Педагогическая деятельность Джона Дьюи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 08:58, доклад

Описание

Объект исследования: педагогическая деятельность Джона Дьюи.
Предмет исследования: педагогический эксперимент, проведенный Джоном Дьюи в 1896-1904 годы.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что педагогика Джона Дыои оказала значительное влияние на развитие теории и практики образования в США и во многих других странах мира. Особую роль в этом сыграло плодотворное философско-педагогическое творчество Джона Дьюи в чикагский период.

Содержание

Введение
I глава. Джон Дьюи и его педагогические взгляды
1.1 Биография Джона Дьюи
1.2 Педагогические взгляды
1.3 Школа в представлении Дьюи
Выводы по главе I
II глава. Деятельность Дьюи и значение его работы для практики обучения
2.1 Деятельность Дьюи в Чикагский период
2.2 Педагогический эксперимент
2.3 Сравнительный анализ педагогической теории Джона Дьюи и традиционной системы обучения
2.4 Значение эксперимента для практики обучения
Выводы по главе II
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Доклад по философии.doc

— 181.00 Кб (Скачать документ)
justify">     Поскольку учение – это сугубо индивидуальный процесс, идущий в глубинах "я", то и содержание учебного материала  должно определяться учеником. Поэтому  заранее составленные программы  не нужны. Они мешают свободному выбору опыта и расширению личных понятий.

     Не  должно быть в школе и деления  курса на предметы. Такое деление  мешает интеграции учения и образованию  личных понятий. Когда учащиеся переходят  к другому учителю или в  другую комнату по заранее спланированному  расписанию, прерывается поток идей. Кроме того, предметное преподавание подает материал в логической последовательности, а люди никогда не познают вещи в такой чисто логической структуре.

     Какова  же роль учителя в процессе обучения? Он должен создавать условия, которые  благоприятствуют выявлению внутреннего существа учащегося, и устранять ситуации, которые мешают или препятствуют росту. Успех должен сопровождать личность в каждом ее опыте. Для этого нужно знать свои возможности и не задавать себе высоких целей. Более реальные цели легче достичь. А это, в свою очередь, создает основу для успешного опыта и хорошего морального самочувствия. Учитель должен помочь каждому ребенку ставить свою, индивидуальную цель. [9, с. 74]. 

     Выводы  по I главе

     Дьюи Джон - американский философ-идеалист, один из ведущих представителей прагматизма, автор более 30 книг и 900 научных статей по философии, социологии, педагогике и др. дисциплинам.

     Основные  педагогические идеи Дьюи:

     - Накопление детьми личного опыта  стоит выше овладения систематизированными научными знаниями. Дьюи считал, что обучение должно происходить путем опытного познания окружающей действительности;

     - Истинным и ценным является  только то, что дает практический  результат. Воспитание и обучение  осуществляются не в теоретически  отвлеченных формах, а в процессе выполнения конкретных практических дел;

     - В основе учебно-воспитательного  процесса должны лежать интересы  ребенка. Интересами ребенка следует  пользоваться, направляя их по  пути, который может привести  к ценным результатам;

     - Ориентированность преподавания на будущую деятельность в обществе. Назначение практической работы состоит не только в приобретении конкретных знаний, но и в соприкосновении школы с социальной деятельностью общества;

     - Метод учебных проектов - это система  обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов;

     - В школе должен меняться набор  и соотношение изучаемых дисциплин:  вместо "сущностных" дисциплин  вводятся "инструментальные", либо часть "сущностных" предметов следует значительно сократить;

     - Непрерывное образование для  всех возрастных категорий. Все  общество должно находиться в  процессе постоянного обучения  и переобучения;

     - Дьюи считал необходимым систематически  включать в учебный процесс игровую деятельность;

     - Задача педагога - отобрать те  факты в пределах существующего  опыта, с помощью которых потенциально  возможно поставить новые проблемы, побуждающие к дополнительным  наблюдениям, расширяющим область  последующего опыта.

     Школа должна быть мастерской, лабораторией; школой "делания", а не "слушания".

