Основные подходы к изучению общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 21:48, доклад

Описание

Основные подходы к изучению общества. В процессе развития научных знаний сложилось несколько основных подходов к исследованию и объяснению общества. Первый подход — натуралистический. Он связан с развитием естествознания в XVII—XVIII вв. Опираясь на естественно-научные взгляды, многие мыслители прошлого утверждали, что общество есть своеобразное продолжение природы.

Работа состоит из  1 файл

5 семинар по филосфии.docx

— 76.81 Кб (Скачать документ)

- созданием новой  интеллектуальной технологии, введением  планирования и контроля над  технологическими изменениями.

Ст. зр. представителей концепции, возникновение П. о. связано прежде всего с изменениями, происходящими в социальной структуре об-ва, т. е. изменениями в экономике и профессиональной системе, обусловленными новой ролью науки и техники.

В П. о., утверждает Белл, исчезает класс капиталистов, а его место занимает новая  правящая элита, обладающая высоким  уровнем образования и знания. Собственность теряет свое значение, решающим становится уровень образования  и знания.

В отличие от индустриального  об-ва, где осн. конфликт между трудом и капиталом обусловлен сосредоточением собственности в руках капиталистов, в П. о. основной конфликт проявляется в борьбе между знанием и некомпетентностью. В конце 60-х гг. концепция П. о. была подвергнута критике со стороны “новых левых”, которые увидели в ней не новую стадию обществ, развития, а идеализированный вариант капиталистического об-ва.

Традиционное общество

Жизнь традиционных обществ базируется на личной связи (короткой). Личная связь базируется на личном доверии. Власть осуществляется в форме личной зависимости. Длинные  связи - власть короля, епископа. Не богатство  даёт власть, а власть даёт богатство. Время - круг. Изменения приходят от Бога. Ценится не индивидуальность, а соответствие социальной роли. Честь - соответствие социальной роли. Традиционное общество ритуализировано. Рамки выбора очень узки. Человек должен следовать роли. Свобода - следовать роли или своевольничать.

Индустриальное  общество

Буржуа, бюргеры, мещане. Время - деньги. Связь богатства и  праведности.

1. Будущность. Время  - круг превращается в стрелу. Представление о собственной  жизни как о биографии. Индивидуальная  жизнь начинает планироваться.  Карьера.

2. Секуляризация.  Осознание ценности земного мира. Враждебность трансцендентному.

3. Освобождение - от  предназначенной роли. Возникает  множественность выборов. Она  пугает. Страх перед хаосом.

4. Индивидуация. Протестантизм - идея человека, одиноко стоящего перед Богом. Духовная индивидуализация опережает социальную. Межличностные отношения обретают независимость от связей родства. Человек не доверяет никому автоматически. Персона, подразумевающая слияние с ролью, сменяется личностью. Происходит разделение публичной и частной сфер. Человек не обязательно должен быть связан с коллективом.

5. Абстракция. Возникает  множество абстрактных посредников  между людьми. Доверие к людям  сменяется доверием к абстрактным  системам. Деньги. Экспертное знание(наука). Государство. Право - безлично  и равнодушно оберегает частную  жизнь человека.

Модерн не сводим к капитализму и индустриальным формам материального производства.

Важное измерение  модерна - развитой аппарат надзора  и монопольный контроль за средствами насилия. В традиционных обществах  наказуемый подвергался пытке. Род  социального театра, демонстрирующего триумф порядка над "злодеями". Изобрести наказание, применимое ко всем. Тюремное заключение.

Социальная бездомность  становится метафизической.

Постиндустриальное  общество

Общество всеобщего  благосостояния. Человек оказывается  в искусственной среде объектов. В деятельности людей участвует  всё больше символических посредников, и прежде всего - информационных.

Ключевая форма  деятельности - потребление. Социальная система нуждается не в трудящихся и налогоплательщиках, а в потребителях. Проблема не в том, как произвести товар, а как заставить потребить.

Пост индустриальное общество - общество сложных структур. Причём одна структура легко меняется на другую.

Для постиндустриального  о-ва индивидуалистическая система  ценностей с альтруистической моралью. Уровень потребления - мерило социальных заслуг.

Контркультура - восстание  против формальной рациональности, планирования, ориентации на достижение целей. Постмодернизм  или демодернизация?

Концепция сущности техники М.Хайдеггера.

