Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 14:06, реферат
Основные философско-экономические идеи Нового времени: Дж.Локк (трудовая теория стоимости), Т.Гоббс (экономическое значение государства и естественное право), И.Бентам (утилитаризм. и правовая теория собственности), Ж.Ж.Руссо (общественный договор и критика частной собственности), Т.Мальтус (закон народонаселения), А.Смит и Д.Рикардо (разделение труда, экономические факторы и трудовая теория стоимости).
Эгалитаристский характер воззрений Руссо наиболее ярко проявился в требовании имущественного равенства. Руссо сознавал, что политическое равенство граждан нельзя обеспечить, пока сохраняется общественное неравенство, но выступал против обобществления частной собственности. Решение проблемы философ видел в том, чтобы уравнять имущественное положение граждан. Последние, как ему представлялось, должны обладать более или менее равным достатком. "...Ни один гражданин не должен быть настолько богат, чтобы быть в состоянии купить другого, и ни один — настолько беден, чтобы быть вынужденным продавать себя". Руссо считал, что такой порядок вполне осуществим при сохранении частной собственности мелких размеров, основанной на индивидуальном труде.
Политическая
концепция Руссо оказала
Идеи Руссо
сыграли также важную роль в последующем
развитии теоретических представлений
о государстве и праве. Его социальная
доктрина, по признанию И. Канта и Г. Гегеля,
послужила одним из главных теоретических
источников немецкой философии конца
XVIII — начала XIX в. Разработанная Руссо
программа перехода к справедливому обществу
путем коренной перестройки государственной
власти легла в основу идеологии политического
радикализма. Оформление взглядов Pyccо
в теоретическую доктрину явилось, с этой
точки зрения, поворотным событием в истории
общественно-политической мысли XVIII в.
Т. Мальтус
Мальтус рассматривал проблему народонаселения безотносительно к какому-либо определенному способу производства и общественному развитию вообще. О «законе народонаселения» он говорил как о вечном, незыблемом законе природы. По его мнению, как в мире животных и растений, так и в человеческом обществе существует непреложный закон природы, который «состоит в постоянном стремлении, свойственном всем живым существам, распложаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи».
Применительно к человеческому обществу Мальтус утверждал, что народонаселение растет в геометрической прогрессии (т. е. как 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256), тогда как средства существования, по его мнению, растут в арифметической прогрессии (т. е. как 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9...). Через два столетия, утверждал он, народонаселение относилось бы к средствам существования как 256 к 9; через три — как 4096 к 13, а через две тысячи лет этот разрыв был бы беспредельным и неисчислимым.
Мальтус ничем не обосновывал этого выдвинутого им утверждения, он исходил из чистых предположений, не подтвержденных никаким фактическим материалом. Правда, у него приводится один факт, который, однако, не только не подтверждает его измышлений, но изобличает его недобросовестность как ученого. Он говорит об удвоении населения в Северной Америке за 25 лет и считает этот факт доказательством того, что население растет в геометрической прогрессии. На самом деле это удвоение населения имело место лишь на определенном историческом этапе развития и произошло оно за счет иммиграции, а не естественного прироста населения. Основной вывод, какой сделал Мальтус из своего «Опыта о законе народонаселения», состоял в том, что нищета, бедность трудящихся масс — это результат неотвратимых законов природы, а не социальной организации общества, что бедные, неимущие не имеют права ничего требовать от богатых, так как последние не повинны в их бедствиях.
«Главная и
непрерывная причина бедности,—
Мальтус, таким образом, предельно ясно сам раскрыл назначение своей теории народонаселения — она направлена на то, чтобы парализовать классовую борьбу пролетариата, «доказать» беспочвенность и безрезультатность его требований, предъявляемых буржуазии. Недаром Мальтус особо подчеркивал, что распространение его идей «между бедными» окажет «благотворное» влияние на массы, разумеется, выгодное для господствующих классов.
Прилагая все усилия к тому, чтобы лишить борьбу рабочего класса почвы, сам Мальтус, как ревностный апологет господствующих классов, открыто и цинично выступил против жизненных прав трудящихся, против элементарных требований человеческой справедливости. Он выдвинул положение о том, что в своей нищете рабочий класс виноват сам и что уменьшить свою бедность он может, только ограничив рождаемость. В качестве мер борьбы с ростом народонаселения Мальтус предлагал «нравственное обуздание» — воздержание неимущих от браков. В болезнях, изнурительном труде, голоде, эпидемии, войнах, составляющих истинное несчастье для трудящегося народа, он видел естественные средства уничтожения «лишнего» населения.
Классики марксизма дали уничтожающую критику мальтузианского «закона» народонаселения, раскрыли его реакционную роль. Маркс показал, что основное содержание этого «закона» основано на подмене специфических социально-экономических законов капитализма несуществующими «вечными» и «непреложными» законами природы.
В противоположность Мальтусу Маркс доказал, что нет закона народонаселения вообще, что каждой общественной формации присущ свой специфический закон народонаселения. Нет и не может быть абсолютного перенаселения, есть перенаселение относительное как специфическая особенность капитализма, порожденная действием всеобщего закона капиталистического накопления. Именно действием этого закона, а не законами природы, обусловливается безработица и нищета рабочего класса, Маркс и Ленин показали несостоятельность перенесения на общество законов природы. Мальтус не прав уже по одному тому, что если растения и дикие животные только потребляют, а потому их существование в какой-то мере ограничивается наличием места и пищи, то отличительной особенностью человеческого общества является его производственная деятельность. Человеческое общество само для себя создает средства существования и в этом смысле не зависит от милостей природы. Больше того, человек подчиняет себе природу.
