Основные модели философии истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 14:37, реферат

Описание

Впервые термин «философия истории» был использован Вольтером и применился им для выявления универсального исторического обозрения человеческой культуры. Однако этот термин не получил всего систематического использования до тех пор, пока Гердер не превратил его в автономную дисциплину, пытающуюся ответить на ряд фундаментальных вопросов, связанных с развитием общества во времени.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…...4
Глава 1 Теоретические основы справочно-информационных систем……………………………………………………....…….……...7
§ 1. ……………………………….….……7
§ 2. ……………………………….….…...9
1.1. Классификации информационных систем по различным признакам………..…...14
1.2. Информация как основная категория информатики……….……….……24
1.3. Классификация финансово-экономической информации и её задачи на современном этапе…....……………………………………………………..….…29
Глава 2 Анализ справочно-информационной системы финансово-экономической службы…...…………………………………….......…38
2.1. Основные справочно-информационные сведения для планирования............................................................................................................38
2.2. Справочные сведения для получения и расходования денежных средств…………………………………………………………………………...…46
2.3. Справочные данные для заполнения учетных регистров………...……...50
2.4. Исходные данные для составления основных отчетных документов финансово-экономической службы……………………………………...….……58
Глава 3. Прототип автоматизированной справочно-информационной системы финансово-экономической службы воинской части……………………………………………................….63
3.1. Процесс обработки информации в финансово-экономическом органе воинской части………………………………………………………………...…...63
3.2. Анализ автоматизированных систем финансово-экономического органа, использующих справочную подсистему….....……………………...…..………...65
3.3. Сущности и их атрибуты справочно-информационной системы…...…...68
Заключение………………....………………………………………………...…….80
Список использованной литературы……...………………………………...….…83

Работа состоит из  1 файл

Реферат 2012doc.doc

— 121.00 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

 

Реферат

по курсу «Философия»

 

 

 

Основные модели философии истории

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 1 курса,

 

гр.

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..…...4

Глава 1              Теоретические основы справочно-информационных систем……………………………………………………....…….……...7

§ 1.              ……………………………….….……7

§ 2.              ……………………………….….…...9

1.1.           Классификации информационных систем по различным признакам………..…...14

1.2.           Информация как основная категория информатики……….……….……24

1.3.           Классификация финансово-экономической информации и её задачи на современном этапе…....……………………………………………………..….…29

Глава 2              Анализ справочно-информационной системы финансово-экономической службы…...…………………………………….......…38

2.1.              Основные справочно-информационные сведения для планирования............................................................................................................38

2.2.           Справочные сведения для получения и расходования денежных средств…………………………………………………………………………...…46

2.3.           Справочные данные для заполнения учетных регистров………...……...50

2.4.           Исходные данные для составления основных отчетных документов финансово-экономической службы……………………………………...….……58

Глава 3.              Прототип автоматизированной справочно-информационной системы финансово-экономической службы воинской части……………………………………………................….63

3.1.           Процесс обработки информации в финансово-экономическом органе воинской части………………………………………………………………...…...63

3.2.           Анализ автоматизированных систем финансово-экономического органа, использующих справочную подсистему….....……………………...…..………...65

3.3.           Сущности и их атрибуты справочно-информационной системы…...…...68

Заключение………………....………………………………………………...…….80

Список использованной литературы……...………………………………...….…83

Введение

 

 

 

Впервые термин «философия истории» был использован Вольтером и применился им для выявления универсального исторического обозрения человеческой культуры. Однако этот термин не получил всего систематического использования до тех пор, пока Гердер не превратил его в автономную дисциплину, пытающуюся ответить на ряд фундаментальных вопросов, связанных с развитием общества во времени. Так постепенно стал складываться специальный раздел философского знания, ставивший перед собой задачу обнаружить закономерности развития мирового исторического процесса на основе уже известных философских принципов. А это значит, что философия истории как отдельная область человеческого знания стала частью философского мировоззрения, всецело покоясь и завися от его некоторых важнейших разделов. А именно философия истории зависима от онтологии и гносеологии и является не только продолжением, по и частной формой их существования. И действительно, если онтология ставит перед собой задачу описать философскую картину мира, а гносеология обнаружить пути познания как мира в целом, так и отдельных его частей, то философию истории интересует один из фрагментов картины мира, а именно характер развития во времени путей цивилизации. История всего человечества или отдельных форм его существования выступает определенным срезом универсального бытия Вселенной. Взаимное их влияние друг на друга образа бытия мира на историю человечества и наоборот - позволяет нам относить философию истории к частной форме существования онтологии, а онтологию к наиболее общим представлениям об условиях и причинах развития истории человечества.

Но именно потому что философия истории остается одним из второстепенных разделов философского мировоззрения, она вынуждена сохранять в себе аспекты основных философских разделов, а именно онтологии, антропологии, гносеологии. Этические аспекты остаются, как правило, за рамками философии истории, так как интересуют ее в последнюю очередь.

