Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 08:43, курсовая работа
Сегодня одной из наиболее актуальных проблем является проблема государственного устройства и государственного управления. Достаточно часто поднимаются вопросы, связанные с оптимальным функционированием и развитием государства, а также, каким образом следует эффективно управлять государством. Вместе с тем, данные вопросы актуальны и для Российской Федерации, поскольку наша страна вырабатывает собственную стратегию государственного строительства.
Введение………………………………………………………………………..........3
Глава 1. Жизнь и творческий путь Платона……………….....................................5
Глава 2. Основные идеи философии государства Платона…………………. ...9
Глава 3. Социальные идеи произведений Платона «Государство» и «Законы»
3.1. Основные идеи философии платоновского «Государства»……………15 3.2. Практическая реализация идей государственного правления в диалоге Платона «Законы»…………………………………………………………….....…19
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованных источников..…………………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Жизнь и творческий
путь Платона……………….................
Глава 2. Основные идеи философии государства Платона…………………. ...9
Глава 3. Социальные идеи произведений
Платона «Государство» и «
3.1. Основные идеи философии
платоновского «Государства»………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников..………………………………………… …27
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня одной из наиболее актуальных проблем является проблема государственного устройства и государственного управления. Достаточно часто поднимаются вопросы, связанные с оптимальным функционированием и развитием государства, а также, каким образом следует эффективно управлять государством. Вместе с тем, данные вопросы актуальны и для Российской Федерации, поскольку наша страна вырабатывает собственную стратегию государственного строительства.
Тысячелетиями люди создавали идеальное государство или, по крайней мере, старались максимально приблизиться к этому. Конечно, проблема государственного устройства была, есть и будет одной из самых сложных и противоречивых проблем, стоящих перед человечеством, ведь множество людей уже с давних пор пытается понять, каким должно быть идеальное государство. При этом некоторые люди считают лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие – государство, в котором каждый человек ощущает себя вполне свободным и счастливым.
Вместе с тем, подобного рода проблемы были впервые постановлены и на теоретической основе проанализированы еще в античности. Так, одна из первых моделей философии государственного управления на Западе связана с именем Платона. Как отмечает В.И. Чуешов, – по образу и подобию платоновского исследования жизни государства и особенностей управления им создавали свои трактаты многие последующие поколения философов, в том числе и наших современников [1, с. 100].
Платон стоит у истоков философского освещения обширного комплекса политико-правовых вопросов, и многие положения о государстве и праве, высказанные Платоном в его учении, остаются актуальными и современными в наши дни. И поскольку в обширном и разностороннем творчестве Платона огромное внимание уделено проблеме государства, мы решили остановиться именно на этой теме.
Объектом исследования является
философия государства и
Предмет данной курсовой работы – концепция государства и государственного правления Платона.
Цель настоящей работы – раскрыть основные положения учения Платона о государстве и показать актуальность его идей для современности.
Реализация указанной цели осуществляется путем решения следующих задач:
В данной курсовой работе нами были использованы следующие методы: исторический, герменевтический, синтез, индукция и дедукция.
При написании курсовой работы были использованы произведения Платона «Государство», «Законы», а также исследования по данной проблематике В.Ф. Асмуса в трудах «Платон» и «История античной философии», В. Виндельбанда, Сафонова В.Н. в его работе «Политические взгляды Платона», Чуешова В.И в работе «Философия государственного управления в древнем мире», а также Д. Антисери и Дж. Реале, и А.Ф. Лосева.
ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ПЛАТОНА
Платон – древнегреческий философ, родоначальник одного из главных направлений в античной философии. [2, с. 5-6 ]. По происхождению Платон принадлежит к весьма знатному афинскому роду. Родословная его отца Аристона тянется к последнему аттическому царю Кодру, а по мифической версии – к морскому богу Посейдону. Мать Платона, Периктиона, происходила из рода, к которому принадлежал знаменитый афинский реформатор и законодатель Солон. Родственником Платона по материнской линии был и Критий – один из вождей правления «тридцати тиранов» в Афинах в 404 – 403 гг. до н. э. [3, с. 8].
