Поиск смысла жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:53, реферат

Описание

Актуальность проблем свободы личности также обусловлена
набирающим силу в общественных науках и философии процессом «переоценки ценностей», задачей которого является создание целостной концепции человека, наполненной конкретным содержанием, отражающей реальную предметно- практическую сущность и деятельность человека и как личности, и как члена.
Поиск подлинной и полной смысла жизни не легок. Это особенно
справедливо в век глубоких культурных перемен и конфликтов, когда
традиционные убеждения и ценности больше не являются адекватными
путеводными вехами для жизни или для нахождения смысла существования человека

Содержание

Введение ……………………………………………………….3-4

Часть 1. Понятие личности, ее структура и природа………..5-7

Часть 2. Свобода личности……………………………………8-11

Часть 3. Смысл и цель жизни…………………………………11-15

Заключение……………………………………………………..16-17
Список использованной литературы…………………………18-19

Работа состоит из  1 файл

реферат поиск смысла жизни.doc

— 100.00 Кб (Скачать документ)

      Неразделимы и такие понятия  как свобода  и  ответственность,  так  как

свобода не вседозволенность, за  нарушение  чужих  прав  и  свобод  личность несет  ответственность  перед  обществом  по  закону,  принятому  обществом.

Ответственность    -  это  категория  этики  и  права,   отражающая   особое

социальное  и морально-правовое отношение личности к  обществу,  человечеству в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного начала  в социальную жизнь, приобщение народных  масс  к  самостоятельному  управлению обществом и историческому созиданию резко увеличивает меру личной свободы  и

одновременно  социальной и моральной ответственности  каждого.

      Сущностные силы человека  создают  ему  все  необходимые  субъективные возможности для того, чтобы быть  свободным,  т.е.  действовать  в  мире  по своему усмотрению. Они позволяют ему ставить под разумный  контроль  себя  и окружающий мир, выделяться из  этого  мира  и  расширять  сферу  собственной деятельности. В этой возможности быть свободным  и   коренятся  истоки  всех триумфов и трагедий человека, всех его взлетов и падений.

      Свобода рассматривается в соотнесении  с необходимостью  (законами),  с

произволом, анархией, равенством и справедливостью. Исследовался и  диапазон свобод человека: политическая,  экономическая,  духовная,  познавательная  и др. свобода. Позитивный итог этих размышлений, что  свобода  не  может  быть чисто отрицательным, бессодержательным понятием, произволом выбора,  фактом, нарушающим законы природы и социальной жизни.

      Логикой своего существования   и  характером  собственной   деятельности

каждый  человек погружен в  поток  истории.  Бытие  человека  в  этом  потоке противоречиво, неоднозначно. Человек свободен и несвободен.

      Человек  несвободен,  поскольку   существует   внешний   мир,   который

настойчиво  диктует  людям  выбор   форм   и   способов   деятельности,   их

последовательность. Он несвободен так  как  всегда  существуют  ограничители его  деятельности-  уровень  физических  сил  и   умственных   способностей, технических возможностей, характер общественного строя и т.д. Он  несвободен еще и потому, что существует так  называемое  отчуждение  человека,  которое проявляется во все времена и существует в различных формах.

      Отчуждение означает что, продукты  деятельности человека выходят  из-под его контроля и превращаются во внешнюю и неподвластную ему силу. 

Проблема  отчуждения является вечной проблемой  для человеческого общества.

      Вместе  с  тем  человек   свободен.   Свобода   есть   самостоятельное

распоряжение  человека собственной судьбой,  выбор  своего  жизненного  пути.

Кратко  говоря, свобода-  это  не  рабство,  раскрепощенность  человека.  Она

означает его освобождение  от  диктата  внешних  сил  и  обстоятельств,  как

природных, так и социальных Свобода   –   это постоянный выбор.

