Понятие философии права, ее предмет

Автор работы: k*************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 23:40, контрольная работа

Описание

Философия права занимается поисками и установлением истины о праве, истинного знания о праве как специфической форме социального бытия людей и особом типе социальной регуляции. Она является древней наукой, имеющей солидную историю. Начиная с Платона и Аристотеля, философия права достигла особого развития в Западной Европе в XVIII - XVIII вв., но особенно бурно она развивается во второй половине XX в.: публикуется огромное количество работ, и ее преподаванию уделяется все большее внимание на факультетах философии и права.

Работа состоит из  1 файл

контрольная по философии .docx

— 44.47 Кб (Скачать документ)

       1.Понятие  философии права, ее предмет.

       Философия права занимается поисками и установлением истины о праве, истинного знания о праве как специфической форме социального бытия людей и особом типе социальной регуляции. Она является древней наукой, имеющей солидную историю. Начиная с Платона и Аристотеля, философия права достигла особого развития в Западной Европе в XVIII - XVIII вв., но особенно бурно она развивается во второй половине XX в.: публикуется огромное количество работ, и ее преподаванию уделяется все большее внимание на факультетах философии и права.

       Во  времена Советского Союза философия  права не признавалась и не преподавалась  в высших учебных заведениях, что  нанесло большой ущерб развитию этой дисциплины, имевшей богатую  традицию и выдающихся теоретиков в  дореволюционной России. В последние  годы философия права возрождается в нашей стране. Однако последствия  многолетней изоляции от мирового научного сообщества все еще сказываются. Многие проблемы, концепции, направления  все еще плохо известны в нашей  стране, практически не описаны и  не проанализированы в отечественной  литературе.

       Может сложиться представление, что существуют две философии права: одна, разрабатываемая философами, другая-юристами. В соответствие с этим предположением некоторые исследователи даже предлагают различать философию права в широком смысле слова и философию права в узком смысле слова. На самом же деле существует только одна философия права, хотя она и питается из двух разных источников. Первый источник философии права - это общефилософские разработки правовых проблем. Второй же ее источник связан с опытом решения практических проблем прав. Таким образом, философия права - это единая исследовательская и учебная дисциплина, которая исследует наиболее общие принципы жизненного мира человека и его познания, принципы взаимодействия повседневной реальности человека с системным миром, всеобщие принципы существования, познания и преобразования правовой реальности.

       Для более конкретного определения  дисциплинарного статуса философии  права целесообразно рассмотреть  подходы к этому вопросу представителей различных философских направлений. Г. Гегель, С.Е. Десницкий, А.П. Куницын, В.С. Соловьев и другие корифеи философско -правовой мысли полагали философию права философским знанием. Например, Г. Гегель усматривал различие между философской наукой о праве и юриспруденцией в том, что последняя занимается позитивным правом (законодательством), а философия дает сущностное понятие правовой реальности и форм ее существования (правоотношений, правосознания, правовой деятельности). В других философских системах, например, у С. Франка, она - раздел социальной философии, который носит название социальной этики. Аналитическая философская традиция (позитивизм) рассматривает философию права как составную часть политической философии, отказывая ей в статусе самостоятельной дисциплины. В современной западной философии проблематика философии права чаще всего рассматривается в рамках философской антропологии. Следовательно, достаточно сложно указать какой-либо единственный философский раздел, частью которого была бы философия права.

       Право как объект исследуется различными науками, каждая из которых рассматривает право под углом зрения своего специфического понимания и своих приемов изучения данного объекта, с позиций своего особого предмета и метода. При этом под объектом науки (научной дисциплины) имеется в виду то, что еще предстоит изучить и понять, а под ее предметом - уже определенным образом теоретически (научно) осмысленное состояние объекта, его познавательно - смысловая форма (образ, модель, конструкция) выражения, определенная концепция его понимания и понятия.