По убеждению X., угроза человеку идет не только от возможного гибельного воздействия техн. новшеств и изобретений - высшая опасность угрожает сущности человека и его подлинному бытию. Проблема культуры рассматривается X. в контексте его учения о бытии и обоснования сущности совр. техники. Полное “забвение истины бытия”, к-рое угрожает человечеству в совр. “техн. цивилизации”, связывается X. с т.н. метафизич. традицией, идущей еще от Платона и Аристотеля. Вся метафизика, считает X., мыслит сущее в целом, в т.ч. сущность человека, не задаваясь вопросом о бытии сущего. Первую задачу философии X. видит в том, чтобы обратиться к бытию, к-рое должно стать делом человеч. мысли, и тем самым открыть предназначение и долг человека как хранителя сущности бытия. Обосновывая собств. понятие бытия, X. в свойственной ему герменевтич. манере обращается к интерпретации др.-греч. термина “фюсис” (природы). “Фюсис” -- есть самобытное вырастание, развертывание, выведение чего-то до полноты его существа. Несокрытость -- подлинное бытие всякого сущего. Обосновывая “онтологич.”, “метатехнич.” сущность совр. техники и проясняя ее влияние на судьбы культуры, X. обращается к этимологии слова “техне”. Древние греки не случайно одним понятием “техне” определяли и ремесленное мастерство, и изящные искусства. Никогда не сводится просто к к.-л. деланию. “Техне” - это не техн. сторона дела. “Техне” -- это один из способов раскрытия потаенного, область, где совершается истина бытия. Сущность совр. техники -- это тоже опр. вид раскрытия потаенного. Специфику способа, каким осуществляет выведение из сокрытости совр. техника, X. усматривает в том, что человек здесь сосредоточивается исключительно на добывающем и поставляющем производстве, внутри к-рого все действительное -- и природа, и сам человек -- обнаруживает себя лишь в качестве “наличного состояния”, или “состоящего-в-наличии”. Этот способ раскрытия, к-рый действует внутри совр. техники и направляя его на обнаружение всего, что выходит из сокрытости, единственно в качестве объектного “наличного состояния”, X. обозначает многозначным термином “Ge-stell”, или по-став. По-став определяет существо совр. техники, не представляя собою ничего технического: это не что иное, как “захватывающий вызов”, к-рая заставляет человека ко всему существующему относиться лишь с одной единств. мерой “затребования” или объектного “наличного состояния”. Т.о., X. рассматривает технику как некое онтологич. требование, обращенное к человеку и посылающее его на опр. путь бытийствования, обнаружения истины сущего и собств. самораскрытия. В техн. цивилизации уже вся природа -- воздух, реки, земные недра, почва -- поставлена на службу добывающему и поставляющему производству: все извлекается и перерабатывается, накопляется и распределяется и т.д. В бесконечной цепи поставляющего обнаружения уже не может быть и речи о возделывании и заботе. В системе всеобщей полезности нет уже ничего такого, что имело бы ценность само по себе. Вместе с тем подлинная опасность, сам человек еще изначальное, чем природа, затребован в наличное состояние. Человек находится на грани падения, ибо готов сам себя воспринимать просто как нечто состоящее в наличии. Человек уже оказывается неспособным воспринять вызов, обращенный к нему по-ставом. По-став как сущность совр. техники подвергает опасности не только человека в его отношении к самому себе и ко всему сущему. Гл. опасность по-става заключается в том, что он закрывает для человека саму возможность вернуться к изначальному, полному и сокровенному обнаружению истины бытия и тем самым ощутить свое высшее предназначение в качестве “хранителя”, или “пастыря” бытия. Там, где господствует поставляющее обнаружение, изгоняется всякая другая возможность раскрытия истины бытия, поскольку человек все сущее начинает измерять одной-единств. мерой полезности, затребования, наличности.

Искусство и образование. Огромная роль в исторически совершающемся  культурном бытии каждого народа принадлежит его родному языку. Определяя сущность языка как  “язык сущности”, как “дом бытия”. Именно в языке как “речении”  запечатлена уникальная сущность каждого  народа и каждой культуры, позволяющая  понять их значение в мировой истории.

Воззрения К. Ясперса  на технику и техногенную цивилизацию

Ясперс Карл (1883-1969). В полемике со Шпенглером настаивает на единстве мирового исторического  процесса, в полемике с Марксом - на приоритете "духовной составляющей". Каждый новый подъём человечества сопровождается обращением, возвращением к осевой эпохе". 800 - 200 г. до н. э. Не говорит  о причинах начала "осевой эпохи". Подразумевается, что они лежат  в трансцендентном мире.

В осевое время  человечество ближе всего к оси  бытия. Бытие через отдельных  личностей открыто человечеству. Как жить в мире, чтобы быть достойным  его? (не Как устроен мир?). Возможно, мы приближаемся к новому осевому  времени.

Единство истории. Факты, указывающие на единство:

1.Единство человеческой  природы. Природа человека за  несколько тысячелетий истории  не изменилась. Эти истоки не  могут быть ни познаны.

2.Универсальное.  Там, где мы предполагаем найти  универсальное, всегда обнаруживаются  и отклонения.

3.Прогресс. В знании  и техническом умении путь  всегда ведёт вперёд. Сама человеческая  природа не подвержена такому  развитию. Единство в области  рассудка. Он объединяет людей  в сфере рассудочного мышления  таким образом, что они могут  вести рациональную дискуссию,  но могут уничтожить друг друга  одинаковым оружием, созданным  их техникой.

4.Единство в  пространстве и во времени.  Растёт общение. Оно связывает  людей. А совместное пребывание  людей не создаёт автоматически  единства.

Этих фактов недостаточно для того, чтобы конституировать  единство истории. Может единство следует  из цели человечества? Целью считают  цивилизацию и гуманизацию человека, свободу и сознание свободы, величие человека в творчестве, открытие бытия в человеке. Эти цели в каждую эпоху в определённых границах достигаются. Любая абсолютизированная цель неминуемо оказывается несостоятельным.

