Платоновское учение об «идеальном государстве»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 13:24, реферат

Описание

Актуальность выбранной мною темы состоит в том, что и в истории мировой культуры Платон – великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель – философ, учёный, писатель – принадлежит всему человечеству. Платон один из учителей философии. Учителем его делает не только то, что в начале IV века до н. э. он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией и просуществовавшую несколько веков. Платон – один из учителей человечества. Не будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, - мы хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чём трудности его исканий и свершений, в чём их завлекающая сила. ‹‹До сего дня платоновская мысль может считаться просто греческой мыслью, а вся доплатоновская мысль – лишь подготовкой к Платону›

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Предисловие………………………………………………...……..4
Утопия Платона…………………………………………..…..……5
Возникновения государства………………………………..……..5
Основы государства……………………………...………….…….5
Граждане в Платоновском государстве……………...…….…….6
Наисовершеннейшее благо………………………………………..8
Деление граждан на классы общества……………………………9
Философы, почему они должны править?....................................13
Система воспитания о оброзования граждан……………………14
Военское дело……………………………………………………...15
Отсутствие личной собственности……………………………….17
3. Итог………………………………………………………………….17
Заключение………………………………………………………………..23
Список использованной литературы…………...………………

Работа состоит из  1 файл

курсовик по философии.doc

— 112.00 Кб (Скачать документ)

   Руководство платоновских правителей ограничивается требованием, чтобы каждый разряд работников выполнял только одну, указанную ему свыше отрасль работы. Ни о каком планировании процесса производства у Платона..нет..и..речи. Точно так же нет речи и ни о каком обобществлении средств производства.

   Бросается в глаза то, что в платоновской теории разделения труда и специализации отсутствует, даже не называется класс рабов. Но в этом нет ничего удивительного. Проект Платона рассматривает разделение труда в государстве только между его свободными гражданами. Платон не забыл о рабстве. Рабство просто вынесено у него за скобки.

   Многие  исследователи Платона ломали себе голову по поводу положения класса земледельцев и ремесленников в идеальном государстве. Многие полагали, что это рабы, что это означает у Платона увековечивание рабовладельческого государства. Однако его ремесленники не рабы, они свободны, в меру той свободы, которая допускается в идеальном государстве.

   Они уже по одному тому не могут быть у Платона рабами, что два его  сословия - философы и воины - лишены всякой частной собственности, т.е. землевладельцы и ремесленники им принадлежать не могут. Более того, только этому сословию предоставлена у Платона экономическая свобода. Члены его производят продукты потребления, самостоятельно их продают, входят в экономические отношения с иностранцами. Все это строжайше запрещено философам и воинам.

   Платон  не раз ссылается на социально-политический строй Спарты с ее государственными крепостными. Можно было бы говорить о государственном крепостничестве в идеальном государстве Платона.

   В сущности, все сословия у Платона закабалены одним - служением вечному и абсолютному миру идей.

   Разделение  умственного и физического труда  у Платона абсолютизировано и увековечено на все времена: одни только мыслят и воюют, другие только кормят. Разделение труда, преподносимое Платоном в виде абсолютной нормы, несомненно, заимствовано из практики рабовладельческой формации и доведено до степени египетского кастового строя.

   Аскетически строй свое идеальное государство  Платона, однако мало кто обращает внимание на слова Платона о том, что взрослый или ребенок, свободный или раб, мужчина или женщина, словом, все целиком граждане должны беспрестанно петь самому себе очаровывающие песни.

   Игра, пение, пляски, эстетическое наслаждение - это, по мысли Платона, реальное воплощение божественных законов, так что всё государство, со всеми его мирными обычаями и со всеми его войнами, есть только бесконечное художественное самоутверждение: «Надо жить, играя», - говорит Платон.

   Цель  жертвоприношений, песнопений и плясок - отразить и победит врагов в битвах. Здесь даже трудно отличить, где божественный, непреклонный и аскетический закон, и где тут пляски и вечная игра.

   В утопии Платона не только выражены представления философа об идеальном  государственном порядке, но и отражены важнейшие черты действительного, реального античного полиса - далекие от намеченного идеала. Сам того не замечая и не желая, Платон обнажает классовое происхождение и классовую тенденцию своей утопии. Сквозь идеализирующие очертания изображаемой Платоном гармонии ясно проступает противоположность высших рабовладельческих классов и низших классов, резко обособленных друг от друга.

   Недостаточно  обосновано у Платона созерцание идей, которое является профессией сословия философов. Что они созерцают, кроме небесного свода с его вечно правильными, механически и геометрически размеренными..движениями? 
Общественные отношения, возникающие по законам геометрии или астрономии, являются отношениями чертежника к его чертежу. Если одно сословие только чертит, а другое является только чертежом, то это близко к тому, что обыкновенно называется рабовладением. Следовательно, независимо от своего непосредственного содержания, утопия Платона в конечном счете отражает рабовладельческую основу эпохи разложения греческих полисов.

   Платон  остался до конца верен строгим и суровым идеалам старой Греции, в спартанско - критском духе.

   В идеальном государстве Платона  не только работники напоминают рабов, но и члены двух высших классов  не знают полной и истинной свободы. 
Субъектом свободы и высшего совершенства оказывается у Платона не отдельная личность и даже не отдельный класс, а только все общество, все государство в целом. Это государство существует ради самого себя, ради своего внешнего великолепия, что касается гражданина, то его назначение только в том, чтобы способствовать красоте его построения в роли служебного члена. Все признаются лишь как всеобщие люди. Сам Платон говорит об этом наияснейшим образом. «Законодатель, - поясняет он, - заботится не о том, чтобы сделать счастливым в городе особенно один какой-нибудь род, но старается устроить счастье целого города, приводя граждан в согласие с убеждением и необходимостью... и сам поставляет в городе таких людей, не пуская их обращаться, куда кто хочет, но располагая ими применительно к связности города».9
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Воззрение Платона на государство и на роль в нем личности имеет все черты  реакционной социальной утопии. Кого могла спасти в те катастрофические времена такая утопия? Практически она имела нулевое значение даже при сочувствии к намерениям Платона со стороны некоторых государственных и общественных деятелей.

   Платон  был объявлен буржуазными историками предтечей теорий социализма и коммунизма, что отрицалось советской наукой. То, что на Западе называли платоновским коммунизмом, в СССР называли коммунизмом потребления, в отличие от теории научного коммунизма, то есть коммунизма..производства. 
Коммунизм Платона - и исторически, и политически не признавался советскими историками результатом исследования, а более того, такая формула считалась публицистическим мифом новейшего антикоммунизма.

   Но  в этой утопии есть и положительная  черта. С редким реализмом Платон понял характерную для античного  полиса связь единичного с целым, зависимость личности от более широкого, обусловленность индивида государством. Поняв эту связь, Платон превратил ее в норму задуманного им проекта идеального общественно-политического устройства. 
 
 
 
 
 
 
 

   СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 
1. Асмус В.Ф. «Платон». М.: Мысль, 1975.

2. Камышев Е. И., Ненин М. Ю.,. Ховес В. Ю , Манькова Н. К.  и др. “Политология Демократия и власть”. Методическое пособие – 2-е издание  
КГТУ, 1999.

3. Лосев А.Ф. Тахо-Годи А. А. «Платон. Аристотель». Серия ЖЗЛ. М.: «Молодая гвардия», 1993

4. Платон. Сочинения в 4-х томах. М.: Мысль, 1964. 
 
 

Информация о работе Платоновское учение об «идеальном государстве»