Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:24, реферат
Понять учение Аристотеля трудно. И это объясняется не только плохой сохранностью текстов, но и тем, что у Стагирита нет однозначного решения принципиальных философских вопросов, таких, как взаимоотношение общего и отдельного, души и тела, эмпирической и рациональной ступени познания. Он колебался между материализмом и идеализмом, между «линией Демокрита» и «линией Платона». В целом учение Аристотеля можно охарактеризовать как объективный идеализм со значительными элементами стихийного материализма.
Введение 3
Аристотель о научном знании 5
«Первая философия», или метафизика 6
III. «Вторая философия», или физика 10
Биология и психология 13
Гносеология и логика 15
Этика 17
Политика и экономика 19
Эстетика 21
Заключение 22
Список литературы 23
Содержание:
Введение
III. «Вторая философия», или физика 10
Заключение 22
Список
литературы
Введение
Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.). Родился в городе Стагире. Его отец был придворным врачом македонского царя. Аристотель рос вместе с будущим наследником трона Филиппом. Позднее он станет воспитателем его сына – Александра Македонского. В семнадцатилетнем возрасте Аристотель приезжает в Афины, где становится учеником Платона. В Академии он пробыл около двадцати лет до смерти учителя. После этого он покидает Афины. Несколько лет живет и работает в различных городах. Затем возвращается в Афины, где в 335 г. до н. э. основал свою школу – Ликей. Обучение происходило во время прогулок, поэтому учеников Аристотеля назвали перипатетиками (прогуливающимися). После смерти Александра Македонского (323 г. до н. э.) Аристотель вынужден был покинуть Афины по политическим причинам. Он бежал на о. Эвбею, где вскоре умер.
Аристотель был выдающимся философом и ученым. Он написал труды по различным областям знания, которые традиционно делятся на восемь групп:
Понять учение Аристотеля трудно. И это объясняется не только плохой сохранностью текстов, но и тем, что у Стагирита нет однозначного решения принципиальных философских вопросов, таких, как взаимоотношение общего и отдельного, души и тела, эмпирической и рациональной ступени познания. Он колебался между материализмом и идеализмом, между «линией Демокрита» и «линией Платона». В целом учение Аристотеля можно охарактеризовать как объективный идеализм со значительными элементами стихийного материализма.
Глава I Аристотель о научном знании
Аристотель был и философом, и ученым, живо интересующимся различными специальными научными проблемами. Сама философия была для него прежде всего наукой. Аристотель отделял философию от искусства и мифологии, а тем более от религии и тесно сближал ее с физикой как наукой о природе вообще и с математикой.
Несомненной заслугой Аристотеля было стремление к собиранию и систематизации знаний, накопленных в древнем мире. Исходя из своих представлений об отраслях знания, он впервые попытался дать классификацию наук. С точки зрения Аристотеля, следует различать науки: теоретические (где познание ведется ради него самого), практические (дающие руководящие идеи для поведения человека) и творческие (где познание осуществляется для достижения чего-либо прекрасного).
Более наглядно и детально аристотелевскую классификацию наук можно представить в схеме. Что касается логики, то она не входит в эту схему, потому что она, по Аристотелю, является как бы вступлением ко всем наукам, их методологией.
________Размышление,
______ теоретическое_______
«первая философия», физика математика_ этика политика экономика
или метафизика
__________________ ___________________
космология биология психология астрономия оптика механика
Глава II «Первая философия», или метафизика
В I в. до н. э. древнегреческий исследователь творчества Аристотеля Андронник Родосский выделил ту часть его учения, которая была известна как «первая философия», и обозначил ее термином «метафизика», то есть буквально – «то, что следует после физики». С тех пор и вплоть до эпохи Нового времени под метафизикой понималось философское учение о сверхчувственных, недоступных опыту «первых началах» бытия, учение о Боге, о душе и т.д., то есть учение, которое имело совершенно иной предмет, чем физика – наука о природе.
