Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 15:30, реферат
Цель данной работы – исследовать основные направления европейской философии.
Задачи исследования:
- рассмотреть предпосылки развития европейской философии;
- раскрыть периодизацию развития европейской философии;
- обозначить причины многообразия школ и направлений в европейской философии;
- исследовать основные направления европейской философии.
Введение..............................................................................................................3
1. Предпосылки развития европейской философии.............................................4
2. Периодизация развития европейской философии..........................................6
3. Причины многообразия школ и направлений в европейской философии...10
4. Основные направления европейской философии..........................................13
4.1. Сциентистское направление...........................................................13
4.2. Деятельностное направление...........................................................14
4.3. Антропологическое направление..................................................15
4.4. Философско-теологическое направление.......................................17
4.5. Социально-критическое направление..............................................19
Заключение.......................................................................................................22
Список использованной литературы...............................................................23
План
Введение......................
1. Предпосылки
развития европейской
2. Периодизация
развития европейской
3. Причины многообразия школ и направлений в европейской философии...10
4. Основные
направления европейской
4.1.
Сциентистское направление...................
4.2.
Деятельностное направление...................
4.3.
Антропологическое направление...................
4.4.
Философско-теологическое направление...................
4.5.
Социально-критическое направление...................
Заключение....................
Список
использованной литературы....................
Введение
Европейская философия ведет начало с греков, которые овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами (такими, как наука и философия). Они расширили старые методы (как, напр., логический метод), впервые создали то, что называется теперь формой мышления: они впервые открыли человеческую душу, человеческий дух, в основу которого легло новое самопонимание человека.
Европейская философия представляет собой определенную целостность с самого возникновения и до наших дней. Несмотря на потрясения и переломы, философская традиция никогда не прерывалась: средневековая философия использовала античные идеи, а философия Нового времени - идеи средневековья.
Европейская философия объединяет в себе множество различных школ, концепций, зачастую противоречащих друг другу как в подходе к анализу окружающего мира, к человеку, так и в используемых методах. В связи с этим исследование европейской философии составляет основу множества исследований. Таким образом, изучение данной темы является актуальным.
Цель данной работы – исследовать основные направления европейской философии.
Задачи исследования:
- рассмотреть предпосылки развития европейской философии;
- раскрыть периодизацию развития европейской философии;
- обозначить причины многообразия школ и направлений в европейской философии;
-
исследовать основные направления европейской
философии.
1. Предпосылки развития европейской философии
Начало развития европейской философии было положено в 5-4 вв. до н.э. в Древней Греции. Эта философия возникла и развивалась в тесной связи с природой. Философы пытались с научной точки зрения рассуждать о происхождении мира, человека, явлений. Философы решали научные проблемы и вместе с этим пытались понять сущность мира в целом.1
Если восточная философия была направлена на изучение человека, то древнегреческая философия была противоположна: решался вопрос о первоначале мира. Решая эту проблему, древнегреческая философия была несвободна от мифологии, но есть и существенные отличия философии от мифологии: мифология отвечает на вопрос «Кто кого породил?», а философия – «Из чего все произошло?»
Фалес рассматривал все существующее как единую субстанцию мира. Он считал, что вода является этой субстанцией. Испарения воды питают небесные светила, а затем вода возвращается на Землю в виде осадков.
Анаксимандр – представитель милетской школы. Он выдвинул учение о неразрушимых элементах вещей. Считал, что первоначало мира связано с неопределённо вечным первоначалом – апейроном (бесконечное), который находится в постоянном движении.
Анаксимен – представитель милетской школы, ученик Анаксимандра. Он связывал первоначало мира с воздухом, из сгущения и разрежения которого возникают все вещи.
Гераклит
Эфесский – философ – диалектик, представитель
ионийской школы. У него есть произведение
о природе, состоящее из трёх частей: «О
вселенной», «О государстве», «О богослове».
Мир – это упорядоченное образование
(космос), этот мир вечен, бесконечен, он
не создан ни богами, ни людьми. Считал,
что первоначалом сущего является мировой
огонь, который есть также душа и разум
(логос); он «мерами вспыхивает и мерами
угасает»; путём сгущения из огня возникают
все вещи, путём разрежения в него возвращаются.
