Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:24, реферат
Понять учение Аристотеля трудно. И это объясняется не только плохой сохранностью текстов, но и тем, что у Стагирита нет однозначного решения принципиальных философских вопросов, таких, как взаимоотношение общего и отдельного, души и тела, эмпирической и рациональной ступени познания. Он колебался между материализмом и идеализмом, между «линией Демокрита» и «линией Платона». В целом учение Аристотеля можно охарактеризовать как объективный идеализм со значительными элементами стихийного материализма.
Введение 3
Аристотель о научном знании 5
«Первая философия», или метафизика 6
III. «Вторая философия», или физика 10
Биология и психология 13
Гносеология и логика 15
Этика 17
Политика и экономика 19
Эстетика 21
Заключение 22
Список литературы 23
Аристотель создает свою картину мира. По его представлениям, Земля находится в центре космоса. Весь мир, как и Земля, имеет форму шара. Перводвигатель находится вне шара. Вокруг Земли расположен ряд сфер: сфера Луны, Солнца, сферы пяти планет и сфера неподвижных звезд. Все, что находится под Луной, представляет собой результат комбинации четырех начал: теплого и холодного, сухого и влажного. Четыре возможные комбинации этих начал (качеств) приводят к возникновению четырех стихий: вода (холодное и влажное), земля (сухое и холодное), воздух (теплое и влажное), огонь (теплое и сухое). Эти стихии (элементы) могут переходить друг в друга, поскольку они – проявления одной и той же первоматерии. Холодное и теплое – активные качества, сухое и влажное – пассивные. В каждом элементе сочетаются активное и пассивное качества, поэтому каждый элемент может активно действовать и пассивно испытывать воздействие. Поэтому в подлунном мире постоянно происходят изменения; об этом свидетельствуют метеорологические и геологические явления.
Все, что находится под Луной, было когда-то создано и когда-нибудь погибнет. Надлунный же мир состоит из пятого элемента – эфира. Небесные надлунные тела вечны и неизменны. В этом мире имеют место совершенные, равномерные круговые движения. В подлунном мире есть и несовершенные (прямолинейные) движения.
Объекты подлунного мира – твердые тела, жидкости и газы – Аристотель рассматривал как три различные субстанции, наделенные различными фундаментальными качествами. Переход, например, жидкости в газ трактовался им как утрата одного качества и приобретение другого. Различие между объектами объяснялось отличием их основных качеств. И, например, для превращения ртути в золото необходимо лишить ее качества текучести, заменив его качеством твердости.
Натурфилософия Аристотеля
оказала большое влияние на философию
и науку Средневековья. Многие века
сохранялось представление о
неких фундаментальных
Интересно, что Аристотель считал физику умозрительной дисциплиной. Он анализировал сложившиеся представления о природе, движении, времени, пространстве, случайности и т. д., выявлял различные смыслы этих представлений, формулировал проблемы, предлагал их решения. Но он никогда не обращался к экспериментам.
Глава IV Биология и психология
В биологических работах Аристотеля упомянуто и описано более 500 видов животных. Аристотель анатомировал и изучал зародышей многих животных, вскрывал куриные яйца на разных стадиях развития, проследил развитие сердца куриного зародыша, исследовал развитие акулы, каракатицы, обнаружил партеногенетическое (без оплодотворения) развитие пчел, изучал человеческие зародыши.
В вопросе о происхождении жизни он придерживался концепции самопроизвольного зарождения – насекомые, рыбы, моллюски, черви и т. п. могут, по его мнению, возникать из морского ила и гниющего вещества.
Аристотель говорит о «лестнице живых существ». «Всегда одни имеют больше жизни и движения по сравнению с другими, на очень малую величину. И то же самое в отношении жизненных действий, ибо у растений, кажется, нет иного дела, кроме как производить другие, равным образом и у некоторых животных, кроме порождения, нельзя найти другого дела, поэтому такого рода действия общи всем. Когда же привходит ощущение, жизнь их получает различие и в отношении совокупления вследствие наслаждения, и в отношении родов и вскармливания детей. Одни просто, как растения, в известные времена года производят свойственное им размножение, другие заботятся и о пище для детей; когда же вскармливание закончено, они отделяются и не имеют уже с нами никакого общения; некоторые же, более разумные и обладающие памятью, больше и более общественным образом занимаются потомками» («История животных»).
