Понятие философии права, ее предмет

Автор работы: k*************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 23:40, контрольная работа

Описание

Философия права занимается поисками и установлением истины о праве, истинного знания о праве как специфической форме социального бытия людей и особом типе социальной регуляции. Она является древней наукой, имеющей солидную историю. Начиная с Платона и Аристотеля, философия права достигла особого развития в Западной Европе в XVIII - XVIII вв., но особенно бурно она развивается во второй половине XX в.: публикуется огромное количество работ, и ее преподаванию уделяется все большее внимание на факультетах философии и права.

Работа состоит из  1 файл

контрольная по философии .docx

— 44.47 Кб (Скачать документ)

       Поэтому для легизма философия права, да и любое теоретическое учение о сущности права в его различении и соотношении с законом - это  метафизическое учение о нереальных (непозитивных) объектах. Максимум, что допускают некоторые представители легизма (позитивизма и неопозитивизма), - это философия позитивного права, своего рода философское обоснование легизма и позитивистского законоведения.

       Легизм  и юснатурализм выражают крайние, взаимоисключающие позиции в понимании права и в отношении к философии права. Односторонний характер антагонистических подходов, каждый из которых по - своему разрывает необходимые связи между сущностью и явлением в праве, преодолен в развиваемой концепции понимания права и предмета философии права, в рамках которой взаимосвязь между правовой сущностью и правовым явлением в контексте различения и соотношения права и закона носит необходимый характер и охватывает все юридико-логически возможные варианты соотношения права и закона.

       Поэтому либертарно - юридическая трактовка предмета философии права значима не только для данной философско - правовой концепции, но и в качестве общего определения предмета философии права в целом.

       Дело  в том, что в рамках более развитой концепции понимания права и  предмета философии права уже  учтены и в преобразованном виде присутствуют также и достижения ("резоны") предшествующих, теоретически менее развитых концепций и, следовательно, есть смысловое поле для их надлежащего  понимания и изложения, тогда  как в ограниченных рамках менее  развитой концепции такой гносеологической возможности и такого смыслового пространства для адекватного понимания  и изложения более развитой концепции  нет. Такая логика познания и его  развития действует также и в  сфере философско - правовой мысли.  
 
 
 
 
 

       2. Метод философии права

       Каждая  более или менее развитая концепция  философии права прошлого и современности - это определенная совокупность теоретических  знаний о праве (как сущности и  явления), которая представляет собой  взаимосвязь и единство предмета и метода соответствующего философско - правового учения.

       Определяющее (исходное и финальное) значение для  характеристики, как предмета, так  и метода той или иной философско - правовой концепции (теории) имеет  лежащее в ее основе, выявляемое, обосновываемое и раскрываемое в  ней понятие права. В сжатом и  концентрированном виде смысл такого понятия права выражается в кратких  дефинициях предмета соответствующей  концепции философии права, а  в развернутом и конкретизированном виде - в форме самой этой концепции, т.е. определенной теоретической системы философско - правовых знаний.

       Предмет и метод - это различные (мысленно различенные в теоретической абстракции) формы выражения и характеристики единой теории, одного и того же теоретического образования, одной и той же системы знаний, представленных в определенной концепции философии права.

       Взаимодействие  и единство предмета и метода философско- правовой теории, как и любой другой теории, в общем виде состоят в том, что метод - это предмет в его действии (в его формировании, организации и познавательном воздействии), а предмет - это системно - организованное выражение познавательного смысла и значения метода.

       Метод философии права как совокупность познавательных средств и приемов философско - правового исследования, как путь познания, ведущий от объекта к предмету, - это тоже теоретическая форма, сама теория в ее самопознании, развитии, углублении и обновлении, а не некий внетеоретический (внефилософский) инструмент или феномен, который магическим образом превращает незнание в знание, обыденное представление и мнение - в научное (теоретическое, философское) знание.

       Выделение в единой философско - правовой теории ее предмета и метода является лишь мысленной абстракцией, необходимой для более углубленного и адекватного постижения познавательных свойств, характеристик, смысла и значения данной теории.