Родители Платона, имевшие значительный достаток, дали сыну хорошее образование в соответствии с античными представлениями об идеальном человеке, соединяющем в себе внешнюю физическую красоту и внутреннее нравственное благородство. По всем принятым в то время предметам обучения (гимнастика, музыка, грамматика и риторика) он имел лучших наставников [2, c. 53].
Платон был отличным гимнастом и, кроме этого, отличался в таких видах спорта, как борьба и верховая езда. Есть сведения, что за успехи в борьбе он получил первую премию на Истмийских, а, возможно, также и на Пифийских состязаниях. Также Платон учился музыке и живописи, очень серьезно увлекался поэзией, он добился успеха буквально во всех существовавших тогда поэтических жанрах. Простой образ жизни, который вел философ, его пренебрежение земными благами и материальным благополучием стали примером практического воплощения идеала философского образа жизни, противопоставляемого стремлению к наживе, свойственному как основной массе демоса, так и платным учителям мудрости – софистам.
Однажды молодой Платон стал свидетелем одной из уличных бесед Сократа. Под сильным впечатлением от этой встречи он отказался от прежних занятий, сжёг свои поэтические произведения, примкнул к Сократу и стал одним из его ‹‹ревностных слушателей›› и учеников [4, c. 56].
Сократ оказал огромное влияние на формирование всего мировоззрения Платона, с которым он общался в течение многих лет (407-399 гг. до н.э.). Платон полностью воспринял сократовское понимание справедливости, добродетели, и знания как абсолютных истин, сопричастных божественной природе мира и высшему божественному разуму, по сравнению с которым человеческий разум является по существу ничем. Подобно учителю, он отвергал также софистическое противопоставление природы и закона. Кроме того, Сократ является центральным персонажем, формирующим позицию автора, практически во всех (за исключением «Законов») диалогов Платона, выстроенных на основе сократического метода экспликации содержания понятий [5, c. 121].
После суда над Сократом у Платона укрепилась уверенность в том, что «государство – уже не управлялось в соответствии с отеческими обычаями и нравами», а описанные законы и обычаи стали портиться и ослабевать.
Гибель учителя была для Платона тяжелым ударом, как в смысле личной утраты, так и в смысле осознания факта отторжения современниками своего мудреца. Достаточно было одной поразительной катастрофы Сократа, чтобы в высокой душе Платона убить всякое сочувствие к официальному служению обществу. После смерти Сократа Платон вместе с другими учениками казненного философа покинул Афины и переселился в Мегару, откуда предпринимает свои первые путешествия в Кирену к математику Феодору и в Египет – предполагаемый очаг всякой мудрости. В 388 г. до н.э. он посетил Нижнюю Италию и Сицилию, сначала для ближайшего знакомства с пифагорейцами, а затем ради опыта создать образцовое государство через подчинение своему влиянию сиракузского тирана Дионисия (Старшего). Принятый сперва хорошо, Платон скоро отсылается с бесчестием и продается в рабство, из которого счастливо освобождается. Вернувшись в Афины (386 г. до н.э.), Платон приобрел рощу в зеленой окраине города, носившей имя героя Академа, и основал здесь знаменитую Академию, которой руководил до конца жизни [5, с.51]. Академия, основанная Платоном, существовала после него около 1000 лет – вплоть до «закрытия» её императором Юстинианом в 525 г. н.э. Здесь сохранились все предания о Платоне, и ей мы обязаны тем, что имеем подлинные сочинения философа. Платоном были предприняты поездки в Сиракузы ко двору тирана Дионисия для воплощения в жизнь своих идей, и хотя они кончились неудачно и едва не стоили Платону жизни, настойчивость его может рассматриваться как пример высокого служения идеалу и веры в социальный потенциал философского знания. В 360 г. до н.э. Платон вернулся в Афины и не расставался с Академией вплоть до самой своей смерти, наступившей в 347 г. до н.э. [5, c. 56].
