Право, свобода, демократия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:41, реферат

Описание

Порядок и анархия как формы общественной организации. С древнейших времен оба этих понятия конкурировали меж собой. Общество динамично развивалось, а вместе с ним развивались и преобразовывались формы его организации. Жизнеобеспечивающий процесс, ради которого существует социум - производство материальных благ, нужных ему и его членам. Однако, кроме этого, любое общество должно сохранять саму свою организацию, то есть свою властную (в науке принято выражение «потестарную», от латинского potestas - «власть») структуру. Конечно, социум нужен людям только для того, чтобы они могли выжить и обеспечить себя необходимыми благами, но чтобы решать сами эти задачи, общество поддерживать организационную структуру, взаимную координацию действий своих членов, авторитет и эффективность власти. Тем самым у него появляется новый, особый круг задач. Но эти задачи общество решает по разному. Одни говорят о порядке в обществе, как об идеальной модели его устройства, другие же напротив называют анархию - матерью порядка. На протяжении всей истории существования человечества, общество разделялось на 2 группы за и против.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Формы общественной организации………………………………………...4-9
2. Свобода и демократия, как лучшие условия для жизнедеятельности
людей………………………………………………………………………….10-17
Заключение……………………………………………………………………….18
Литература ………………………………………………………………………19

Работа состоит из  1 файл

Реферат (Курмаевой А.).docx

— 50.52 Кб (Скачать документ)

История классового общества не знает  надклассовой, или внеклассовой, Д. Буржуазная Д. — наиболее развитый исторический тип Д. в эксплуататорском обществе — является формой диктатуры  капиталистов над пролетариатом  и иными, полупролетарскими и  непролетарскими трудящимися классами и слоями населения. Она характеризуется  явным противоречием между декларируемой "властью народа" и действительным господством эксплуататоров. Функции  институтов буржуазной Д. состоят в  обеспечении классового господства, гарантирующего привилегии эксплуататорского класса, в маскировке его господства, в самоконсолидации класса буржуазии, разрешении её внутриклассовых противоречий. Такое понимание марксизмом-ленинизмом буржуазной Д. не означает абсолютно негативной её оценки: Д., даже формально декларируемая, представляет собой значительную ценность, т.к. в условиях Д. рамки политической свободы, общественной и индивидуальной самодеятельности несравненно шире, чем в условиях авторитаризма и др. недемократических режимов. Буржуазная Д., возникнув как политическое выражение экономической системы капитализма, явилась большим прогрессом по сравнению с феодальным политическим строем, она создала значительно более широкие возможности для развития движения и организации промышленного пролетариата. В условиях капитализма пролетариат не удовлетворяется использованием созданных буржуазией классово-ограниченных демократических учреждений, а борется за расширение и обновление Д. на новой социальной основе, создавая в этих целях свои политические партии, профсоюзы и др. классовые организации. В период империализма и особенно развитого государственно-монополистического капитализма рабочий класс противопоставляет реакционным устремлениям монополистической буржуазии к свёртыванию, подрыву Д., замене её фашизмом или иным открыто реакционным режимом свои демократические требования, свою систему демократических организаций, борющихся за социализм. Развёртывается общедемократическая борьба против монополий, возглавляемая рабочим классом, как составная часть борьбы за социализм.

Исторически высшим типом политической Д. является социалистическая Д. Это  единственно возможная форма  социалистического государства. Она  возникает как революционное отрицание буржуазной Д. Вместе с тем социалистическая Д. воспринимает и развивает те прогрессивные элементы и институты, которые явились результатом общественно-политического творчества трудящихся классов ещё при капитализме и утвердились в обществе. Принципиальное качественное отличие социалистической Д. от предшествовавших типов Д. состоит в полном соответствии формы и содержания демократических учреждений, законов и т.д.  власти трудящихся, следствием чего являются: реальность, гарантированность и полнота политических прав и свобод, их органическое единство с социально-экономическими и культурными правами; единство прав и обязанностей граждан; полновластие представительных учреждений; реальность принципа подчинения меньшинства большинству; равноправие наций и народностей, социалистический интернационализм и др. институты и нормы политической жизни, базирующиеся на экономическом фундаменте социализма. Социалистический демократизм — универсальный принцип всей социалистической политической организации общества, т. е. принцип организации и деятельности органов государства, общественных организаций и органов общественной самодеятельности, принцип взаимодействия всех составных частей системы власти трудящихся, принцип, определяющий единство фактического и правового положения личности в обществе, положение гражданина социалистического государства.

