Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:24, реферат
Понять учение Аристотеля трудно. И это объясняется не только плохой сохранностью текстов, но и тем, что у Стагирита нет однозначного решения принципиальных философских вопросов, таких, как взаимоотношение общего и отдельного, души и тела, эмпирической и рациональной ступени познания. Он колебался между материализмом и идеализмом, между «линией Демокрита» и «линией Платона». В целом учение Аристотеля можно охарактеризовать как объективный идеализм со значительными элементами стихийного материализма.
Введение 3
Аристотель о научном знании 5
«Первая философия», или метафизика 6
III. «Вторая философия», или физика 10
Биология и психология 13
Гносеология и логика 15
Этика 17
Политика и экономика 19
Эстетика 21
Заключение 22
Список литературы 23
Среди неправильных форм государства прежде всего выделяется тирания. «Тиранистическая власть не согласна с природой человека». К ней Аристотель относится резко отрицательно. «Чести больше не тому, кто убьет вора, а тому, кто убьет тирана». Вторая неправильная форма – олигархия. Это власть немногих, но не достойных (как при аристократии), а богатых. Далее следует демократия. Существуют два варианта этой формы государства: демократия, которая основана на законе, и демократия, при которой власть находится в руках толпы, а не закона; фактически же власть находится в руках народных льстецов-демагогов. Под демократией Аристотель понимает такой способ правления, при котором власти, пренебрегая общим благом, потакают интересам нищих (в материальном и духовном смысле). Аристотель иногда называет демократию охлократией – правлением не настоящего народа, а необразованной массы.
Лучшая из форм государства – полития, сочетающая достоинства аристократии и демократии; полития – правление зажиточного образованного среднего класса.
Аристотель – сторонник частной собственности. Он выделяет в обществе три основных класса граждан: «очень зажиточных», «крайне неимущих» и «средних». С точки зрения Аристотеля, в идеальном государстве не должно быть ни чрезмерно богатых, ни чрезмерно бедных. Опору общества он видит в рабовладельцах «среднего достатка».
Совершенное государство должно жить в мире. Для граждан очень важно уметь хорошо работать и искусно вести войну, но еще более важно уметь жить в мире, отдыхать и создавать прекрасное.
Глава VIII Эстетика
Что касается эстетических взглядов Аристотеля, он рассматривает искусство в широком смысле как деятельность человека. «Через искусство возникает то, формы чего находятся в душе». Искусство отчасти завершает то, что природа завершить не в состоянии, отчасти подражает ей. Важная особенность искусства – подражание (мимесис). В основе удовольствия, доставляемого нам художественным произведением, лежит радость узнавания.
Мимесис – это не простое
натуралистическое
Искусство должно обобщать, оставляя в единичном то, что служит существенному. Предметом художественного творчества Аристотель считает людей. Искусство может изображать людей, улучшая их, ухудшая или оставляя такими, как они есть. В трагедии мы видим подражание лучшим, в комедии – худшим, в драме – обыкновенным людям. Цель искусства заключается в «очищении от страстей». Здесь особую роль Аристотель отводит трагедии. Трагедия, возбуждая в публике сочувствие и ужас, сострадание к герою, страдающему незаслуженно, способствует выходу страстей и очищает душу. Аналогичную роль могут выполнять и другие виды искусства, особенно музыка. Очищение (катарсис), освобождая чувства человека от всего безобразного и низменного, культивирует такие эмоции, которые оздоровляют рациональную душу.
Заключение
IV в. до н.э. – время наивысшего подъема античной философии. Основанные Платоном и Аристотелем школы впоследствии стали центрами античной философии и науки.
Разгон императором Юстинианом в 529 г. философских школ в Афинах и казнь Боэция (переводившего, кстати, Аристотеля на латинский язык) в 525 г. знаменуют конец античной философии. Труды Аристотеля, однако, чудесным образом уцелевают. Изгнанные философы уносят их на Восток, там они переводятся на сирийский язык, а позднее, при арабском завоевании,- на арабский. Так Аристотель получает вторую жизнь: его учение становится основой мировоззрения выдающихся арабских мыслителей – Ибн-Сины, Ибн-Рушда и др. Третью жизнь Аристотель обретает в эпоху позднего средневековья: в период крестовых походов в Европу сначала от восточных, а позднее и от западных арабов испанского Кордовского халифата попадают арабизированные сочинения Аристотеля. Теперь их переводят с арабского языка на латинский. Западнохристианская католическая церковь не сразу приняла Аристотеля. Она опиралась на Платона и на неоплатоников. Однако в XIII в. трудами Александра Гэльского, Альберта Великого и особенно Фомы Аквинского аристотелизм стал основой христианской теологии в ее рационализированном варианте.
Теологизированный аристотелизм стал громадным препятствием на пути прогрессивной философии и науки в XV – XVII вв. Но постепенно влияние его падало. Философия Нового времени опиралась на новое знание, которое показало несостоятельность большинства представлений Аристотеля на природу. Особенно поразило людей то, что они увидели в телескопы на небе и в микроскопы на Земле. Новый путь науке указали учения Коперника и Галилея, а также Великие географические открытия. Люди в XV – XVI вв. словно оказались на другой земле и под другим небом. Поэтому, несмотря на то, что некоторые философы принимают отдельные идеи Стагирита (например, Лейбниц), аристотелизм становится достоянием истории.
Список литературы