Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 08:58, доклад
Объект исследования: педагогическая деятельность Джона Дьюи.
Предмет исследования: педагогический эксперимент, проведенный Джоном Дьюи в 1896-1904 годы.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что педагогика Джона Дыои оказала значительное влияние на развитие теории и практики образования в США и во многих других странах мира. Особую роль в этом сыграло плодотворное философско-педагогическое творчество Джона Дьюи в чикагский период.
Введение
I глава. Джон Дьюи и его педагогические взгляды
1.1 Биография Джона Дьюи
1.2 Педагогические взгляды
1.3 Школа в представлении Дьюи
Выводы по главе I
II глава. Деятельность Дьюи и значение его работы для практики обучения
2.1 Деятельность Дьюи в Чикагский период
2.2 Педагогический эксперимент
2.3 Сравнительный анализ педагогической теории Джона Дьюи и традиционной системы обучения
2.4 Значение эксперимента для практики обучения
Выводы по главе II
Заключение
Список литературы
В
экспериментальной школе Дьюи дети
изучали три этапа развития промышленности,
оценивали вклад механических приспособлений
для обработки сырья и
В ходе своего "педагогического эксперимента" Дьюи подтвердил ряд своих предположений. Например, что касается стадий развития ребенка, он обозначил три из них.
Первая – от 4 до 8 характеризовалась моторной активностью и требовала прямой связи между идеей и действием. Предметное содержание на этой ступени не должно было выстраиваться в виде уроков, а осваивалось в ходе различного рода конструктивных активностей.
На второй стадии – от 8 до 11-12 лет, когда пытливый ум ребенка ищет ответа на многие вопросы, старается искать объяснение многим фактам и идеям, деятельность ученика должна становиться скорее исследовательской, нежели чисто направленной на конечный продукт деятельности. Ребенок уже тянется к книгам в поисках интеллектуальной пищи. Именно изучение различных профессий и научных изобретений человека заставляет, по мнению Дьюи, использовать чтение, письмо и математику.
Ученый
обосновывал, что на третьей стадии,
ребенок уже готов выполнять
задачи средней школы. К 13 годам, как
он считал, ребенок уже может специализироваться
с целью реализации своих технических
и интеллектуальных возможностей как
в определенных научных областях, так
и искусстве.[22]
2.3
Сравнительный анализ
В
работах Дьюи содержится критика
традиционной школы, которая связывается
с именем Гербарта, который переосмыслил
традиционную классно-урочную систему
Я.А.Коменского и создал новую научную
систему педагогики. Дьюи считал, что
традиционная система обучения пренебрегает
ребенком, особенностями его развития
и потребностями. Разработанные взрослыми
без учета интересов детей школьные программы,
учебники, учебные материалы могут вызвать
у школьников негативное отношение к учению.
Инстинктивное стремление детей к познанию
деформируются искусственной системой
оценок и экзаменов. В школе доминирует
учебник с его абстрактными книжными фактами,
которые ребенок должен заучить, не понимая
зачастую смысла. Такая школа не может
подготовить молодые поколения к жизни
в обществе, где требуется от человека
активность, уверенность, самостоятельность,
широта взглядов, умение решать личные
проблемы в соответствии с общим благом.
Для проведения сравнительного анализа
традиционной системы обучения и педагогической
теории Дьюи я изучила следующую литературу:[4],
[8, с.34-62], [9, с.8, с.74], [11, с.68-70], [26] и на основе
полученных данных выявила основные различия
между данными педагогическими теориями.
Таблица "Сравнительный
анализ традиционной системы обучения
и педагогической теории Дьюи"
Традиционная система обучения | Педагогическая теория Дьюи | |
Основная цель обучения | Формирование системы знаний, овладение основами наук, что выражается в наличии стандарта обучения | Формированию критического (рефлекторного) мышления учащихся; обогащение собственного опыта ребенка и приобщение его к культуре |
Основной акцент | Информированность личности | Приобретение жизненного опыта |
Способы получения знаний | Учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности | - Опытное познание
окружающей действительности, связанное
с выполнением действий;
- Исследовательский метод; - опора на проблемные ситуации реальной жизни |
Принципы обучения | Принципы научности, доступности, прочности, последовательности и систематичности. | Важный принцип образования - ориентированность на нужды каждого отдельного ученика, развитие общих и умственных способностей, разнообразных умений детей |
Программа обучения | Класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. | Нет постоянной программы с последовательной системой изучаемых предметов, в течение года расписание меняется в соответствии с усвоенным материалом и интересами ребенка. |
Деление на предметы | Урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом | Не должно быть деления курса на предметы, так как оно мешает интеграции учения и образованию личных понятий |
Деятельность педагога | Учитель руководит работой учащихся на уроке | Учитель должен создавать условия, которые благоприятствуют выявлению внутреннего мира учащегося, и устранять ситуации, которые мешают или препятствуют развитию |
Воспитание | Воспитание является делом семьи, в школе предусматривается лишь поверхностное воспитание, основывающееся на дисциплинарных мерах | Воспитание является неотъемлемой частью образовательного процесса |
Результат обучения | Осознанные учениками систематизированные знания | Результатом являются активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, готовность к планированию собственной деятельности, гибкость мышления, настойчивость в достижении результатов, готовность исправлять свои ошибки, осознание процесса познания, умение находить компромиссные решения |
Таким
образом, можно сделать вывод, что
педагогическая теория Дьюи значительно
отличается от традиционной системы образования,
господствовавшей в то время.