"В нашем изображении  мировой истории мы пытались  обрести исторической единство  посредством общего для всего  человечества осевого периода".

Учение Н.Я. Данилевского о культурно-исторических типах  и закономерностях их развития

Николай Яковлевич  Данилевский «Россия и Европа» 1850-1860-х гг. - Крымская война и начало объединения Германии.

«Естественная система  истории должна заключаться в  различении культурно-исторических типов  развития как главного основания  ее делений от степеней развития, по которым только эти типы (а не совокупность исторических явлений) могут  подразделяться».

Культурно-исторические типы, или самобытные цивилизации - 12.

Если эти культурно-исторические типы - планеты, то существуют кометы, Примеры: гунны, монголы, турки и др. Это  отрицательные деятели человечества, которые «совершают свой разрушительный подвиг, помогши испустить дух  борющимся со смертью цивилизациям и разнеся их остатки, скрываются в прежнее ничтожество».

Существуют еще  племена с ни положительной, ни отрицательной  исторической роли. Они составляют «лишь этнографический материал, то есть как бы неорганическое вещество, входящее в состав исторических организмов - культурно-исторических типов». Примеры: финские племена.

«Итак, положительная  деятельность самобытного культурно-исторического  типа, или разрушительная деятельность так называемых бичей Божьих, предающих  смерти дряхлые (томящиеся в агонии) цивилизации, или служение чужим  целям в качестве этнографического материала - вот три роли, которые  могут выпасть на долю народа».

Культурно-исторические типы и некоторые законы их движения или развития

«Закон 1. Всякое племя  или семейство народов, характеризуемое  отдельным языком или группою  языков, довольно близких между собою  для того, чтобы сродство их ощущалось  непосредственно - составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно  вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества.

Закон 2. Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому  типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие пользовались политическою независимостью.

Закон 3. Начала цивилизации  одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии  чуждых, ему предшествовавших или  современных цивилизаций.

Закон 4. Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому  типу, тогда только достигает полноты, разнообразия и богатства, когда  разнообразны этнографические элементы, его составляющие, - когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию или политическую систему  государств.

Закон 5. Ход развития культурно-исторических типов всего  ближе уподобляется тем многолетним  одноплодным растениям, у которых  период роста бывает неопределенно  продолжителен, но период цветения и  плодоношения - относительно короток  и истощает раз и навсегда их жизненную  силу».

Первые два закона очевидны. Не требуется никаких пояснений.

Третий закон. Подтверждается рассмотрением многих исторических фактов. «Начала могут быть уничтожены, но не могут быть заменены другими  началами, составляющими принадлежность другого культурно-исторического  типа, иначе как с уничтожением самого народа, то есть обращением его  из самостоятельного исторического  деятеля в этнографический материал, имеющий войти в состав новой  образующейся народности», «воздействия друг на друга не есть передача».

Способы распространения  цивилизации:

«пересадка с  одного места на другое посредством  колонизации».

«прививка». Обе  части сохраняют свою сущность, но дичок обращается в средство, служебное  орудие для черенка. Само дерево становится не нужным. «Прививка не приносит пользы тому, к чему прививается».

уподобляется влиянию  почвенного удобрения на растительный организм; влиянию улучшенного питания  на организм животный. Примеры: так  Египет и Финикия действовали  на Грецию, Греция - на Рим, Рим и Греция - на германо-романскую Европу.

Четвертый закон. «Цивилизация тем разнообразнее и богаче, чем  разнообразнее, независимее составные  элементы, то есть народности, входящие в образование типа. Самые богатые, самые полные цивилизации изо  всех доселе на земле существовавших принадлежат, конечно, мирам Греческому и Европейскому».

Культурно исторический тип - высшая историческая единица.

Пятый закон. «Период  цивилизации каждого типа сравнительно очень короток, истощает силы его  и вторично не возвращается».

Все оканчивается, когда иссякает творческая деятельность. Возможны следующие пути.

Апатия самодовольства (Китай).

Апатия отчаяния (Римский мир, во время распространения  христианства). Эта форма «не может  быть продолжительна и переходит  в первую, если не сметаются внешними бурями».

Период цивилизации  короток - 4-6 столетий. Предшествующее ему время бывает чрезвычайно  длинным. Измеряется тысячелетиями.

«К числу самых  высочайших нелепостей, когда-нибудь приходивших  в человеческую голову, принадлежит  и мысль о бесконечном развитии, или бесконечном прогрессе».

«Прогресс состоит  не в том, чтобы идти все в одном  направлении, а в том, чтобы исходить все поле во всех направлениях».

«Переход как  из этнографического состояния в  государственное, так и из государственного в цивилизованное или культурное обусловливается толчком или  рядом толчков внешних событий, возбуждающих и поддерживающих деятельность народа в известном направлении».

Общая черта государственного периода развития - потеря большей  или меньшей части первобытной  племенной независимости.

Информация о работе Основные подходы к изучению общества