Основные направления европейской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 15:30, реферат

Описание

Цель данной работы – исследовать основные направления европейской философии.
Задачи исследования:
- рассмотреть предпосылки развития европейской философии;
- раскрыть периодизацию развития европейской философии;
- обозначить причины многообразия школ и направлений в европейской философии;
- исследовать основные направления европейской философии.

Содержание

Введение..............................................................................................................3
1. Предпосылки развития европейской философии.............................................4
2. Периодизация развития европейской философии..........................................6
3. Причины многообразия школ и направлений в европейской философии...10
4. Основные направления европейской философии..........................................13
4.1. Сциентистское направление...........................................................13
4.2. Деятельностное направление...........................................................14
4.3. Антропологическое направление..................................................15
4.4. Философско-теологическое направление.......................................17
4.5. Социально-критическое направление..............................................19
Заключение.......................................................................................................22
Список использованной литературы...............................................................23

Работа состоит из  1 файл

Философия. Основные направления европейской философии.doc

— 103.00 Кб (Скачать документ)

     Философские школы религиозного (теологического) направления связаны с кругом вопросов, нацеленных на обоснование  целесообразности религии. Они формируют  мировоззрение верующих, а также  всех, кто уповает найти в религии спасения от социальных и духовных невзгод.

     Философские школы социально-критического направления  ориентированы на анализ сущего и  проектирование должного. Они формируют  мировоззрение тех широких кругов общественности, которые наиболее остро переживают глобальные проблемы современности и готовы внести свой посильный вклад в их решение.

     Философский плюрализм XX в. свидетельствует о  том, что человечество переживает затянувшийся кризис, что в системе «природа-общество-человек» актуализировались нестандартные проблемы, требующие нестандартных решений, и что решение этих проблем далеко выходит за рамки возможностей классической философии.5 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Основные направления европейской философии

4.1. Сциентистское направление

     Сциентизм - это устойчивая ориентация на знание, своеобразная вера, что наука может решить все существующие проблемы. Возник сциентизм как реакция на бурное развитие науки в XIX-XX вв.6

     Первую  страницу этого философского направления  вписал позитивизм, как своеобразная форма утверждения «панрационализма» в науке.

     - Основоположник позитивизма О. Конт (1798-1857) полагал, что «позитивное» знание дает только наука. Что касается других форм общественного сознания, то их эффективность познавать мир находится в зависимости от меры рациональности. Философия занимает особое место в системе общественного сознания, но и она как наука несостоятельна, ибо ее предметом являются «метафизические проблемы». Эти проблемы выходят за рамки объективной реальности. Более того, они не решаются известными формами и методами научного познания.

     - Идеи О. Конта нашли свое продолжение в эмпириокритицизме. Его основатели Э. Мах (1838-1916), Р, Авенариус (1846-1896) пришли к ложным выводам о невозможности объективной и абсолютной истины; о том, что в науке бал правит исключительно «релятивизм» - относительная истина, С позиции релятивизма и был сделан вывод о том, что развитие физики якобы продемонстрировало аннигиляцию (исчезновение) материи, В действительности исчезла не материя, а предел наших устаревших знаний о ней. Но это становится понятным только при учете соотношения абсолютной и относительной истины, при уяснении, что их объединяет объективное содержание, при понимании, что истина всегда конкретна и нельзя абсолютизировать одностороннее решение проблемы.

     В отличие от чистого позитивизма  представители эмпириокритицизма  не отбрасывали философию, но сводили  ее только до уровня методологии, предавая забвению, что философия может  выступать в статусе онтологии, гносеологии, аксиологии, праксиологии, мировоззрения и т. д.

     - Идея превратить философию в методологию нашла свое развитие в деятельности так называемого «Венского кружка». В 20-х гг. XX в. М. Шлик и Р. Карнап, О. Нейрат и В. Крафт организовали семинар позитивистской направленности.

     Игнорируя традиционную «метафизику» и классическую философскую проблематику, участники семинара редуцировали философию до уровня логического анализа языка науки.

     - В 70-х гг. XX в. усилиями К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна и др. складывается «постпозитивизм» как попытка преодолеть нигилизм и антиисторизм логического позитивизма в отношении философии. Вместо принципа верификации К. Поппер вводит принцип опровержения как способ проверки состоятельности гипотез и отделения научного знания от ненаучного.

