейшей функцией которого является совершенствование, развитие всех остальных сфер общественной жизни (экономической, социальной, политической). Распространение духовных ценностей осуществляется системой образования, культурно-просветительными учреждениями, средствами массовой информации.
Духовное производство оказывает решающее воздействие на формирование общественного мнения, которое зачастую выступает как побудительный момент практической деятельности людей, оказывающих предпочтение определенной политической партии, философской системе, мировосприятию.
Совокупным продуктом духовного производства является общественное сознание. Структура и содержание этого социального феномена было подробно рассмотрено ранее.
Перечисленные общественные
сферы составляют социальную систему
- самоуправляемую целостность
Информация о работе Общество как объект философского анализа