Право и государство Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 08:43, курсовая работа

Описание

Сегодня одной из наиболее актуальных проблем является проблема государственного устройства и государственного управления. Достаточно часто поднимаются вопросы, связанные с оптимальным функционированием и развитием государства, а также, каким образом следует эффективно управлять государством. Вместе с тем, данные вопросы актуальны и для Российской Федерации, поскольку наша страна вырабатывает собственную стратегию государственного строительства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..........3
Глава 1. Жизнь и творческий путь Платона……………….....................................5
Глава 2. Основные идеи философии государства Платона…………………. ...9
Глава 3. Социальные идеи произведений Платона «Государство» и «Законы»
3.1. Основные идеи философии платоновского «Государства»……………15 3.2. Практическая реализация идей государственного правления в диалоге Платона «Законы»…………………………………………………………….....…19
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованных источников..…………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 60.50 Кб (Скачать документ)

Выход из порочных состояний  общества Платон видит в возврате к изначальному строю – правлению мудрых.

Можно полностью согласиться  с В.Н. Сафоновым, делающим следующие  выводы из диалога Платона «Государство»:

1. Государство у Платона стоит над гражданином и именно так он понимает справедливость, то есть то, что хорошо для государства, то хорошо и для гражданина.

2. Чрезмерная свобода в государстве так же опасна, как и чрезмерное подчинение граждан одному правителю. Первое ведет к анархии, а второе — к тирании.

3. Очень важно, чтобы в государстве было единство, которое Платон понимал трояко: а) закону подчиняются все без исключения граждане; б) не должно быть контраста между самыми бедными и самыми богатыми; в) нельзя допускать разногласий между теми, кто осуществляет управление государством.

4. Сословная (кастовая) структура общества лучше всего соответствует интересам государства и граждан, так как всем гарантирует порядок, достаток, безопасность и процветание.

5. Двум высшим сословиям — правителям и воинам — запрещается иметь любую частную собственность, чтобы они все свои силы и время отдавали служению государству, которое обеспечивает их всем необходимым.

6. Платоновская демократия — это не иное, как анархия; недостатки олигархии, замеченные Платоном, актуальны до сих пор, лучшие формы правления — это монархия и аристократия, а самая худшая — это тирания.

7. Исходными формами правления, из которых произошли все другие, являются монархия и демократия, элементы которых должны присутствовать в каждом государстве [11, c. 206].

Таким образом, произведение Платона «Государство» заключает  в себе учение о государстве и  его совершенной форме. Вместе с  тем, в своем творчестве Платон рассматривает  сословное деление общества. При  этом, в центре внимания оказываются члены двух первых привилегированных сословий – правители и воины. И именно правление мудрых есть признак идеального государства, который противопоставляется отрицательному общественному устройству.

3.2. ПРАКТИЧЕСКАЯ  РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО  ПРАВЛЕНИЯ В ДИАЛОГЕ ПЛАТОНА  «ЗАКОНЫ»

Платон на склоне своих  лет, где-то на протяжении 360-350 гг. до н.э., в «Законах» изложил второй проект наилучшего государственного устройства, уже гораздо более связанного с действительностью [12, с. 173].

«Законы» — это огромное произведение в двенадцати книгах, по объему превышающее любой диалог Платона.

Это произведение обширно  и охватывает самые разнообразные проявления человеческого общежития. Внимательное рассмотрение этого трактата показывает, что Платон, создавая свою теорию государственного устройства, во многом отталкивался от реальности, и это обстоятельство в определенной степени придает труду философа характер исторического источника. Как бы разочаровавшись в возможности осуществления на практике идеала, изображенного в «Государстве», Платон в «Законах» отступает в ряде существенных положений от требований, выдвинутых в первом произведении. Это была попытка философа путем различного рода уступок приблизить свой идеал к действительности [13, c. 72].