Аристотель выделяет три момента жизни: вегетативный (рождение, питание, рост), чувственно-моторный (ощущение, вожделение и движение) и интеллектуальный (познание, выбор). Этим моментам жизни соответствуют три души – вегетативная, чувственная и интеллектуальная. У растений есть только первая, у животных – первая и вторая, у людей – все три. Бог обладает только разумной душой.
Первые две души неотделимы от тела. «В большинстве случаев, очевидно, душа ничего не испытывает без тела и не действует без него, например, при гневе, отваге, желании, вообще при ощущениях. По-видимому, все состояния души связаны с телом: негодование, кротость, страх, сострадание, отвага, а также радость, любовь и отвращение; вместе с этими состояниями души испытывает нечто и тело». Но «ничто не мешает, чтобы некоторые части души были отделимы от тела». Аристотель говорит, что ум и способность к умозрению суть «иной род души и что только эти способности могут существовать отдельно, как вечное – отдельно от происходящего».
Разумная душа не возникает и не подлежит гибели. «Интеллект есть субстанциональная реальность и не подлежит порче… Старостью мы обязаны не душе, но субъекту, телу, в котором она находится, как это имеет место в случае опьянения или другой болезни. Мыслительная активность ослабевает, когда какая-либо внутренняя часть тела ослабевает или разрушается, но сама по себе она бесстрастна».
Глава V Гносеология и логика
В гносеологии Аристотель исходит из того, что «все люди от природы стремятся к знанию». Любознательность – общее свойство людей и животных. Аристотель утверждает, что существуют объекты, которые вызывают в нас чувственные восприятия. «Чтобы не существовали те, лежащие в основе предметы, которые вызывают чувственное восприятие, хотя бы самого восприятия не было, это невозможно… Есть и что-то другое помимо восприятия, что должно существовать раньше его».
Аристотель является приверженцем концепции отражения. Он сравнивает сознание (душу) с воском, на котором остается знак золотого кольца с печатью. Сознание воспринимает формы ощущаемых предметов, но не их субстрат.
Аристотель видит трудность познания в том, что сущность вещей не лежит на их поверхности. Само по себе чувственное восприятие является лишь началом познания общего. Чувственные восприятия «составляют самые главные наши знания об индивидуальных вещах». Восприятия – результат движения тел, влияющих на органы чувств. Далее идет опыт. Он формируется вследствие повторяемых чувственных восприятий и на основе памяти. Опыт – это «ряд восприятий об одном и том же предмете», воспроизведение прежних восприятий.
Следующая ступень познания – «искусство» (техне). «Опыт создал искусство». Если опыт – знание индивидуальных вещей, то искусство появляется тогда, «когда на основе приобретенных на опыте мыслей образуется один общий взгляд на сходные предметы… Опыт есть знание единичного, а искусство – знание общего… Имеющие опыт знают, «что», но не знают, «почему», владеющие же искусством знают, «почему», т.е. знают причину». За искусством следует наука. Философия является высшей из наук.
Аристотель стал основателем логики как науки о мышлении и его законах. Логика Аристотеля возникла как результат исследования тех форм и правил логического мышления, которые используются в науке. В работах «Категории», «Об истолковании», «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика», «О софистических опровержениях» формулируются основные законы мышления, разрабатываются проблемы теории понятия, суждения, умозаключения, исследуется доказательство и т.д.
С точки зрения Аристотеля истина и ложь возникают вместе с суждением – утверждением или отрицанием. Истина возникает, когда связь между субъектом и предиктом суждения найдена верно, и в суждении связано то, что связано в реальности. Исследовать истину – это задача философии и частных наук.
Глава VI Этика
В практических науках человек рассматривается как индивид (в этике) и как член общества (в политике).
В своих этических воззрениях Аристотель исходит из того, что «добродетель не дается нам от природы»; от природы нам дается лишь возможность приобрести ее. Многое зависит от человека, «в нашей власти быть нравственными или порочными людьми».