У Аристотеля нет столь очевидной постановки основного вопроса философии. Этот вопрос присутствует у него в неявной форме и в нескольких вариантах в виде вопросов, с которыми мыслитель обращается прежде всего к самому себе. Это, во-первых, вопрос о том, существуют ли какие-либо сущности кроме тех, которые даны нам в нашем чувственном восприятии: «…следует выяснить, существует ли помимо чувственно воспринимаемых сущностей какая-нибудь неподвижная и вечная…и что же она такое, если существует…». И во-вторых, вопрос о том, достаточно ли одной материи для того, чтобы все существующее могло существовать: «… главным образом нужно рассмотреть и обсудить вопрос… имеется ли кроме материи причина сама по себе или нет, и существует ли такая причина отдельно или нет, а также одна ли она или имеется большее число таких причин…»
Учение о категориях. Категории у Аристотеля – это и общие определения бытия, и понятия об объективно различных общих родах бытия. «Из слов, высказываемых без какой либо связи, каждое означает или сущность, или качество, или количество, или отношение, или место, или время, или положение, или обладание, или действие, или страдание». В эти десять категорий, «высших родов высказывания», могут быть, по мнению Аристотеля, включены все возможные явления бытия.
Центральная категория – сущность. Всякое единичное имеет свою сущность, которая постигается умом, а не чувствами и является предметом науки. Но что такое сущность? Категория сущности в представлении Аристотеля отвечает на вопрос: «Что есть вещь?» Раскрывая сущность, мы даем определение, постигаем понятие вещи. Остальные девять категорий отвечают на вопрос: «Каковы свойства вещи?» Все категории характеризуют сущность, она же сама по себе ни о чем не говорит, она есть нечто самостоятельное, существующее само по себе, безотносительно к другому.
Из сопоставления различных высказываний видно, что термин «сущность» употребляется Аристотелем в нескольких значениях. «О сущности говорится если не в большем числе значений, то в четырех основных во всяком случае: и суть бытия, и общее, и род принимают за сущность всякой вещи, и рядом с ними, в-четвертых, лежащий в основе вещи субстрат». Субстрат («подлежащее») – «то, о чем высказывается все остальное, тогда как сам он уже не сказывается о другом».
Затем Аристотель характеризует содержание других категорий. Содержание категории качества раскрывается с помощью понятий свойства и состояния вещей. О категории количества Аристотель пишет следующее: «Количеством называется то, что может быть разделено на составные части, каждая из которых, будет ли их две или несколько, является чем-то данным налицо. То или иное количество есть множество, если его можно счесть, это – величина, если его можно измерить». Особое внимание Аристотель уделяет категории места. Поскольку вещи существуют, они занимают место. Определяя место как «границу объемлющего тела», а пространство как совокупность мест, Аристотель связывает границы пространства с границами мира, приходя к идее о конечности мира в пространстве.
Материя, формы, движение, причины, бог в метафизике Аристотеля. Следующий аспект бытия – это бытие как субстанция. Субстанция, по мнению Аристотеля, это материя, форма и их композиция. Материя – «то, из чего вещь состоит», «из чего вещь возникает». Материя («первая материя») – некоторое бесформенное вещество, потенция (возможность) стать определенными вещами, предметами. Вещи возникают благодаря форме.
Существует столько же форм, сколько низших видов вещей. Формы вечны и неизменны. «Форму никто не создает и не производит». Материя пассивна, неспособна ничего производить сама из себя; она бесконечно делима, лишена определенности. Форма – активное начало. Деятельный характер формы придает материи определенность; будучи внесены в материю, формы создают вещи. Таким образом, каждая вещь слагается из пассивной материи и активной формы.
Материя сама по себе представляет лишь возможность вещей. Движение – это процесс превращения потенциального в актуальное в результате активности формы в момент ее соединения с материей.
Анализируя движение, Аристотель выделяет четыре его вида: увеличение и уменьшение, качественное изменение или превращение, возникновение и уничтожение, перемещение в пространстве. Основным видом движения является пространственное перемещение, оно – условие всех остальных видов движения. Таким образом, если изменяется качество предмета, то причиной этого может быть только соединение изменяющегося предмета с тем предметом, который производит в нем изменения, т.е. движение в пространстве.