Все явления природы рождаются из огня.
Гераклит строит цепочку превращений.
Мир меняется, все изменяется по известной
закономерности (судьбе), а судьба тождественна
необходимости. Вечный закон – логос.
В мире всё происходит по логосу. Учение
Гераклита называется стихийной диалектикой.
Гераклит представлял мир в качестве упорядоченной
системы. «Всё течет, всё меняется, нет
ничего неподвижного. Солнце непрерывно
новое, постоянно новое». Учение Гераклита
связано с другим учением об обмене противоположностей:
«холодное – теплеет, влажное – высыхает,
в расходящемся всё соединяется». Взаимодействие
противоположностей происходит через
борьбу, через борьбу образуется гармония
мира.
В древнегреческой натурфилософии различают два подхода:
1. Физический – задавшись вопросом о первоначале мира связывают её с какой-то природной стихией.
2.
Философский – философы рассматривают
проблему первоначала мира с позиции разума.2
2. Периодизация развития европейской философии
Историю европейской философии принято делить на следующие этапы:
1. Первый этап - это философия античности, которая существовала с VI века до н.э. до III века н.э. Это этап зарождения философии как таковой. Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Именно к этому стремились первые греческие философы - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, несколько позднее - пифагорейцы, Гераклит, Эмпедокл и другие. Затем благодаря Сократу, Аристотелю и Платону, а также их последователям и противникам из более поздних эпох философия приобретает черты, которые будут присущи ей на протяжении всей ее истории.
Представители античной философии:
- Классика: V-IV вв. до н. э. - Сократ и сократики: Сократ, Платон, Спевсипп, Ксенократ, Полемон, Крантор, Кратет Афинский, Клеарх, Евклид из Мегары, Стильпон, Диодор Крон, Евбулид, Клиномах, Антисфен, Диоген Синопский, Аристипп, Арета Киренская, Аристипп, сын Ареты, Феодор-Атеист, Гегесий, Аникерит, Эвгемер, Федон из Элиды, Плистен из Элиды, Менедем.
- IV-III вв. до н. э. - Аристотель и перипатетики: Аристотель, Теофраст, Эвдем Родосский, Стратон, Аристоксен, Дикеарх, Клеарх
- IV-I вв. до н. э. - философия периода эллинизма: Пиррон, Энесидем, Агриппа, Ксанф, Эпикуреизм, Эпикур, Метродор Лампсакский, Зенон Китийский, Клеанф, Тимон, Хрисипп, Зенон Тарсийский, Кратет Малльский, Панетий Родосский, Посидоний, Аркесилай, Лакид из Кирены, Эвандр из Фокиды, Карнеад, Клитомах, Филон Ларисский, Антиох из Аскалона, Менипп Гадарский, Бион Борисфенит, Кратет, Гиппархия, Метрокл из Маронеи, Критолай, Кратипп.
2. Следующий этап - это философия средних веков. Она возникла в IV веке и просуществовала вплоть до XIV века. Философия этой эпохи была тесно сопряжена с теологией, а фактически составлял ее неотъемлемую часть. Фактически философ, мудрец, богослов, пророк и учитель этики в Средние века представлены одной фигурой. Основная проблема философии средних веков - бытийное отношение между Богом и человеком. Любая другая проблематика, связанная с философией в античности (онтология, гносеология, этика, эстетика), рассматривались под этим углом зрения. Как и теолог, философ строил свои системы, отвечая на запросы религии и вопрошая заповеди веры. Однако при этом у философии были свои, отличные от религии, функции, связанные с основным ее свойством - сомнением, а также со способностью разума эти сомнения побеждать и приходить к высшей истине.
3.
Качественно новым этапом развития философской
мысли стала философия Возрождения (XV-XVI
вв.). Начиная с XV века происходят многочисленные
изменения в социально-экономической
и духовной жизни Западной Европы, которые
были связаны в первую очередь с процессом
секуляризации - освобождения от религии
и церковных институтов. Если в центре
внимания античности был космос, в средние
века - бог, то в эпоху Возрождения в центре
внимания оказывается человек. По этой
причине философию Возрождения обычно
характеризуют как антропоцентрическую.
