Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 13:24, реферат
Актуальность выбранной мною темы состоит в том, что и в истории мировой культуры Платон – великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель – философ, учёный, писатель – принадлежит всему человечеству. Платон один из учителей философии. Учителем его делает не только то, что в начале IV века до н. э. он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией и просуществовавшую несколько веков. Платон – один из учителей человечества. Не будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, - мы хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чём трудности его исканий и свершений, в чём их завлекающая сила. ‹‹До сего дня платоновская мысль может считаться просто греческой мыслью, а вся доплатоновская мысль – лишь подготовкой к Платону›
Введение…………………………………………………………………..3
Предисловие………………………………………………...……..4
Утопия Платона…………………………………………..…..……5
Возникновения государства………………………………..……..5
Основы государства……………………………...………….…….5
Граждане в Платоновском государстве……………...…….…….6
Наисовершеннейшее благо………………………………………..8
Деление граждан на классы общества……………………………9
Философы, почему они должны править?....................................13
Система воспитания о оброзования граждан……………………14
Военское дело……………………………………………………...15
Отсутствие личной собственности……………………………….17
3. Итог………………………………………………………………….17
Заключение………………………………………………………………..23
Список использованной литературы…………...………………
В
соответствии со всем сказанным разумное
устройство совершенного государства,
по Платону, должно основываться прежде
всего на потребностях.
В городе-государстве («полисе») должны
существовать многочисленные, четко дифференцированные
отрасли общественного разделения труда.
В нем должны быть не только работники,
добывающие средства питания для граждан,
строители жилищ, изготовители одежды
и обуви, но и работники, изготавливающие
для всех них орудия и инструменты их специального
труда.
Кроме них необходимы еще производители
всевозможных вспомогательных работ,
например, скотоводы, доставляющие средства
перевозки людей и грузов, добывающих
шерсть и кожу.
Потребность во ввозе необходимых продуктов и товаров из других стран требует производства в государстве излишка товаров для внешней торговли ими, а также увеличения числа рабочих, изготавливающих соответствующие товары.
В свою очередь развитая торговля требует деятельности посредников по купле-продаже, по ввозу и вывозу. Таким образом, к уже рассмотренным разрядам разделения труда присоединяется такой же необходимый для государства разряд торговцев. Этим усложнение разделения труда не ограничивается: возникает потребность в различных разрядах лиц, участвующих в перевозках товаров.
Торговля, обмен товарами и продуктами необходим государству не только для внешних сношений, но и внутри государства. Отсюда Платон выводит необходимость рынка и чеканки монеты как единицы обмена. В свою очередь возникновение рынка порождает разряд специалистов рыночных операций: мелких торговцев и посредников, скупщиков и перепродавцов.
Платон
считает необходимым также
Указанными разрядами специализированного общественного труда исчерпываются работники, производящие для государства продукты либо так или иначе способствующие производству и потреблению. Все эти разряды, вместе взятые, составляют низший класс граждан в иерархии платоновского идеального государства.
Над
классом, разделенным по отраслям специализированного
труда работников, или ремесленников,
у Платона стоят высшие классы - воинов
(стражей) и правителей (философов).
Государством у Платона руководят, как и в олигархии, немногие. Но в отличие от олигархии, где правителями отнюдь не бывают ни самые одаренные, ни наилучшим образом подготовленные, в государстве Платона правителями могут стать только лица, способные хорошо управлять государством. Во-первых, в силу природных задатков, во-вторых, вследствие долголетней предварительной подготовки.
Философы:
Участь большинства людей, придерживающихся установившегося житейского опыта - знание теней, теней в пещере, где они сидят спиной к истинной прекрасной жизни. Только мудрецы-философы могут избавить свою душу от телесного гнета и воспарить в мир вечных идей, постичь его, и с этих сверхчувственных позиций рассматривать все человеческие дела.
Платон дал на словах образец совершенного государства, понимая, что он не в состоянии доказать возможности устроения такого государства.
Однако,
по его мнению, «стоит произойти одной-единственной
перемене... и тогда преобразится все государство».