       В философии права исследуется  право в целом, право как определенная универсальная целостность, весь правовой универсум, весь мир права, все правовое, охватывающее и сущность права, и  формы внешнего проявления этой сущности (правовые явления). Такое понимание  права как некоторой целостности, состоящей из правовой сущности и форм ее проявления (из правовых явлений), предполагает и включает в себя определенную концепцию различения и вместе с тем сочетания сущности и явления в праве, сущности права и правовых явлений, права как внутренней сущности и права как внешнего явления. Поэтому в самом общем виде можно сказать, что предметная область философии права как науки (отдельной самостоятельной научной дисциплины) - это право как сущность и право как явление в их различении, соотношении (совпадении или несовпадении) и искомом единстве.

       Существенное  своеобразие такого различения и  соотношения сущности и явления  в сфере права обусловлено  тем принципиальным обстоятельством, что научно постигаемая сущность права (право как сущность) носит  объективный характер, а право  как явление носит официально - властный (и в этом смысле субъективный), характер, зависит от воли, усмотрения и возможного произвола субъектов официальной власти. Поэтому закон (позитивное право), т.е. то, что в официально-властном (государственном) порядке установлено и считается принудительно- обязательным правом, может, как соответствовать сущности права (т.е. быть правовым явлением, правовым законом, выражением правовой сущности), так и противоречить этой сущности (т.е. быть неправовым явлением, неправовым, лжеправовым, правонарушающим, противоправным законом).

       С учетом данного обстоятельства приведенное  определение предметной области  философии права можно сформулировать в следующей более конкретной форме: предмет философии права - это право и закон в их различении, соотношении и искомом единстве.

       При этом под правом имеется в виду право как сущность, т.е. присущая только праву как особому социальному явлению и сущность, независящая от воли или произвола законодателя (государства), а под законом как официально - властным явлением имеется в виду все позитивное право (все его источники, все формы его выражения), т.е. принудительно - обязательные установления (правила, нормы поведения), которые зависят от воли и возможного произвола законодателя (государства) и, следовательно, могут, как соответствовать, так и не соответствовать сущности права (праву как сущности). Иначе говоря, под законом в контексте различения права и закона имеется в виду закон в собирательном смысле, т.е. все то, что обладает законной силой, является официально-обязательным, специфическому регулятору объективная по своей природе  правовая.

       Искомое философией права единство правовой сущности (права как сущности) и  права как явления (официально-властно установленного правового явления в виде принудительно-обязательного закона, позитивного права) -это правовой закон, правовое позитивное право, т.е. такое государственно установленное, обладающее принудительно - обязательной (юридической) силой официально действующее право (позитивное право), которое соответствует правовой сущности (праву как сущности) и, следовательно, представляет собой не просто и не только официально-властное явление, но официально-властное правовое явление, государственную форму надлежащего выражения (внешнего проявления) правовой сущности в правовом явлении.

       Дальнейшая  конкретизация приведенного определения  предмета философии права зависит  от того понимания (и понятия) сущности права, которое лежит в основе той или иной конкретной концепции  философии права.

       Такое понимание сущности права дает основание  для конкретизации приведенных  выше определений предмета философии  права в следующем виде: предмет философии права - это формальное равенство и формы его проявления. Поскольку всякое равенство в социальной (в том числе и правовой) сфере -это именно формальное равенство, приведенное определение можно сформулировать в более краткой форме: предмет философии права - это принцип равенства и его проявления.

       Формы внешнего проявления и практического  осуществления в эмпирической действительности формального равенства - это все  реальные правовые явления нормативно -регулятивного, институционально - властного и поведенческого характера, представляющие собой лишь различные формы внешнего выражения и конкретизации единой правовой сущности, одного и того же отличительного правового начала, общеправового принципа формального равенства.

       К правовым явлениям, таким образом, относятся  все те реальные явления (официально установленный закон, фактически наличное государство, поведенческие акты различных субъектов социальной жизни, их взаимоотношения и т.д.), которые соответствуют принципу формального равенства, представляют собой формы внешнего выражения и осуществления требований данного принципа. Все эти явления входят в предмет философии права не в виде эмпирических объектов, а лишь как правовые явления, как конкретизированные формы выражения формального равенства, т.е. только в их правовых измерениях и свойствах, в правовых (по своей сущности и характеру) формах закона, государства, поведения, отношений и т.д.