Вместе с новым общественным строем социалистическая Д. непрерывно развивается, проходя ряд основных этапов: пролетарская Д. как форма  диктатуры пролетариата — в условиях переходного периода от капитализма  к социализму; Д., перерастающая в  общенародную (вместе с перерастанием  государства диктатуры пролетариата в общенародное), — в условиях создания развитого социалистического  общества; общенародная Д. как форма общенародного государства, общенародной политической власти — в условиях развитого, зрелого социализма и строительства коммунизма. На всех этапах своего развития социалистическая Д. имеет классово-пролетарскую природу и направленность. Д. для трудящихся объективно означает ограничение Д. для эксплуататоров (как элемент подавления их сопротивления) в переходный период, подавление классово-враждебных, преступных, антиобщественных элементов на всех этапах становления и развития социализма.

Социалистическая Д. включает требование общественной дисциплины и сознательной самодисциплины трудящихся (производственной, государственной и т.д.).

Формы социалистической Д. разнообразны. Государственное и общественно-политическое строительство в странах мировой социалистической системы выявило ряд специфических черт, способов организации и функционирования социалистической Д. при сохранении её главных общих существенных черт.

Марксисты-ленинцы решительно выступают  как против реформистских и право-ревизионистских  требований "чистой", "внеклассовой" Д., фактически означающих перепев взглядов буржуазных идеологов по этому вопросу, так и против леворевизионистских  стремлений к отрицанию социалистической Д. и замене её военно-бюрократическим  режимом.

В исторической перспективе социалистическая Д. как политическое явление отомрёт вместе с государством и всей политической надстройкой в условиях высшей фазы коммунизма. На смену Д. социалистической придёт неполитическая Д. как форма организации общественного коммунистического самоуправления.

 

 

 

Заключение.

В условиях всеобщего отчуждения, противостояния человеку всех форм общения в качестве чуждых и навязанных ему из вне вождь формирует мощные социальные связи, «замешанные» на ценностных ориентациях. Конечно, последние не только связывают людей общностью интересов и целей, но и культивируют личность вождя, превращая народ в его тень, а его самого в «отца отечества». Этот факт имеет свое немаловажное последствие: утверждается не только единый принцип жизни и мироощущения, но и единый политический принцип – «масса царит, но не правит» (Московичи).

Первой жертвой такого консенсуса между властью и массами  становится отказ народа от реального (при сохранении видимости) контроля за действиями и поведением вождя. Это, в свою очередь, оказывается фундаментом реализации его главной цели восхождения на Олимп власти. Власть же своим главным устремлением имеет деспотический режим. Цезарианский элемент, по справедливой оценке Лебона, входит в ее состав, как водород в состав материи, он есть ее универсальный компонент (сегодня к нему прибавляется финансовый интерес). Единовластие, правда, бывает нужно и истории – вождь способен превратить энергию масс в созидательную силу, ведь, предоставленные самим себе, люди зачастую становятся ее злыми гениями.

Итак, утрата индивидуальности в условиях развертывающейся массовизации общественной жизни, чреватая угрозой низведения демократических принципов до эпифеномена демократии, становится главной чертой реальности – вот вывод, объединивший всех исследователей «феномена масс». В адекватном истолковании этого факта стали видеть ключ к пониманию современности, главных тенденций ее возможного развития. Такая позиция стала находить отражение при построении различных моделей настоящего и будущего, а связанный с ней вектор исследований остается и в наши дни преобладающим, хотя не единственным.

 

 

 

 

 

Литература.

Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3;

Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1974;

Ламонт К. «Свобода должна быть свободой на деле»

Давыдов Ю. Н., Труд и свобода, М., 1962;

Баллер Э., Человек и свобода, М., 1972;

Большая советская энциклопедия, М., 1979;

//Вестник МГУ 7 серия, 2011.,

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Право, свобода, демократия