     В соответствии с этим Дьюи выделил  основные принципы организации школы:

     - во-первых, приучение детей к сотрудничеству  и взаимопониманию;

     - во-вторых, развитие у них сознания  взаимной зависимости, формирование стремления сохранить этот дух сотрудничества в их будущей общественной деятельности. 

     II глава. Деятельность Дьюи и  значение его работы для практики  обучения

     2.1 Деятельность Дьюи в Чикагский  период

     Десятилетний  чикагский период Джона Дьюи (1894 - 1904), представленный в специальной коллекции архива Чикагского университета в письмах (всего 143 наименования), вызывает огромный интерес у исследователей творчества американского реформатора.

     Чикагская декада сыграла огромную роль в становлении Джона Дьюи как ученого-исследователя. В философии он сумел завершить свой поворот от абсолютизма к релятивизму, от идеализма к материализму, от гегельянства к экспериментализму, от формальной логики к инструментальной, от аналитической психологии к функциональной. Ему удалось объединить вокруг себя талантливых философов и педагогов, таких как Дж.Г. Мид, Ф. Паркер и др., создать уникальную Чикагскую школу философии, провести педагогический эксперимент, основав свою Лабораторную школу, получившую всемирную известность.

     Именно  в Чикаго Джон Дьюи сумел проявить себя в деле, принесшем ему мировую  славу не только в философских  кругах. В 1896 г., в возрасте 37 лет, спустя два года после того, как он был  назначен заведующим кафедрами философии, психологии и педагогики в Чикагском университете, имея уже за плечами определенный опыт преподавания на высшей ступени средней школы, докторскую степень по философии, а также десятилетний период работы на кафедре Мичиганского университета, ученый получил пост директора экспериментальной школы. Профессиональное мастерство Джона Дьюи, огромный багаж знаний, привнесенный им в педагогику, во многом определили масштаб этого эксперимента и его последующих результатов. Как отмечал У. Лодердейл, "сам факт существования Лабораторной школы при Чикагском университете, расположенной в живописных кварталах, есть в огромной степени наследие Дьюи. Но это наследие предстает еще более значимым, так как Дьюи сумел проверить свои идеи на практике в Лабораторной школе, продемонстрировав тем самым преданность идее, веру в то, что заботы об образовании заслуживают самого серьезного университетского исследования"

     К сожалению, чикагский период работы Джона Дьюи закончился тяжело для  него: ученому пришлось пережить потерю своей школы. В 1901 г. президент У. Харпер объявил, что элементарная школа и учительский институт полковника Ф. Паркера войдут в состав Чикагского университета. На Дьюи были возложены обязанности по руководству объединенной школой и многими направлениями университетского образования, включая педагогическую школу, кафедру педагогики, высшую ступень средней школы и школу ручного труда.[18, с.91-93, с.95]

     2.2 Педагогический эксперимент

     Свою  дидактическую концепцию Джон Дьюи реализовал в школе-лаборатории  при Чикагском университете.

     Школа стала исконным местом для проведения всякого рода научных экспериментов, апробирования различных теорий, исследования общественно-политических моделей и идеологий с позиции  прагматизма.

     Целями  образования в данной школе Дьюи считал создание воспитывающей и обучающей среды, содействующей упрощению сложных явлений жизни, выбору для изучения наиболее типичных моментов жизни человека, выравниванию социальных различий; формированию критического (рефлекторного) мышления учащихся; обогащению собственного опыта ребенка и приобщению его к культуре

     Содержание  образования - традиционные учебные  предметы, построенные согласно ступеням человеческого развития и представляющие собой междисциплинарную систему знаний.

     Средства  и способы получения знаний:

     - исследовательский метод;

     - опора на проблемные ситуации  реальной жизни при ознакомлении  с новым материалом, организация  совместных дискуссий, выдвижение  гипотез, поиск дополнительной информации, недостающей для решения возникшей проблемы, обсуждение возможных решений, принятие решений;

     - опора на применение знаний  из различных областей, их интеграцию  при решении проблем;

     - ручной труд, способствующий организации  активной социальной деятельности детей.