В чем выражают себя аспекты основных разделов философии в рамках философии истории? Они выражают себя в вопросах, па которые и пытается ответить философия истории. Рассмотрим их более внимательно.

К онтологическим аспектам философии истории относятся три вопроса.

1.              Какова движущая сила истории?

2.              Можно ли описать динамику исторического движения; или какому типу движения подчиняется история?

3.              В чем цель истории?

К антропологическим аспектам философии истории относится один вопрос: кто является субъектом истории?

К гносеологическим аспектам философии истории относится три вопроса.

1.  Познаваемо ли историческое развитие?

2.  Прогрессивна ли история?

3.  Есть ли у истории смысл?

Можно ли объединить все эти вопросы в единую схему? Да, можно. Но для чего нужна схема? Схема последовательно выстраиваемых вопросов позволит выявить рождение различных моделей и концепций философии истории. Следовательно, всякая модель философии истории отлична от другой но двум причинам. Первая: отличие моделей друг от друга начинается с того, что они опираются на различные философские картины мира. Вторая: отличие моделей друг от друга усиливается разными ответами на один вопрос. Выстроим универсальную схему вопросов, ответы на которые и будут порождать многообразие исторических моделей.

Первым вопросом в схеме будет стоять название модели философии истории, которая является продолжением философской картины мира.

Второй вопрос должен раскрывать, кто представляет в истории философии данную модель философии истории.

Третий вопрос определит, какому типу движения подчиняется история.

Ответ на четвертый вопрос покажет, кто или что является движущей силой истории.

Пятый вопрос связан с проблемой познаваемости исторического процесса.

Шестой вопрос: кто является движимой силой истории?

Седьмой вопрос: есть ли в историческом развитии смысл?

Восьмой вопрос: есть ли в истории цель ее становления?

Девятый вопрос: есть ли прогресс в истории?

Отвечая на эти вопросы, обнаружим, что существуют основные модели философии истории и переходные. В чем их отличие? Основные модели связывают ход исторического развития с одним четко выделенным типом движения. Например, это может быть линейное, либо цикличное, либо спиралевидное, либо хаотическое. Переходные же модели занимают в этом вопросе промежуточную позицию, полагая, что история имеет двойную форму движения - линейно-цикличную, либо циклично-спиралевидную, либо до конца не определенную, то есть субъективно-зависимую. Рассмотрим основные и переходные модели философии истории подробнее.

Основные модели философии истории

В основных моделях философии истории рассмотрим концепции, где четко выделяется характер движения исторического процесса, имеющий либо линейную, либо циклическую, либо спиралевидную, либо хаотичную характеристику. Все они вместе и будут составлять единую универсальную схему представлений о развитии мировой истории в разных культурах и эпохах. Не лишним было бы отметить тот факт, что при наложении этих движений друг на друга мы получаем спиралевидный конус, в основании которого лежит хаос ризоморфной концепции истории. Все это будет говорить о том, что истинное понимание истории не может принадлежать только одной модели в отдельности. Зато приблизиться к пониманию природы и механизма развития истории можно в том случае, если рассматривать все модели целокупно. Но даже в целокунной модели всемирной истории, собранной из вышеупомянутых концепций, зияют «дыры», которые мы обнаруживаем в промежутках между линейным и цикличным, цикличным и спиралевидным, спиралевидным и хаотичным движением истории.

Провиденциальная модель философии истории

Онтологии мистической картины мира может принадлежать провиденциальная модель философии истории, которую отстаивала, например, христианская философско-религиозная доктрина. Линейный характер развития исторического процесса объясняется тем, что у пего есть как начало - сотворение мира Богом, так н конец апокалипсис, в котором праведники будут отделены от грешников. Движущей силой в этой модели выступает Творец, ибо оп через свою волю промысел непостижимым для человека образом ведет его к эсхатологическому концу. История непознаваема, ибо Бог п его решения непредсказуемы. Движимой силой истории выступает свободная в своем выборе человеческая личность, чей образ и подобие были попраны первородным грехом Лдама. Смыслом для провиденциально развивающейся истории становится совершенствующийся образ человека, который избавляется от своего первородного греха в глубокой п ничем непоколебимой вере, способной даровать вечную жизнь его душе. Целью такого исторического развития выступает необходимость отделения зерен от плевел, праведников от грешников для наказания одних и вознаграждения других. Прогресса в такой истории нет и быть не может, так как Бог в любую минуту может разрушить мир, дабы восстановилась эсхатологическая справедливость, не принадлежащая земному миру.

