Практическая работа по дисциплине «Философия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 20:16, контрольная работа

Описание

ответы на 8 вопросов.

Работа состоит из  1 файл

ВФ93 ответ.doc

— 112.50 Кб (Скачать документ)

Практическая  работа по дисциплине «Философия» код (ВФ-93) 

Задача 1.

Сравните  образ мыслей людей, стоящих на трех различных мировоззренческих позициях (мифологической, религиозной и философской) в одной и той же проблемной ситуации: им нужно выбрать одну из альтернатив – разбогатеть, обманом заставив работать на себя других людей, или не разбогатеть, но трудиться наравне со всеми. Как они могли бы рассуждать? Что думали бы о последствиях своего выбора? 

Ответ.

Мировоззрение - система представлений, понятий, взглядов об окружающем мире. Это ядро самосознания личности. Выступает как целостное понимание людьми мира, самих себя и своего места в мире. В мировоззрении выделяют 2 уровня: 1) рационально-теоретический, 2) жизненно-практический.

Мировоззрение включает 3 компонента:

1. Мироощущение, мировосприятие (эмоционально-чувственное  составляющее мировоззрения) 

2. Миропонимание  (интеллектуальное составляющее  мировоззрения, на уровне рационально-теоретического  уровня представлено научными  идеями)

3. Мироотношение (формируется на основе мироощущения и миропонимания). Мироотношение - совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам. 

Мифологическое  мировоззрение - это такая система  взглядов на мир и место человека в нем, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира либо на общественных иллюзиях.

Характеристика  мифологического сознания: 

1. синкретичность (слитность, нерасчлененность). В  любом мифе сосуществуют объективные  знания о мире, зачатки религиозных верований, искусства.

2. нечувствительность  к противоречиям. Основа мифа - человеческая фантазия.

3. нет  причинно-следственных связей между  предметами и явлениями. 

В мифологическом сознании присутствуют: 

а) метаморфоза  б) ассоциации (дыхание <=> душа, сон <=> смерть) в) телеологичность (связь не от причины к следствию, а от цели к причине) г) символичность (оперирование не понятиями, а конкретными символами) д) коллективность (миф - это всегда продукт коллективного сознания) е) авторитарность (мифы не оставляют возможности для личного проявления индивида и не допускают критики своих положений).

Я думаю, что человек с мифологическим мировоззрением прибегнет к анализу  ситуации с позиции телеологичности, причинно-следственная связь нарушена, т.е. за неприглядным поступком не всегда следует наказание. Во многих мифах герои достигают поставленной цели обманом, поэтому, человек с мифологическим мировоззрением, не будет мучиться угрызениями совести по поводу моральности поступка. 

Религиозное мировоззрение характеризуется следующими чертами: 

1. символизм  (каждое значимое явление в  природе или истории рассматривается  как проявление Божественной  воли), через символ осуществляется  связь между сверхестественным  и естественным мирами,

2. носит ценностный характер отношения к действительности (действительность - это пространственно-временная протяженность борьбы добра со злом),

3. время также связано со Священной историей (время до и после Рождества Христова),

4. откровение признается за слово Божье и это ведет к абсолютизации слова (логоса), логос становится образом Бога.

Рассматривая  данную ситуацию, человек с религиозным  мировоззрением будет делать свой выбор  исходя из моральных норм, которые  не противоречат религии. Оценит свой выбор с позиции богоугодности, боясь навлечь кару божью.  

Философия - это теоретически разработанное  мировоззрение, система общих взглядов на мир и место человека в нем и уяснение различных форм отношения человека к миру. 

Философское мировоззрение возникает в 6 веке до н.э., противостоит мифологическому мировоззрению. Именно в это время сформировался основной категориальный аппарат, которым оперирует философия.

В центре внимания философии находятся 3 ключевых элемента: природа, общественная жизнь, человек.  
Философское мировоззрение характеризуют 2 основные черты: системность и теоретический характер системы философских взглядов. 

Вопрос  соотношения материи и сознания - основной вопрос философии. Две стороны этого вопроса: 1. Что первично - материя или сознание? 2. Познаваем ли мир? Разное отношение к первой стороне этого вопроса делит философов на материалистов и идеалистов, ко второй стороне вопроса - на гностиков и агностиков (последние отрицают возможность познания действительности). Отношение человека к миру троякое: 1. познавательное, 2. практическое, 3. ценностное. Каждое из этих отношений решают свой вопрос (И. Кант): 1. что я могу знать? 2. что я должен делать? 3. на что я могу надеяться Ответ на эти вопросы - ответ на главный вопрос: что есть человек? Особенность философии состоит в том, что она выступает как универсальное теоретическое познание всеобщих принципов бытия. Это отличает философию от конкретных наук, которые не стремятся к выявлению универсальных связей. В основе философского мировоззрения лежит логическая аргументация.

Я считаю, что выбор поведения человека с философским мировоззрением будет  зависеть от тех моральных принципов, которых он придерживается. Если он считает свое благо превыше всего, то выбор падет на первый вариант  поведения, если же мораль превыше всего, то воберет второй вариант

 
 

Задача 2.

Как вы понимаете слова Диогена: «людей много, а человека найти трудно»? Актуальны ли они в наши дни? Объясните  свою точку зрения.

 

Ответ.