Создание утопического государства  в «Законах» мыслится как реальный процесс основания города и его  социально-политического организма. Платон даже стремится придать своему трактату в какой-то степени реальный характер, указывая, что он сделан по случаю предстоящего основания критской колонии Магнезии.

В «Законах» Платон выступает  за смешанный вид государственного строя, в котором сочетаются элементы двух основных форм государства – монархии и демократии. Платон  отмечает, что персы и афиняне довели до крайности начала (подчинение и свободу) лежащие в основе этих форм правления. Правильная организация государства, согласно Платону, должна сочетав себе оба этих начала для достижения умеренности в вопросах политической свободы и подчинения [14, c. 57-59].

Организация государственных  властей в «Законах» Платона  довольно сложная. Самым высшим органом  в государстве являются стражи законов  в числе 37 человек. Правители избираются путем многоступенчатых выборов, которые производятся из всех носящих оружие и удовлетворяющих возрастному цензу 50 лет; по сложной трехступенчатой системе. Сперва граждане выдвигают любых кандидатов, принося в храм  дощечку с именем кандидата. Вместе с тем каждый избиратель имеет право заявить возражение против каждого из заявленных кандидатов и спор тогда разрешается голосованием всех избирателей. Из оставшихся кандидатов должностные лица отбирают 300, получивших наибольшее число голосов. Подобным образом из 300 отбираются 100, а из 100 – искомые 37. После прохождения докимасии, которая вообще значительно строже, чем было в реально существовавших государствах, и имеет отчетливую религиозную акцентировку, кандидат вступает  в отправление должности, которая может исполняться 20 лет, что при возрастном цензе в 50 лет означает фактически пожизненное назначение [12, c. 192].

Вторым органом должен быть совет из 360 членов, избираемых по классам. Из каждого класса граждан  намечаются прежде всего кандидаты, в чем могут участвовать граждане всех четырех классов совместно. Для выбора кандидатов от первых двух классов общее участие граждан обязательно; для выбора кандидатов от третьего класса, обязательно участие граждан только  первых трех классов; для кандидатов четвертого – только двух первых. Из списка намеченных кандидатов граждане избирают для каждого класса по 180 человек, и затем жребием решается, какой половине из них быть членами совета [12, c. 196].

Помимо вышеуказанных  органов, имеется также Ночное собрание. Оно состоит из получивших знаки отличия жрецов, десяти старейших законодателей и попечителей воспитания и лиц, путешествовавших, с целью розыска, нет ли где чего-нибудь подходящего для охраны законов и предварительно проверенных магистратами. Каждому из них предлагается привести наиболее достойного молодого человека (от 30 до 40 лет). Собирается этот орган до восхода солнца, отчего и получил свое название. Функции Ночного собрания сводятся к тому, что, выслушивая иностранных гостей и собственных феоров, они обсуждают свои и чужие законы, причем полезное старейшины вводят, а младшие изучают [12, c. 202-205].

Существующее в «Законах»  Народное собрание может посещать каждый желающий. Причем граждане первого  и второго имущественных кланов всегда обязаны его посещать (под  страхом наказания), а низшие классы – лишь в случаях, специально объявленных должностными лицами.

Народному собранию представлены довольно значительные полномочия. Ему  принадлежит возбуждение и окончательное  решение судебных дел по процессам  государственной важности, оно может  заменить несправедливого законохранителя, совместно с Советом рассматривает заявления иностранцев, желающих пожизненно остаться в стране,  избирает законохранителей, евфинов, стратегов и гиппархов. Кроме вышеуказанных высших органов власти, предполагается избрание множества подчиненных гражданских и военных должностных лиц: агорономов (блюстители порядка на рынках), астеномов (блюстителей порядка в городах), агрономов, евфинов (осуществляют проверки), стратегов и др. [12, c. 210-211].

