Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 13:24, реферат
Актуальность выбранной мною темы состоит в том, что и в истории мировой культуры Платон – великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель – философ, учёный, писатель – принадлежит всему человечеству. Платон один из учителей философии. Учителем его делает не только то, что в начале IV века до н. э. он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией и просуществовавшую несколько веков. Платон – один из учителей человечества. Не будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, - мы хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чём трудности его исканий и свершений, в чём их завлекающая сила. ‹‹До сего дня платоновская мысль может считаться просто греческой мыслью, а вся доплатоновская мысль – лишь подготовкой к Платону›
Введение…………………………………………………………………..3
Предисловие………………………………………………...……..4
Утопия Платона…………………………………………..…..……5
Возникновения государства………………………………..……..5
Основы государства……………………………...………….…….5
Граждане в Платоновском государстве……………...…….…….6
Наисовершеннейшее благо………………………………………..8
Деление граждан на классы общества……………………………9
Философы, почему они должны править?....................................13
Система воспитания о оброзования граждан……………………14
Военское дело……………………………………………………...15
Отсутствие личной собственности……………………………….17
3. Итог………………………………………………………………….17
Заключение………………………………………………………………..23
Список использованной литературы…………...………………
Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский
государственный архитектурно-
университет
Кафедра
философии
Реферат
Платоновское
учение об «идеальном
государстве»
В. С. Балясова
Руководитель:
А.
В. Зайко
Санкт-Петербург
2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
3. Итог………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………...……………………….24
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной мною темы состоит в том, что и в истории мировой культуры Платон – великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель – философ, учёный, писатель – принадлежит всему человечеству. Платон один из учителей философии. Учителем его делает не только то, что в начале IV века до н. э. он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией и просуществовавшую несколько веков. Платон – один из учителей человечества. Не будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, - мы хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чём трудности его исканий и свершений, в чём их завлекающая сила. ‹‹До сего дня платоновская мысль может считаться просто греческой мыслью, а вся доплатоновская мысль – лишь подготовкой к Платону››.1
При
рассмотрении данной работы мною были
использованы труды следующих авторов:
В.Ф.Асмус «Платон». М.: Мысль, 1975; А.Ф.Лосев,
А.А.Тахо-Годи «Платон. Аристотель». Серия
ЖЗЛ. М.: «Молодая гвардия», 1993; Платон.
Сочинения в 4-х томах. М.: Мысль, 1964; Е. И.
Камышев, М. Ю. Ненин, В. Ю. Ховес, Н. К. Манькова
и др. “Политология Демократия и власть”.
Методическое пособие – 2-е издание
КГТУ, 1999 г.
Всего 9 лет не дожил Платон до Херонейской битвы и до Панэллинского конгресса в Коринфе, означавших конец политической самостоятельности Греции.
Новой эпохой был эллинизм, период крупного рабовладения с его огромными военно-монархическими империями, поглотившими старый классический полис. Платон ничего не знал о наступающей огромной эпохе. Но, как и все принципиальные люди его времени, он судорожно искал выход из окружавших его социально-политических отношений. Выходом для него оказалась утопия.
В истории политических учений утопия Платона является одной из самых знаменитых. Она одновременно представляет и отражение ряда реальных черт современных Платону государств, например, Египта, и критику ряда недостатков греческих полисов, и рекомендует взамен отвергнутых идеальный тип общежития.
Маркс
показал, что источником платоновского
государства были его наблюдения над
общим строем Египта. Он показал также,
что идеальное государство Платона представляло
собой лишь афинскую идеализацию египетского
кастового строя.
По
его теории государство возникает
потому, что человек как индивид не может
обеспечить удовлетворение своих главных
потребностей. Эта глубокая идея подразумевается
в исходном платоновском определении
государства: ‹‹Испытывая нужду во многом,
многие люди собираются воедино, чтобы
обитать сообща и оказывать друг другу
помощь: такое совместное поселение и
получает у нас название государства››.2
Платону рисовалось идеальное государство во главе с философами, созерцателями чистых и вечных идей, которых защищают воины и которым все жизненные ресурсы доставляют свободные земледельцы и ремесленники.
Основным
принципом идеального государственного
устройства Платон считает справедливость.
Это понятие наполнено у
По разъяснению Платона, каждому гражданину справедливость отводит особое занятие и положение. Господство справедливости сплачивает разнообразные и даже разнородные части государства в гармоническое целое.
Наилучшая государственная система должна обладать рядом черт нравственной, экономической и политической организации, которые в своем соединительном действии обеспечивают решение самых важных задач. Такое государство должно обладать:
Выполнение
всех этих трех задач означало бы осуществление
«идеи блага» как высшей идеи, правящей
миром.