     - Усилиями Л. Витгенштейна оформляется еще одна школа позитивизма - аналитическая философия. Эта школа рассматривает философию как средство анализа языка.7 

4.2. Деятельностное направление

     Это направление представляют марксизм и прагматизм.

     - Не игнорируя философию и не перечеркивая значение науки, марксизм заявил о себе как оригинальная концепция познания общественного развития и разрешения проблем классического капитализма. В мировоззренческом плане это система взглядов пролетариата на мир и на свое отношение к миру.

     Возник марксизм в 40-е гг. XIX в. как теоретическое отражение кризиса классического капитализма и обоснование исторической миссии пролетариата. Теоретическими источниками марксизма явились немецкая классическая философия, английская классическая политэкономия и французский утопический социализм.

     Основоположниками философии пролетариата явились  К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Возвышенный  ум и независимый характер не позволили  им прожить спокойную и благочестивую  жизнь преуспевающих буржуа.

     - Несколько позже, в 70-х гг. XIX в., наряду с марксизмом в Европе, формируется философия действия - «прагматизм» в США. Его основатели Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи и Дж. Мид.

     Суть  концепции прагматизма заключается  в том, что философия должна быть не размышлением о началах бытия, не рациональной формой его познания, а общим методом решения проблем практической деятельности людей. 

4.3. Антропологическое направление

     Это направление философии оформилось в трех основных школах: философия жизни, экзистенциализм, философская антропология.

     Будучи  нацелено на экзистенцию человека, его бессознательное начало, это  направление методологии классического  рационализма предпочитает иррационализм. Иррационализм существенно ограничивает возможности разума, делает ставку на бессознательные процессы человеческого «Я». Процессы проявления воли, интуиции, воображения и т. д. не поддаются рациональному познанию и невыразимы в средствах логики. Если позитивизм, ориентируясь на науку, превращал философию в теорию познания, оторванную от объективной действительности, то философия жизни стремится сохранить мировоззренческую функцию философии, но ценой отказа от научности.

     Тенденции иррационализма наиболее сильно проявились в философии жизни. Ее представители: Ф. Ницше (1844-1900), В. Дильтей (1839-1911), Г. Зиммель (1858-1918) и А. Бергсон (1859-1941).

     На  формировании философии жизни сказалось  влияние философии Артура Шопенгауэра (1788-1860). В его основном сочинении  «Мир как воля и представление» мир  предстает как «слепая воля к  жизни». Только воля обладает объективностью, что и обеспечивает ее примат над разумом. Мышление, как производное воли, способно быть лишь системой ее обеспечения, выполнять служебную функцию.

     Наиболее  влиятельной школой антропологического направления в философии является экзистенциализм. Его основные представители: Ф. М. Достоевский (1821-1881), Л. И. Шестов (1866-1938) в России; М. Хайдеггер (1889-1976), К. Ясперс (1883-1969) в Германии; Г. Марсель (1889-1973), Ж.-П. Сартр (1905-1980) и А. Камю (1913-1960) во Франции. 
Предтечей экзистенциализма является датский философ-теолог С. Кьеркегор (1813-1855).

     Экзистенциализм исходит из того, что для каждого  человека главным в его жизни  являются не абстрактные идеи, а  конкретные проблемы его существования  в условиях, когда бал правит зло и несправедливость. Единственным ориентиром в «театре абсурда» является не разум, а вера, ибо «вера начинается как раз там, где прекращается мышление». 
Человеческая реальность, по Кьеркегору, не существует в чистом виде. Она находится во взаимоприкосновении с божественной реальностью. Взаимоприкосновение создает недоступность для логических средств и форм научного познания. Эта «недоступность» отягощает человеку выбор в ситуации «или-или», когда единичное устремляется к всеобщему, когда человек пытается выйти за пределы своего сущего «Я». Но поскольку это устремление выходит за рамки рационального, то, стало быть, надо в каждом случае не понимать, а принимать сложившуюся ситуацию.

     Социально-психологическим  источником экзистенциального философствования явилась социально-экономическая и социально-политическая обстановка в Европе, воплотившаяся в различных формах отчуждения. Отчуждение человека от всего, от всех и от самого себя приводит к тому, что человек выступает носителем «джентльменского набора» от ощущения бессилия и бессмысленности до состояния агрессивности и использования социально неодобряемых средств при решении проблем витального характера.

     Гносеологическим  источником экзистенциализма является проблема не сущности, а существования  человека; проблема соотношения рациональных и иррациональных форм постижения «самости» человека.