Учение  Диогена было этическим. Его лозунг – «Ищу человека!» говорит о том, что все время он тратил на созидание личности, живущей в соответствии со своим истинным предназначением. Такой человек стоит выше любых предрассудков и предубеждений общества, он следует только своей природе и поэтому достигает счастья. Диоген выступает против любых достижений цивилизации, в том числе различных наук, считая, что истинные потребности человека – это его естественные потребности.

Для Диогена  идеальным образом жизни была жизнь, например, мыши. Говорят, что  однажды увидев мышь, он понял, что она совершенно свободна и значит счастлива, так как это жизнь без цели, забот и страхов. Диоген жил в бочке, но не это главное, он был свободен от наибольшего числа человеческих потребностей. Достижение этого этического идеала было не легким трудом. Диоген говорил, что для этого необходимы аскеза, усилие и тяжкий труд. Человек должен научиться контролировать свои желания и страсти и презреть любые виды наслаждений. Наслаждения – это привязанности, делающие человека рабом. Диоген призывал противостоять любым трудностям жизни, постоянно тренируя свою душу и тело.

Идеалом Диогена были самодостаточность  человеческой личности и безразличие  ко всему общественному и цивилизованному.

Конечно, слова Диогена актуальны и в наши дни, так как для сегодняшнего общества идеалом является самодостаточность человеческой личности, но в тоже время массовая культура, образование, а иногда и ритм жизни, не дают человеку быть независимым, развить и реализовать свой творческий, духовный потенциал. Поэтому быть человеком в смысле Личности (именно с большой буквы) сегодня достаточно непросто, поэтому встретить такого человека можно редко. Бывают в мире такие люди, которые уходят от цивилизации, в лес, в деревню, но таких единицы. Все же цивилизация с ее благами слишком большой соблазн и очень мощный механизм, чтоб отказаться от всего этого нужно быть действительно сильным человеком.

 
 

Задача 3.

Одним из основных методов познания в естественных науках является эксперимент. Как Вы считаете, допустимы ли  эксперименты в социальном познании? Свою позицию обоснуйте.

 

Ответ.

 

Познанием называется процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом  — получение нового знания об окружающем мире. В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания соответственно является либо познаваемый предмет, либо — в широком смысле — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. 
Главной особенностью социального познания как одного из видов познавательной деятельности является совпадение субъекта и объекта познания. В ходе социального познания общество познает себя. Такое совпадение субъекта и объекта познания оказывает огромное влияние как на сам процесс познания, так и на его результаты. Получаемое социальное знание всегда будет связано с интересами индивидов — субъектов познания, и этим обстоятельством во многом объясняется наличие разных, часто противоположных выводов и оценок, возникающих при изучении одних и тех же общественных явлений. Социальное познание начинается с установления социальных фактов. Различают три вида таких фактов:

1) действия  или поступки отдельных индивидов  или больших социальных групп;

2) продукты  материальной или духовной деятельности  людей;

3) словесные  социальные факты: мнения, суждения, оценки людей.

 Отбор  и интерпретация (т. е. объяснение) этих фактов во многом зависят  от мировоззрения исследователя,  интересов той социальной группы, к которой он принадлежит, а  также от задач, которые он ставит перед собой. Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины. Истиной называют соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Однако установить истину в процессе социального познания нелегко, потому что: 
         1) объект познания, а им является общество, достаточно сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, на которое оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы. Поэтому установление социальных закономерностей крайне затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер, ибо даже аналогичные исторические события и явления никогда полностью не повторяются; 
         2) ограничена возможность применения такого метода эмпирического исследования, как эксперимент (воспроизведение изучаемого социального явления по желанию исследователя практически невозможно). Поэтому наиболее распространенным методом социального исследования является научная абстракция.

Главным источником получения знаний об обществе является социальная действительность, практика. Поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин. 
Понять и правильно описать происходящие в обществе процессы, открыть законы общественного развития можно только при использовании конкретно-исторического подхода к социальным явлениям. Основными требованиями данного подхода являются:

  1. изучение не только ситуации, сложившейся в обществе, но и тех причин, результатом которых она явилась;
  2. рассмотрение социальных явлений в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом;
  3. анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса (как социальных групп, так и отдельных личностей).

Если  в процессе познания социальных явлений  между ними обнаруживаются некоторые  устойчивые и существенные связи, то обычно говорят об открытии исторических закономерностей. Историческими закономерностями называются общие черты, которые присущи определенной группе исторических явлений. Выявление таких закономерностей на основе изучения конкретных социальных процессов в конкретных обществах в определенный исторический период и составляют сущность конкретно-исторического подхода и в конечном итоге являются целью социального познания

Считаю, что эксперименты в социальном познании недопустимы. Люди – не марионетки, не вещи, которые можно использовать даже на благо общества! Строить и разрушать отношения, моральные принципы и жизненные позиции это право только самого человека по отношению к себе и своей жизни! Никто другой не имеет никакого права вмешиваться в этот процесс, тем более ради эксперимента! Но если человек согласен на такой эксперимент, это его выбор!

 
 

Задача 4.

Ницше считал, что мудрый человек не обязан быть счастливым. Согласны ли вы с ним?  Что в вашем понимании счастье?

 

Ответ.

Мудрость  – личностная характеристика предполагающая способность применять знания в жизни и вести себя благоразумно с достоинством и предусмотрительностью.

Разум – высшая ступень логического  понимания, теоретическое сознание, оперирующее широкими обобщениями.

Счастье — эмоциональное состояние (чувство), при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего существования, полноту и осмысленность жизни и осуществление своего назначения.

Информация о работе Практическая работа по дисциплине «Философия»