Основным «аргументом» Мальтуса в пользу того, что рост средств существования резко отстает от роста народонаселения, был ненаучный «закон» убывающего плодородия почвы.
Классики марксизма дали резкую критику этого «закона», показав, что сторонники его оставляют в стороне самое главное, игнорируют рост производительных сил общества, рост техники производства. Критикуя «закон» убывающего плодородия почвы, В. И. Ленин доказал, что существует не вообще трудность получения пищи, а трудность получения пищи только для одной части населения — для рабочего класса, и она всецело определяется специфическими законами капитализма, а не вечными законами природы.
В связи с
теорией народонаселения
Несмотря
на научную несостоятельность
мальтузианского
«закона» народонаселения
и на очевидную
нечистоплотность его
автора, он имел шумный
успех среди буржуазии
и ее идеологов, поскольку
в высшей степени
удовлетворял их классовые
запросы. Наиболее зловещую
роль этот «закон» играет
в настоящее время. Мальтузианство
является одной из стержневых
теорий современной
буржуазной политической
экономии, которую империалисты
используют для идеологической
подготовки войны и
наступления на жизненный
уровень трудящихся.
А. Смит и Рикардо
В своем экономическом учении Адам Смит (1723-1790) ставил две цели. С одной стороны, он старался проникнуть во внутреннюю физиологию общества, с другой — описать явления капитализма, проявляющиеся внешним образом. Поэтому он использовал два метода — эзотерический и экзотерический.
Человеческое общество Смит рассматривал как меновой союз, а основным признаком человеческой природы считал склонность к обмену, торговле. По его мнению, стремление отдельного индивида к выгоде совпадает с интересами всего общества. Смит был сторонником свободной конкуренции, выступал против вмешательства государства в экономику.
Знаменитый труд А. Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов" состоит из пяти книг. В 1-й книге содержится учение о труде как источнике богатства, о разделении труда, о стоимости, о ценообразовании, деньгах, прибыли, различных формах доходов. Во 2-й книге Смит исследовал капитал, уделив основное внимание его структуре. Третья книга посвящена истории развития хозяйства. В 4-й книге рассматриваются экономические системы. В 5-й книге Смит исследует вопросы финансово-налоговой политики, анализирует расходы и доходы государства.
Политика
Смита, которую он
обосновывал, получила
название фритредерства
(От англ. free trade — свободная
торговля) Однако главные
заслуги в истории экономической
мысли принадлежат его
экономической теории.
Произведение Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов" начинается с анализа проблемы разделения труда — крупной проблемы, всегда интересовавшей экономистов. Систематизировав уже имеющиеся знания, начиная с древних учений, Смит рассмотрел разделение труда внутри мастерской, в мануфактуре, в обществе, показал, как с развитием разделения труда растет его производительность. При этом он сформулировал зависимость количества продукта от числа лиц, занятых полезным трудом, и от производительности труда.
Смит не сумел разрешить проблему различия между разделением труда внутри мануфактуры и в обществе. Он рассматривал общество как большую мастерскую, утверждая, что нельзя охватить процесс разделения труда в целом; связь между отдельными производствами затемняется благодаря разбросанности отраслей и большому числу занятых рабочих в каждой отрасли.
Источник
разделения труда
Смит видел в обмене.
С ростом разделения
труда и развитием
обмена он связал происхождение
денег.
Взгляды Смита
на деньги значительно отличаются от
взглядов меркантилистов и физиократов.
Не считая деньги единственной
формой богатства, он
оценивал их как техническое
средство обмена. Выделяя
функции денег как меры
стоимости и средства
обращения, главной
Смит считал последнюю. Деньги он считал
товаром, продуктом стихийного объективного
процесса развития общества, всеобщим
орудием торговли. Однако различия между
металлическими и бумажными деньгами
Смит не проводил.
Большое место Смит отводил вопросам стоимости. Он выделял рыночные цены, считая их случайными, зависящими от спроса и предложения в обществе. Основу цены, по его мнению, составляет определённое количество труда, воплощенного в товаре. Это количество труда Смит называл меновой стоимостью, или стоимостью. В каждом товаре он выделял два свойства: 1) полезность, или потребительную стоимость; 2) свойство обмениваться на другую вещь.
Смит подчеркивал, что труд представляет собой действительное мерило меновой стоимости всех товаров. Стоимость товара, по Смиту, — это естественное свойство вещи, которое она имеет от природы. Поэтому Смит концентрировал внимание на количественных аспектах стоимости, ее величине, не понимая качественного содержания стоимости.
Стоимость он рассматривал
неоднозначно по отношению к первобытному
и цивилизованному обществам. Для
первобытного состояния Смит считал
возможным определение
Анализируя
капитал, Смит показал,
что рост производства,
создание мануфактурной
промышленности —
это результаты деятельности
капитала. Под капиталом
он понимал особый
фонд производства,
сумму средств
производства, вещественный
фактор производства.
Смит разделял капитал
на основной и оборотный. Под оборотным
капиталом Смит понимал ту его часть, которая
находится в обращении. Та часть капитала,
которая не вступает в обращение, получила
название основного капитала. Как основной,
так и оборотный капитал, по Смиту, приносит
прибыль: основной — в производстве, оборотный
— в сфере обращения.
Информация о работе Основные философско-экономические идеи нового времени