     Французский экзистенциализм при всей специфике  взглядов Ж.-П. Сартра и А. Камю в целом  совпадает с общей экзистенциальной позицией М. Хайдеггера и К. Ясперса.

     По  социологическим опросам 60-х гг., Жан-Поль Сартр оказался самым популярным философом XX в. 

4.4. Философско-теологическое направление

     Наибольшим  влиянием в западном мире пользуются неотомизм и персонализм.

     1. Неотомизм - официальная философско-теологическая доктрина католической церкви, провозгласившая себя «философией, сохраняющейся в веках». Первый и фундаментальный пласт неотомизма составляет философия Аристотеля, но в ее христианско-схоластической обработке. Задачу приспособления философии Аристотеля к нуждам догматической системы католицизма решил Томмазо (Фома) Аквинский (1224-1275). Его учение, основу которого составил христианизированный аристотелизм, получило название томизм.

     Согласно  томизму, все догмы католицизма  безусловны и абсолютны. Они открываются в акте религиозного переживания и исключают необходимость рационального познания.

     Основные  его представители: Э. Жильсон, Ж. Маритен (Франция); Д. Мерсье, А. Дондейн (Бельгия); М. Грабман (Германия); К. Фабро (Италия). 
Свою задачу они видят в осуществлении завещания Ф. Аквинского - примирить догматы христианской веры с требованием мыслящего разума, согласовать иррациональные положения религии с рациональными знаниями и тем самым оправдать христианство перед лицом авторитета науки и просвещения.

     Для неотомизма характерны попытки ассимилировать некоторые научные идеи и открытия, в частности христианизировать эволюционную теорию Ч. Дарвина.

     2. Персонализм возник на рубеже XIX-XX вв. прежде всего в США и  во Франции. Его основные представители:  Э. Брайтмен, Р. Флюэллинг в  (США); Э. Мунье, Ж. Лакруа (Франция). Мировоззренческая цель персонализма  заключается в том, чтобы примирить религию и культ человека.

     Персонализм рассматривает мир как сотворчество, как результат творческой активности Бога и человека. И если Бог выступает  верховной личностью, то земная личность признается в качестве первичной творческой реальности.

     На  первом плане в философии персонализма стоит не классический субъект познания, а человеческая личность в полноте своих проявлений.

     Личность  рассматривается в качестве фундаментальной  онтологической категории, основной формы  проявления бытия. В ней волевая  активность и деятельность сочетаются с непрерывностью существования. Но истоки этой активности (творческой) заложены не в самой личности, а в бесконечном начале - Боге. Этим и объясняется постоянная необходимость диалога человека и Бога.

4.5. Социально-критическое направление

     Это направление включает социальную философию франкфуртской школы, философию неофрейдизма и Римский клуб. Все они имеют свою «визитную карточку», но всех их объединяет критическое отношение к социальной действительности, к системе «общество-природа-человек».

     1. Социальная философия франкфуртской школы возникла в 30-х гг. XX в. Ее основные представители: М. Хоркхаймер (1895-1973), Т. Адорно (1903-1969), Г. Маркузе (1898-1979), Ю. Хабермас (1929).

     Эволюция  франкфуртской школы предстает  как движение от «критической теории общества» (М. Хоркхаймер, Г. Маркузе) к пессимистической философии истории (поздний Хоркхаймер), к «негативной диалектике» (Т. Адорно и поздний Г. Маркузе) и, наконец, к пессимистическому примиренчеству (Ю. Хабермас).

     Представители школы выступали в роли критиков развитого индустриального общества, обеспечившего тотальное отчуждение и производство «одномерного человека». За критикой последовало обоснование тезиса о том, что субъектом грядущей революции может быть только тот, кто еще не стал рабом «одномерного сознания», кто не стал одномерным человеком. С точки зрения представителей франкфуртской школы - это критически мыслящая интеллигенция и студенчество.

     2. Идею «революции человека» рассматривает  и неофрейдизм. Неофрейдизм выделился  в 30-х гг. XX в. из ортодоксального фрейдизма. Его основные представители К. Хорни, Г. Салливан, Э. Фромм и др. изначально стремились превратить фрейдизм в социально-культурологическую доктрину, пересмотрев традиционную концепцию бессознательного и порвав с биологическими предпосылками учения 3. Фрейда.

Информация о работе Основные направления европейской философии