       В предмет философии права, таким  образом, вместе с другими правовыми  явлениями входит и государство  в качестве особого правового явления, а именно - в качестве институционально-властной формы проявления, выражения и действия всеобщей и единой правовой сущности (принципа формального равенства, его свойств и требований).

       В процессе освещения предмета философии  права (правовой сущности и правовых явлений, их различения и соотношения, форм их единства и т.д.) с данных предметно - правовых позиций критически анализируются и соответствующие  антиподы права, различные прошлые  и современные теоретические  и практические формы отрицания, игнорирования или искажения  смысла, специфики и ценности права  как сущности и как явления, подмены  права произволом, правовых норм и  публично - властных институтов - антиправовыми формами организации официальной власти и ее произвольно - приказными правилами, правовых форм жизни и взаимоотношений свободных индивидов - господством силовых, принудительно сверху навязанных людям стандартов поведения.

       В этом смысле можно сказать, что любая  философия права - это не только философское  осмысление и обоснование права, но одновременно и философское разоблачение, критика и отрицание антиправа (произвола) во всех его теоретических  и практических проявлениях - в виде антиправового закона, антиправовой власти, антиправовых форм отношений. И чем глубже, четче, точней и адекватней выявлен и определен предмет философии права, тем выше, богаче и больше ее теоретическое и практическое значение - и в позитивном плане утверждения и господства права, и в критическом плане разоблачения, отрицания и преодоления всех форм и проявлений антиправа (произвола).

       Сформулированное  с либертарно - юридических позиций  понимание предмета философии права  имеет и общее значение в плане  выявления, уяснения и определения  того общего для различных учений о праве познавательно - смыслового момента, который выражает их предметное единство в качестве разных концепций  такой одной общей и единой науки (научной и учебной дисциплины), как философия права. Таким общим моментом, имеющим предметообразующее значение для всей философии права (для всех его концепций, направлений, версий и вариантов), является понимание права в целом как сущности и как явления, т.е. теоретическое различение в праве особой правовой сущности объективного характера (т.е. сущности права, независимой от воли законодателя и вообще от субъективного фактора) и правового явления, зависимого от субъективного фактора (от воли и мнения законодателя, усмотрений или произвола официальной власти и т.д.).

       Такое теоретическое различение объективной  правовой сущности (права как сущности) и субъективного правового явления (права как явления) в том или ином виде присуще всем концепциям философии права. В общей форме это различение я формулирую как различение права (права как особой сущности) и закона (права как особого явления, как официально - властного установления) и их соотношение (совпадение или несовпадение). Более конкретный смысл такого различения и соотношения права и закона зависит от того конкретного понятия права (понимания правовой сущности и правового явления, характера их связей и т.д.), которое лежит в основе соответствующей концепции философии права и определяет ее своеобразие.

       Так, в естественно-правовых концепциях философии права предметная область философии права определяется различением и соотношением естественного права и позитивного права (сам термин "ius positivum"  "позитивное право" возник в римской и утвердился в средневековой юриспруденции). Для сторонников юснатурализма (от ius naturale - естественное право) естественное право - это единственное подлинное право, право в собственном смысле слова, тогда как государственно установленное и официально действующее право (т.е. позитивное право) - право неподлинное, ненастоящее, произвольное, искусственное, неестественное.

       Поэтому философия права в трактовке  юснатуралистов - это по сути дела философия естественного права.

       Прямо противоположную позицию занимают представители легизма (от lex - закон). В своих позитивистских и неопозитивистских  учениях о праве они отрицают не только естественное право, но и  вообще объективную сущность права, независимую от воли законодателя, официальной власти. Право для  легистов - это закон (позитивное право), который именно в силу его официально - властного, принудительно - обязательного  характера является настоящим правом.

Информация о работе Понятие философии права, ее предмет