6Эта перемена: «пока в государствах
не будут царствовать философы, либо т.н.
нынешние цари и владыки не станут благородно
и основательно философствовать, и это
не сольется воедино - государственная
власть и философия, и пока не будут в обязательном
порядке отстранены те люди - а их много,
- которые ныне стремятся порознь либо
к власти, либо к философии, до тех пор
государствам не избавиться от зол, да
и не станет возможным для рода человеческого
и не увидит солнечного света то государственное
устройство. ... Людям трудно признать,
что иначе невозможно ни личное их, ни
общественное благополучие».7
Кого же именно он называет философами, утверждая, что именно они должны править?
Платон был уверен, что некоторым людям по самой их природе подобает быть философами и правителями государства, а всем прочим надо заниматься не этим, а следовать за теми, кто руководит. Платон признает, что между происхождением человека из того или иного класса и его нравственными и интеллектуальными свойствами нет необходимой связи: люди, наделенные высшими нравственными и умственными задатками, могут родиться в низшем общественном классе, и, наоборот, рожденные от граждан обоих высших классов могут оказаться с низкими душами.
Поэтому
в обязанности правителей входит
обязанность и право
«медь» или «железо», его надлежит без
всякого сожаления или снисхождения прогнать
к земледельцам и ремесленникам. Но если
у ремесленника родится младенец с примесью
«золота» или «серебра», то он должен быть
причислен либо к классу правителей, либо
к классу воинов».8
Для
Платона важно было строго отделить
высшие классы от низшего. Что же касается
вопроса о том, каким образом работники
специализированного труда должны подготавливаться
к квалифицированному выполнению своих
функций, то в подробности его Платон не
входит. Все его внимание сосредоточено
на воспитании воинов (стражей) и на определении
тех условий их деятельности и существования,
которые закрепляли бы свойства, порожденные
в них воспитанием.
Укреплению идеального государства должна служить строгая система воспитания и образования, обеспечивающая достаточную профессиональную и физическую подготовку всех сословий. Каждому сословию соответствует свой уровень образования. Совокупность гимнастики, музыки и математике - обязательный круг образования, достаточный для стражей. Наиболее способные могут обучиться диалектике, после овладения которой они переходят в другую профессиональную группу - философов-правителей.
Весьма
важна для жизни и благополучия
общества потребность в специалистах
военного дела. Но это уже не разряд среди
прочих разрядов работников. Это особая,
высшая в сравнении с ремесленниками часть
общества, особый класс. Выделение воинов
в особую отрасль общественного разделения
труда необходимо не только ввиду важности
их профессии, но и в силу особой ее трудности,
требующей и особого внимания, и технического
умения, и специальных знаний, специального
опыта.
Платон постулирует для своего утопического государства полное якобы единомыслие его классов. Постулат этот обосновывается у него ссылкой на происхождение всех людей от общей матери-земли. Именно поэтому,..считает Платон, воины должны считать всех остальных граждан этого государства своими братьями, но вразрез с этим постулатом работники хозяйственного труда третируются как люди низшей породы. Их следует охранять единственно для того, чтобы они могли без помех исполнять лежащие на них обязанности, но никак не ради их самих. Философы добиваются от воинов, чтобы те помогали им, как собаки помогают пастухам пасти стадо тружеников хозяйства.
Полная обособленность классов платоновского утопического государства сказывается даже во внешних условиях их существования. Так, воины не должны проживать в местах, где живут работники производительного труда. Постоянное местопребывание воинов - лагерь, расположенный так, чтобы, наблюдая и действуя из него, воинам было удобно возвращать к повиновению всех восставших против установленного порядка, а также легко отражать нападение неприятеля, откуда бы он ни явился.
Люди - существа слабые, подверженные искушению, соблазнам и порче всякого рода. Чтобы избежать этого, необходим нерушимо соблюдаемый строй жизни - определить и предписать его могут только правители-философы. В платоновской утопии на первый план выдвигается нравственный принцип.
Из исследования отрицательных типов государств Платон вывел, будто основная причина порчи человеческих обществ и государственных систем в господстве материальных интересов и в их влиянии на поведение людей.
