Поиск смысла жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:53, реферат

Описание

Актуальность проблем свободы личности также обусловлена
набирающим силу в общественных науках и философии процессом «переоценки ценностей», задачей которого является создание целостной концепции человека, наполненной конкретным содержанием, отражающей реальную предметно- практическую сущность и деятельность человека и как личности, и как члена.
Поиск подлинной и полной смысла жизни не легок. Это особенно
справедливо в век глубоких культурных перемен и конфликтов, когда
традиционные убеждения и ценности больше не являются адекватными
путеводными вехами для жизни или для нахождения смысла существования человека

Содержание

Введение ……………………………………………………….3-4

Часть 1. Понятие личности, ее структура и природа………..5-7

Часть 2. Свобода личности……………………………………8-11

Часть 3. Смысл и цель жизни…………………………………11-15

Заключение……………………………………………………..16-17
Список использованной литературы…………………………18-19

Работа состоит из  1 файл

реферат поиск смысла жизни.doc

— 100.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение ……………………………………………………….3-4

                                                   

Часть 1. Понятие  личности, ее структура и природа………..5-7

                                                            

Часть 2. Свобода  личности……………………………………8-11

                                                          

Часть 3. Смысл  и цель жизни…………………………………11-15

                                                         

Заключение……………………………………………………..16-17                                                     

Список использованной литературы…………………………18-19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

                               Мы – источник веселья – и скорби рудник,

                               Мы - вместилище скверны – и  чистый родник.

                               Человек – словно в зеркале мир, - многолик,

                               Он ничтожен – и он же  безмерно велик.

                                                   Омар Хайям 

      На  пороге  нового  тысячелетия  проблемы   философии становятся наиболее  актуальными.  В  переломные  периоды  развития  истории наиболее остро встает  вопрос  о  смысле  и  цели  существования  не  только

отдельного  индивида, но всего общества.

      Актуальность проблем  свободы   личности  также  обусловлена

набирающим  силу в общественных  науках  и  философии  процессом  «переоценки ценностей»,  задачей  которого   является   создание   целостной   концепции человека, наполненной конкретным содержанием, отражающей реальную предметно- практическую сущность и деятельность человека и как личности,  и  как  члена.

      Поиск  подлинной  и  полной  смысла  жизни  не  легок.  Это   особенно

справедливо  в  век  глубоких   культурных  перемен  и   конфликтов,   когда

традиционные  убеждения и  ценности   больше   не   являются   адекватными

путеводными  вехами  для  жизни  или  для  нахождения  смысла  существования человека

      В первой главе данной работы  будет рассмотрено само понятие   личности, прослежены  подходы  различных  философов  к этому понятию,  история его становления.  Будут  затронуты  также  вопросы  взаимоотношений  общества  и личности, а также взгляды современной  психологии  на  структуру  и  природу личности.

      Вторая часть работы будет  посвящена  вопросам  свободы   личности:  что

это такое, где ее границы, что значит выбор в жизни  человека.  Так  ли  все

предопределено  в нашей жизни или человек  – кузнец своего счастья  и  судьбы? Свобода – это благо или зло для современного человека?

      В третьей части будут  рассмотрены   различные  подходы  к   определению смысла жизни – проблемы, которая занимала человека во все времена. Для  чего нам дана жизнь? Как нам строить свое существование? К чему стремиться?  Чему посвятить    жизнь:    борьбе     за     идею,     накоплению     богатства, самосовершенствованию, служению Богу?

      В  наше непростое кризисное время как никогда необходимы  ориентиры,  маяки  в  виде ответов на вопрос о смысле нашей жизни. Также необходимы ответы  на  вопросы о свободе и ее границах, о выборе и ответственности. Без  четкого  пониманияэтих проблем невозможно строить будущее – свое и своей страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Часть 1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ СТРУКТУРА И  ПРИРОДА

      Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и  назначении, места человека в мире - одна  из  основных  проблем  в  истории  философской мысли.

      В  философии  средних   веков   господствовал   теоцентризм   как   тип

мировоззрения, представленный во  всех  формах  общественного  сознания  той эпохи. Бог рассматривался в то время как центр мироздания,  а  человек  лишь как одно из его многочисленных созданий.

      Смысл жизни человека состоит  в постижении божественного, приближении  к нему и тем самым - в спасении себя. Человек не верит  в  себя,  он  верит  в Бога.

      Философия средних веков в  большей мере, чем древняя, обратила внимание на внутренний (духовный) мир человека.  Тем  самым  создавались  предпосылки для   отрыва  человека  от  внешнего  (природного)   мира   и   постепенного противопоставления ему.

Философия  эпохи  Возрождения  утверждала  идею  всемогущества  и   всесилия человека.

      Эпоха Возрождения с ее  духом   антропоцентризма  не  только  возвысила

человека  над остальным живым миром, но и  посеяла  в  нем  зерна  гордыни  и безграничного индивидуализма. Наряду с этим философская мысль  того  времени подчеркивала, что человек - это продукт окружающей природы, а  не  результат собственной деятельности.

      В философии Нового времени  человек исследовался  с  позиций   механизма как философского мировоззрения. Считалось, что человек, как и  внешний  мир, тоже  есть  механизм,  сложная  машина.  Эта  машина  является   порождением природы, плодом ее длительной эволюции. Главное качество в  человеке  -  это его разумность.

