Педагогическая деятельность Джона Дьюи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 08:58, доклад

Описание

Объект исследования: педагогическая деятельность Джона Дьюи.
Предмет исследования: педагогический эксперимент, проведенный Джоном Дьюи в 1896-1904 годы.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что педагогика Джона Дыои оказала значительное влияние на развитие теории и практики образования в США и во многих других странах мира. Особую роль в этом сыграло плодотворное философско-педагогическое творчество Джона Дьюи в чикагский период.

Содержание

Введение
I глава. Джон Дьюи и его педагогические взгляды
1.1 Биография Джона Дьюи
1.2 Педагогические взгляды
1.3 Школа в представлении Дьюи
Выводы по главе I
II глава. Деятельность Дьюи и значение его работы для практики обучения
2.1 Деятельность Дьюи в Чикагский период
2.2 Педагогический эксперимент
2.3 Сравнительный анализ педагогической теории Джона Дьюи и традиционной системы обучения
2.4 Значение эксперимента для практики обучения
Выводы по главе II
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Доклад по философии.doc

— 181.00 Кб (Скачать документ)

     В экспериментальной школе Дьюи дети изучали три этапа развития промышленности, оценивали вклад механических приспособлений для обработки сырья и превращения  его в одежду. Изучая фабричное производство, они сравнивали простейшие машины с более сложными, исследовали механику и физику, делали математические расчеты. Дети развивали идеи, которые впоследствии применялись в изучении экономики, делали ее понятной для учеников. Они разбирались в химических процессах, сами готовили сырье, изучали крашение и учились отпаривать ткани. Так, по отзывам учительницы Алтеи Хармер, ведущей занятия по текстилю, детям страшно нравились все эти виды деятельности. По мнению ребенка, как отмечала учительница, процесс представал для него " прежде всего как изготовление вещей с помощью плетения и т.д.; он как бы был занят деланием того, что было созвучным его чувству, восприятию, воображению, суждению, и ручному умению, становился включенным в деятельность, представляющую для него интерес".

     В ходе своего "педагогического эксперимента" Дьюи подтвердил ряд своих предположений. Например, что касается стадий развития ребенка, он обозначил три из них.

     Первая  – от 4 до 8 характеризовалась моторной активностью и требовала прямой связи между идеей и действием. Предметное содержание на этой ступени не должно было выстраиваться в виде уроков, а осваивалось в ходе различного рода конструктивных активностей.

     На  второй стадии – от 8 до 11-12 лет, когда  пытливый ум ребенка ищет ответа на многие вопросы, старается искать объяснение многим фактам и идеям, деятельность ученика должна становиться скорее исследовательской, нежели чисто направленной на конечный продукт деятельности. Ребенок уже тянется к книгам в поисках интеллектуальной пищи. Именно изучение различных профессий и научных изобретений человека заставляет, по мнению Дьюи, использовать чтение, письмо и математику.

     Ученый  обосновывал, что на третьей стадии, ребенок уже готов выполнять  задачи средней школы. К 13 годам, как он считал, ребенок уже может специализироваться с целью реализации своих технических и интеллектуальных возможностей как в определенных научных областях, так и искусстве.[22] 

     2.3 Сравнительный анализ педагогической  теории Джона Дьюи и традиционной системы обучения

     В работах Дьюи содержится критика  традиционной школы, которая связывается  с именем Гербарта, который переосмыслил традиционную классно-урочную систему  Я.А.Коменского и создал новую научную  систему педагогики. Дьюи считал, что  традиционная система обучения пренебрегает ребенком, особенностями его развития и потребностями. Разработанные взрослыми без учета интересов детей школьные программы, учебники, учебные материалы могут вызвать у школьников негативное отношение к учению. Инстинктивное стремление детей к познанию деформируются искусственной системой оценок и экзаменов. В школе доминирует учебник с его абстрактными книжными фактами, которые ребенок должен заучить, не понимая зачастую смысла. Такая школа не может подготовить молодые поколения к жизни в обществе, где требуется от человека активность, уверенность, самостоятельность, широта взглядов, умение решать личные проблемы в соответствии с общим благом. Для проведения сравнительного анализа традиционной системы обучения и педагогической теории Дьюи я изучила следующую литературу:[4], [8, с.34-62], [9, с.8, с.74], [11, с.68-70], [26] и на основе полученных данных выявила основные различия между данными педагогическими теориями. 