Существование каждой вещи причинно обусловлено. Аристотель выделяет четыре вида причин: 1) материальная («из чего?»), 2) формальная («что это есть?»), 3) движущая («откуда начало движения?») и 4) целевая («ради чего?»). Каждая вещь состоит из материи, имеет форму, находится в движении и стремится к какой-то цели. Аристотель вводит понятие энтелехии, которое означает стремление вещи к своей цели и осуществление этого стремления.
В метафизике Аристотеля присутствует бог. Во-первых, бог выступает в аспекте формы. Аристотель говорит, что существуют различные формы и среди них – наивысшая форма, чистая форма, т.е. бог. Во-вторых, бог упоминается в связи со временем и движением.
Благодаря какому условию существует время и движение? «Все движущееся должно необходимо приводиться в движение чем-нибудь». Движение и время существуют благодаря первоначалу. Это первоначало должно быть вечным и неподвижным, так как только неподвижное может быть «абсолютной причиной» подвижного. Если предположить наличие подвижного первоначала, то тогда нужно будет признать причину этого подвижного начала, а у последней – свое начало и т. д.; результатом будет регресс в бесконечность, что недопустимо.
Выступая как первоначало движения, бог является фактором, благодаря деятельности которого из материи как потенции через наложение формы образуются вещи. Но бог у Аристотеля присутствует не только в аспекте формы и движения. Третий аспект – бог как вечный двигатель в функции causa finalis, целевой причины. Бог в некотором смысле «тянет», точнее, «притягивает» вещи, приводит их в движение к цели, к совершенству. Таким образом, в боге сходятся формальная, движущая и целевая причины. Отметим, между прочим, что, по мнению Аристотеля, перводвигатель движет предметы по круговой траектории.
Аристотель считает, что мир, космос, не имел какого-то начального момента, до которого существовал хаос. Если признать наличие этого начала, то придется признать, что сначала была только возможность (материя), а потом появилась действительность (мир, космос). По мнению Аристотеля, такое представление абсурдно. Бог вечен, он извечно обустраивал и притягивал мир как объект своей любви. Значит, мир существовал всегда.
Далее Аристотель говорит, что для движения в мире одного вечного двигателя было бы недостаточно. Между сферой неподвижных звезд и Землей Аристотель предполагает наличие иерархии сфер (их всего 55); каждая нижележащая приводится в движение вышележащими силами, аналогичными вечному двигателю.
Глава III «Вторая философия», или физика
Предметом «второй философии», физики, является природа («фюзис»). Обратимся к некоторым идеям «второй философии» Аристотеля.
Аристотель отрицает существование актуальной бесконечности. Бесконечность существует потенциально; «бесконечное существует таким образом, что всегда берется иное, и взятое всегда будет конечным, но всегда и разным».
Аристотель не допускает существования пустоты. Для движения нет необходимости в пустоте; все в мире движется в кругообороте, уступая друг другу место. Аристотель утверждает, что существуют «естественные места» и движения «по природе». Так, все легкое и огонь стремятся вверх, а тяжелое – вниз, потому что там находятся их «естественные места». Есть и насильственные движения, «против природы», когда тела выводятся из своего «естественного места».
Относительно времени Аристотель замечает, что время – таинственная реальность, момент, «какие-то части которого уже стали, какие-то готовятся быть». То, что время тесно связано с движением, приводит к тому, что мы не замечаем самого времени. «Время – это исчисление движения на “сначала” и “потом”».
Аристотель размышляет о парадоксальности времени. «Что время или совсем не существует, или едва ли существует, будучи чем-то неясным, можно предположить на основании следующего. Одна часть его была и уже не существует, другая – в будущем, и ее еще нет; из этих частей слагается и бесконечное время, и каждый раз выделяемый промежуток времени. А то, что слагается из несуществующего, не может, как кажется, быть причастным к существованию». Реально существует «теперь» как граница прошлого и будущего.