      В немецкой классической философии  утвердился деятельностный  подход  к пониманию человека. Он исследовался  как  существо  исключительно  духовное, творец истории  и  мира  культуры  (И.Гердер,  И.Кант,  Г.Гегель,  И.Фихте).

И.Кант заложил антропологию- учение  о  человеке.  Гегель  разделял

кантовскую  антропологию,  стремился  к  познанию  целостного  человека,  его духовной природы. Л.Фейербах  сделал  человека  предметом  своей  философии, создал человеческую религию.

      Высшее призвание человека состоит  в том, чтобы творить  и   преображать этот мир, вносить в него любовь, красоту, добро, и другие  высокие духовные и  нравственные  ценности.  Русская  философия   всегда   была   нравственно ориентирована, поэтому ее  очень  интересовала  тема  свободы  и  творчества человека. Она ставила и решала вопросы о смысле жизни, смерти  и  бессмертии человека. В конечном счете,  призвание  человека  она  видела  в  достижении гармонии в мире путем преодоления эгоизма, умножения любви ко всему живому.

      Обращение к истории философской  мысли показывает,  что  тема  человека является, во-первых, непреходящей. Во-вторых, она осмысливается с  различных мировоззренческих позиций,  обусловленных  конкретно-историческими  и  иными причинами. В третьих, в истории философии  неизменными  являются  вопросы  о

сущности и природе человека, смысле его существования.

      Для  исследования  человека  как  весьма  сложного  объекта   научного

познания  философская  мысль  выработала  целый  ряд  понятий,   позволяющий достаточно полно и развернуто  ответить  на  вопрос  о  сущности  и природе человека, смысле его существования.

      Прежде всего, человек - это  высшая ступень живых организмов  на  земле,

субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

      Для изучения отдельного человека  в философии и иных науках применяется понятие   «индивид».   Под    индивидуальностью    понимаются    самобытные, неповторимые черты и качества, присущие данному индивиду.

      Личность -  это  социальные  качества  индивида,  приобретенные   им  в

процессе  воспитания и самовоспитания, духовно- практической  деятельности  ивзаимодействия  с  обществом.  Личность  обладает  прежде  всего   духовными качествами.

По природе  своей человек является существом  активным,  деятельным.  В

значительной  мере он сам творит собственную  жизнь  и  судьбу,  он  -  автор

истории  и  мира  культуры.  Деятельность  в  различных  ее  формах   (труд,

политика, познание,  воспитание,  и  др.)  является  способом  существования

человека  в качестве человека, творца нового мира. В ходе ее он  изменяет  не

только  окружающий мир,  но  и  свою  собственную  природу.  Все  качества  и способности  людей  носят  конкретно-  исторический   характер,   т.е.   они

изменяются  в ходе деятельности. В связи с  этим К.  Маркс  замечал,  что  все

пять  внешних  чувств  человека  созданы  историей  труда  и промышленности.

      Человек обладает механизмом  не только биологического, но  и социального наследования. Социальное  наследование  осуществляется  в  обществе  в  ходе социализации. Социализация- это процесс становления личности,  происходящий, прежде всего с помощью воспитания как специального вида деятельности.

      Человеку присущ  коллективный  образ  жизни.  Только  в   рамках  такой

деятельности  он может формировать и развивать  свои качества.  Богатство  ума человека  и  эмоционального  мира,  широта   его   взглядов,   интересов   и потребностей во многом зависят от широты  его  общения  и  взаимодействия  с другими людьми. 
 
 
 
 
 
 

Часть 2.СВОБОДА ЛИЧНОСТИ

      Индивид и общество находятся   в  диалектических  взаимоотношениях,  их нельзя противопоставлять, ибо индивид есть общественное  существо  и  всякое проявление его жизни, даже если оно и не выступает в непосредственной  форме коллективного  ее  проявления,  обладая   общеродовыми   признаками,   может выступать и как самобытная индивидуальность.

      В современных условиях ускоренного  развития цивилизации роль  личности в обществе становится все значительнее, в связи с этим  все  чаще  возникает проблема свободы и ответственности личности перед обществом.

       Свобода  принадлежит  не  к  области   волевого   или   нравственного

индетерминизма, но к интеллектуальному постижению присущих мировому  порядку возможностей. Научное, диалектико-материалистическое  решение  проблемы  свободы  и   необходимости исходит из признания объективной необходимости  как  первичного,  а  воли  и сознания человека - как вторичного производного.

       В  обществе  свобода  личности  ограничивается  интересами  общества.

Каждый  человек - индивид, его желания  и  интересы  не  всегда  совпадают с интересами общества. В этом случае личность  под  воздействием  общественных законов  должна  поступать  в  отдельных  случаях  так,  чтобы  не  нарушать интересов общества,  в  противном  случае  ему  грозит  наказание  от  имени общества.

      В современных условиях, в эпоху  развития демократии  проблема  свободы личности становится все глобальнее. Она  решается  на  уровне  международных организаций в виде законодательных  актов  о  правах  и  свободах  личности, которые в настоящее время становятся в основу  любой  политики  и  тщательно охраняются.

      Однако не все проблемы свободы  личности решены  в  России  и  во  всем

мире, так  как это одна из  самых  тяжелых  задач.  Личности  в  обществе  на

данный  момент исчисляются миллиардами и каждую минуту на земле  сталкиваются их интересы, права и свободы.

Информация о работе Поиск смысла жизни