Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 21:48, доклад
Основные подходы к изучению общества. В процессе развития научных знаний сложилось несколько основных подходов к исследованию и объяснению общества. Первый подход — натуралистический. Он связан с развитием естествознания в XVII—XVIII вв. Опираясь на естественно-научные взгляды, многие мыслители прошлого утверждали, что общество есть своеобразное продолжение природы.
Общая черта цивилизационного периода - стремление к освобождению от этой зависимости и к замене утраченной древней воли правильною свободой.
Не существует ни общечеловеческой цивилизации (нежелательная неполнота), ни
Далее все вышесказанное
применяется к отношениям всего
Славянства (которому Россия служит только
представителем) к Европе. Славянство
- отдельный культурно-
Различия в психическом строе
Три разряда различий
между культурно-историческими
различия этнографические, особенности психического строя народов;
различия руководящего
ими высшего нравственного
различия хода и
условий исторического
народам романо-германского типа черта есть насильственность.
В России в противовес - терпимость в любые времена.
«неправославный взгляд на церковь разрушает логическим развитием».
«каждая народность,
если получила уже и не утратила
еще сознание своего самобытного
исторического национального
«возведение народа от племенной воли к состоянию гражданской свободы».
Особенности исторического развития России. Прививная (варяги и тп). Европейничанье. Славянский мир против мира Германо-Романского.
«Всеславянская федерация с Россией во главе, с столицей в Царьграде, - вот единственно разумное, осмысленное решение великой исторической задачи, получившей название Восточного вопроса».
Всеславянский союз есть единственная твердая почва, на которой может расти самобытная славянская культура. Таков общий смысл, главный вывод всего нашего исследования.
Обогащение культурно-
Из этой доктрины
вытекала и его "русская идея".
Она заключалась в том, что
русский народ, как никакой другой
славянский, ответствен за сохранение
славянского культурно-
Особенно острой
критике подверг концепцию
Концепция истории О. Шпенглера
Шпенглер Освальд (1880-1936). Немец. Предшественники - Ницше и Гёте.
Восемь завершённых культур. Различные культуры в корне различны, друг для друга непостижимы. Мы не понимаем древних греков.
1918 “Закат Европы”.
Шпенглер предлагает
«Вместо картины линейнообразной всемирной истории ... я вижу феномен множества мощных культур, вырастающих ... и у каждой своя собственная идея, собственная жизнь и, наконец, собственная смерть». Непрерывное поступательное движение человечества как целого заменяется на циклическое развитие отдельных локальных цивилизаций.
Если у Гегеля первичной была логика, то у Шпенглера первичной является душа культуры. В шпенглерском понимании культура - как совокупность великих символов жизни: язык, которым может поведать душа, как она страждет”. Основание культуры несводимо к разуму. Поэтому так трудно вникнуть во внутренний мир людей иной культуры, понять природу их символов. (похоже на Гуссерля и Хайдеггера?)
Каждая культура проходит возрастные ступени отдельного человека: детство, юность, возмужалость и старость (смерть). Для Шпенглера все культуры равноправны; каждая из них уникальна и не может быть осуждена с внешней позиции, с позиции другой культуры.
Шпенглер три исторических культур: античной, европийской и арабской. Им соответствуют три “души” - аполлоновская - чувственное тело; фаустовская душа, беспредельное пространство, динамизм; магическая душа, дуэль между душой и телом, магические отношения между ними.
“Каждой культуре присущ индивидуальный способ видения и познания мира”.
Шпенглер не объясняет
причины рождения культур. “Культура
рождается когда из состояния
вечно-младенческого
Смерть культуры есть исчерпание её души, люди стремяться к утилитарным целям и благоустройству жизни. Этот период Шпенглер связывает с наступлением эпохи цивилизации. “Цивилизация есть неизбежная судьба культуры”. Культура отмирает - она становится цивилизацией. И она, огромное засохшее дерево в первобытном лесу, ещё многие столетия может топорщить свои гнилые сучья”.
Душа культуры живёт не сама по себе, а лишь в душах людей, живущих смыслами и ценностями данной культуры.
Основная концепция “заката Европы”: “Циклы развития культур, ряд сосуществующих или сменяющих друг друга круговых изменений”.