      При совпадении интересов   личности  и  общества  в   обретении  свободы

понятие свободы  должно  быть  дополнено  идеей регулирования деятельности людей. Государство должно это делать не методами насилия  и  принуждения,  а при помощи экономического механизма  и  строгом  соблюдении  прав  человека. Государство обязано гарантировать соблюдение прав человека,  признавая,  что ценность человеческой личности выше любых ценностей  нации,  класса,  группы людей и  т.д.  Это  является  гарантией  от  тоталитарного  подавления  прав человека. Игнорирование или принижение  прав  личности  ведет  к  неминуемой деградации, как личности, так и общества.

      Свобода невозможна без ответственности  и долга человека перед миром,  в котором он существует. Ответственность есть неизбежная цена  свободы,  плата за нее. Свобода требует от человека разума, нравственности и воли, без  чего она неизбежно будет вырождаться в произвол и насилие над другими  людьми,  в разрушение  окружающего   мира.   Мера   ответственности   человека   всегда конкретна, в пределах его компетентности и диапазона возможностей. 

Часть 3. СМЫСЛ И ЦЕЛЬ ЖИЗНИ

      При изучении  философской   антропологии  невозможно  обойти  вопрос  о смысле и цели человеческого существования. Если вопрос о соотношении духа  и природы, мышления и бытия называют основным вопросом философии, то вопрос  о смысле жизни  можно  назвать  одним  из  основных  «человеческих»  вопросов, который задает себе, наверное, каждый человек, не только философ.

      На  данный  вопрос  разные  философские  учения  отвечают  по-разному.

Представители идеалистических концепций обращают свой  взор  к  Богу,  духу, идеям, представители  материализма  концентрируют  внимание  на  объективной действительности и реальной жизнедеятельности людей. До сих пор этот  вопрос остается открытым. На наш взгляд, он и останется  таковым:  каждая  личность должна решить и будет решать его по-своему.

      Применительно к жизни отдельной  личности данный вопрос имеет  реальный смысл и значение. Более того, если бы каждый не отвечал для себя  как-то  на этот  вопрос,  то  само  существование  человека   было   бы   действительно бессмысленным. Ф.М.Достоевский по этому  поводу  сказал,  что  без  твердого представления себе, для чего ему жить, человек «не согласится жить и  скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его всё были хлебы».

 «Смысл  жизни  - в самой жизни человека».  Первоначально  размытые,  нечеткие контуры этого направления по мере развития философской мысли становятся  все более  определенными.  Процесс  их  внутренней   дифференциации   постепенно

приобретает все более очевидное выражение. Выделяют подходы:

    1. Человек живет, чтобы чувствовать  и  наслаждаться  (гедонистический подход)
    2. Человек живет, чтобы быть счастливым (эвдеменистский подход)
    3. Человек живет, чтобы действовать (деятельностный подход)
    4. Человек живет, чтобы страдать и быть пассивным

      В античности считалось, что   человек  –  существо  природное.  Этим  и

объясняется преобладание данной парадигмы в  том временном периоде:  человек, подобно растению и животному, должен жить, получать удовольствие,  выполнять свое предназначение – продолжить цикличность жизни.

      В чем, на наш взгляд, отрицательная  сторона жизни  ради  удовольствий:

без  страданий,  бездумно  предаваясь  чувственным   наслаждениям,   человек оказывается рабом своих страстей, погоня за наслаждениями  становится путем к  разврату  и  другим  порокам.  Насладившись  одним,  человек   испытывает потребность в более сильных наслаждениях, впечатлениях, которые  могут  быть сопряжены с затратой значительных ресурсов,  что  может  приводить  к  очень серьезным последствиям.

      Каков тут  выход?  Данная  парадигма  имеет  право   на  существование,

необходима  лишь поправка на «духовность» наслаждений.

      Например, Эпикур, говоря об удовольствиях  и наслаждении как цели жизни человека,  предлагает  средство  их  достижения  –  добродетель.   Так   как добродетель –  это  средство  в  отношении  к  удовольствию,  то  необходима организация этих средств и искусное подчинение их  желаний  цели.  А  это  и есть дело разума, задача  науки  и  мудрости.  Эпикур  и  Сократ  единодушно признают тождество  знания  с  добродетелью.  Эпикур  усматривает  в  знании конкретное и осязаемое благо – удовольствие.

