Подготовка научных кадров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 11:13, контрольная работа

Описание

Для понимания предмета «философия науки» как раздела философского знания нужно дать ответ на вопрос «что есть наука». В литературе есть данные о том, что сейчас существует до двухсот определений науки.
Классическое определение науки генетически связано с возникновением философского знания. Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на постижение законов бытия (общества, природы, мышления).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Подготовка научных кадров.
2. Российский опыт ранней подготовки кадров для науки: подходы, формы, результаты.
3. Индивидуальный подход, фундаментальность образования, ранняя специализация.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

к.р. 2.docx

— 41.31 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и  науки  Российской Федерации

ГОУ ВПО  Саратовский  Государственный  Технический университет 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Философия науки»

на тему:

«Подготовка научных кадров» 
 

Выполнила:    ________________________________                                                                           

.

 

                                        Проверил:                             ___________________         
 
 
 
 

Саратов 2012

    СОДЕРЖАНИЕ 

    ВВЕДЕНИЕ 

    1. Подготовка  научных кадров.
    2. Российский опыт ранней подготовки кадров для науки: подходы, формы, результаты.
    3. Индивидуальный подход, фундаментальность образования, ранняя специализация.
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ

    Для понимания предмета «философия науки» как раздела философского знания нужно дать ответ на вопрос «что есть наука». В литературе есть данные о том, что сейчас существует до двухсот  определений науки.

    Классическое  определение науки генетически  связано с возникновением философского знания. Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на постижение законов бытия (общества, природы, мышления).

    Основные  стороны бытия науки – это, во-первых, процесс получения нового знания, т.е. познавательная деятельность; во-вторых, результат этого процесса, т.е. органическая система знаний; в-третьих  – социальный институт со своей  инфраструктурой организации науки; в-четвертых – это особая сфера  культуры, взаимодействующая с другими  формами общественного сознания. Другими словами, наука – это специфическая форма деятельности, это совокупность дисциплинарных знаний и социальный институт.

    Философия как особая форма интегрирующего знания призвана создавать обобщенную картину мира, где имеют место  самые разнообразные явления: природа, общество, человеческие отношения, сознание и познание, их роль в рациональном освоении мира. Философия сегодня  представлена различными дисциплинами.

    Философия науки – философская дисциплина посвященная философскому осмыслению науки и научного знания, которая изучает проблемы возникновения науки, структуру, динамику, уровни и формы научного знания, средства и методы научного познания.

    Философия науки – относительно молодая  дисциплина философского знания, которая  стала успешно и бурно развиваться  в наше время в связи с развернувшейся научно-технической революцией XX столетия и заявила о себе не менее значимой, чем традиционные онтология и  гносеология. Как философская дисциплина она представлена различными концепциями, которые предлагают ту или иную модель развития науки, различными подходами  и взглядами. Предметом философии  науки являются общие закономерности научной деятельности по производству научных знаний, которые рассматриваются  в их историческом развитии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ПОДГОТОВКА  НАУЧНЫХ КАДРОВ В  РОССИИ 

    Специфика научной деятельности требует работников, имеющих специальную профессиональную подготовку. Базовая научная подготовка кадров осуществляется в вузах. После  успешного обучения в российском вузе можно получить начальную ученую степень и квалификацию бакалавра  наук (бакалавр химии, бакалавр технических  наук по различным направлениям и  др.) и квалификацию дипломированного специалиста по различным специальностям (химик, физик, инженер, менеджер и др.). Эти ученые степени и квалификации свидетельствует о соответствующих  знаниях и умениях человека с  высшим профессиональным образованием и в области науки.

    Наличие высшего профессионального образования  позволяет получить в вузе за 2 года ученую степень или квалификацию магистра наук по различным направлениям (магистр химии, магистр технических  наук и т.п.) и за 3-4 года (по очной  и заочной формам обучения в аспирантуре) - ученую степень кандидата наук по различным специальностям (кандидат химических наук, кандидат технических  наук и т.п.).

    Любой человек с высшим профессиональным образованием может получить ученую степень кандидата наук без обучения в аспирантуре при условии  подготовки и успешной защиты диссертации  в диссертационном совете, состав которого утверждается Высшим аттестационным комитетом Российской Федерации (ВАК).