Судебных инстанций для  гражданских дел должно быть три: первую образует третейский суд по назначению сторон; если он окажется недействительным, то дела должны быть сначала рассматриваемы в местных судах, где судьи должны быть назначены по жребию; третья инстанция – верховный суд, в выборе членов которого должны принимать участие все сановники государства. Для уголовного суда существовала только одна инстанция, составленная из назначенных по жребию судей. Лишь для преступлений, наказываемых смертной казнью, устанавливался особый суд, состоящий из «стражей законов» и «членов совета». Дела же о преступлениях против государства должны быть в рассмотрении всего Народного собрания [12, c. 215].

Большое внимание Платон уделял вопросу о законе, являющемуся  одним из главнейших во всей его  системе политических взглядов. Платон связывает понятие закона со справедливостью. Закон есть то, что устраивает всех людей, делает их жизнь в сообществе друг с другом вполне приемлемой: «Людям необходимо установить законы, иначе  они ничем не будут отличаться от самых диких зверей». Платон считал, что закон и порядок понятия тождественные. Закон – основная опора, на которой держится государство. Защищая интересы граждан,  он все-таки высшей целью имеет благо государства. Платон указывает два средства, с помощью которых законы выполняются: убеждение и сила [11, c. 198-199].

Право менять закон Платон представляет властителям. И хотя философ  неоднократно подчеркивает мысль о  том. Что закон должен быть полезным прежде всего для государства, т. е. соблюдать интересы всех граждан, он  понимает, что осуществить это очень трудно, так как при каждом правлении устанавливаются законы, выгодные правителям [11, c. 198-199].

Платон различает правильные и неправильные законы. Правильны лишь те законы, которые установлены ради общего блага всего государства в целом, а не какой-то узкой властвующей группы. В последнем случае, согласно Платону, и вовсе государственная организация жизни [5, с. 160]. Как говорил Платон: «Мы признаем, что там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях [6, c. 530].

В «Законах» Платон основную ставку делает на детальные и суровые  законы, которые скрупулезно и  жестоко регламентируют публичную  и частную жизнь людей, определяя  распорядок дня и ночи. Существенное значение придается идеологической обработке проектируемого государства  путем внушения представлений о  божественности и незыблемости учрежденных порядков и законов, суровых, загробных карах за их нарушение и т.п. [13, c. 282].

В «Законах» Платона большинство  преступлений карается смертной казнью. А за оскорбление богов, родителей и государства Платон помимо смерти предлагает еще и вечные муки [15, c. 47].

В диалоге «Законы», последнем  своем произведении, Платон изображает «второй по достоинству» государственный  строй, приближая последний к  реальной действительности  греческих  полисов. Этот строй, сохраняя некоторые черты, роднящие его с работой «Государство», имеет свои отличительные особенности:

  1. допускается частная собственность (кроме земельной) и индивидуальная семья;
  2. деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному цензу;
  3. производственные потребности земледелия предполагается полностью обеспечить за счет рабов;
  4. предусматривается «смешанная» форма правления, сочетающая в себе элементы демократии, (выборы большинством голосов) и монархии (замещение должностей по заслугам и достоинству).

Основную ставку Платон делает на детальные и суровые законы, которые скрупулезно и жестко регламентируют публичную и частную  жизнь людей, определяя распорядок дня и ночи [13, c. 282].

В «Государстве» Платон наделял  правителей абсолютной властью и  ставил их выше всяких законов, потому что предполагал в них философское  образование, открывающее доступ к  истине. «Законы» являются более подробным  политическим проектом, и это объясняется  крайним недоверием Платона к  людям и его стремлением все  предусмотреть и предначертать. Он хочет связать волю правителей и граждан законодательством, которое  должно быть строго охраняемо от всяких нововведений. Вместо абсолютного правления  философов, Платон предлагает неизменное законодательство, написанное философом  для безусловного исполнения  [16, с. 283].

