Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 13:24, реферат
Актуальность выбранной мною темы состоит в том, что и в истории мировой культуры Платон – великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель – философ, учёный, писатель – принадлежит всему человечеству. Платон один из учителей философии. Учителем его делает не только то, что в начале IV века до н. э. он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией и просуществовавшую несколько веков. Платон – один из учителей человечества. Не будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, - мы хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чём трудности его исканий и свершений, в чём их завлекающая сила. ‹‹До сего дня платоновская мысль может считаться просто греческой мыслью, а вся доплатоновская мысль – лишь подготовкой к Платону›
Введение…………………………………………………………………..3
Предисловие………………………………………………...……..4
Утопия Платона…………………………………………..…..……5
Возникновения государства………………………………..……..5
Основы государства……………………………...………….…….5
Граждане в Платоновском государстве……………...…….…….6
Наисовершеннейшее благо………………………………………..8
Деление граждан на классы общества……………………………9
Философы, почему они должны править?....................................13
Система воспитания о оброзования граждан……………………14
Военское дело……………………………………………………...15
Отсутствие личной собственности……………………………….17
3. Итог………………………………………………………………….17
Заключение………………………………………………………………..23
Список использованной литературы…………...………………
Руководство платоновских правителей ограничивается требованием, чтобы каждый разряд работников выполнял только одну, указанную ему свыше отрасль работы. Ни о каком планировании процесса производства у Платона..нет..и..речи. Точно так же нет речи и ни о каком обобществлении средств производства.
Бросается в глаза то, что в платоновской теории разделения труда и специализации отсутствует, даже не называется класс рабов. Но в этом нет ничего удивительного. Проект Платона рассматривает разделение труда в государстве только между его свободными гражданами. Платон не забыл о рабстве. Рабство просто вынесено у него за скобки.
Многие исследователи Платона ломали себе голову по поводу положения класса земледельцев и ремесленников в идеальном государстве. Многие полагали, что это рабы, что это означает у Платона увековечивание рабовладельческого государства. Однако его ремесленники не рабы, они свободны, в меру той свободы, которая допускается в идеальном государстве.
Они уже по одному тому не могут быть у Платона рабами, что два его сословия - философы и воины - лишены всякой частной собственности, т.е. землевладельцы и ремесленники им принадлежать не могут. Более того, только этому сословию предоставлена у Платона экономическая свобода. Члены его производят продукты потребления, самостоятельно их продают, входят в экономические отношения с иностранцами. Все это строжайше запрещено философам и воинам.
Платон не раз ссылается на социально-политический строй Спарты с ее государственными крепостными. Можно было бы говорить о государственном крепостничестве в идеальном государстве Платона.
В сущности, все сословия у Платона закабалены одним - служением вечному и абсолютному миру идей.
Разделение
умственного и физического
Аскетически строй свое идеальное государство Платона, однако мало кто обращает внимание на слова Платона о том, что взрослый или ребенок, свободный или раб, мужчина или женщина, словом, все целиком граждане должны беспрестанно петь самому себе очаровывающие песни.
Игра, пение, пляски, эстетическое наслаждение - это, по мысли Платона, реальное воплощение божественных законов, так что всё государство, со всеми его мирными обычаями и со всеми его войнами, есть только бесконечное художественное самоутверждение: «Надо жить, играя», - говорит Платон.
Цель жертвоприношений, песнопений и плясок - отразить и победит врагов в битвах. Здесь даже трудно отличить, где божественный, непреклонный и аскетический закон, и где тут пляски и вечная игра.
В утопии Платона не только выражены представления философа об идеальном государственном порядке, но и отражены важнейшие черты действительного, реального античного полиса - далекие от намеченного идеала. Сам того не замечая и не желая, Платон обнажает классовое происхождение и классовую тенденцию своей утопии. Сквозь идеализирующие очертания изображаемой Платоном гармонии ясно проступает противоположность высших рабовладельческих классов и низших классов, резко обособленных друг от друга.
Недостаточно
обосновано у Платона созерцание
идей, которое является профессией
сословия философов. Что они созерцают,
кроме небесного свода с его вечно
правильными, механически и геометрически
размеренными..движениями?
Общественные отношения, возникающие
по законам геометрии или астрономии,
являются отношениями чертежника к его
чертежу. Если одно сословие только чертит,
а другое является только чертежом, то
это близко к тому, что обыкновенно называется
рабовладением. Следовательно, независимо
от своего непосредственного содержания,
утопия Платона в конечном счете отражает
рабовладельческую основу эпохи разложения
греческих полисов.
Платон остался до конца верен строгим и суровым идеалам старой Греции, в спартанско - критском духе.
В
идеальном государстве Платона
не только работники напоминают рабов,
но и члены двух высших классов
не знают полной и истинной свободы.
Субъектом свободы и высшего совершенства
оказывается у Платона не отдельная личность
и даже не отдельный класс, а только все
общество, все государство в целом. Это
государство существует ради самого себя,
ради своего внешнего великолепия, что
касается гражданина, то его назначение
только в том, чтобы способствовать красоте
его построения в роли служебного члена.
Все признаются лишь как всеобщие люди.
Сам Платон говорит об этом наияснейшим
образом. «Законодатель, - поясняет он,
- заботится не о том, чтобы сделать счастливым
в городе особенно один какой-нибудь род,
но старается устроить счастье целого
города, приводя граждан в согласие с убеждением
и необходимостью... и сам поставляет в
городе таких людей, не пуская их обращаться,
куда кто хочет, но располагая ими применительно
к связности города».9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воззрение Платона на государство и на роль в нем личности имеет все черты реакционной социальной утопии. Кого могла спасти в те катастрофические времена такая утопия? Практически она имела нулевое значение даже при сочувствии к намерениям Платона со стороны некоторых государственных и общественных деятелей.
Платон
был объявлен буржуазными историками
предтечей теорий социализма и коммунизма,
что отрицалось советской наукой. То, что
на Западе называли платоновским коммунизмом,
в СССР называли коммунизмом потребления,
в отличие от теории научного коммунизма,
то есть коммунизма..производства.
Коммунизм Платона - и исторически, и политически
не признавался советскими историками
результатом исследования, а более того,
такая формула считалась публицистическим
мифом новейшего антикоммунизма.
Но
в этой утопии есть и положительная
черта. С редким реализмом Платон
понял характерную для
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Асмус В.Ф. «Платон». М.: Мысль, 1975.
2. Камышев Е. И.,
Ненин М. Ю.,. Ховес В. Ю , Манькова Н. К.
и др. “Политология Демократия и власть”.
Методическое пособие – 2-е издание
КГТУ, 1999.
3. Лосев А.Ф. Тахо-Годи А. А. «Платон. Аристотель». Серия ЖЗЛ. М.: «Молодая гвардия», 1993
4. Платон. Сочинения
в 4-х томах. М.: Мысль, 1964.
Информация о работе Платоновское учение об «идеальном государстве»