 

Космодентрическая модель философии истории

Онтологии метафизической картины мира может принадлежать космоцснтричсская модель философии истории, которой придерживались древние греки и римляне, а также культуры Древней Индии и Китая. Если и взять, к примеру, античное представление об истории, то она имеет ярко выраженный цикличный характер своего развития, ибо греки воспринимали мир как осуществленный космос, вечная гармония которого выражалась во всеохватывающем круговом движении, чье зримое начало обнаруживало себя в круговращении звездного неба. Оно-то и придавало всему цикличный универсализм замкнутого па себя движения времен года, жизни и смерти и, наконец, самой истории. Здесь движущей силой исторического процесса выступает космос, божественная природа которого у греков и римлян не вызывала сомнений. Абсолютная повторяемость всего делает историю познаваемой, ибо то, что было в прошлом, с необходимостью свершится в будущем. Вот что об этом говорит Фукидид: «Пока природа человека остается той же, беды бывают то сильнее, то слабее, и различаются они в своих проявлениях в зависимости от того, при каких обстоятельствах наступает превратность судьбы в каждом отдельном случае. Поэтому необходимо иметь ясное представление о минувшем, могущем. повториться когда-либо в будущем, в том же самом или подобном виде»[1]. Движимой силой истории выступает человек - персона, которая в отличие от свободной личности в христианстве, иллюстрирует и очеловечивает собой стихийные силы космоса, пребывающие в постоянном движении. Так что космос персонифицирует себя человеком, а человек осуществляет собой замыслы космоса. Смыслом в космоцептричеекой модели истории является веипое возвращение и повторение пройденного в новых формах, чье многоцветие и многообразие главное содержание этой концепции. Здесь пет и не может быть конечной цели, так как в замкнутом па себя движении истории пет предела ее становления, а следовательно, и прогресса. Вот что об отсутствии прогресса говорит, например, Полибий: «Таков круговорот государственного общежития, таков порядок природы, согласно которому вес формы правления меняются, переходя одна в другую, и снова возвращаются к прежнему».

 

 

Формациопиая модель философии истории

Онтологии научно-диалектической картины мира соответствует формациопиая модель философии истории, основателями которой в XIX веке стали К. Маркс и Ф. Энгельс. Здесь законы материального мира с необходимостью обусловливали принцип существования и развития общественного бытия. Философская картина мира выдвинула универсальные диалектические законы, которым подчинялись природа, сознание человека и всеобщая история. Все они, согласно этой модели, имеют спиралевидное движение от низших форм своего существования к высшим. В формацпоппом подходе каждая последующая стадия развития общества вытекает из предыдущей и образует ее продолжение, но в видоизмененной форме. Стадии всемирной истории являются ступенями движения человечества к некому итогу, который становится завершением всех предыдущих усилий в обществе.

Движущей силой исторического развития выступает классовая борьба, возникающая вследствие социальной дифференциации общества и ведущая к его расколу на антагонистические классы. Поскольку миром управляют универсальные диалектические законы, то согласно их установлениям происходит смена одной социально-экономической формации па другую. Конфликт производительных сил (люди, машины, орудия труда) с производственными отношениями (социальные отношения в распределении благ) не только познаваем, но, что самое главное, неизбежен. Следовательно, развитие мировой истории познаваемо и прогнозируемо. Движимой силой исторического развития выступает парод. Именно его К. Маркс называл «подлинным торцом истории», который через социальные революции снимал накопившуюся остроту всех конфликтов. В соответствии с от им всемирная история наполнена глубоким смыслом, связанным с грандиозным процессом чередования во времени ряда общественно-экономических формаций, начиная с низшей стадии первобытной. Вся история устремлена через рабовладельческую, феодальную, капиталистическую к высшей своей фазе коммунизму. Это значит, что в рамках формационной модели у всемирной истории сеть высочайшая цель - коммунизм. В нем, по словам К. Маркса, заканчивается предыстории человечества и начинается «подлинная его история». Попятно, что такая модель развития утверждает наличие прогресса в истории, венцом которой станет такое общество, где требования к человеку будут предъявляться по принципу «от каждого по способностям, каждому по потребностям».

 

Модель «конца истории»

Для определения антиисторической модели философии истории обратимся к постмодернистской картине мира, основывающейся на хаосе - ризоморфной структуре реальности, где нет и не может быть линейных связей, а есть только одна игра случая. Попытка через текст освоить этот мир превращает его в среду обитания современной человеческой культуры. Современная онтология разрушает привычную, укрепившуюся в веках систему устойчивых отношений, делающую мир стабильным и предсказуемым. Постмодернистская картина мира сравнивается с осколками разбитого стекла, которые дезориентируют человека в культурном пространстве. Здесь происходит отрицание каких-либо пространственных центров и утверждается ацентризм. Тут пет целого, а есть лишь устанавливающиеся между собой па паритетных правах связи между частями. Иначе говоря, постмодернистское восприятие реальности начинается гам, где заканчивается целое. Ибо как считают его представители, двадцатый век и так заплатил достаточно высокую цепу за разные формы единоначалия диктатуру, тоталитарпзм, тиранию. Вместо этого утверждается практика равноправного диалога дискурса. Толерантность становится принципом совместного нахождения решений.

Информация о работе Основные модели философии истории