Поступки человека ориентированы на счастье. Но что такое счастье? Для многих это удовольствие и наслаждение. Но жизнь, растраченная в наслаждениях, - рабская жизнь, достойная животного. Для других счастье – почести, успех. Но они представляют собой нечто внешнее, зависящее от других. Третьи полагают, что счастье состоит в умножении богатства. Но это абсурдная цель, поскольку богатство – лишь средство для достижения чего-то другого; как цель оно смысла не имеет. Высшее благо и счастье, доступное человеку, - в совершенствовании себя как человека. Счастье предполагает, что человек не просто живет (ведь и растения живут), не просто чувствует (и животные чувствуют); счастье – в разумной деятельности, сообразной с добродетелью.
Нравственность тесно связана со свободным выбором. Аристотель подчеркивает, что «всякий в известном отношении виновник собственного характера». Человек становится справедливым, совершая справедливые дела, умеренным, поступая умеренно, мужественным – действуя в опасных ситуациях и привыкая не испытывать страха; трусами люди делаются, привыкнув бояться. Любого человека можно сделать храбрым, если с молодости учить его не бояться в опасной ситуации. Это лишь вопрос воспитания.
«Этическая добродетель», по мнению Аристотеля, состоит в господстве над чувственной душой. Импульсы страсти, чувства всегда тяготеют к излишествам. Разум дает нам возможность найти «точную меру», срединный путь между крайностями. Аристотель приводит ряд примеров – своеобразные комплексы, в которых среднее понятие представляет собой «меру», расположенную между крайностями: безрассудство – мужество – трусость, расточительность – щедрость – жадность, гневливость – кротость – смирение, хвастовство – правдивость – ирония, наглость – стыдливость – застенчивость, самоунижение – самоуважение – кичливость, т. д.
Рациональная душа имеет дело с изменяющейся реальностью, с одной стороны, и неизменными принципами, с другой. Отсюда две добродетели – рассудительность и мудрость. Рассудительность проявляется в определении того, что является благом и что злом. Рассудительность связана с практичностью. Практичен тот, кто способен трезво оценивать обстоятельства, верно рассчитывать средства для достижения целей, ведущих к благополучию. Практичность требует умеренности. Для практичности необходим опыт, и поэтому молодые люди не могут быть практичными. Практичные люди годны для управления домом и государством, а потому практичность тесно связана и с экономикой, и с политикой.
Мудрость заключается в познании принципов бытия (что изучается философией). Именно на пути этого познания человек способен достичь высшего счастья, коснуться божественного. Это познание не преследует каких-то конкретных жизненных целей. Однако, утверждает Аристотель, именно философия в конечном счете руководит практической и нравственно-политической деятельностью.
В этике Аристотель довольно много внимания уделяет дружбе в отношениях между людьми. Совершенная дружба возможна между достойными, и нельзя дружить со многими. Не следует вступать в дружеские отношения с человеком, занимающим более высокое положение, чем ты сам, если только он не выше и по своей добродетели. Друзья являются утешением в несчастье, но не надо делать их несчастными, ища их сочувствия, как поступают женщины и женоподобные мужчины. Счастливый человек нуждается в друзьях, чтобы разделить с ними свое счастье.
Глава VII Политика и экономика
Сочинение Аристотеля «Политика» начинается словами: «Всякое государство представляет собой некоторую форму общежития». Государство состоит из граждан. Аристотель определяет гражданина как человека, участвующего в суде и управлении, выполняющего воинскую и жреческую функции. Государство имеет политическое устройство – «порядок, который лежит в основании распределения государственных властей». Политическое устройство предполагает власть закона. Оно включает три составляющие: законодательную, административную и судебную.
Первый результат проявления политической сущности человека - образование семьи. «Первые и самомалейшие части семьи суть: господин и раб, муж и жена, отец и дети»; соответственно «в семье имеют место отношения троякого рода: господские, супружеские и родительские». Власть жены в семье противоестественна.
С развитием семей, с ростом их потребностей возникает товарообмен и разделение труда. Несколько семей образуют селение. Государство возникает из нескольких селений. Тот, кто основал государство, - величайший благодетель человечества. Живя без закона, человек оказывается ниже зверя, а закон в своем существовании опирается на государство. Государство существует, чтобы пресекать обман и преступления.
Аристотель прежде всего разделяет государства на правильные и неправильные. В первых правительство заботится об общем благополучии, во вторых – лишь о собственном благополучии. Существуют три вида правильных государств: монархия, аристократия и полития и три вида неправильных государств: тирания, олигархия и демократия. Кроме того, существует множество переходных форм.
Хотя монархия – древнейшая,
«первая и самая божественная»
форма политического