Таблица "Сравнительный  анализ традиционной системы обучения и педагогической теории Дьюи" 

  Традиционная  система обучения Педагогическая  теория Дьюи
Основная  цель обучения Формирование  системы знаний, овладение основами наук, что выражается в наличии  стандарта обучения Формированию  критического (рефлекторного) мышления учащихся; обогащение собственного опыта ребенка и приобщение его к культуре
Основной  акцент Информированность личности Приобретение  жизненного опыта
Способы получения знаний Учащиеся усваивают  знания в готовом виде без раскрытия  путей доказательства их истинности - Опытное познание  окружающей действительности, связанное  с выполнением действий;

- Исследовательский  метод;

- опора на  проблемные ситуации реальной  жизни

Принципы  обучения Принципы научности, доступности, прочности, последовательности и систематичности. Важный принцип  образования - ориентированность на нужды каждого отдельного ученика, развитие общих и умственных способностей, разнообразных умений детей
Программа обучения Класс работает по единому годовому плану и программе  согласно расписанию. Нет постоянной программы с последовательной системой изучаемых предметов, в течение  года расписание меняется в соответствии с усвоенным материалом и интересами ребенка.
Деление на предметы Урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом Не должно быть деления курса на предметы, так  как оно мешает интеграции учения и образованию личных понятий
Деятельность  педагога Учитель руководит  работой учащихся на уроке Учитель должен создавать условия, которые благоприятствуют выявлению внутреннего мира учащегося, и устранять ситуации, которые мешают или препятствуют развитию
Воспитание Воспитание  является делом семьи, в школе  предусматривается лишь поверхностное  воспитание, основывающееся на дисциплинарных мерах Воспитание  является неотъемлемой частью образовательного процесса
Результат обучения Осознанные  учениками систематизированные  знания Результатом являются активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, готовность к планированию собственной деятельности, гибкость мышления, настойчивость в достижении результатов, готовность исправлять свои ошибки, осознание процесса познания, умение находить компромиссные решения

     Таким образом, можно сделать вывод, что  педагогическая теория Дьюи значительно отличается от традиционной системы образования, господствовавшей в то время. 

     2.4 Значение эксперимента для практики  обучения

     Хотя  педагогическая теория Джона Дьюи подвергалась критике и гонениям со стороны  других ученых и педагогов, в связи с негативными последствиями воплощения идей на практике, что связано с неправильным толкованием работ ученого, она все же была воплощена на практике. Педагогические идеи Дьюи оказали большое влияние на общий характер учебно-воспитательной работы в школах США и некоторых др. стран, в частности и на советскую школу в 20-х годах, что нашло своё выражение в так называемых комплексных программах и в методе проектов, применявшихся в 20-х гг.

     Лабораторная  школа Джона Дьюи при Чикагском  университете, которую в начале XX в. считали одной из наиболее прогрессивных, дала мощный толчок для развития целой сети подобных учебных заведений, где отрабатывалась идея школы как сообщества исследователей. Ученые прекращали теоретизирование в кабинетном кресле и перемещались в экспериментальную педагогическую лабораторию.

     То, что ученому удалось сделать  в его экспериментальной школе, кардинально изменило подход к методам  обучения, активизировало учение, дало толчок демократизации школьной жизни  и, конечно, обеспечило ему репутацию великого педагога.

     Большой вклад внес Дьюи в разработку принципов  и методов проблемного обучения, которое, по его утверждению, имеет  неоспоримые преимущества по сравнению  с объяснительно-иллюстративным.

     "Инструментальная  педагогика" Джона Дьюи также оказала большое влияние на систему образования ХХ столетия. Использование наглядности, лабораторных и практических работ, поисковых методов обучения стали общепризнанными теоретическими положениями и методическими требованиями современной дидактики.

     Джон  Дьюи создал педоцентрическую теорию и методику обучения, направленную на формирование личности, умеющей  приспособиться к различным жизненным  ситуациям. Концептуальные взгляды  на образование он изложил в книге "Школа и общество " (Чикаго, 1899),[25]

     Несомненно, такой подход активизирует познавательную деятельность и способствует развитию мышления, умения решать проблемы, позволяет  всесторонне развивать учащихся, делает процесс учения интересным. Однако абсолютизация такой дидактики, ее распространение на все предметы и уровни вызывает возражение: переоценка спонтанной деятельности детей и следование в учении за их интересами ведет к утрате систематичности, к случайному отбору материала, не дает всесторонней проработки материала. 