    Лица, имеющие ученую степень кандидата  наук, могут получить ученую степень  доктора наук по различным специальностям после обучения в докторантуре в  течение 3 лет или без такого обучения при условии подготовки и успешной защиты соответствующей диссертации  в диссертационном совете. Допускается  присуждение ученой степени доктора  наук лицам с высшим профессиональным образованием, не имеющим ученой степени, за глубокие профессиональные знания и научные достижения в определенной отрасли науки.

    Аспирантура и докторантура решением органов  государственной власти открываются  не только в вузах, но и в научных  организациях. Наличие у лиц ученых степеней (бакалавра, магистра, кандидата  и доктора наук) подтверждается соответствующими дипломами государственного образца. Лицам, имеющим глубокие профессиональные знания и достижения не только в  науке, но и в педагогике, органами государственной власти присваиваются  ученые звания доцента и профессора соответствующих кафедр вузов. Возможно присвоение ученых званий старшего научного сотрудника и профессора по различным  специальностям за научные достижения. Наличие у лиц ученых степеней профессора, доцента, старшего научного сотрудника подтверждается аттестатами государственного образца. 
В системе государственных и общественных академий наук предусматривается присвоение ученых званий действительного члена (академика) и члена-корреспондента соответствующих академий наук.

    Государство материально стимулирует повышение  научной квалификации лиц, работающих в государственных структурах. Для  должностей, предусматривающих наличие  ученых степеней и званий, устанавливаются  соответствующие надбавки к заработной плате. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. РОССИЙСКИЙ  ОПЫТ РАННЕЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ НАУКИ: ПОДХОДЫ, ФОРМЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ

    В настоящее время широко обсуждается  вопрос привлечения молодежи в науку  и закрепления в ней молодых  кадров, разрабатываются концепции, предлагаются различные виды государственных  мер. Но вопрос этот является только частью более общей проблемы реструктуризации научной сферы в соответствии с изменившимися экономическими и политическими условиями в  стране. Имидж науки и престиж  научной деятельности в глазах молодежи в последние годы упал: роль и  государственный статус, которые  в настоящее время отводятся  науке, не способствуют росту этого  престижа. На наш взгляд, с учетом общегосударственных интересов  имеет смысл сосредоточиться  не только на аспирантах и молодых  специалистах, но и на школьниках и  студентах младших курсов, поскольку  именно в их среде возможно формирование нового отношения к науке. Они  могут пойти в науку и остаться в этой сфере, если исследовательская  деятельность будет достойно финансироваться, если для нее будет создана  развитая научная инфраструктура и  гибкая организация. Тогда можно  рассчитывать и на сохранение научных  школ, – а именно этот аргумент приводится обычно в пользу необходимости привлечения  и закрепления молодежи в науке.

    Подготовка  будущей научной элиты возможна только при раннем приобщении школьников и студентов к исследованиям, их знакомству с тем, что представляет собой научная деятельность, в  том числе и ее социально-психологические  аспекты. Это важно не только для  воспитания будущих ученых, но и  для обеспечения качественного  образования безотносительно к  будущей сфере профессиональной деятельности.

    В бывшем СССР наука и образование  не были органически интегрированы. Это не являлось новшеством советского времени, а продолжением российской исторической традиции, бравшей свое начало с момента создания Академии наук и Московского государственного университета. Однако понимание того, что лучший преподаватель – это  действующий ученый, имелось на разных этапах развития страны. К сожалению, масштабы практического воплощения этого подхода были небольшими, поэтому  соединение науки и образования, их интеграция существовали скорее в  виде эксперимента, отдельных инициатив, а не правила. Наиболее интересные формы  были созданы с целью раннего  выявления и дальнейшей специальной  подготовки одаренной молодежи –  будущих элитных кадров для науки. Такой опыт уникален, и вместе с  тем ряд принципов, которые легли  в основу таких «школ», может быть использован и в обычном образовательном  процессе.

    В истории системы подготовки элитных  кадров можно выделить как минимум  два периода наиболее активного  создания специальных образовательных учреждений. Первый период – послевоенный (после 1945 г.). В то время специальные системы подготовки создавались с целью наращивания кадров для растущего научного комплекса, в первую очередь оборонного. Второй всплеск произошел в конце 1980-х – начале 1990-х гг., когда появились признаки нарушения преемственности в науке и стал очевидным факт стремительного старения научных кадров, особенно в системе Академии наук.

