Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 14:06, реферат
Основные философско-экономические идеи Нового времени: Дж.Локк (трудовая теория стоимости), Т.Гоббс (экономическое значение государства и естественное право), И.Бентам (утилитаризм. и правовая теория собственности), Ж.Ж.Руссо (общественный договор и критика частной собственности), Т.Мальтус (закон народонаселения), А.Смит и Д.Рикардо (разделение труда, экономические факторы и трудовая теория стоимости).
Под
заработной платой Смит
понимал сумму
денег, которую получает
товаропроизводитель,
реализуя свой товар. Заработная плата
в его учении характеризуется как
стоимость труда.
Прибыль,
по Смиту, является вычетом
из продукта труда
рабочего. Это результат неоплаченного
труда, присвоение чужого труда капиталистом.
Характеризуя
ренту, Смит дал несколько ее определений:
1) рента как вычет из продукта
труда рабочего, который присваивают землевладельцы;
2) рента как результат действия природных
факторов; 3) рента как результат монополии
на сельскохозяйственную продукцию.
Анализируя воспроизводство
в целом, Смит отождествляет стоимость
совокупного продукта с суммой доходов
в обществе, считает, что весь произведенный
продукт идет в потребление. Игнорируя
средства производства, Смит сделал шаг
назад по сравнению с Ф. Кенэ.
В трактовках труда
Смит выделял производительный и
непроизводительный труд. Производительным
он считал труд, который обменивается
на капитал, непроизводительным — труд,
который обменивается на доход Всю сферу
нематериального производства Смит считал
непроизводительной.
Давид Рикардо (1772-1823) все экономические категории стремился объяснить на базе основной, по его мнению, категории стоимости.
В
экономической политике
Рикардо был сторонником
фритредерства, свободного
предпринимательства
в условиях конкуренции,
невмешательства
государства в
экономическую деятельность.
Рикардо считал, что общество всегда было однотипным, развиваясь только по количественным параметрам. В своем учении большое место он отводил проблемам распределения, считая их ключевыми. Распределение Рикардо анализировал на основе выяснения законов производства.
Главное произведение
Рикардо "Начала политэкономии и
налогового обложения" состоит из
32 глав. Вопросы экономической теории
занимают первые 6 глав. Остальные главы
посвящены практическому
Рикардо критиковал Смита за его "догму", писал, что стоимость должна определяться трудом, затраченным на производство товара. Он считал, что стоимость первична и не может определяться доходами.
В своём анализе Рикардо пытался определить различие между относительной и реальной стоимостью. Под реальной стоимостью он понимал овеществлённый в товаре труд, под относительной — меновую стоимость (отношение одного товара к стоимости другого). Рикардо интересовала величина стоимости товара, её изменение, факторы, воздействующие на величину стоимости. Он утверждал, что стоимость имеет своим источником живой труд.
На
базе трудовой теории
стоимости Рикардо
начал анализ денег.
Он приходит к выводу,
что в обращении
может находиться
любое количество
не только бумажных
денег, но и золотых
монет, не делая различий
между золотым и бумажно-денежным
обращением. Рикардо
считал, что соотношение
товаров и денежной
массы определяет уровень
цен и стоимость денежной
единицы, а стоимость
последней зависит от
количества денег в
обращении.
Характеризуя
капитал, Рикардо показал его
как главный фактор развития производительных
сил в обществе. Капитал он определяет
как фонд производства, запас средств
производства.
Вслед за Смитом
Рикардо характеризовал прибыль
как избыток стоимости товара
над заработной платой, результат
неоплаченного труда рабочего.
Трактуя заработную
плату, Рикардо рассматривал ее как
часть стоимости, которая покрывает
стоимость средств
Теория земельной
ренты Рикардо впервые в
Рикардо описал и сосредоточил внимание на дифференциальной ренте, которая связана с различием плодородия земель, связав образование этой ренты с действием закона убывающего плодородия почвы.
Рикардо отрицал
возможность экономических
Психология
СРМ
Введение
в психологию
Психология (греч. psyche – душа + logos – учение) — научная дисциплина, которая изучает закономерности функционирования и развития психики. Основана на представленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. Со 2–й половины ХIХ в. произошло отделение психологии от философии, что стало возможным в силу развития объективных экспериментальных методов, пришедших на смену интроспекции, и формирования особого предмета психологии человека, основными признаками которого стали деятельностная активность и присвоение общественно–исторического опыта.
Основная философская проблема психологии — является ли психология естественной наукой (объективной, объясняющей, гипотетико–конструктивной, ориентированной на анализ общих закономерностей) или гуманитарной (диалоговой, понимающей, интерпретирующей, реконструирующей, ориентированной на анализ индивидуальных случаев).
Методы психологии.
1) Интроспекция.
Интроспекция (лат. intro – внутри + skoreo – смотрю) — метод исследования психологических процессов, который представляет собой наблюдение собственных психических процессов, без использования каких–либо инструментов или эталонов. В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Р. Декарта, который указывал о непосредственном характере познания собственной душевной жизни, и Дж. Локка, разделившего человеческий опыт на внутренний, касающихся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на окружающий мир. Виды:
— аналитическая интроспекция;
— систематическая интроспекция;
— феноменологическое самонаблюдение.