Поэтому устроители наилучшего государства должны не только позаботиться об организации правильного воспитания именно воинов-стражей, но и установить такой порядок общежития, при котором устройство жилищ и права на имущественные блага не могли бы стать помехой ни для высокой нравственности воинов, ни для безупречного исполнения ими воинской службы, ни для надлежащего отношения их к людям своего класса и других классов общества.
Согласно Платону основная черта этого порядка - лишение воинов права на собственность. Все, что им необходимо, они должны получать от работников производительного труда, и притом в количестве не слишком малом, не слишком большом.
Питание воинов происходит в общих столовых. Весь распорядок и рамки жизни стражей направлены на ограждение их от губительного влияния личной собственности и в первую очередь от тлетворного влияния денег.
Для стражей возможно лишь соединение мужчин с женщиной для рождения детей, семья для них в сущности невозможна.
Как только рождается младенец, его отбирают у матери и передают на усмотрение правителей, которые лучших из новорожденных направляют к кормилицам, а худших обрекают на гибель в скрытом месте. Впоследствии матери допускаются к кормлению младенцев, но в это время они уже не знают, какие дети рождены ими, а какие - другими женщинами. Все стражи-мужчины считаются отцами всех детей, а все женщины - общими женами всех стражей.
Для Платона осуществление этого постулата означает достижение высшей формы единства в государстве.
Общность жен и детей в классе хранителей государства завершает то, что было начато общностью имуществ и потому есть для государства причина его высочайшего блага
Общность достояния, отсутствие личной собственности делает невозможным и возникновение судебных имущественных тяжб и взаимных обвинений.
Отсутствие
имущественных раздоров внутри класса
воинов сделает по
Платону невозможным ни раздор внутри
низшего класса работников, ни восстание
их против обоих высших классов.
3. ИТОГ
В конце своего описания проектируемого им государства Платон самыми радужными красками изображает блаженную жизнь членов такого общества, особенно воинов-стражей. Жизнь их прекраснее жизни победителей олимпийских состязаний. Содержание, которое они получают как плату за свою деятельность по охране общества, дается и им самим, и их детям. Они почитаются при жизни, они удостаиваются почетного погребения после смерти.
Платона
почти не занимают вопросы устройства
жизни и труда производящего класса,
вопросы его быта, его морального состояния.
Платон оставляет за рабочими принадлежащее
им имущество и лишь обусловливает пользование
этим имуществом. Он ограничивает его
условиями, которые продиктованы вовсе
не заботой о жизни и благополучии рабочих,
а только соображениями о том, что требуется
для того, чтобы они хорошо и в достаточном
количестве производили все необходимое
для двух высших классов - правителей и
воинов. Вот в общей форме эти условия.
1. Устранение из жизни рабочих главного
источника нравственной порчи - противоположных
полюсов богатства и бедности. Богатые
ремесленники перестают радеть о своем
деле, бедные и сами не в состоянии из-за
отсутствия необходимых орудий хорошо
работать и не могут хорошо обучать.
2. Ограничение функций рабочего одним-единственным
видом специализированного общественного
труда. Это тот его вид, к которому работник
наиболее способен по своим природным
задаткам, но который определяется..не..им..самим,..
3. Строжайшее повиновение. Оно обусловлено
всем строем убеждений рабочего и прямо
следует из основной для него доблести
- сдерживающей меры.
К самому труду как таковому, отношение Платона не только безразличное, но скорее даже пренебрежительное. Неизбежность производительного труда для существования и благосостояния общества в целом не делает в глазах Платона этот труд привлекательным или достойным почитания. На душу труд действует принижающим образом. В конце концов он удел тех, у кого способности скудны и для кого нет лучшего выбора. В третьей книге «Государства» есть место, где Платон помещает кузнецов, ремесленников, перевозчиков на весельных судах, а их начальников рядом с худыми людьми - пьяницами, бешеными и непристойно ведущими себя. Всем таким людям по Платону, не только не следует подражать, но и внимания обращать на них не следует.
Информация о работе Платоновское учение об «идеальном государстве»