Корпус сочинений Платона, дошедших в рукописях, включает 34 диалога, «Апологию Сократа» и 13 писем. Свои философские и общественно-политические взгляды Платон изложил в произведениях, имеющих форму диалогов, где одним из собеседников обычно выступает Сократ.
В своих диалогах Платон давал конкретные опытные образцы построения своего учения об идеях. Учение об идеях объединяется и отождествляется у Платона с мифологией, имеет под собой определённый мистический и социальный опыт [2, c. 91].
На мой взгляд, Лосев А. Ф. в своей работе ‹‹Платон›› самым удачным образом кратко резюмирует теорию идей Платона. Лосев утверждает, что учение Платона об идее как о принципе осмысления вещей, об их общей целостности, являющейся законом их отдельных проявлений, не может подвергаться сомнению, какие бы изменения ни происходили в природе и в обществе [2, c. 96].
В целом, основу учения Платона
составлял философский
Из сочинений Платона черпали идеи не только корифеи объективного идеализма – Плотин, Августин, Эриугена, но и мыслители, учёные Возрождения – Николай Кузанский, Кампанелла, Галилей, Декарт [4, c. 64].
Таким образом, можно сделать вывод, что учение, созданное Платоном многогранно и обширно. Оно охватывает вопросы и о природе, и о человеке, и о душе человека, и о познании. Вместе с тем, в его мировоззрении важное место принадлежит взглядам на общество и государство. Платона чрезвычайно занимал вопрос о том, каким же должно быть совершенное общество и каким воспитанием люди должны обладать, чтобы быть подготовленными к устройству и сохранению идеального государства. В последующих главах мы попытаемся более подробно проанализировать его основные идеи философии государства и государственного правления.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ФИЛОСОФИИ ГОСУДАРСТВА ПЛАТОНА
Основополагающей
идеей Платона в целом
Он считал, что достоинство каждой вещи – будь то утварь, тело, душа или иное живое существо – возникает во всей своей красе не случайно, но через слаженность, через искусство, которое к ней приложено. Значит, это какой-то порядок, присущий каждой вещи и каждой вещи особый, делает каждую вещь хорошей [6, с.139].
Государство, по Платону, есть не временная форма организации общества, а форма, устремленная к идеалу общежития людей, которые способны жить в мире и совместными усилиями утверждать торжество нравственности, справедливости и духовности. Отсюда идеальный подход греческого мудреца к общественным отношениям, к государству как в перспективе, так и в ее обосновании [6,c. 29].
Платон отталкивается от своей основной мировоззренческой посылки о том, что существуют два мира – идеального, того, что никогда не станет реальным, и мир реального, что находится в становлении и не обладает реальным бытием. Отрицая в принципе успех социальных преобразований посредством соединения общих усилий теоретиков государственной мудрости и практиков стихийного эмоционально протеста против несправедливости, Платон тем не менее выступает сторонником мирного, культурного развития общества.
Платон идеалистичен,
когда выдвигает идею общего блага,
переоценивает прочность
Исходным пунктом его политических и государственно-правовых воззрений является тезис о том, что противоположность между богатством и бедностью подрывает общественное согласие, грозит государству междоусобием и гибелью. Платон считает необходимым принимать меры против нищеты, ограничивать богатство. Более того, Платон идет на то, чтобы наделить государство правом конфисковывать излишки, превышающие установленную законом меру. Он не против богатства, но против односторонней ориентации на него, против признания за богатством права везде и во всем творить свою волю.
Удивительно современные рассуждения философа о соотношении разума и закона. Знание, разум для него выше всего, они «должны править всем». Но в наше время, – вынужден констатировать Платон, – этого не встретишь, разве что только в малых размерах. Поэтому остается принять то, что после разума находится на втором месте, – закон и порядок. Именно то, что причастно порядку и закону, производит всевозможные блага в государстве.
Платон одобряет лишь ту власть, которая «соединяется с разумением и рассудительностью», благодаря чему и возникают наилучший государственный строй и наилучшие законы. Стабильность государства определяется не только и не столько властью, сколько законом и законностью. Наилучшее средство против возможных угроз государственности, откуда бы они ни исходили, – справедливые законы.