     Формы организации образовательного процесса:

     - групповая форма организации  учебой деятельности;

     - " занятие", или вид деятельности  ребенка, который воспроизводит  или аналогичен какому-либо виду  работ, известных современной  цивилизации. 

     Организация процесса обучения:

     - самостоятельное освоение учащимися  учебного материала в процессе  выполнения проектов по различным  традиционным и современным специальностям;

     - организация совместных (групповых)  видов познавательной деятельности, способствующих формированию умений и навыков самостоятельного критического мышления;

     - создание условий для рефлексии  (самооценки и взаимооценки) прогнозирования  возможных последствий принимаемых  решений.

     Субъектом и объектом образовательного процесса являются равноправно сотрудничающие учащиеся и педагоги.

     Образовательная среда школы включает в себя оснащение мастерскими для столярного дела, лепки из глины, обработки волокнистых веществ и металлов, приготовления пищи, печати и переплета книг; наличие школьного сада.

     Результатом образовательного процесса Дьюи считал:

     -   активность, инициативность, самостоятельность;

     -  ответственность;

     -  готовность к планированию собственной познавательной деятельности;

     -  гибкость мышления;

     -  настойчивость в достижении результатов;

     -  готовность исправлять свои ошибки;

     -  осознание процесса познания (метапознание);

     -  умение находить компромиссные решения.

     В 1896 г. в открытой Дьюи университетской  элементарной школе обучалось 16 детей  и работало два учителя. Спустя 6 лет в школе насчитывалось 140 учеников, 23 педагога и 10 ассистентов из числа  студентов-выпускников. В 1936 г. в работе "Теория чикагского эксперимента" Дьюи писал о том, что в своей школе он стремился разработать в конкретной форме, а не в головах или на бумаге теорию единства знания и делания. Будучи убеждённым, что знание является побочным продуктом деятельности, Дьюи проявлял особый интерес к организации проектной деятельности в школе, стремясь при этом органично соединять педагогику учителя и психологию ученика.

     Школа превращалась в активную, личностно  значимую жизнедеятельность в настоящем, а не только (и не столько) была подготовкой к взрослой жизни. Дети исследовали окружающий мир, приобретая не только знания, но и овладевая методами их получения и использования. Дьюи создал школу как сообщество исследователей. В "Плане организации университетской начальной школы" (1896) он излагал проект школы, в которой ребёнок мог бы "вырастить себя", реализуя при этом общественные цели. Д. Дьюи успешно осуществил в школе идею программы "От ребёнка - к миру, от мира - к ребёнку", включавшую такие жизненные пространства ребёнка, как семья, школа, улица, район, город, страна, мир.

     Характеризуя  особенности организации жизни  лабораторной школы, Е.Ю. Рогачева пишет, что дети всех возрастов в школе  Дьюи посещали вокальные ансамбли, всем группам сообщались успехи учеников из других групп. Половину недельной нагрузки дети старших групп отводили на помощь младшим детям, особенно в создании различных предметов. Учителя в школе Дьюи, ведя детей по пути к неизвестному, старались отталкиваться от уже знакомого им, использовали детское воображение как источник освоения окружающего мира.

     В начале своей деятельности весь коллектив  школы пытался подбирать наиболее подходящие формы организации школьной жизни.

     Как писала Рогачева в своих исследованиях, огромное внимание Джон Дьюи уделял занятиям ручным трудом, имеющим непосредственное отношение к повседневной жизни учащихся. С помощью вопросов учителя и его предложений дети как бы заново изобретали простейшие орудия для прядения шерсти. Эксперименты и открытия продолжались до тех пор, пока ученики не осваивали принципы работы современных ткацких станков. В школе изучали три этапа развития промышленности, оценивали вклад механических приспособлений в обработку сырья и превращение его в одежду. Изучая фабричное производство, они сравнивали простейшие машины с более сложными, исследовали механику и физику, делали математические расчёты. Дети развивали идеи, которые впоследствии применялись в изучении экономики, и она становилась понятной для учеников. Они разбирались в химических процессах, сами готовили сырьё, изучали крашение и учились отпаривать ткани.[16, с.83]

Информация о работе Педагогическая деятельность Джона Дьюи