Постижение истории А. Тойнби
Арнольд Тойнби «Постижение Истории». Отличия его теории циклов цивилизаций от теории цивилизаций Шпенглера, в методе исследования «если германский априорный метод потерпел неудачу, стоит попробовать, чего можно добиться при помощи английского эмпиризма». Любое понятие, вводимое им, не дается a priori, а возникает из множества подобранных примеров. Многие сущности, вводимые Тойнби, не имеют четких формулировок, а становятся понятными лишь после изучения большого количества исторических примеров. Так одно из важнейших понятий теории Тойнби Вызов-Ответ.
Цивилизация у Тойнби является «единицей измерения» исторического бытия, том «атоме, на котором следует фокусировать свое внимание историку» (примерное определение):
Цивилизации «общества
более протяженные как в
Цивилизации сопоставимы друг с другом;
Ни одна из цивилизаций не охватывает всего человечества;
Преемственность в
развитии цивилизаций гораздо меньше,
чем преемственность между
Проводя анализ истории, Тойнби выделяет двадцать одну цивилизацию, их осталось пять (не считая две реликтовые):
Западная христианская
Православная христианская
Исламская
Дальневосточная
Индуистская
Между некоторыми из этих цивилизаций существуют родственные отношения, западная христианская и православная христианская, происходят из эллинской цивилизации. Цивилизации, кроме этого, взаимодействуют друг с другом и могут влиять друг на друга. Противоречит точке зрения Шпенглера, согласно которой цивилизации являются замкнутыми в себе сущностями, не способными понять друг друга.
Тем не менее, Тойнби также не приемлет и концепцию «единства цивилизации».
Каждая цивилизация проходит на своем жизненном пути следующие стадии:
1- Стадия зарождения - генезис.
Цивилизация может возникнуть либо в результате мутации примитивного общества. Пять таких основных стимулов генезиса цивилизации:
Стимул природной среды
a) Стимул бесплодной земли
b) Стимул новой земли
Стимул окружения (социальный)
c) Стимул удара (реакция на нападение)
d) Стимул давления («форпост»)
e) Стимул ущемления (бедность, рабство, национальная дискриминация)
Либо на развалинах «материнской» цивилизации. Правящее меньшинство не способно дать ответ на вызов. Возникает новое творческое меньшинство и зарождение новой цивилизации.
2- За стадией генезиса следует стадия роста.
Критерий роста. Территориальное расширение скорее не о росте цивилизации, а о регрессе. Тойнби отказывается также в качестве признака роста принимать и рост власти над природой. Суть же прогресса, по Тойнби, заключается в законе прогрессирующего упрощения - этерификации. Прогрессирующая система должна переходить к «энергиям все более и более элементарным, тонким и постигаемым лишь при помощи абстрактных категорий». Этерификация неизбежно ведет к «переносу поля действия» - переходу из макрокосма в микрокосм. Противоречие Человек-Природа постепенно превращается в противоречие Человек-Человек, внешний вызов преобразуется во внутренний: борьба между классами, религиозные, национальные вопросы.
В результате роста каждая цивилизация проходит свой уникальный путь развития. При этом опыт, полученный каждой цивилизацией, также уникален. Этим Тойнби объясняет различие цивилизаций. В отличие от Шпенглера, объясняющего различие цивилизаций (у Шпенглера - культур) различием прафеноменов - первичных символов, лежащих в основе каждой цивилизации, Тойнби усматривает изначальное внутреннее единство всех цивилизаций, различия которых вызваны неповторимостью жизненного пути каждой цивилизации.
3- стадия надлома, которая, как правило (но не обязательно!) сменяется стадией распада
Четкого ответа на вопрос о причинах надлома у Тойнби нет, приводит несколько групп:
? Отказ большинства от мимесиса.
? Ошибка меньшинства,
выраженная в пассивности
Изоляция правящего меньшинства от общества и, как следствие, вырождение.
? Идолопоклонство
- широкий спектр надломов. Современная
техногенная западная
4- стадия распада
- серия неудачных ответов на
один и тот же вызов, который
привел к надлому цивилизации.
Распавшись, цивилизация либо исчезает
с лица Земли (египетская
Перевод
КРУГОВОРОТА ИСТОРИЧЕСКОГО ТЕОРИИ
собирательное обозначение для
распространённых в истории обществ.
мысли представлений и