Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 18:19, контрольная работа
Средние века - это значительная эпоха в истории человечества. Этот период охватывает более тысячелетия. Внутри данного периода выделяют три основных этапа (следует отметить, что деление условно и хронологические рамки приблизительны):
• Раннее средневековье, V-XI в.в.;
• Высокое (классическое) средневековье, XII-XIV в.в.;
• Позднее средневековье, XV-XVI в.в.
Введение 3
1. Предпосылки возникновения Христианства 4-5
2. Основные черты Христианства 6-12
3. Представители Христианской философии 13-19
Заключение 20
Список литературы 21
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ФГОУ ВПО ˝ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ˝
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ
К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А
на тему:
«О С Н О В Н Ы Е О С О Б Е Н Н О С Т И
Х Р И С Т И А Н С Т В А»
Выполнил:
студент 2 курса 1 группы ОЗО
Урушев А. Б.
Проверил:
Астапов С. Н.
Ростов-на-Дону
2011
Содержание
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
Средние века - это значительная
эпоха в истории человечества.
Этот период охватывает более тысячелетия.
Внутри данного периода выделяют
три основных этапа (следует отметить,
что деление условно и
Особую роль в формировании средневековой культуры сыграли христианская религия и римско-католическая церковь. Христианство еще в поздней античности стало той объединяющей оболочкой, в которую смогли вместиться самые разные взгляды - от тонких теологических доктрин до языческих суеверий и варварских обрядов. В период перехода от античности к средневековью христианство было весьма восприимчиво к другим идеологическим явлениям, поглощало и соединяло их. Это было одной из важнейших причин его постепенного усиления.
Предпосылки возникновения Христианства
Христианство возникло в первом веке нашей эры в восточной части Римской империи. В этот период Римская империя являлась классическим рабовладельческим государством, включающим десятки стран Средиземноморья. Однако к первому веку мощь мирового государства была подорвана, и оно находилось в стадии упадка и распада. На его территории установились достаточно сложные религиозные отношения между носителями разных верований.
Это было вызвано рядом факторов:
Во-первых, шел процесс разложения национальных религий, начавшийся еще в эллинистическую и завершившийся в римскую эпоху.
Во-вторых, происходил процесс стихийного взаимодействия различных национальных и племенных верований и обычаев - синкретизм. Религиозный синкретизм сводился тогда, прежде всего к проникновению ближневосточных представлений и образов, имеющих тысячелетнюю историю, в сознание и религиозную жизнь античного общества.
На основе взаимопроникновения
и слияния различных сторон вероучений
и культов происходило
Не менее важной - является социокультурная предпосылка.
Христианство в Римской
империи первоначально
Обличение испорченности мира, его греховности, обещание спасения и установление царства мира и справедливости - таковы социальные идеи. Они давали надежду на утешение всех страждущих. Именно этим людям, как следует из Нагорной проповеди Иисуса и Откровения Иоанна Богослова, прежде всего было обещано Царство Божие. Те, которые здесь первые, там станут последними, а последние здесь - там будут первыми. Зло будет наказано, а добродетель вознаграждена. Страшный суд свершится и всем воздастся по их делам.
Однако человечество перед тем, как отдать предпочтение этой мировой религии, проделало большой исторический путь, на протяжении которого формировались и шлифовались религиозные представления и верования. [2, С 43-47]
Высший этап развития религиозных представлений и верований в обществе тех далеких времен наступает, когда из многочисленного пантеона божеств на передний план выдвигается один. При этом часть существенных свойств и качеств, различных богов переносится на одно, главное божество. Постепенно культ и поклоление одному Богу вытесняет верования в других богов.
Этот этап в развитии религиозных верований и представлений называется монотеизмом. Возникновение монотеистических представлений среди верующих было одной из предпосылок появления христианства.
Однако данного явления в жизни человечества недостаточно, чтобы уяснить, хотя бы в общих чертах, сущность и особенности христианства как мировой религии.
Основные черты Христианства
Возникновение и
Уже первые христианские
общины приучали своих членов
думать не только о себе, но
и о судьбах всего мира, молиться
не только о своем, но и
об общем спасении. Уже тогда
выявился свойственный
Межнациональный характер христианства породил одну из решающих его особенностей- оно стало релиигией абстрактного человека, религией личности. Именно таков образ Иисуса Христа в Евангелиях, несмотря на всю Его « истооризацию» и формальную принадлежность к еврейскому народу.
