Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 15:30, реферат
Цель данной работы – исследовать основные направления европейской философии.
Задачи исследования:
- рассмотреть предпосылки развития европейской философии;
- раскрыть периодизацию развития европейской философии;
- обозначить причины многообразия школ и направлений в европейской философии;
- исследовать основные направления европейской философии.
Введение..............................................................................................................3
1. Предпосылки развития европейской философии.............................................4
2. Периодизация развития европейской философии..........................................6
3. Причины многообразия школ и направлений в европейской философии...10
4. Основные направления европейской философии..........................................13
4.1. Сциентистское направление...........................................................13
4.2. Деятельностное направление...........................................................14
4.3. Антропологическое направление..................................................15
4.4. Философско-теологическое направление.......................................17
4.5. Социально-критическое направление..............................................19
Заключение.......................................................................................................22
Список использованной литературы...............................................................23
Философские школы религиозного (теологического) направления связаны с кругом вопросов, нацеленных на обоснование целесообразности религии. Они формируют мировоззрение верующих, а также всех, кто уповает найти в религии спасения от социальных и духовных невзгод.
Философские
школы социально-критического направления
ориентированы на анализ сущего и
проектирование должного. Они формируют
мировоззрение тех широких
Философский
плюрализм XX в. свидетельствует о
том, что человечество переживает затянувшийся
кризис, что в системе «природа-
4. Основные направления европейской философии
4.1. Сциентистское направление
Сциентизм - это устойчивая ориентация на знание, своеобразная вера, что наука может решить все существующие проблемы. Возник сциентизм как реакция на бурное развитие науки в XIX-XX вв.6
Первую страницу этого философского направления вписал позитивизм, как своеобразная форма утверждения «панрационализма» в науке.
- Основоположник позитивизма О. Конт (1798-1857) полагал, что «позитивное» знание дает только наука. Что касается других форм общественного сознания, то их эффективность познавать мир находится в зависимости от меры рациональности. Философия занимает особое место в системе общественного сознания, но и она как наука несостоятельна, ибо ее предметом являются «метафизические проблемы». Эти проблемы выходят за рамки объективной реальности. Более того, они не решаются известными формами и методами научного познания.
- Идеи О. Конта нашли свое продолжение в эмпириокритицизме. Его основатели Э. Мах (1838-1916), Р, Авенариус (1846-1896) пришли к ложным выводам о невозможности объективной и абсолютной истины; о том, что в науке бал правит исключительно «релятивизм» - относительная истина, С позиции релятивизма и был сделан вывод о том, что развитие физики якобы продемонстрировало аннигиляцию (исчезновение) материи, В действительности исчезла не материя, а предел наших устаревших знаний о ней. Но это становится понятным только при учете соотношения абсолютной и относительной истины, при уяснении, что их объединяет объективное содержание, при понимании, что истина всегда конкретна и нельзя абсолютизировать одностороннее решение проблемы.
В
отличие от чистого позитивизма
представители
- Идея превратить философию в методологию нашла свое развитие в деятельности так называемого «Венского кружка». В 20-х гг. XX в. М. Шлик и Р. Карнап, О. Нейрат и В. Крафт организовали семинар позитивистской направленности.
Игнорируя традиционную «метафизику» и классическую философскую проблематику, участники семинара редуцировали философию до уровня логического анализа языка науки.
- В 70-х гг. XX в. усилиями К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна и др. складывается «постпозитивизм» как попытка преодолеть нигилизм и антиисторизм логического позитивизма в отношении философии. Вместо принципа верификации К. Поппер вводит принцип опровержения как способ проверки состоятельности гипотез и отделения научного знания от ненаучного.
-
Усилиями Л. Витгенштейна оформляется
еще одна школа позитивизма - аналитическая
философия. Эта школа рассматривает философию
как средство анализа языка.7
4.2. Деятельностное направление
Это направление представляют марксизм и прагматизм.
- Не игнорируя философию и не перечеркивая значение науки, марксизм заявил о себе как оригинальная концепция познания общественного развития и разрешения проблем классического капитализма. В мировоззренческом плане это система взглядов пролетариата на мир и на свое отношение к миру.
Возник марксизм в 40-е гг. XIX в. как теоретическое отражение кризиса классического капитализма и обоснование исторической миссии пролетариата. Теоретическими источниками марксизма явились немецкая классическая философия, английская классическая политэкономия и французский утопический социализм.
Основоположниками
философии пролетариата явились
К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Возвышенный
ум и независимый характер не позволили
им прожить спокойную и
- Несколько позже, в 70-х гг. XIX в., наряду с марксизмом в Европе, формируется философия действия - «прагматизм» в США. Его основатели Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи и Дж. Мид.
Суть
концепции прагматизма
4.3. Антропологическое направление
Это
направление философии
Будучи
нацелено на экзистенцию человека,
его бессознательное начало, это
направление методологии
Тенденции иррационализма наиболее сильно проявились в философии жизни. Ее представители: Ф. Ницше (1844-1900), В. Дильтей (1839-1911), Г. Зиммель (1858-1918) и А. Бергсон (1859-1941).