В эту эпоху человек становится гораздо
более самостоятельным. В результате возникает
и новая общественная позиция человека,
который испытывает теперь гордость, сознавая
собственную силу и талант.
Важнейшая отличительная черта эпохи
Возрождения - его ориентация на искусство.
Это напрямую связано с изменениями в
отношении к человеку: художник - это фактически
творец, который создает мир, а следовательно,
он равен богу.
4. За философией Возрождения сформировалась философия Нового времени (XVII-XIX вв.). Для нее характерна почти безграничная вера во всемогущество разума, который, как кажется философам, способен познать природу и привести человека к прекрасному будущему. Новое время - это период развития и становления науки, которая мыслится как средство улучшения человеческой жизни и считается едва ли не естественным явлением. На первый план выступают проблемы гносеологии, то есть науки о познании, а следовательно, философия во многом становится «служанкой науки» (точно так же, как в Средние века она была «служанкой теологии»): философов крайне беспокоят проблемы методов, при помощи которых мы познаем мир.
Однако уже в философии Нового времени возникают сомнения в том, что разум настолько всемогущ. Кроме того, человек Нового времени сталкивается с непредсказуемыми последствиями своей собственной деятельности, которые, как оказывается, могут быть очень опасными. Поэтому в философии все более и более отчетливо начинают проявляться иррационалистические мотивы, выражающие неудовлетворенность настоящим и неспособность поверить в светлое будущее, которое пророчат сторонники прогресса.
Основные представители: Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Рене Декарт, Блез Паскаль, Бенедикт (Барух) Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц, Дэвид Юм.
5.
Последний этап развития философии - это
новейшая философия (XX в.), которую называют
также современной. Современная философия
- это очень сложное явление, которое сочетает
в себе все вопросы, которые когда-либо
ставила философия. Такое присутствие
тем предыдущих эпох в философии определенного
периода - естественное явление, и вряд
ли философия наших дней отличается в
этом отношении от философии предыдущих
эпох. Основное, наиболее важное для людей
XXI века, различие между современной философией
и философией прошедших эпох состоит в
том, что говорить о современной философии
объективно крайне сложно, поскольку она
является реакцией на ту жизнь, которая
нас окружает, а следовательно, любая оценка,
выносимая в этом отношении, будет в той
или иной степени предвзятой.3
3. Причины многообразия школ и направлений в европейской философии
Новое
время сменяет эпоху
В условиях, когда ставка делается на науку
и развитие техники, человек превращается
в средство сомнительных целей. «В результате,
- как тонко подметил Ф. Ницше, - умер Бог».
«Но и человек не стал Богом», - добавил
Ф. М. Достоевский. Более того, человек
потерял себя, превратился в общественную
функцию.
В XX в. рабство капитала сменяется рабством абсурда. «Вторая природа» как система посредников вышла из-под контроля и обострила глобальные проблемы. Наука стала заложником политики. Она все больше становится прикладной, выполняя заказ текущего момента. Бал правит цивилизованное варварство, разрушая культуру и превращая народ в население, в объект манипулирования.4
В
этих условиях традиционное противостояние
материализма и идеализма в философии
сменяется философским
Философские школы сциентистского направления
разрабатывают философские проблемы науки,
формируя мировоззрение научно-технической
интеллигенции и тех слоев общества, которые
рассматривают научно-технический прогресс
как единственное средство решения глобальных
проблем современности.
Философские школы деятельностного направления разрабатывают социально-политические проблемы развития общества, формируя мировоззрение широких масс населения, связывающих свою судьбу с успешным решением означенных проблем.
Философские школы антропологического направления охватывают философские проблемы отдельного человека и его отношения к миру, формируя мировоззрение в основном гуманитарной интеллигенции, а также тех слоев, которые наиболее остро испытывают или переживают результаты отчуждения человека.
Информация о работе Основные направления европейской философии