Как религиозное учение христианство основывается на трех основоположных идеях:
- идее греховности всего человеческого рода, зараженного первородным грехом Адама и Евы;
- идее спасения, которое необходимо каждому человеку;
- идее искупления всех
людей перед Богом, на путь
которого человечество встало
благодаря страданиям и
Однако по мере того как христианские общины становились прибедещем все большего числа богатых людей, и по степени многочисленности общин менялась и их структура.
В них постепенно выделялись:
- пресвитеры- старейшины;
-диаконы- «служители»;
- еписопы- «надзиратели», которые составляли клир- ( избранные по жребию),- постоянная прослойка привелигированных членов общин, осуществляющих богослужение и управление общинным имуществом.
Кроме того, идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме Бога-Творца, и догмат о творении Богом мира «из ничего». В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена «служанкой религии», в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма, традиционализма.
Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные науки.
Христианство развивает
созревшую в иудаизме идею
единого Бога, обладателя абсолютной
благости, абсолютного знания и
абсолютного могущества. Все существа
и предметы являются его
Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего, сотворил воздействием своей воли, благодаря своему Всемогуществу, которое в каждый миг сохраняет, поддерживает бытие мира. Такое мировоззрение характерно для средневековой философии и называется креационизмом. (creatio - творение, создание).
Догмат о творении переносит центр тяжести с природного на сверхприродное начало. В отличие от античных богов, которые были родственны природе, христианский Бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентным Богом. Активное творческое начало изымается из природы, из космоса и передается Богу; в средневековой философии космос, поэтому не есть больше самодовлеющее и вечное бытие, не есть живое и одушевленное целое, каким его считали многие из греческих философов. [ 3 С 20-21 ]
В античной философии уже были выработаны определенные подходы в решении проблемы преодоления дуализма мира и его сущности. Пифагорейцы, Платон и его последователи заложили основные методологические принципы учения о духовном единстве мира. Но ни классики античной философии, ни неоплатоники не создали концепции бога личности. Они трактовали Единое, как некое первоначальное, которое произвело из себя все Бытие, как абсолютно абстрактно-безличную идивидуальность.
Характеристика Бога как личности воплотившейся, была существенным шагом вперед в направлении христианского мировоззрения, но она не давала полного преодоления пропасти между Богом и миром. Для преодоления этой пропасти необходимо было ввести опосредующие силы. Для этой цели Филон использует одно из центральных понятий античной философии понятие Логоса. А. Ф. Лосев при анализе философской системы Филона указывает на противоречивость Логоса - это система разумных закономерностей в космосе, ничем существенным неотделимых от самого космоса и от его материи. Это эллинистическое воззрение. Так как ему необходимо было преознести надприродность и надмирность исповедуемого божества, он для этого интерпритировал учение о логосе.
С одной стороны, Логос отождествляется с первобожеством, которое является его разумом, его идеями и вообще всей совокупностью его совершенств. А так как наивысший принцип был у Филона с самого начала объявлен чем-то непознаваемым и беспредикатным, то возникает сомнение: а как логос может отождествиться с первобожеством, если тот непознаваем и бепридикатен? С другой стороны, Логос оказывается у Филона уже чем-то низшим. Это не просто божество, но уже "второй бог", уже "Сын Божий", но не тот сын, который рождается у него в вечности и независимо ни от чего временного, ни от чего мирового и вообще ни от каких низших сфер бытия. Наоборот, он как раз и имеет своей главной задачей осмысливать и оформлять все низшее и даже быть посредником между первым божеством и миром. А так как мир мыслится у Филона по-библейски тварным, то и Логос оказывается чем-то тварным.
В связи с этим противоречием понятие о логосе, как и само понятие о творении, у Филона отнюдь не отличается особенной ясностью. Его можно понимать и как творение из ничего и как только приведение в порядок и в гармонию того, что раньше существовало хаотически и беспорядочно, то есть понимать уже не по-библейски, а платонически по "Тимею". Если даже и согласиться с тем, что логос у Филона есть промежуточное звено между беспредикатным божеством и вполне предикатным, но зато и вполне несовершенным миром, то это тоже не будет выходом из положения. Оказывается, таких посредников между творцом и тварью очень много. Филон называет их или ангелами, или демонами, или силами, или идеями.