Таким образом, Платон в своем  проекте «Законы» отступает в  ряде существенных положений от требований, выдвинутых в более раннем произведении – «Государство». Думается, это связано  с тем, что мыслитель пытался  придать социально-политическим идеалам, выраженным в «Государстве», практическую форму, в которой они казались бы осуществимыми при современных  условиях греческой жизни. Однако, хотя «Законы» и являются проектом, наиболее приближенным к действительности, Платон и здесь остается чистым идеалистом.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Детальное знакомство с основными  идеями философии государственного управления Платона хотя и принадлежит периоду античной культуры, тем не менее, некоторые его соображения вполне актуальны сегодня.

Они могут быть применены  в различных сферах осмысления философии  государства.  Среди них, на наш взгляд, наиболее важными в современных условиях являются:

-   государство не преходящее, временная форма организации общества, а форма общежития людей, способных жить в мире и совместными усилиями утверждать торжество нравственности;

- в философии государства следует отдавать предпочтение не индивидуальным целям, а общим нравственным благам человеческого бытия;

- каждому человеку – составной части государственного целого – необходимо развивать ту добродетель, которая соответствует его природной склонности и его социальному положению;

- решительный отказ от принуждения и подавления как методов поддержания установленного государством разумного общежития;

-  главные рычаги государства  для установления между людьми  отношений сотрудничества и взаимопомощи, не покорение и господство, а  просвещение и воспитание, не  наказание, а убеждение;

- государство – это глубоко продуманный и целенаправленный план социальной стратификации, имеющий целью исключить возможность столкновения эгоистических интересов богатых и бедных, слабых и сильных, образованных и неграмотных;

- государство должно гарантировать торжество общей добродетели и справедливое распределение благ, при этом интересы целого в государстве превалируют над интересами групп и классов;

- закон ставит своей целью не благоденствие одного какого-нибудь слоя населения, но благо всего государства;

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Чуешов, В.И. Философия государственного управления в древнем мире / В.И. Чуешов. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2008. – 161 с.
  2. Асмус, В.Ф. Платон / В.Ф. Асмус. – М.: Мысль, 1975. – 220 с.
  3. Нерсесянц, В.С. Платон / В.С. Нерсесянц. – М.: Юридическая литература, 1984. – 104 с.
  4. Асмус, В.Ф. История античной философии / В.Ф. Асмус. – М.: Высшая школа, 1965. – 320 с.
  5. Койре, А. Очерки истории философской мысли. Перевод с французского / А. Койре ; под ред. Я.А. Ляткера. – М.: Прогресс, 1985. – 300 с.
  6. Платон. Государство. Законы. Политик. – М.: Мысль, 1998. – 798 с.
  7. Кондрашова, Е.А. Теория и практика античной демократии: методические указания / Е.А. Кондрашова. – Новосибирск.: Экспресс, 1994. – 120 с.
  8. Виндельбанд, В. Избранное. Дух и история / В. Виндельбанд. – М.: Юрист, 1995. – 497 с.
  9. Волосникова, Л.Н. Хрестоматия по истории политических и правовых учений / Л.Н. Волосникова. – Тюмень, 1996. – 150 с.
  10. Нерсесянц, В.С. Платон / В.С. Нерсесянц. – М.: Юридическая литература, 1984. – 104 с.
  11. Сафонов, В.Н. Политические взгляды Платона / В.Н. Сафонов // Социально-политический журнал. – 1998. – № 3. – С. 194-206.
  12. Кессиди, Ф.Х. Платон и его эпоха / Ф.Х. Кессиди. – М.: Наука, 1979. – 350 с.
  13. Кечекьян, С.Ф. История политических и правовых учений /С.Ф. Кечекьян ; под ред. Г.И. Федькина. – М.: Юридическая литература, 1960. – 420 с.
  14. Нерсесянц, В.С. Платон / В.С. Нерсесянц. – М.: Юридическая литература, 1989. – 210 с.
  15. Щербаков, А.И. Древнегреческая философия эпохи классики: учебное пособие /А.И. Щербаков. – Краснодар, 1994. – 210 с.
  16. Новгородцев, П.И. Сочинения. – М.: Раритет, 1995. – 450 с.

Информация о работе Право и государство Платона