       При этом предмет в качестве составного компонента философско- правовой теории выражает познавательные итоги действия метода в виде определенной системы полученных знаний об объекте, а метод в качестве другого компонента теории выражает познавательный (объяснительный, доказательственный, прогностический и т.д.) статус, смысл и значение этого знания, его соотношение (преемственность, новизна и т.д.) с прежним знанием и прежним пониманием объекта, способы, приемы и формы получения, обоснования, организации и функционирования нового знания, смысловое место и значение его различных моментов и их взаимосвязей в структуре данной теории, методологическое значение самой этой философско - правовой теории в продолжающемся процессе научного познания права.

       В любой последовательной философско - правовой теории ее предмет (определенное знание об объекте) методологически осмыслен, а метод (способ, форма познания, понимания, объяснения объекта) - предметно выражен. Именно поэтому такая теория имеет методологическое значение, обладает функцией метода познания и выполняет эту роль или непосредственно, или опосредованно (как составной момент последующей философско - правовой теории).

       В силу их большой познавательной ценности и огромного эвристического потенциала методы (методологические компоненты) некоторых глубоких и оригинальных философско - правовых теорий приобретают в последующем как бы самостоятельное (независимое от предмета соответствующих теорий) существование и универсальное (общефилософское, общенаучное, общетеоретическое) методологическое значение. В качестве подобных общефилософских, общенаучных методов используются (также и в современных философско - правовых учениях), например, методы логического, диалектического, онтологического, феноменологического, экзистенциалистского, системного, сравнительного исследования.

       Конечно, всякая новая философско-правовая теория может возникнуть лишь на основе предшествующих теорий и находится с ними в  необходимой преемственной связи. Это проявляется также и в  плане использования уже доказавших свою познавательную ценность различных  методологически значимых средств  и приемов исследования определенного  объекта, форм организации и систематизации нового философско - правового знания об объекте, принципов интерпретации и оценки прежних концепций и новой теории в общем контексте всемирной философии права, способа соотношения философско-правовой мысли и исследуемой объективной действительности.Однако при этом следует учитывать, что соответствующие методы (прошлых и современных) философско-правовых теорий - в том числе и методы, за которыми признается общефилософское, общенаучное значение, - познавательно связаны с предметами своих теорий и вне их познавательного смыслового единства со своим предметом приобретают в других теориях иное познавательное значение и другое предметное выражение. Так, у разных приверженцев диалектического метода (Гераклита, Гегеля, Маркса, Маркузе и т.д.) - совершенно различные философско- правовые учения. То же самое можно сказать о философско - правовых концепциях приверженцев других общефилософских и общенаучных методов.

       Дело  в том, что всякое новое философско - правовое учение - это (в меру своей познавательной новизны) новая теория со своим новым предметом и новым методом, поэтому в таком новом познавательном контексте положения прежних теорий (предметного и методологического характера) имеют познавательное значение лишь в качестве соответствующим образом творчески осмысленных, преобразованных, освоенных и подчиненных (по логике прогресса познания) моментов положений новой теории (ее предмета и метода). Сохранение чего-то познавательно - ценного из других (прошлых и современных) теорий - это не его повторение, а его развитие и обновление в адекватных формах новой познавательной ситуации, в смысловом контексте новой теории.

       Здесь же необходимо отметить основные особенности  метода развиваемой либертарно - юридической концепции философии права.

       Либертарный (или либертарно - юридический, юридико - формологический, формально - юридический) метод - это понятийно- правовой метод философско - правового познания изучаемой действительности в качестве правовой действительности, производства и организации знания о праве как принципе формального равенства и внешних формах его проявления.