Аналитическая интроспекция разработана в школе Э. Титченера. Характеризуется стремлением полного расчленения чувственного образа на составные „элементы“, не редуцирующиеся к параметрам раздражителя.
Систематическая интроспекция разработана в Вюрцбургской школе. Характеризуется ориентацией на отслеживание основных стадий процесса мышления на основе ретроспективного отчета.
Феноменологическое самонаблюдение разработано в гештальтпсихологии. Характеризуется ориентацией на описание психических феноменов в их непосредственности и целостности „наивным испытуемым“. Этот метод, находящий свои истоки в методе „внутреннего восприятия“, разработанном Ф. Брентано, продуктивно применялся в описательной психологии В. Дильтея, а затем в рамках гуманистической психологии.
2) Наблюдение.
Наблюдение — экспериментальная стратегия, которая представляет собой исследование определенных характеристик того или иного процесса, имеющее целью выявление его инвариантных признаков, без активного включения в сам процесс. Может быть ориентировано на регистрацию актов поведения и физиологических процессов. Как правило, выступает в качестве предварительного этапа перед планированием и осуществлением экспериментального исследования.
3) Эксперимент.
Эксперимент (лат. experimentum – проба, опыт) — исследовательская стратегия, которая характеризуется тем, что в нем осуществляется целенаправленное наблюдение за каким–либо процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания. При этом происходит проверка гипотезы. В экспериментальном исследовании возможны появления артефактов — отклонений от нормальной закономерности. Они возникают из–за нарушений в проведении эксперимента или из–за дефектов экспериментальной методики. В частности, результаты могут быть нарушены действием на испытуемого внушения. Чтобы максимально уменьшить влияние артефактов может использоваться двойной слепой опыт. Это — экспериментальная процедура, которая характеризуется тем, что в неведении о смысле и особенностях проведения эксперимента остается не только испытуемый, но и экспериментатор, который его проводит. За счет таких условий исключается возможность влияния экспериментатора на результаты эксперимента и повышаются показатели его объективности. В частности, подобные условия могут моделироваться с помощью компьютера.
Видами экспериментального исследования являются:
— лабораторный эксперимент;
— естественный эксперимент.
Лабораторный эксперимент — исследовательская стратегия, которая основана на моделировании деятельности индивида в специальных условиях. Ведущим признаком лабораторного эксперимента является обеспечение воспроизводимости исследуемой характеристики и условий ее проявлений. Обычно проводится в специально оборудованных помещениях и на испытуемых, которые сознательно участвуют в эксперименте, хотя могут и не знать об истинном назначении эксперимента. Критика. В искусственных лабораторных условиях практически невозможно моделировать реальные жизненные обстоятельства, а лишь отдельные их фрагменты.
Естественный эксперимент, основы которого заложены А.Ф. Лазурским (1910 г.), представляет собой эксперимент, который проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, но он не знает, что участвует в исследовании. За счет этого достигается большая чистота эксперимента. Построение естественного эксперимента предполагает ряд этапов: функциональный анализ деятельности, в которой участвует испытуемый (в аспекте ее требований от исполнителя), фиксация ряда наблюдений за деятельностью испытуемого, анализ результатов и составление характеристики личности. Основными методами являются наблюдение и беседа с испытуемым, результаты чего обрабатываются качественно. Вариантом естественного эксперимента является психолого–педагогический эксперимент, или экспериментальное обучение, где изучение психических особенностей школьника, подлежащих формированию, осуществляется в процессе обучения и воспитания.
Одной
из форм естественного
Еще одной
из форм естественного эксперимента
является обучающий
эксперимент, который стал применяться
в отечественной психологии в конце 1930–х
гг. и который характеризуется тем, что
изучение тех или иных психических процессов
происходит при их целенаправленном формировании.
С помощью данного метода выявляется не
столько наличное состояние знаний, умений,
навыков, сколько особенности их становления.
В его рамках испытуемому сначала предлагается
самостоятельно овладеть новым действием
или новым знанием (например, сформулировать
закономерность), затем, если это не удалось,
ему оказывается строго регламентированная
и индивидуализированная помощь. Весь
этот процесс сопровождается констатирующим
экспериментом, благодаря которому удается
установить различие начального, „актуального“
уровня и конечного, соответствующего
„зоне ближайшего развития“. Обучающий
эксперимент используется не только в
теоретической психологии, но и для диагностики
умственного развития, в частности в патопсихологии.
Психика и сознание
Психика (греч. psychikos – душевный) — форма взаимодействия животного организма с окружающей средой, опосредствованная активным отражением признаков объективной реальности. Активность отражения проявляется, прежде всего, в поиске и опробовании будущих действий в форме психических образов.
В процессе эволюции живых существ психика как отражение объективной действительности в мозгу развивалась в зависимости от условий жизни того или иного вида живых существ, приобретала все более сложные форм. Наивысшим уровнем ее развития является, присущая человеку, сознание.
Психология объясняет
возникновение человеческого
Информация о работе Основные философско-экономические идеи нового времени