2.4
Значение эксперимента для
Хотя педагогическая теория Джона Дьюи подвергалась критике и гонениям со стороны других ученых и педагогов, в связи с негативными последствиями воплощения идей на практике, что связано с неправильным толкованием работ ученого, она все же была воплощена на практике. Педагогические идеи Дьюи оказали большое влияние на общий характер учебно-воспитательной работы в школах США и некоторых др. стран, в частности и на советскую школу в 20-х годах, что нашло своё выражение в так называемых комплексных программах и в методе проектов, применявшихся в 20-х гг.
Лабораторная школа Джона Дьюи при Чикагском университете, которую в начале XX в. считали одной из наиболее прогрессивных, дала мощный толчок для развития целой сети подобных учебных заведений, где отрабатывалась идея школы как сообщества исследователей. Ученые прекращали теоретизирование в кабинетном кресле и перемещались в экспериментальную педагогическую лабораторию.
То, что ученому удалось сделать в его экспериментальной школе, кардинально изменило подход к методам обучения, активизировало учение, дало толчок демократизации школьной жизни и, конечно, обеспечило ему репутацию великого педагога.
Большой
вклад внес Дьюи в разработку принципов
и методов проблемного
"Инструментальная педагогика" Джона Дьюи также оказала большое влияние на систему образования ХХ столетия. Использование наглядности, лабораторных и практических работ, поисковых методов обучения стали общепризнанными теоретическими положениями и методическими требованиями современной дидактики.
Джон Дьюи создал педоцентрическую теорию и методику обучения, направленную на формирование личности, умеющей приспособиться к различным жизненным ситуациям. Концептуальные взгляды на образование он изложил в книге "Школа и общество " (Чикаго, 1899),[25]
Несомненно,
такой подход активизирует познавательную
деятельность и способствует развитию
мышления, умения решать проблемы, позволяет
всесторонне развивать
Выводы по главе II
Чикагский
период в деятельности Дьюи является
самым плодотворным. Чикагская декада
сыграла огромную роль в становлении
Джона Дьюи как ученого-исследователя,
так как именно тогда Дьюи свою
дидактическую концепцию
Целями
образования в данной школе Дьюи
считал создание воспитывающей и
обучающей среды, содействующей
упрощению сложных явлений
Огромное внимание Джон Дьюи уделял занятиям ручным трудом, имеющим непосредственное отношение к повседневной жизни учащихся.
В работах Дьюи содержится критика традиционной школы, и наблюдаются значительные отличия от традиционной Гербартианской системы образования, господствующей в то время.
Данные отличия заключаются в основной цели и акценте обучения, способах получения знаний, принципах и программе обучения, делении на предметы, роли педагога в образовательном процессе, месте воспитания в процессе обучения и результате обучения.
Педагогические идеи Дьюи оказали большое влияние на общий характер учебно-воспитательной работы в школах США и некоторых др. стран, в частности и на советскую школу в 20-х годах, что нашло своё выражение в так называемых комплексных программах и в методе проектов, применявшихся в 20-х гг.
То,
что ученому удалось сделать
в его экспериментальной школе,
кардинально изменило подход к методам
обучения, активизировало учение, дало
толчок демократизации школьной жизни
и, конечно, обеспечило ему репутацию великого
педагога.
Заключение
Прожив яркую и долгую жизнь продолжительностью почти в сто лет, основатель философии и педагогики прагматизма сохранял неиссякаемую работоспособность до последних дней и оставил наследие, по самым разным отраслям знания.
В сжатом виде основные положения теории Джона Дьюи выглядят следующим образом:
· Обучение должно происходить путем опытного познания окружающей действительности;
· Истинным и ценным является только то, что дает практический результат;
· В основе учебно-воспитательного процесса должны лежать интересы ребенка;
· Ориентированность преподавания на будущую деятельность в обществе;
· Метод учебных проектов - это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов;
· В школе должен меняться набор и соотношение изучаемых дисциплин: вместо "сущностных" дисциплин вводятся "инструментальные", либо часть "сущностных" предметов следует значительно сократить;
· Необходимо непрерывное образование для всех возрастных категорий. Все общество должно находиться в процессе постоянного обучения и переобучения;
· Дьюи считал необходимым систематически включать в учебный процесс игровую деятельность;
· Задача педагога - создавать условия, которые благоприятствуют выявлению внутреннего мира учащегося, и устранять ситуации, которые мешают или препятствуют развитию.
Условиями успешности обучения являются:
· Проблематизация учебного материала;
· Активность ребенка;
· Связь обучения с жизнью ребенка, игрой и трудом.
Дьюи придерживался так называемой педоцентрической теории и методики обучения, согласно которой роль учителя в процессах обучения и воспитания сводится в основном к руководству самодеятельностью учащихся и пробуждению их любознательности. В методике ученого наряду с трудовыми процессами большое место занимали игры, импровизации, экскурсии, художественная самодеятельность, домоводство. Воспитанию дисциплины учащихся Дьюи противопоставлял развитие их индивидуальности.
Педоцентрическая концепция Дьюи оказала большое влияние на общий характер учебно-воспитательной работы школ США и других стран, в частности советской школы 20-х гг., что нашло свое выражение в т.н. комплексных программах и в методе проектов.
Джон Дьюи был новатором, его идеи значительно отличались от традиционных. Он кардинально изменил процесс обучения, отношение к ученикам, содержание образования, сделав тем самым огромный вклад в развитие гуманистически направленного обучения.