      Жить и действовать сегодня  – жизнь и есть цель в  каждый данный момент,

отмечает  автор учебника «Основы философии». Никакой будущий рай  на  небе или блага на земле  не могут сами по себе  придать  ей  смысл.  Вместо  того чтобы поклоняться кумиру прогресса, а  это  уже  мысль  А.И.Герцена,  -  «не проще ли  понять,  что  человек  живет  не  для  совершения  судеб,  не  для воплощения идеи, не для прогресса,  а  единственно  потому,  что  родился  и родился (как ни дурно это слово) для настоящего, что вовсе не мешает ему  ни получать наследство от прошедшего, ни оставлять кое-что по завещанию».

      В эпоху Средневековья получает развитие парадигма «Смысл жизни  –  вне жизни человека».

      Социальным основанием,  благоприятным   для  развития  этой  парадигмы, явилось кризисное состояние средневекового общества, когда четко  проявилась дисгармония между личным и общественным, препятствующая  упованиям  человека на общество как надежную опору в жизни.

      Недовольство действительностью,  осознание недолжного характера   сущего может реализоваться в различных способах мировоззренческой и  деятельностной ориентации,  предполагающей  либо  примирение  с   действительностью,   либо стремление ее изменить.

      И в том, и другом случае  утрата веры в силы и разум  человека  ведет  к

поискам потусторонних средств для оправдания его бытия.

      В качестве источника высших  жизненных ценностей могут выступать Бог, идея  и  пр.  Классическим  образцом  подобного  истолкования  мира  явилось христианское учение, поддерживающее доминантную значимость парадигмы  «Смысл жизни – вне жизни человека», на протяжении всей эпохи Средневековья.

      «Смысл жизни в служении высшему  существу»  видели  Декарт  и  Спиноза.

Самопознание  и самосовершенствование – вот  истинная цель жизни  человека. 

      В  ХХ  веке   получает   развитие   парадигма   «Смысл   жизни   –   в

самореализации».  Особенность  подхода  заключается  в  том,   что   человек

оказывается должным сам выработать свой смысл  жизни и «сделать себя».

      В отличие от других парадигм  она обусловливает постоянное  творчество

человека, направленное на становление собственной  индивидуальности. Если  до этого личность воспринималась как  данность,  то  философия  Нового  времени считает личность сотворенной, созданной самим человеком.  Личность  не  ищет смысл,  а  вырабатывает  его.  Этой  парадигмы  придерживались  Н.А.Бердяев, В..Соловьев, С.Н.Трубецкой, Л.А.Шестов, а также И.Кант, Фихте.

      Поскольку человек по своей  сути –  существо  общественное,  поэтому  и

смысл его жизни может быть найдет только  на  пути  сопряжения  интересов  и целей общества и личности, считают  авторы  учебника  «Философия»  под  ред. В.Н.Лавриненко и В.П.Ратникова.«Общность индивида  и  рода,  личности  и социума дает основание оптимистически смотреть на бытие человека  в  мире  и смысле его жизни. Трагизм  индивидуальной  смерти  преодолевается  тем,  что человек и после смерти остается в  результатах  своей  деятельности,  своего творчества и благодарной памяти потомков».

      Достичь вечности, или Царства  Божьего,  непросто.  Сделать   это  можно

путем всестороннего развития своей  личности,  путем самосовершенствования. Творческая  жизнь, его искусство –  только  пособники  самоусовершенствования [1]».

 Л.Н.Толстой много размышлял над вопросом о смысле и цели жизни. В результате  он  пришел к выводу, что и то и другое заключается  в  самосовершенствовании  личности.

Вместе  с тем ему было ясно,  что  смысла  жизни  отдельной  личности  нельзя искать отдельно от смысла жизни других людей. 

__________________________________________________________________

[1] Рерих Н.К. «О Вечном…» – М.: Республика, 1994, стр.10.

Информация о работе Поиск смысла жизни