    Одной из самых известных является так  называемая «система Физтеха». Она была положена в основу созданного в 1946 г. Московского физико-технического института (МФТИ), и с ней связано возникновение такого понятия, как «базовая кафедра». Система Физтеха состоит из трех взаимосвязанных компонентов. Во-первых, это разветвленная межрегиональная система отбора и довузовской подготовки талантливых школьников для поступления в МФТИ. Механизм отбора включает проведение олимпиад, заочное обучение в физико-технической школе, работу выездных приемных комиссий. В заочной физико-математической школе МФТИ учатся школьники 8–11 классов, причем научное руководство школой осуществляет МФТИ, а работы учащихся (по физике и математике) проверяют студенты и аспиранты, занимаясь этим на общественных началах. Большинство из них – бывшие выпускники заочной школы, и поэтому они хорошо представляют себе тот круг проблем и трудностей, которые возникают у учащихся. Одновременно студенты и аспиранты приобретают педагогический опыт. Среди основных принципов работы школы – индивидуальный подход, регулярное, параллельное школьному и бесплатное обучение. Ежегодно в заочной физико-математической школе обучается около 16 тыс. школьников из всех регионов страны. Среди студентов Физтеха выпускники заочной физико-математической школы составляют около 60%. Не случайно поэтому, что даже сейчас, когда мобильность ограничена экономическими условиями, почти три четверти студентов МФТИ – представители дальних российских регионов и стран СНГ.

    Вторым  компонентом системы Физтеха является обеспечение фундаментальности общего образования на первых трех курсах обучения в вузе, с последующей углубленной профессиональной подготовкой на втором–шестом курсах на базовых кафедрах, созданных в институтах и научных центрах РАН и других организациях. При этом на всех этапах обучения к преподаванию привлекаются ведущие, активно работающие ученые. Третий компонент «системы Физтеха» – это индивидуальная работа со студентами, активное привлечение их к научной деятельности.

    Этот  подход затем нашел отражение  при создании Новосибирского академгородка и Новосибирского государственного университета (НГУ) как его органической части, а при университете – физико-математической школы-интерната. Совсем «свежий» пример – созданный в 1995 г. Институт естественных наук и экологии при Российском научном центре «Курчатовский институт». В целом в советский и постсоветский периоды был организован целый ряд школ, лицеев и специализированных факультетов, использовавших в той или иной степени систему Физтеха.

    У этой системы были и остаются не только последователи, но и критики. Так, подготовка на базовых кафедрах обеспечивает раннюю и узкую специализацию, ориентированную на то, что выпускники останутся там, где работали еще будучи студентами. Это позволяет избежать болезненной адаптации и дообучения. Однако узкая специализация имеет и очевидные негативные стороны, особенно если выпускник этой системы вынужден принципиально менять род занятий. Вместе с тем система непрерывного элитного образования за последние пятьдесят лет развилась, модифицировалась, появились новые формы, а также различные подходы к обучению, учитывающие специфику областей наук, в которых осуществляется специальная подготовка школьников и студентов.

    Обобщение и анализ опыта работы таких структур очень важны, особенно, когда готовятся  новые государственные решения  о политике в научно-технической  сфере. Это позволит, во-первых, более  широко распространить имеющиеся в  практике элитарной подготовки находки  или ноу-хау, которые уже соответствующим  образом адаптированы к российским условиям. Во-вторых, это даст возможность  оценить границы возможностей таких  школ и выделить те составляющие исследовательской  деятельности, в том числе и  обеспечивающие приток молодежи в науку, которые должны быть поддержаны с  использованием других механизмов.

    В моей работе рассмотрен опыт семи организаций, ведущих подготовку элитных научных  кадров: Новосибирского государственного университета и его физико-математической школы, Малой академии морской биологии при Институте биологии моря ДВО РАН, государственного научно-учебного центра «Колледж» при Саратовском государственном университете, лицея «Физико-техническая школа» при Физико-техническом институте им. А.Ф. Иоффе РАН в Санкт-Петербурге, Московского химического лицея, Высшей школы общей и прикладной физики (факультет Нижегородского государственного университета) и Высшего физического колледжа (факультет Московского инженерно-физического института технического университета – подробнее см. Приложение). Помимо литературных источников, анализ основывается на данных интервью, проведенных в этих организациях в течение 2000 г. и в начале 2001 г.

Информация о работе Подготовка научных кадров