На формировании философии жизни сказалось влияние философии Артура Шопенгауэра (1788-1860). В его основном сочинении «Мир как воля и представление» мир предстает как «слепая воля к жизни». Только воля обладает объективностью, что и обеспечивает ее примат над разумом. Мышление, как производное воли, способно быть лишь системой ее обеспечения, выполнять служебную функцию.
Наиболее
влиятельной школой антропологического
направления в философии
Предтечей экзистенциализма является
датский философ-теолог С. Кьеркегор (1813-1855).
Экзистенциализм
исходит из того, что для каждого
человека главным в его жизни
являются не абстрактные идеи, а
конкретные проблемы его существования
в условиях, когда бал правит зло
и несправедливость. Единственным ориентиром
в «театре абсурда» является не разум,
а вера, ибо «вера начинается как раз там,
где прекращается мышление».
Человеческая реальность, по Кьеркегору,
не существует в чистом виде. Она находится
во взаимоприкосновении с божественной
реальностью. Взаимоприкосновение создает
недоступность для логических средств
и форм научного познания. Эта «недоступность»
отягощает человеку выбор в ситуации «или-или»,
когда единичное устремляется к всеобщему,
когда человек пытается выйти за пределы
своего сущего «Я». Но поскольку это устремление
выходит за рамки рационального, то, стало
быть, надо в каждом случае не понимать,
а принимать сложившуюся ситуацию.
Социально-
Гносеологическим источником экзистенциализма является проблема не сущности, а существования человека; проблема соотношения рациональных и иррациональных форм постижения «самости» человека.
Французский
экзистенциализм при всей специфике
взглядов Ж.-П. Сартра и А. Камю в целом
совпадает с общей
По
социологическим опросам 60-х гг., Жан-Поль
Сартр оказался самым популярным философом
XX в.
4.4. Философско-теологическое направление
Наибольшим влиянием в западном мире пользуются неотомизм и персонализм.
1. Неотомизм - официальная философско-теологическая доктрина католической церкви, провозгласившая себя «философией, сохраняющейся в веках». Первый и фундаментальный пласт неотомизма составляет философия Аристотеля, но в ее христианско-схоластической обработке. Задачу приспособления философии Аристотеля к нуждам догматической системы католицизма решил Томмазо (Фома) Аквинский (1224-1275). Его учение, основу которого составил христианизированный аристотелизм, получило название томизм.
Согласно томизму, все догмы католицизма безусловны и абсолютны. Они открываются в акте религиозного переживания и исключают необходимость рационального познания.
Основные
его представители: Э. Жильсон, Ж. Маритен
(Франция); Д. Мерсье, А. Дондейн (Бельгия);
М. Грабман (Германия); К. Фабро (Италия).
Свою задачу они видят в осуществлении
завещания Ф. Аквинского - примирить догматы
христианской веры с требованием мыслящего
разума, согласовать иррациональные положения
религии с рациональными знаниями и тем
самым оправдать христианство перед лицом
авторитета науки и просвещения.
Для неотомизма характерны попытки ассимилировать некоторые научные идеи и открытия, в частности христианизировать эволюционную теорию Ч. Дарвина.
2.
Персонализм возник на рубеже
XIX-XX вв. прежде всего в США и
во Франции. Его основные
Персонализм
рассматривает мир как
На первом плане в философии персонализма стоит не классический субъект познания, а человеческая личность в полноте своих проявлений.
Личность рассматривается в качестве фундаментальной онтологической категории, основной формы проявления бытия. В ней волевая активность и деятельность сочетаются с непрерывностью существования. Но истоки этой активности (творческой) заложены не в самой личности, а в бесконечном начале - Боге. Этим и объясняется постоянная необходимость диалога человека и Бога.
4.5. Социально-критическое направление
Это направление включает социальную философию франкфуртской школы, философию неофрейдизма и Римский клуб. Все они имеют свою «визитную карточку», но всех их объединяет критическое отношение к социальной действительности, к системе «общество-природа-человек».
1. Социальная философия франкфуртской школы возникла в 30-х гг. XX в. Ее основные представители: М. Хоркхаймер (1895-1973), Т. Адорно (1903-1969), Г. Маркузе (1898-1979), Ю. Хабермас (1929).
Эволюция франкфуртской школы предстает как движение от «критической теории общества» (М. Хоркхаймер, Г. Маркузе) к пессимистической философии истории (поздний Хоркхаймер), к «негативной диалектике» (Т. Адорно и поздний Г. Маркузе) и, наконец, к пессимистическому примиренчеству (Ю. Хабермас).
Представители школы выступали в роли критиков развитого индустриального общества, обеспечившего тотальное отчуждение и производство «одномерного человека». За критикой последовало обоснование тезиса о том, что субъектом грядущей революции может быть только тот, кто еще не стал рабом «одномерного сознания», кто не стал одномерным человеком. С точки зрения представителей франкфуртской школы - это критически мыслящая интеллигенция и студенчество.
2.
Идею «революции человека»
Информация о работе Основные направления европейской философии