       В основе либертарного метода лежит принцип  формального равенства. В методологическом плане принцип формального равенства - это метод формально - логического понимания права и соответствующей юридической формализации предметной сферы правовой регуляции и действия права. Либертарный метод - это всеобщий способ правового моделирования познаваемой действительности по принципу формального равенства, способ познания действительности с позиций и в границах данного понятия права, способ правового (формально - равного) понимания, выражения, измерения, квалификации и оценки изучаемой действительности. Этому методу присущ правовой взгляд на мир, правовое видение действительности. Такая философски познанная действительность предстает как правовая действительность, т.е. как система правовых свойств и связей познаваемой действительности. Эта правовая действительность воплощает и выражает искомую истину и выявленную сущность мира философско- правового познания. И если пифагорейцы с позиций математики утверждали, что сущность мира есть число, с позиций либертарной философии права можно сказать, что сущность мира - это формальное равенство. Каждый при этом имеет в виду тот мир, который он познает и знает: математик - мир чисел, юрист - мир права.

       Аналогичным образом физики, химики, биологи  ищут соответственно свою физическую, химическую или биологическую формулу  для познаваемого ими физического, химического или биологического мира. Такова избирательная, предметно  спрофилированная природа человеческого  мышления и познания.

       Формулой  юридического мира является принцип формального  равенства. Эти различные формулы разных миров (различные научные образы, научные картины мира, создаваемые разными науками) выражают по существу нечто общее - всеобщие законы объективного мира (объекта всех наук), т.е. правила упорядоченности этого мира и порядка в нем (математически - числового, правового, физического, химического, биологического и т.д.).

       В этом смысле можно сказать, что искомой  истиной и методом философии  права является формальное равенство  как сущность, принцип, правило и  норма должного порядка социальной действительности.

       Формальное  равенство и есть тот принцип  правового порядка действительности, по которому действует либертарный  метод и в соответствии, с которым им осуществляется юридизация познаваемой действительности, ее постижение в форме правовой действительности и выражение знаний об этой действительности в виде соответствующей системы философско - правовой теории.

       Познавательные  возможности этого метода заданы творческим (эвристическим) потенциалом  самого либертарного понятия права  и ограничены его смысловыми рамками, границами его теоретических  значений, сферой предмета данной философско - правовой теории. Именно данное понятие права определяет юридико-познавательную профилированность, направленность (интенциональность) и границы соответствующего философско - правового познания.

       Количественные  изменения философско-правового  знания (его умножение, уточнение и конкретизация, увеличение его объема и т.д.) происходят в целом с позиций и в границах того или иного понятия права, которое лежит в основе определенной концепции философии права, ее метода и предмета.

       Качественные  изменения философско-правового  знания связаны с переходом от прежнего понятия права к новому понятию права, с формированием новой философско - правовой теории с соответствующим новым методом и новым предметом.

       Разумеется, степень подобных качественных изменений  может быть различной, но новые понятия  выражают качественный скачок в процессе развития философско - правового познания и в прогрессе философско - правовой мысли.

       Новое понятие права означает и соответствующий  новый подход к изучению, пониманию  и трактовке, как самих эмпирических данных объектов философии права, так и уже накопленных теоретических знаний о них. С позиций неологии (учения о новом) можно сказать, что история философии права - это история новых понятий права и формирующихся на их основе новых философско - правовых теорий.

       В общем процессе прогресса философско - правовой мысли момент новизны тесно связан с моментом преемственности. Новое (новое понятие права, новая теория, новая концепция и т.д.) здесь, как и везде, возникает лишь на основе старого (всей совокупности прежних знаний о праве) как познавательно более глубокая, более содержательная и более адекватная форма постижения и понимания права и государства. И новое понятие права как метод познания не перечеркивает прежние понятия права и соответствующие теории, а преодолевает ограниченные познавательные возможности и границы прежнего понятия и вместе с тем удерживает его теоретико - познавательный смысл и итоги. Тем самым новое понятие права сохраняет научно значимые результаты предшествующей философско- правовой мысли и на новом, более высоком уровне познания развивает их дальше с более глубоких теоретических позиций и в более широком и адекватном смысловом поле и контексте.  

Информация о работе Понятие философии права, ее предмет