     Выводы  по главе II

     Чикагский период в деятельности Дьюи является самым плодотворным. Чикагская декада сыграла огромную роль в становлении  Джона Дьюи как ученого-исследователя, так как именно тогда Дьюи свою дидактическую концепцию реализовал в школе-лаборатории при Чикагском университете.

     Целями  образования в данной школе Дьюи считал создание воспитывающей и  обучающей среды, содействующей  упрощению сложных явлений жизни, выбору для изучения наиболее типичных моментов жизни человека, выравниванию социальных различий; формированию критического (рефлекторного) мышления учащихся; обогащению собственного опыта ребенка и приобщению его к культуре

     Огромное  внимание Джон Дьюи уделял занятиям ручным трудом, имеющим непосредственное отношение  к повседневной жизни учащихся.

     В работах Дьюи содержится критика традиционной школы, и наблюдаются значительные отличия от традиционной Гербартианской системы образования, господствующей в то время.

     Данные  отличия заключаются в основной цели и акценте обучения, способах получения знаний, принципах и программе обучения, делении на предметы, роли педагога в образовательном процессе, месте воспитания в процессе обучения и результате обучения.

     Педагогические  идеи Дьюи оказали большое влияние  на общий характер учебно-воспитательной работы в школах США и некоторых др. стран, в частности и на советскую школу в 20-х годах, что нашло своё выражение в так называемых комплексных программах и в методе проектов, применявшихся в 20-х гг.

     То, что ученому удалось сделать  в его экспериментальной школе, кардинально изменило подход к методам обучения, активизировало учение, дало толчок демократизации школьной жизни и, конечно, обеспечило ему репутацию великого педагога. 

     Заключение

     Прожив  яркую и долгую жизнь продолжительностью почти в сто лет, основатель философии и педагогики прагматизма сохранял неиссякаемую работоспособность до последних дней и оставил наследие, по самым разным отраслям знания.

     В сжатом виде основные положения теории Джона Дьюи выглядят следующим образом:

     ·  Обучение должно происходить путем опытного познания окружающей действительности;

     ·  Истинным и ценным является только то, что дает практический результат;

     ·  В основе учебно-воспитательного процесса должны лежать интересы ребенка;

     ·  Ориентированность преподавания на будущую деятельность в обществе;

     ·  Метод учебных проектов - это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов;

     ·  В школе должен меняться набор и соотношение изучаемых дисциплин: вместо "сущностных" дисциплин вводятся "инструментальные", либо часть "сущностных" предметов следует значительно сократить;

     ·  Необходимо непрерывное образование для всех возрастных категорий. Все общество должно находиться в процессе постоянного обучения и переобучения;

     ·  Дьюи считал необходимым систематически включать в учебный процесс игровую деятельность;

     ·  Задача педагога - создавать условия, которые благоприятствуют выявлению внутреннего мира учащегося, и устранять ситуации, которые мешают или препятствуют развитию.

     Условиями успешности обучения являются:

     ·  Проблематизация учебного материала;

     ·  Активность ребенка;

     ·  Связь обучения с жизнью ребенка, игрой и трудом.

     Дьюи  придерживался так называемой педоцентрической теории и методики обучения, согласно которой роль учителя в процессах обучения и воспитания сводится в основном к руководству самодеятельностью учащихся и пробуждению их любознательности. В методике ученого наряду с трудовыми процессами большое место занимали игры, импровизации, экскурсии, художественная самодеятельность, домоводство. Воспитанию дисциплины учащихся Дьюи противопоставлял развитие их индивидуальности.

     Педоцентрическая  концепция Дьюи оказала большое  влияние на общий характер учебно-воспитательной работы школ США и других стран, в частности советской школы 20-х гг., что нашло свое выражение в т.н. комплексных программах и в методе проектов.

     Джон  Дьюи был новатором, его идеи значительно  отличались от традиционных. Он кардинально  изменил процесс обучения, отношение  к ученикам, содержание образования, сделав тем самым огромный вклад в развитие гуманистически направленного обучения.

Информация о работе Педагогическая деятельность Джона Дьюи