В
утопическом государстве
За основу для распределения граждан государства по разрядам Платон взял различия между отдельными группами людей соответственно их нравственным задаткам и свойствам. Однако рассматривал Платон эти различия по аналогии с разделением производительного труда. Именно в разделении труда Платон видит фундамент всего современного ему общественного и государственного строя.
При этом основная мысль Платона состоит в утверждении, что потребности граждан, составляющих общество, разнообразны, но способности каждого лица к удовлетворению этих потребностей ограничены. «Каждый из нас сам для себя бывает недостаточен и имеет нужду во многих». 3Отсюда прямо выводится необходимость возникновения общежития, или города: «Когда один из нас принимает других, либо для той, либо для иной потребности, когда, имея нужду во многом, мы располагаем к сожитию многих общников и помощников - тогда это сожитие получает у нас название города».4
Для Платона характерно, что значение разделения труда он рассматривает не с точки зрения работника, производящего продукт, а исключительно с точки зрения потребителей, принадлежащих к классу рабовладельцев. «Работник должен приспособляться к делу, а не дело к работнику».5
В разделении труда Платон видит не только основу распадения общества на сословия, но и основной принцип строения государства.
Главная
задача трактата Платона о государстве
- проблема благой и совершенной жизни
общества в целом и его членов.
Наисовершеннейшее благо обладает четырьмя главными доблестями:
1. Мудрость
2. Мужество
3. Сдерживающая мера
4. Справедливость
Под мудростью Платон понимает высшее знание, или способность дать добрый совет, когда речь идет о государстве в целом. Такое знание - охранительное, а обладают этим знанием правители государства. Мудрость - это доблесть, свойственная весьма немногим - философам, - и это не столько даже специальность по руководству государством, сколько созерцание занебесной области вечных и совершенных идей - доблесть, в основе своей нравственная.
Как утверждает Платон, только при правителях-философах государство не будет знать царящего в нем настоящее время зла.
Но для достижения благоденствия правители должны быть не мнимыми, а истинными философами: под ними Платон разумеет только «любящих созерцать истину».
Вторая доблесть - мужество. Оно так же свойственно лишь небольшому кругу лиц, хотя в сравнении с мудрыми этих лиц больше.
В отличие от мудрости и мужества, третья доблесть совершенного государства, или сдерживающая мера, есть уже не качество особого класса, а доблесть, принадлежащая всем членам государства. Там, где она налицо, все члены общества признают и соблюдают принятый в совершенном государстве закон и существующее в нем правительство, сдерживающее и умеряющее дурные порывы. Сдерживающая мера приводит к гармоничному согласию лучших и худших сторон.
Четвертая
доблесть - справедливость. Ее наличие,
ее торжество в государстве и обусловлено
сдерживающей мерой. Именно в силу справедливости
каждый класс, каждый разряд в государстве
и каждый отдельный человек получает для
исполнения и осуществления свое особое
дело, к которому его природа наиболее
способна.
Классическая точка зрения Платона, его социальный и политический аристократизм, восхищение обществом египетского типа с его кастовым слоем, с характерным для него трудным осуществлением перехода из одной касты в другую получили чрезвычайно яркое выражение в платоновском понимании справедливости. В этом понятии для Платона нет ничего уравнительного, сглаживающего или отрицающего различия классов. Менее всего Платон стремится к тому, чтобы уделить гражданам и классам граждан одинаковые права. Всеми силами он хочет оградить свое идеальное государство от смешения классов, от исполнения гражданами одного класса обязанностей и функций граждан другого класса. Он прямо характеризует справедливость как доблесть, не допускающую возможности подобного смешения. Наименьшей бедой, по его мнению, было бы смешение или совмещение различных специальностей внутри класса работников производительного труда: если, например, плотник станет делать работу сапожника, а сапожник - работу плотника или если кто- либо из них захочет делать и то, и другое. Но было бы хуже, просто гибельно для государства, если бы какой-то ремесленник или промышленник пожелал бы заняться воинским делом, а воин, неспособный и неподготовленный, посягнул бы на функцию управления, или если кто-нибудь захотел бы одновременно совершать все эти дела.
Даже при наличии первых трех видов доблести многоделание и взаимный обмен занятиями причиняют государству величайший вред и поэтому могут быть названы злодеянием. И наоборот, делание своего будет справедливостью и сделает город справедливым.
Все три класса в равной мере необходимы идеальному государству и, взятые все вместе, являют великое и прекрасное.
Информация о работе Платоновское учение об «идеальном государстве»